Пословицы и поговорки при воспитании культурно гигиенических навыков

                КАРТОТЕКА ПОТЕШЕК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ

                             КУЛЬТУРНО- ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ

УМЫВАНИЕ

Таня, Машенька и Женька,

Мойте руки хорошенько.

Не жалейте мыла.

Я уж стол накрыла.

Нужно мыться непременно

Утром , вечером и днем,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном.

Руки мой перед едой,

Грязные руки грозят бедой.

Что такое чистым быть?

Руки чаще с мылом мыть,

Грязь убрать из-под ногтей,

Да подстричь их поскорей.

Умываться по утрам

И еще по вечерам.

Чисто вымою я уши-

Будут уши лучше слушать.

Отчего блестят глаза?

С мылом умывался я.

Мне еще нужна сноровка,

Чтобы зубы чистить ловко.

Дружат волосы с расческой,

Хороша моя прическа.

Не боимся мы воды,

Чисто умываемся,

И всем улыбаемся.

Водичка , водичка

Умой мое личико

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Теплою водою

Руки чисто мою.

Кусочек мыла я возьму

И ладошки им потру.

Закатаем рукава,

Открываем кран-вода.

Моем глазки , моем щечки,

Моем уши и ладошки!

Посмотрите , крошки,

На свои ладошки.

Ах, какие ладошки!

Чистые ладошки!

Чтобы ни один микроб

Не попал случайно в рот,

Руки мыть перед едой

Нужно мылом и водой.

Я сегодня утром рано

Умывался из -под крана

Я и сам теперь умею

Вымыть личико и шею.

Моем руки дружно,

Нам обедать нужно!

Мышка плохо лапки мыла,

Лишь водичкою смочила,

Мылом мылить не старалась-

И на лапках грязь осталась.

Полотенце в черных пятнах!

Как же это неприятно!

Попадут микробы в рот-

Может заболеть живот.

Так что ,дети ,постарайтесь,

Чаще с мылом умывайтесь!

Надо теплою водой

Руки мыть перед едой!

От водички, от водицы

Все улыбками искриться!

От водички, от водицы

Веселей цветы и птицы!

Дети умываються,

Солнце улыбаеться!

Мы умеем чисто мыться,

Щечки насухо тереть.

Полотенце и водичка

Не дают нам заболеть.

Знаем , знаем, да-да-да!

Где тут прячеться вода!

Выходи водица,

Мы хотим умыться!

Лейся на ладошку,

По-нем-нож-ку….

Нет, не понемножку- посмелей!

Будем умываться веселей!

ОДЕВАНИЕ , ПРИЧЕСЫВАНИЕ

Раз , два,три,четыре,пять-

Собираемся гулять.

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький.

Наденем на ножки

Валенки -сапожки

И пойдем скорей гулять,

Прыгать, бегать и скакать.

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти коса не путайся,

Маму дочка слушайся!

Чешу,чешу волосоньки,

Расчесываю косоньки!

Что мы делаем расческой?

Тане делаем прическу.

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету,плету,плету,

Приговариваю:

Ты расти,расти,коса-

Всему городу краса!

Хоть с тобой я ссорюсь часто,

Гребешок зубастый, здравствуй!

Без тебя нельзя сестричке

Заплести свои косички.

Без тебя пришлось бы брату

Целый день ходить лохматым.

Раз ,два,три,четыре,пять,

Собираемся гулять,

Завязала Катеньке

Шарфик полосатенький,

Наденем на ножки красные сапожки,

И пойдем скорей гулять,

Прыгать,бегать и скакать.

Собери носок в гармошку,

И надень его на ножку.

Ты другой носок возьми

Точно также натяни.

 А теперь скорей вставай

И штанишки надевай.

Вот колготки, посмотри,

Они сшиты изнутри,

Ты дружочек ,не зевай,

Налицо их одевай.

Что смеешься,не шучу

Как надеть их научу.

На свое лицо не надо

Нам колготки надевать.

Маша варежку надела,

Ой ! Куда я пальчик дела?

Нету пальчика,пропал,

В свой домишко не попал.

ПИТАНИЕ

Вот и полдник подошел,

Сели дети все за стол.

Чтобы не было беды,

Вспомним правила еды;

Наши ноги не стучат,

Наши язычки молчат.

За обедом не сори,

Насорил-так убери.

А у нас есть ложки

Волшебные немножко.

Вот-тарелка,вот-еда.

Не осталось и следа.

Глубоко и мелко,

Корабли в тарелке,

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот.

Бери ложку ,бери хлеб,

И скорее за обед.

Час обеда подошел,

Сели деточки за стол.

Посадим на ложку

Капустку,картошку-и спрячем!

Попробуй найди!

Не видно на ложке

Капустки ,картошки.

И нет на тарелке -гляди!

Сначало он в поле большом колоситься,

Потом в амбаре крестьянском храниться.

Затем он в пекарне печеться

И мягким ,душистым на стол подаеться!

Каша вкусная дымиться,

Саша кашу есть садиться.

Очень каша хороша,

Ели кашу не спеша.

Ложку за ложкой,

Ели понемножку.

У котенка в чашке

Было много кашки.

Две тетери прилетели,

Две тетери кашу съели .

И кричат они котенку;

-Ротозей ты,ротозей!

