Пословицы или поговорки в которых отражаются знания житейской психологии


Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке «Файлы работы» в формате PDF

«Ожег от слова сильнее, чем ожег от огня» — гласит русская – народная пословица. И с этим нельзя не согласиться. «Словом ранят, словом лечат, словом душу бередят…»

«Сначала было Слово, ну а потом слова, слова, слова», — которые «собирались» в предложения, высказывания, словосочетания. Они отражали впитанную мудрость времени, опыт поколений, энергетический заряд людей. Сегодня эту часть русского фольклора мы называем пословицы и поговорки.

По определению русского литературоведа Марии Александровны Рыбниковой: «Поговорка – это оборот речи, выражение, элемент суждения. Пословица же – законченное суждение, завершенная мысль». В народе говорят: «Поговорка – цветочек, а пословица – ягодка».

Пословицы и поговорки возникали среди различных классов и социальных групп населения, у людей не схожих профессий и родов занятий. Они отражали все стороны жизни людей. Были с ними «в горе и радости», в отдыхе и труде.

Пословицы и поговорки – это отражение житейской психологии народа. Не зря можно часто услышать: «У кого что болит, тот о том и говорит».

Значительное количество пословиц и поговорок возникло в среде работящих людей. Например, среди ремесленников: «Без топора — не плотник, без иглы — не портной», «Ремесло пить – есть не просит, а само кормит», «С ремеслом и увечный хлеба добудет».

Наиболее многочисленной является группа пословиц и поговорок, возникших в крестьянской среде. Большинство из них непосредственно связанно с сельскохозяйственным трудом: «Вешний день целый год кормит», «Доброе семя, добрый и всход», «До поры до времени не сеют семени», «Пашню пашут — руками не машут».

Очевидно, что все пословицы и поговорки о труде, работе. Правильно подмечено: «Движение – это жизнь». Вот и учат нас пословицы и поговорки что «Жизнь пройти – не поле перейти», «Какие труды, такие и плоды», «К чему душа лежит к тому и руки приложатся», «Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто на дело гож», «Пока железо в работе его и ржа не берет».

Все вышеперечисленное – психологические знания, накопленные и употребляемые человеком в повседневной жизни, которые формируются в результате наблюдений, самонаблюдений и размышлений.

«Нужно наклониться, чтобы из ручья напиться», «Любишь кататься – люби и саночки возить», «За много дел не берись, а в одном отличись», «Не говори что делал, а говори, что сделал», «Не начавши, думай, а начавши, делай».

Следует отметить, что для житейских психологических знаний характерна фрагментарность. Такие знания носят интуитивный характер.

Достоверность житейской психологии проверяется на личном опыте и опыте людей, с которыми человек непосредственно соприкасается. Эти знания передаются из уст в уста, записываются, отражая многовековой житейский опыт.

Пословицы и поговорки характеризуются доступностью, наглядностью и правдивостью. Это бесценное народное богатство, параллельно с которым мы взрослеем, а позже изучаем психологию как науку.

  1. Поменьше говори – больше услышишь!
  2. Любишь говорить – люби и слушать!
  3. Кто говорит, тот сеет: кто слушает, тот пожинает.
  4. В чужой монастырь со своим уставом не ходят.
  5. Не торопись отвечать, торопись слушать!
  6. Не всякому слуху верь – разузнай да проверь!
  7. Говори меньше – умнее будет!
  8. Пустые слова, что орехи без ядра.
  9. Слово не стрела, а сердце язвит.
  10. Лучше недоговорить, чем переговорить.
  • Авторы
  • Файлы
  • Литература


Гречановская А.А.

1

Крутых Е.В.

1


1 Кубанский государственный технологический университет

1. Большой толковый словарь русского языка /Под ред. С.А. Кузнецова. – СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с. URL.: http://enc-dic.com/kuzhecov/Mentalitet-9929.html (дата обращения: 11.03.2013 г.)

2.Емелькина И. В. Российский менталитет: Сущность, объем понятия и социальная роль. Автореф. д…ра ф.н. – М., 2011.

3.Еникеев М.И. Энциклопедия. Общая и социальная психология. – М.: ПРИОР, 2002. – 560 с.

4. Маслова В.Л. Лингвокультурология. – М.: Академия, 2001. – 208 с.