Если дали тебе кашку,

Нужно съесть ее скорй!

Пышка ,лепешка

В печи сидела,

На нас глядела,

В рот захотела.

Глубоко -не мелко,

Корабли в тарелках.

Луку головка,

Красная морковка,

Петрушка,картошка,

Крупки немножко.

Вот кораблик плывет,

Заплывает прямо в рот!

Утка- утенка,кошка-котенка,

Мышка мышонка зовут на обед.

утки поели,кошки поели,

Мышки поели,а ты еще нет?

Где ложечка?

Ешь на здоровьеце!

Если вас не посетит

За обедом аппетит

Надо вызвать ложку

Ложку неотложку

Ложка мигом прилетит

В ароматной дымке

В ней приедет аппетит

В шапке -невидимке!

А теперь нельзя зевать!

Постарайся поспевать!

За волшебной ложкой.

Рот пошире открывай

И смелее управляй!

Тили-час,тили-час

вот обед у нас сейчас

скушаем за маму ложку,

скушаем за папу ложку,

за собачку и за кошку,

воробей стучит в окошко,

дайте ложечку и мне…

вот и кончился обед.

Вот и завтракать пора.

Завтрак это не игра.

Надо ровненько сидеть.

И в тарелочку глядеть.

Не вертеться за столом.

Кушать кашку с молоком.

 ПРОГУЛКА

Шкафчик свой
открывай

И одежду
доставай.

Мы сначала одеваем

Кофточку,
штанишки.

Обуваем на ножки

Носки
и сапожки.

Шапку на головку

Одеваем ловко.

Шарфик не забудем.

 Вот как мы умеем,

Мы большими будем.

 ***

 Мы гулять идём на
улицу,

По лестнице
шагаем,

За перила
держимся,

Друг друга не
толкаем.

***

Что за длинный
поезд

Идёт по тротуару?

Это мы шагаем

 Друг за другом
парой.

 ***

Нагулялись хорошо

 И пришли
обратно.

Принимайте,
шкафчики,

Одежду аккуратно.

Всю одежду
в шкафчике

Ровненько сложили.

Рукавички посушить

Все мы не забыли

ТИХИЙ
ЧАС

Поиграли,
погуляли,

Плотненько
покушали,

А теперь пора
нам спать —

Во сне будем
подрастать.

***

Тихий час сейчас
у нас,

Надо всем ложиться
спать.

Будем мы ложиться
спать,

Будем глазки
закрывать
.

ВЕЧЕРНЕЕ
РАССТАВАНИЕ

Вечер наступает,

Солнце засыпает.

Деткам всем домой
пора.

До свидания,
детвора.

***

Завершается ещё
один денёк.

Ждут родителей
с работы

Дочка
и сынок.

Удивляется,
любуется народ,

Что за дружная
семья

Домой идёт!

ГБДОУ
№ 37

Невского
района

 Картотека

 пословиц, поговорок, потешек, частушек по
режимным моментам и КГН.

Майсак
А.В.

Потешки
в режимных моментах.

УТРЕННЕЕ
ПРИВЕТСТВИЕ

Здравствуйте,
девочки,

Здравствуйте, мальчики,

Рады мы видеть вас

В детском
садике.

***

Здравствуйте,
друзья,

Здравствуйте,
подружки.

Вас встречают
весело

В садике
игрушки.

УТРЕННЯЯ
ГИМНАСТИКА

На гимнастику идём

И мячи
с собой берём.

Будем с ними
заниматься

И здоровья
набираться.

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ
ПРОЦЕДУРЫ

Умываем ручки

Умываем личико.

Мыло с нами
поиграет,

Чудо-пузыри
пускает

. Полотенце
возьмём — Руки насухо протрём.

***

В зеркало мы
посмотрели,

Глазки наши
заблестели.

Улыбается всегда

Радостная детвора.

ДЕЖУРСТВО

Любим мы дежурить,

На стол накрывать.

Ложки, чашки
разложили —

Ничего не
позабыли.

***

Мы посуду на столы

Расставляем ловко.

Полюбуйтесь-ка,
друзья —

Ай-да сервировка!

***

Помогаю накрывать

Я на стол
посуду,

Из большой тарелки

Супчик кушать
буду.

Мелкая
тарелка —

Для второго блюда

, Для компота
чашечку

Поставить не
забуду.

ПРИЁМ
ПИЩИ

К завтраку
коровушка масло принесла,

Ну
а тётя-пекарь булку испекла.

Булку
с маслом кушай,

Маму с папой
слушай.

***

Мы накормим куклу
Дашу —

Мы накормим манной
кашей,

А потом дадим
ей чай.

Кушай, Даша,
подрастай
.

ЗАНЯТИЯ

А сейчас,
а сейчас

 Рисование
у нас.

Краски
и карандаши

Выбирайте, малыши.

***

 Приглашаю вас,
ребятки,

На занятие опять.

Приглашаю вас,
ребятки,

Посмотреть
и посчитать

***

Мы старались,

Мы лепили

Пряники из глины,

 Потому что
у Катюши

Нынче именины.

ТРУДОВАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мы
с игрушками играть

 Любим очень
дружно

. Знаем мы, что
убирать

Их на место нужно.

***

Тряпочки мы
в руки взяли,

Всюду-всюду пыль
убрали

. Ну а как мы
пыль убрали?

Полочки все
протирали.

Обновлено: 13.03.2024

У дошкольников игра является одним из основных методов формирования навыков личной гигиены, многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с вещами, усваиваются в значительной мере в играх . Воспитатель использует художественное слово, к месту вспоминает знакомые потешки, поговорки, пословицы, меткие сравнения из любимых художественных произведений.
Так же к игровым приемам относятся загадывание загадок.
Обучая дошкольников навыкам самообслуживания, важно сохранить стремление детей к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования его трудолюбия. Особое терпение и педагогический такт требуется от воспитателя, чтобы не погасить детскую инициативу.

Резинка Акулинка
Пошла гулять по спинке
И пока она гуляла,
Спинка розовою стала.
(Губка)

Костяная спинка,
Жесткая резинка,
С мягкой пастой дружит,
Нам усердно служит.
(Зубная щетка)

Я увидел свой портрет,
Отошел – портрета нет.
(Зеркало)

Посмотрите, посмотрите –
Тонет в речке и в корыте
Почему ж оно всегда
Только там, где есть вода.
(Мыло)
Пузыри пускала,
Пеной кверху лезла –
И его не стало
Все оно исчезло.
(Мыло)

Вафельное и полосатое,
Гладкое и лохматое,
Всегда под рукою,
Что это такое?
(Полотенце)

Вытираю я, стараюсь
После бани паренька
Все намокло,
Все измялось
Нет сухого уголка.
(Полотенце)

Зубастая пила
В лес густой пошла
Весь лес обходила,
Ничего не спилила.
(Расческа)

Хожу – брожу не по лесам,
А по усам и волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
(Расческа)

Хлопотун Егорка
Взялся за уборку:
В пляс по комнате пошел
Оглянулся – чистый пол.
(Веник)

То назад, то вперед
Ходит бродит пароход.
Остановился – горе
Продырявил море.
(Утюг)

Вроде ёжика на вид,
Но не просит пищи
По одежде пробежит –
И одежда станет чище.
(Щётка)


Умывание

Ты журчи, журчи водица,
Помоги ты нам умыться!
Вымыл ротик, вымыл носик,
Вымыл ухо, вытер сухо.

Мама взяла мыло,
Лицо дочурке помыла.
Теперь нос чистый,
И подбородок чистый,
И глазки блестят,
Весело глядят!

Чище мойся, воды не бойся!
Моем шею, моем уши,
Вытираемся мы посуше,
На спеша, не спеша,
Всего дороже чистота!

Надо мыться непременно
Утром, вечером и днём,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном!

Ручки надо чисто мыть,
Рукава не замочить!
Достану полотенце
С зелёною каймой.
Сильнее мыло пенься,
Почище руки мой!

Мы дружим с водою чистой,
Можем это доказать:
Мылом твердым и душистым
Не боимся мыть глаза!

Знаем, знаем, да-да-да,
Где тут прячется вода.
Выходи водица,
Мы пришли умыться!

В ручейке вода струится. В речке плещется вода. Мы под краном будем мыться, Без воды мы никуда. Моем руки, моем лица Мылом, щеткой и водой. Если ты не любишь мыться, Эту песенку не пой.

Зубы чистить нужно дважды
Каждое утро и вечер каждый.
Чтобы зубы не болели,
Мы их чистим гребешком,
Чтобы волосы блестели,
Мы их чистим гребешком.
Ты журчи, журчи водица,
Помоги ты нам умыться,
Если кончил умываться,
Надо сухо вытираться.

Засучу я рукава,
Возьму в руки мыло,
Чисто вымою лицо,
Стану я красивой.

Руки нужно чисто мыть,
Рукава нельзя мочить,
Кто рукавчик не засучит,
Тот водички не получит.

Без воды, без мыла
Всех бы грязь покрыла.
Кто умеет чисто мыться,
Тот болезней не боится.

Постель свою мы бережем,
Порядок у нас строгий.
И каждый вечер перед сном
Мы с мылом моем ноги.

Льется чистая водица,
Мы умеем сами мыться,
Моем шею, моем уши
После вытремся посуше.
Замарашка рук не мыл,
Месяц в баню не ходил.
Сколько грязи, разных ссадин
В уши лук ему посадим,
Репу – на ладошки,
На щеках – картошку.
На носу морковь взойдет,
Будет целый огород!

Да здравствует мыло душистое
И полотенце пушистое,
И зубной порошок,
И густой гребешок.
Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойся сразу оба глаза!
Мойтесь уши, мойся шейка
Шейка мойся хорошенько.
Мойся, мойся, обливайся!
Грязь сдавайся!
Грязь смывайся!

Дядя Стёпа утром рано
Быстро вскакивал с дивана,
Окна настежь открывал,
Душ холодный принимал.
Чистить зубы Дядя Стёпа
Никогда не забывал.

Чистка зубов

Надо чистить каждый зуб,
Верхний зуб, нижний зуб,
Даже самый дальний зуб,
Очень важный зуб.
Изнутри, снаружи три,
Три снаружи, изнутри,
Даже самый дальний зуб
Очень важный зуб.