5.Снегирев И.М. Обозрение пословиц /Русское устное народное творчество. Хрестоматия по фольклористике. /Под ред. Ю.Г. Круглова. – М.: Высшая школа, 2003. – С. 133 — 140.

6 .URL.: http://fplib.ru/literature/proverbs.html (дата обращения: 01.11.2013 г.)

Последние десятилетия ученые различных научных направлений и школ обсуждают ментальность русского народа.

Некоторые исследователи считают, что впервые этот термин употребил Р. Эмерсон (1856) . Другие исследователи полагают, что термин «менталитет» первым ввел основоположник культурно-этнического направления в обществоведении Л. Леви-Брюль, что означало «умственный инструмент».

Ментальность изучали историки А. Бюргьер, Ж. Ле Гофф, Ж. Дюби,  Ж. Э. Лефевр, Р. Мандру, Э. Томпсон М и другие.

Но как психологический термин «менталитет» начал изучаться со второй половины ХХ века [2].

Его рассматривали в своих работах Г.В. Акопов, А. Горячев, И. Дубов, И. Кон, Г. Лебон,  С.Л.Рубинштейн, З. Фрейд, Э. Фромм, К. Юнг и другие.

Менталитет определяет и направляет поведение человека.

В Большом толковом словаре русского языка «менталитет» определяется следующим образом: «менталите́т  — [нем. мentalität — склад ума] Особое сочетание психических свойств и качеств, определяющее характерные черты умонастроения и мировосприятия человека, социальной группы или отдельного народа. Русский, немецкий, английский менталитет. Армейский менталитет. Менталитет правительства» [1].

И.В. Емелькина так определяет понятие «менталитет». «Менталитет – это сформировавшийся на базе социального и духовного опыта предыдущих поколений устойчивый комплекс основополагающих представлений и проявлений субъектов социума, ориентирующий и во многом детерминирующий общественное и индивидуальное сознание и поведение.

Менталитет как система элементов духовной жизни индивида или социальной группы, включает способ мышления, мировоззренческие установки, предрасположенность к восприятию, умонастроениям. Этот комплекс предопределяет стереотипы поведения, деятельности, образ жизни общности, индивидов. То есть мы стремимся доказать, что природа менталитета — двуединая, включающая и духовно-психологический, и социальный компоненты» [2, С.11].

Понятие «российский менталитет» трактуется как менталитет российского суперэтноса, исходными опорными основами которого стали восточнославянская цивилизация и православие. Они объединили специфику разнообразных этносов и конфессий в один социум на евразийском пространстве,  сплоченный общим миропониманием, хозяйственными связями, целями, великим духовным смыслом бытия, социально-гражданскими скрепами. То есть наряду с этничностью в его основе лежит также гражданственность, культура, государственно-политические факторы.

Менталитет проявляется в таких свойствах личности русского человека, как «смысложизненность, космизм, духовность, коллективизм/общинность, стремление к свободе и независимости, человечность (отношение к человеку как промыслу Божьему), душевность, добродетельность, державность, устремленность к социальному идеалу» [2, C. 13].

Российский психолог М.И. Еникеев дает такое определение понятия «менталитет»: это «особенности склада ума, умонастроение (националистическое, либеральное, консервативное, прогрессивное, маргинальное и т.д.). Отражает уровень сознания и интеллекта его носителей» [3, С.239].

Менталитет – образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущий личности или группе. В русской философии, психологии, культурологи, публицистике обычно употребляется для характеристики национальных особенностей народов, особенностей культуры. Менталитет – весьма сложное, многогранное проявление психической деятельности социальных индивидов.

Если говорить о национальном менталитете, то под национальным менталитетом понимают «образ мыслей, психологический склад ума, особенности мышления;… исторически сложившуюся, устойчивую специфическую форму проявления и функционирования общественного сознания в жизнедеятельности определенной национальной общности людей» [4, С. 156].

Взгляды людей, их представления, убеждения и знания о психике, обобщающие многовековой опыт людей, а также жизненный опыт каждого конкретного человека аккумулируются в житейской психологии. Они представлены в житейской мудрости, в пословицах, поговорках.

Пословица – это краткое, ритмически организованное, устойчивое в речи образное изречение. Пословица составляет достояние целого народа или значительной части его и заключает в себе общее суждение или наставление на какой-либо случай жизни.