Мы чистим, чистим зубы
И весело живем,
А тем, кто их не чистит,
Мы песенку поем:
«Эй, давай, не зевай,
О зубах не забывай,
Снизу вверх, снизу вверх
Чистить зубы не ленись»

С самых ранних детских лет учимся порядку,
Начиная туалет, сделаем зарядку.
А потом бежим быстрей в ванну умываться,
Отрываем кран – ручей и давай плескаться.
Вымыв руки чисто-чисто, всех микробов мылом смыв,
Начинаем зубы чистить, вымыв щёчку не забыв.
Чистить зубы нам не лень вечером и утром.
Чистя зубы дважды в день — поступаем мудро.
Зуб во рту со всех сторон очищаем тщательно,
И тогда здоровым он будет обязательно.
Зубы спереди и сзади, сверху, снизу чисти ты
Не здоровья только ради, но и ради красоты.

Всякая вещь своё место любит!

Если хочешь прогуляться, нужно быстро одеваться, Дверцу шкафа открывай, по порядку надевай. Первыми – трусики, а за ними маечку: Девочке – с бусинкой, мальчику – с зайчиком. А потом колготки скорей ты надевай, Каждую ножку в домик вставляй. Вот и до рубашечки добрались с тобой. Здесь у каждой ручки домик тоже свой. А теперь штанишки смело одевай. В них свою рубашечку умело заправляй. Посмотри, на улице стало холодать. Пришло время кофточку деткам одевать. А теперь уже на ножки обувайте вы сапожки! Чтобы ушки не болели быстро шапочку вы надели. А потом и куртку для длительной прогулки

Обед
На твоей тарелочке
Рыженькая белочка, Ешь скорее всё до дна – Будет белочка видна!
Далеко, далеко
На лугу пасутся ко…
Правильно, коровы!
Пейте, дети, молоко,
Будете здоровы!
Правильно держите ложку,
Набирайте понемножку,
На дне твоей мисочке –
Полосатая кисочка.
Чтоб она была видна –
Всё съедай скорей до дна!

Тот, кто пьет молоко,
Будет прыгать высоко!

Сидят дети за столом,
Едят кашу с молоком.
Каша вкусная у нас,
Няня нам добавки даст!

Ешь по вкусу, пей по силам,
Говори друзьям спасибо.

Всё до капли доедай
И запомни правило –
Посуда любит чистоту,
И это очень правильно.

Час обеда подошел,
Сели дети все за стол.
Правильно держите ложку,
Наблюдайте понемножку.
Скатерть, платье не марайте
Ротик свой вы закрывайте.

Дети кашку доедайте,
Силу вы не оставляете!

Когда я ем, я глух и нем!

Это – ложка, это – чашка. В чашке – гречневая кашка. Ложка в чашке побывала – Кашки гречневой не стало!

Подготовка ко сну

Я умею у кроватки
Простыню разгладить гладко,
А у скомканной подушки
Кулачком расправлю ушки.
Ах, ты моя душечка,
Пуховая подушечка.
На тебя щекой ложусь,
За тебя рукой держусь.
Глазкам спать давно пора,
Ждет тебя кроватка.
Спите детки сладко

Сон на цыпочках приходит,
И на цыпочках уходит
У кого закрыты глазки,
Он тому расскажет сказки.

Мне спалось сегодня сладко,
Уберем кроватку гладко.
В понедельник я стирала,
Пол во вторник подметала,
В среду я пекла калач,
Весь четверг искала мяч,
Чашки в пятницу помыла,
А в субботу торт купила,
Всех подружек в воскресенье
Позвала на день рожденье!

Пять котят спать хотят, А шестой — не спит. Пять котят спать хотят, А шестой — шалит! Хвостиком виляет, громко лает! Он бы лаял до утра, Да подумал: спать пора! Мирно хвостиком вильнул, И быстрее всех уснул. И тебе он, между прочим, Пожелал: «Спокойной ночи!»

Для расчесывания

Расти, коса, до пояса, Не вырони не волоса. Расти, косонька, до пят, Все волосоньки в ряд. Расти, коса не путайся, Маму, дочка, слушайся.

Уж я косу расчешу, Уж я русу заплету, Я плету, плету, плету, Приговариваю: Ты расти, расти, коса, Всему городу краса.

Для пробуждения

Встали мы с подушечки, ручки потягушечки, Ножки — побегушечки, вместе — порастушечки.

Дили- дили-дили-дили — Колокольчики звонили. Дили-дили-дили-дили — Колокольчики будили. Всех жуков, пауков. И веселых мотыльков. Динь-день! Динь-день! Начинаем новый день! Дили-дили-дили-дили! Колокольчики будили. Всех зайчат и ежат, Всех ленивых медвежат. И воробышек проснулся, И галчонок встрепенулся. Динь-день! Динь-день! Не проспите новый день

Правила поведения во время еды

Друзья настал обеда час! За стол мы приглашаем вас! К обеду все уже накрыто. Приятного вам аппетита!

Руки вымой не ленись, Лишь потом за стол садись! На колени детка положи салфетку!

Чтобы выглядеть опрятно, Ешь красиво, аккуратно, И ногами не болтай, И соседа не толкай

Суп конечно же прольешь, Если из тарелки пьешь. Наклони её немножко, Доедай своей ты ложкой!

Для второго помни тоже. Надо вилку взять и ножик. По кусочкам отрезай. Так второе и съедай!

За едою не тянись, А к соседу обратись. Передаст тебе сосед и компот и винегрет!

Угощенья хороши! Ешь спокойно, не спеши! Не болтай с набитым ртом- Разговоры все потом!

Следующая пословица

Приобщение детей раннего возраста к народным традициям, наиболее эффективно проходит через знакомство с детским фольклором. Выбор этой темы связан с проблемой формирования культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста, которую можно эффективно решить с помощью детского фольклора. Особенно актуальна эта проблема в младшем возрасте, так как этот период является наиболее благоприятным для их развития, именно в этом возрасте закладывается фундамент всех полезных и необходимых навыков в жизни человека. Посредством детского фольклора малыш лучше запоминает, устанавливает причинно-следственные связи.

Формирование культурно-гигиенических навыков осуществляется под руководством взрослых — родителей, воспитателя. Поэтому должна быть обеспечена полная согласованность в требованиях дошкольного учреждения и семьи. Главными методами обучения дошкольников являются наглядные, словесные, игровые и практические методы. В раннем возрасте дети особенно склонны к подражанию, поэтому в формировании навыков большую роль играет личный пример взрослых. Для плодотвор-ного общения взрослого и ребенка важно установление добрых и доверительных взаимоотношений, важен эмоциональный контакт. В этом помогает детский фольклор — сказки и малые фольклорные жанры: песенки, потешки, прибаутки, считалки, пословицы, поговорки, загадки, дразнилки, кричалки, заклички, пестушки.

Фольклор (англ. folk-lore) — народное творчество, произведения, создаваемые народом и бытующие в нем. Отличительными особенностями фольклора являются коллективность и народность, а также то, что он является источником любой литературы и искусства в целом, оказывает все-стороннее влияние на развитие человека. Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки — потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания. Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обеда-ют, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Формирование культурно – гигиенических навыков у младших дошкольников посредством устного народного творчества.

К культурно-гигиеническим навыкам относятся навыки по соблюдению чистоты тела, культурной еды, поддержанию порядка в окружающей обстановке и культурных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Культурно-гигиенические навыки и привычки в значительной степе-ни формируются в дошкольном возрасте, так как центральная нервная си-стема ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день и неоднократно.

Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение мыть лицо, уши,руки:

Взять мыло, намыливать до появления пены;

Сухо вытереть руки, аккуратно повесить полотенце в свою ячейку.

Навыкиопрятной еды включают умение:

Правильно пользоваться столовой и чайной ложками, вилкой, салфеткой;

Не крошить хлеб;

Пережевывать пищу с закрытым ртом;

Не разговаривать с полным ртом;

Тихо выходить по окончании еды из-за стола;

Пользоваться только своим прибором.

Навыки пользования носовым платком

Знать назначение носового платка.

Не использовать его как предмет игры.

Спокойно относиться к процедуре использования платка по назначению.

Находить носовой платок в кармане платья, кофты, рубашки, пальто и т. п.

Самостоятельно доставать платок из кармана и использовать (в случае необходимости обращаться за помощью).

Постепенно формировать умение разворачивать и сворачивать платок, аккуратно убирать его в карман.

Обращать внимание на чистоту носового платка.

Навыки пользования расчёской:

Знать свою расческу и место, где она лежит.

Показать функциональное назначение расчески и формировать навык ее использования.

Учить спокойно относиться к процедуре причесывания, повторять ее по мере надобности (после сна, после прогулки, после пользования головным убором и т. п.).

Позволять ребенку проявлять самостоятельность исходя из его желания («Я сам!»).

Переносить навык использования расчески в игровую ситуацию (с куклой).

Исключить возможность пользования чужой расческой.

Широко используются, особенно в младшем возрасте, малые формы фольклора: потешки, пословицы и поговорки

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косынька, до пят,

Все волосыньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Дочка, маму слушайся.

Умой мое личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Права ножка, лева ножка

Одному мигну, другому кивну,

А третий сам догадается.

Что поставят, то и кушай,

а хозяина в доме слушай!

Хлеб — соль кушай,

а добрых людей слушай.

Ешь больше, проживешь дольше.

Мило не мыло, а беленькое личико.

Варианты использования устного народного творчества в повседневной жизни ребенка

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела до-школьника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в об-щих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего,и мы с детства помним: «Аты-баты, шли солдаты.» Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.

Замечено, что к взрослому, виртуозно владеющему образным народным устное народное творчеством,тянутся дети: их завораживают напевность слов, привлекают внимание неожиданные повороты в сюжете или настоящие «небывальщины и несказальщины».

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интерес-нее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Предлагаем варианты использования устного народного творчества в повседневной жизни ребенка в дошкольных образовательных учреждений и дома.

Из колодца принесла

И ребята всей гурьбой

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки горели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Ай, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды,

Чистая водичка умоет

Когда дети умываются, расскажите им потешку,спросите: «Где у нас личико? Где глазки? Где носик и ротик?» Дети покажут, охотнее будут умываться, а слова потешки постепенно выучат

Расти, коса, до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, косонька, до пят —

Все волосоньки в ряд.

Расти, коса, не путайся.

Маму, дочка, слушайся.