Пословица – самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными, но во многом оставшийся непонятным и загадочным. В пословице выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка, народный ум. Она отражает духовный облик народа, стремления и идеалы, суждения о самых разных сторонах жизни. Все, что не принято большинством людей, их мыслями и чувствами, не приживается и отсеивается. Пословица живет в речи, только в ней емкая пословица приобретает свой конкретный смысл.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа. Это как заповеди народа, регламентирующие жизнь каждого простого человека. Это выражение мыслей, к которым пришел народ через вековой опыт. Пословица всегда поучительна, но не всегда назидательна. Однако из каждой следует вывод, который полезно принять к сведенью.

Менялась жизнь, появлялись новые поговорки, забывались старые, но оставалось самое ценное, имеющее значение и для последующих эпох.

Широкому распространению и долголетию пословиц способствовало то, что часть их, теряя свой прямой смысл, приобретала смысл переносный.

О чем бы ни говорилось в пословицах – это всегда обобщение. Образное отражение действительности в пословице связано и с эстетической оценкой разнообразных явлений жизни. Вот почему пословицы есть и веселые, и грустные, и потешные, и горькие.

Итак, пословица – это краткое, вошедшее в речевой оборот и имеющее поучительный смысл, ритмически организованное изречение, в котором народ на протяжении веков обобщал свой социально-исторический опыт.

Итак, основным источником народных пословиц и поговорок является именно жизненный социально-исторический опыт народа [6].

И.М. Снегирев писал: «…нигде столь резко и ярко не высказывается внешняя и внутренняя жизнь народов всеми ее проявлениями, как в пословицах, в кои облекается его дух, ум и характер» [5, С. 140].

Русский человек — очень интересная, загадочная личность, ведь не зря же говорят о «широкой русской душе».

Одна из характеристик русского человека – это потребность находиться в определенном коллективе, быть причастным к какому-то делу, чувствовать себя членом общества. Прямым олицетворением этих устоев являются такие пословицы, как: «Берись дружно, не будет грузно», «Веника не сломишь, а прутья по одному все переломаешь», «В тесноте да не в обиде».

Так же прослеживается трепетное отношение к семье в русской ментальности, которое можно увидеть на примере таких русских пословиц: «В семье и каша гуще», «Добрая жена да жирные щи – другого добра не ищи», «Жена верховодит, так муж по соседям бродит», «Муж – голова, жена – душа». В понимании русского человека, глава семьи – мужик, хозяин дома, занимающийся хозяйством, как самый сильный и ответственный. Русский мужик в своей семье – это пример и объект для подражания. В русских сказках мужиков-крестьян всегда показывали как неустающих тружеников, храбрых воинов и мастеров своего дела. Так, например, «Жена перед мужем всегда выправится», «Курице не быть петухом, а бабе мужиком», « С мужем – нужа, без мужа – того хужа, а вдовой да сиротой – хоть волком вой».

Женщина в народном сознании – это, прежде всего, мать и хранительница домашнего очага. Женщины работали на пашнях в полях меньше мужчин, но в идеализации и сакрализации посредством народного фольклора они не отстают.   Это можно проследить в таких русских пословицах, как: «Где сатана не сможет, туда бабу пошлет. У нас и баба зауряд в рекруты идет», «Баба — не квашня: встала да и пошла». 

Отношение к деньгам у русского человека в большей мере негативное, потому что для нашего, русского человека достаток — это не главное. В первую очередь он заботится о своей душе. Это можно увидеть на примере пословиц: «Деньга лежит, шкура дрожит», «Деньгам счет, а хлебу мера», Денег много – великий грех…», «Деньги – что навоз: то нет, то целый воз», «Через золото слезы льются», «Лишние деньги – лишние хлопоты», Следовательно, гораздо более значимыми вещами в системе ценностей были честь, верность, чувство долга.

Русский человек ценил честь. Например: «Береги платье снова, а честь смолоду», «Дай бог тому честь, кто умеет ее снесть», «Знай честь, коли хочешь хлеб есть», «Не знаешь чести, так палок двести», «Легче в драке, нежели в бесчестье мириться».