Уж я косу заплету,

Уж я русу заплету,

Я плету, плету, плету,

Ты расти, расти, коса,

Всему городу краса!

Умница, Катенька, ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую, мягкую, душистую.

Травка-муравка со сна поднялась

Птица-синица за зерна взялась

Зайка за капусту, мышка — за корку.

А детки — за молоко.

Пейте, детки, молоко — будете здоровы!

Идет коза рогатая,

Идет коза бодатая.

Кто кашу не ест,

Пошел котик на торжок,

Купил котик пирожок.

Пошел котик на улочку,

Купил котик булочку.

Самому ли съесть

Либо деткам снесть?

Да и деткам снесу.

Стали крыльями махать,

Наших деток усыплять.

Ты, собачка, не лай,

Белолапа, не скули,

Наших деток не буди.

Котя, котенька, коток.

Котя — серенький лобок,

Приходи к нам ночевать

Наших деточек качать.

А уж я тебе, коту,

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

Да кувшин молока.

Можно рассказывать потешку и гладить ручки, ножки ребенка, помогая ему проснуться. Имя заменяется на соответственное.

Можно принести в спальню игрушечного петушка и потихоньку будить детей,рассказывая потешку:

Что ты рано встаешь,

Деткам спать не даешь?

Эта потешка настроит детейна бодрящую гимнастику после сна:

Рано солнышко встает,

На зарядку всех зовет.

Если ребенок плачет

Не плачь, не плачь, детка,

Прискачет к тебе белка

Для тебя потешки

Не плачь, не плачь,

Не плачь, дорогой,

Не плачь, не реви,

Публикации по теме:

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста с помощью ИКТ Самая большая ценность для человека – здоровье. Поэтому так важно помочь детям дошкольного возраста осознать, какую ценность представляет.

Опыт работы воспитателя «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Опыт работы воспитателя МДОУ д\с «Сказка» Халиковой Л. Э. на тему: «Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей» младшего дошкольного.

Консультация для родителей «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста» «Роль фольклора в формировании культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста»[/b] С первых дней жизнь ребенка социально организована.

Лэпбук «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста»

Лэпбук «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста» Культурно-гигиенические навыки — очень важная часть культуры поведения человека. Опрятность, содержание в чистоте лица, тела, прически,.

Развитие навыков самообслуживания и гигиенических навыков у детей раннего возраста (2–3 Года) В настоящее время многие родители и даже педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию,.

Развитие навыков самообслуживания и соблюдения культурно-гигиенических норм у детей от 1,5–2,5 лет Прошло ровно 2 месяца как наш детский сад снова открыл двери для маленьких воспитанников. Вместе нам с малышами и их родителями, предстоит.

Реферат: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Реферат: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Подготовила: Воспитатель МБДОУ №42 «Малышок».

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста Проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения в последние годы приобретает всё большую актуальность. Организм ребенка очень пластичен,.

Воспитание культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности.

Задачи и формы работы с детьми по формированию культурно гигиенических навыков и навыков самообслуживания В современном дошкольном учреждении важное внимание уделяется воспитанию здорового дошкольника. Одним из важных факторов здоровой личности.

Следующая пословица

У дошкольников игра является одним из основных методов формирования навыков личной гигиены, многие элементарные трудовые навыки, особенно в области самообслуживания, культурного общения, обращения с вещами, усваиваются в значительной мере в играх. Воспитатель использует художественное слово, к месту вспоминает знакомые потешки, поговорки, пословицы, меткие сравнения из любимых художественных произведений. Так же к игровым приемам относятся загадывание загадок. Обучая дошкольников навыкам самообслуживания, важно сохранить стремление детей к самостоятельности, которое является великим достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором формирования его трудолюбия. Особое терпение и педагогический такт требуется от воспитателя, чтобы не погасить детскую инициативу.

Пошла гулять по спинке

И пока она гуляла,

Спинка розовою стала. (Губка)

С мягкой пастой дружит,

Нам усердно служит. (Зубная щетка)

Я увидел свой портрет,

Отошел – портрета нет. (Зеркало)

Тонет в речке и в корыте

Почему ж оно всегда

Только там, где есть вода. (Мыло)

Пеной кверху лезла –

Все оно исчезло. (Мыло)

Вафельное и полосатое,

Гладкое и лохматое,

Всегда под рукою,

Что это такое? (Полотенце)

Вытираю я, стараюсь

После бани паренька

Нет сухого уголка. (Полотенце)

В лес густой пошла

Весь лес обходила,

Ничего не спилила. (Расческа)

Хожу – брожу не по лесам,

А по усам и волосам,

И зубы у меня длинней,

Чем у волков и медведей. (Расческа)

Взялся за уборку:

В пляс по комнате пошел

Оглянулся – чистый пол. (Веник)

То назад, то вперед

Ходит бродит пароход.

Продырявил море. (Утюг)

Вроде ёжика на вид,

Но не просит пищи

По одежде пробежит –

И одежда станет чище. (Щётка)

Ты журчи, журчи водица,

Помоги ты нам умыться!

Вымыл ротик, вымыл носик,

Вымыл ухо, вытер сухо.

Мама взяла мыло,

Лицо дочурке помыла.

Теперь нос чистый,

И подбородок чистый,

И глазки блестят,

Чище мойся, воды не бойся!

Моем шею, моем уши,

Вытираемся мы посуше,

На спеша, не спеша,

Всего дороже чистота!

Надо мыться непременно

Утром, вечером и днём,

Перед каждою едою,

После сна и перед сном!

Зубы чистить нужно дважды

Каждое утро и вечер каждый.

Чтобы зубы не болели,

Мы их чистим гребешком,

Чтобы волосы блестели,

Мы их чистим гребешком.

Ты журчи, журчи водица,

Помоги ты нам умыться,

Если кончил умываться,

Надо сухо вытираться.

Надо чистить каждый зуб,

Верхний зуб, нижний зуб,

Даже самый дальний зуб,

Очень важный зуб.

Изнутри, снаружи три,

Три снаружи, изнутри,

Даже самый дальний зуб

Очень важный зуб.

Мы чистим, чистим зубы

А тем, кто их не чистит,

Мы песенку поем: «Эй, давай, не зевай,

О зубах не забывай,

Снизу вверх, снизу вверх

Чистить зубы не ленись»

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ВО ВРЕМЯ ЕДЫ

Друзья настал обеда час!

За стол мы приглашаем вас!

К обеду все уже накрыто.

Приятного вам аппетита!

Руки вымой не ленись,

Лишь потом за стол садись!

На колени детка положи салфетку!

Чтобы выглядеть опрятно,

Ешь красиво, аккуратно,

И ногами не болтай,

И соседа не толкай

Суп конечно же прольешь,

Если из тарелки пьешь.

Наклони её немножко,

Доедай своей ты ложкой!

Публикации по теме:

Игры по формированию КГН Игра «Уложим мишку спать» Цель: познакомить ребенка с предметно-игровыми действиями с мишкой, функциональным назначением кровати, формировать.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений у детей второй младшей группы . ОПИСАНИЕ ИГР, ИГРОВЫХ УПРАЖНЕНИЙ, ЗАДАНИЙ 1. Игра «Цветные бусы» Цель: развивать умение ориентироваться на цвет, как признак предмета,.

Картотека фольклора по теме «Осень» для детей старшей группы Загадки, пословицы, поговорки, скороговорки про осень. Ранняя осень – золотая пора. Золотыми становятся травы, деревья, кустарники. Короткое.

Картотека игр по формированию у детей младшей группы пространственных представлений 1. Замри Дидактическая задача. Учить детей воспринимать своё положение в пространстве, вызвать интерес к пространственному положению предметов,.

Картотека игр по формированию у детей средней группы пространственных представлений 1 Игры на формирование пространственных представлений у детей дошкольного возраста. Дошкольный возраст является очень важным периодом с.

Конспект занятия по формированию КГН «Чистота — залог здоровья» в старшей группе Цель: Совершенствовать культурно – гигиенические навыки. Задачи:Дать детям сведения, необходимые для укрепления здоровья; познакомить с.

Конспект занятия по формированию КГН в старшей группе «Наше здоровье в наших руках» Цель: формирование культурно-гигиенических навыков у детей. Задачи: Расширять знания о средствах гигиены. Сформировать представление о том,.

Проект по формированию КГН у детей младшего дошкольного возраста «В гостях у Мойдодыра» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад филиал «Светлячок» Проект по формировании КГН во 2 младшей.

Развлечение по формированию КГН для детей младшей группы «Встреча с Мойдодыром» Развлечение для детей младшей группы «Встреча с Мойдодыром» Программные задачи. Закреплять знания детей о пользе воды. Прививать первоначальные.

Следующая пословица

Пословицы и поговорки о гигиене – это то, с чем не лишне ещё раз ознакомиться.

Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Вода все очищает.

Чистота – залог здоровья.

Крепок телом – богат и делом.

Болезнь с грязью дружат.

Мойте руки перед едой – будете здоровы!

Мыло серое, а моет бело.

Чистая вода для хвори беда.

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

Где вода, там и жизнь.

Кто аккуратен, тот людям приятен!

Здоровье за деньги не купишь.

Чаще мойся – воды не бойся!

Здоровье дороже богатства.

В здоровом теле – здоровый дух.

Не рад больной и золотой кровати.

Чистота – лучшая красота!

Не тот спортсмен, кто в детстве прыгает, а тот, кто под старость бегает.

Каждая вещь должна иметь своё место.

Холода не бойся, сам по пояс мойся.

Неоконченные дела всегда выводят из равновесия.

Чем крепче сон, тем ярче мысли.

Рубрика: Здоровье Метки: гигиена, здоровье, пословицы Постоянная ссылка

Эта запись защищена паролем. Введите пароль, чтобы посмотреть комментарии.

Читайте также:

      

  • Поговорка третий не лишний третий запасной
  •   

  • Пословица к рассказу чинк
  •   

  • Пословицы не торопись отвечать
  •   

  • Пословица к рассказу леденец носова
  •   

  • Пословицы с вводными словами

С помощью детского фольклора у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам. Дети с интересом, восхищением пытаются подражать взрослому, повторить его действия. Повторяя вместе с воспитателем поговоркипословицы, у детей развивается воображение, обогащаются речь и эмоции, развивается мелкая моторика.

Представим использование детского фольклора – пословицыпоговорки в разных режимных моментах ДОУ.

Утром важно создать хорошее настроение и облегчить расставание ребенка с мамой

Вместе с солнышком встаём,

Вместе с птицами поём.

С добрым утром,

С новым днём!

Вот как весело живём.

Утренняя гимнастика

Каждый день, что мы встречаем,

Мы с зарядки начинаем!

Малыши, малыши,

Дружные ребятки.

Малыши, малыши

Вышли на зарядку!

Кто зарядкой занимается, тот силы набирается.

Начинай новую жизнь не с понедельника, а с утренней зарядки!

Крепок с утра телом, тогда богат и делом.

С зарядкой не дружишь – не раз о том потужишь

Пешком с утра ходить – долго жить.

Кто любит зарядку, тот здоров и бодр.

Умывание, правила гигиены

Знаем, знаем да-да-да,

Дом, где прячется вода.

Выходи, водица!

Мы пришли умыться!

Кран откройся! Нос, умойся!

Мойтесь сразу оба глаза!

Мойтесь уши, мойся шейка!

Шейка, мойся хорошенько!

Мойся, мойся, обливайся!

Грязь, смывайся,

Грязь, смывайся!

Каждый день я мою мыло

Под горячею водой.

Мойся, мыло, не ленись,

Не выскальзывай, не злись.

Ой, опять оно упало!

Будем мыть его сначала.

Умываемся мы быстро,

Вытираемся мы чисто,

Так опрятны, аккуратны,

Всем смотреть на нас приятно.

Постарайтесь не лениться,

Каждый день перед едой

Прежде, чем за стол садиться,

Руки вымойте водой!

Завтрака, пословицы об аккуратности за столом

Где аккуратность, там и опрятность

Аккуратность человека красит

Кто аккуратен, тот и людям приятен

На того, кто ест опрятно,

И смотреть всегда приятно,

Мы едим всегда красиво,

После скажем всем «Спасибо».

За едой – не сори,

Насорил, так убери.

Скатерть, платье не марай,

Рот салфеткой вытирай.

О трудовой деятельности

От безделья чрезмерного — дурь наживается, в труде активном — воля закаляется

Кто с трудом своим в ладу живет, тот и с потехой не в споре

Считай свой труд за отдых, ежели перед тобою великая цель

Хорош отдых, лишь когда работа уже сделана

Одевание на прогулку

1,2,3,4,5.

Собираемся гулять,

Будем быстро одеваться,

Не зевать и не толкаться,

Будем дружно играть

И друг другу уступать!

Раз, два, три, четыре, пять –

Собираемся гулять.

Знай и помни об одном – свежий воздух полезен перед сном!

Кто хвори не поддается, тот здоровым остается.

Ходи больше, жить будешь дольше.

Вечерние прогулки полезны, они удаляют от болезни.

О закаливании

Гони прочь лень, гуляй каждый день

Прохладная вода – хвори беда

Держи ноги в тепле, а голову в холоде

Где душно, там и недужно

Подготовка ко сну, дневной сон

Мы гуляли, мы играли

И немножечко устали.

Чтобы сил еще набрать,

Надо нам чуть – чуть поспать.

Нельзя шуметь,

Нельзя толкаться,

Нельзя шептаться и смеяться,

Потому что у нас

Наступает «Тихий час».

Без сна долго не проживешь

Сон лучше всякого лекарства

Побудка

Просыпайся, глазок! Просыпайся, другой!

Поздороваться Солнышко вышло с тобой!

Посмотри, как оно улыбается!

Новый день, новый день начинается!

Это кто уже проснулся? Кто так сладко потянулся?

После сон часа, причесывая волосы можно использовать поговорки:

Расти коса до пояса,

Не вырони ни волоса.

Расти, коса, не путайся,

Маму, дочка, слушайся.

О том, что слово необходимо думать о своих поступках

Слово –не воробей: вылетит — не поймаешь

За словом в карман не полезет

Мал язык, да всем телом владеет

Не спеши языком, торопись делом

Пословицы и поговорки о гигиене – это то, с чем не лишне ещё раз ознакомиться.

Гигиена – не мука, гигиена – не скука, а важная наука.

Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

Вода все очищает.

Чистота – залог здоровья.

Крепок телом – богат и делом.

Болезнь с грязью дружат.

Мойте руки перед едой – будете здоровы!

Мыло серое, а моет бело.

Чистая вода для хвори беда.

Если хочешь быть здоров, закаляйся!

Где вода, там и жизнь.

Кто аккуратен, тот людям приятен!

Здоровье за деньги не купишь.

Чаще мойся – воды не бойся!

Здоровье дороже богатства.

В здоровом теле – здоровый дух.

Не рад больной и золотой кровати.

Чистота – лучшая красота!

Не тот спортсмен, кто в детстве прыгает, а тот, кто под старость бегает.

Каждая вещь должна иметь своё место.

Холода не бойся, сам по пояс мойся.

Неоконченные дела всегда выводят из равновесия.

Чем крепче сон, тем ярче мысли.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Высказывание о церкви цитата
  • Вот и прошел еще один год цитаты
  • Цитаты из фильма сенсация
  • Образ господина нн в повести ася с цитатами
  • Осаму дадзай цитаты персонажа