Одной из особенностей русского человека является трудолюбие. Труд являлся основным приоритетом в жизни русского народа, особенно крестьянства. Хотя, русский человек может быть очень ленив, что тоже является неоднозначной особенностью русского народа. Примером того могут служить пословицы и поговорки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Без дела жить – только небо коптить», «Без труда нет добра», «Трудовая денежка плотно лежит, чужая ребром торчит», «Хочешь жить ладно – работай исправно», «Лежа на боку, не заработаешь и на понюшку табаку», «Лодырь сам ляжет и коня положит», «Лентяй посреди реки просит напиться».

Особо хочется акцентировать внимание на отношении русского народа к своей вере, а, именно, к православию. Православные ценности отразились в душе русского человека, который и по сей день старается исполнять заповеди божии. Это ознаменовало складывание понятий «трудолюбие» и «добролюбие», т.е. человек, которые трудился, а значит, делал добро – спасал свою душу. Об этом нам доподлинно показывает народное творчество, а именно русские поговорки и пословицы: «Кто перекрестясь работал, тому Божья помощь», «Дело спорится – углам помолись», «С молитвой в устах, с работой в руках», «Всяк про себя, а Господь про всех».

Но русский человек всегда очень любил делать что-либо на «авось». В.О. Ключевский выделил это исторически выработавшиеся знаменитое «авось» – неспособность к размеренному «плановому» труду и, напротив, готовность к мобилизационным моделям жизни с краткосрочным напряжением всех сил и эмоциональным надрывом.

Это можно проследить на примере таких русских пословиц, как: «Авось да небось – такая подпора, хоть брось», «Авоська парень добрый: или выручит, или выучит», «Авось – вся надежда наша».

О русской ментальности так же как и о русских пословицах можно рассуждать бесконечно, ведь русский народ очень терпелив, трудолюбив, всегда весел и добр. Русский человек очень ценит не только семью, но и дружбу, любовь. Безусловно, он гостепреимен. Русская душа очень многогранна!!! Ведь мы Великий Русский Народ!!!!


Библиографическая ссылка

Гречановская А.А., Крутых Е.В. ЖИТЕЙСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ: РУССКИЙ МЕНТАЛИТЕТ В ПОСЛОВИЦАХ // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 6-1.
– С. 37-38;

URL: https://expeducation.ru/ru/article/view?id=4928 (дата обращения: 14.03.2024).


Предлагаем вашему вниманию журналы, издающиеся в издательстве «Академия Естествознания»

(Высокий импакт-фактор РИНЦ, тематика журналов охватывает все научные направления)

Здесь собраны:
— пословицы на тему психология
— пословицы про психологию
— пословицы и поговорки о психологии

Про психологию и психологов:

Низок уровень притязаний, да дорог.

Старого психолога на диагнозе не проведешь.

Психологу и образовательный процесс по колено.

Что продиагностируешь, то и откорректируешь.

Пустая личность всесторонне гармонична.

Лучше плохая привычка, чем хороший комплекс неполноценности.

Всяк психолог свою теорию хвалит.

Свой диагноз всегда ближе к норме.

Сам живи и другим диагноз не ставь.

Складно бает, да психологии не знает.

Каждый психолог знай свой диагноз.

Лучше поздно узнать свой диагноз, чем очень поздно.

Сколько психолога не учи, он все в школу смотрит.

Психолога бояться — в тренинговую группу не ходить.

Своя патология милее чужой нормы.

О психологии:

Примиряй; улаживай; согласовывай.

Терпение есть основа покоя.

Встречай жизнь мужественно; смело сражайся за лучшее.

Мысль о болезни усиливает ее.

Будь прост, но благороден.

Говори о том, во что веришь и верь в то, о чем говоришь.

Чистота пищи ведет к чистоте ума.

Этот мир есть великая школа

Нет огня жарче, чем похоть; нет зла худшего, чем гнев.

Справедливый наслаждается покоем.

Имей силу дуба и чистоту гималайского снега.

Щедрый дает деньги бедному; скряга швыряет камни.

Бесстрастие обусловлено умением видеть.

Небеса отвергают сухую любовь.

Молодость есть состояние ума.

Смирение обладает притягательной силой.

Жизни святых — это компасные стрелки в твоем послании к МокшеПраздность искушает к погибели.

Бесстрастие есть лекарство от всего.

Подмети сперва перед своей собственной дверью.

Не думай снова и снова о своих недостатках.

Победа над собой есть величайшая победа.

Гордость питается тщетностью.

Сей доброе и пожинай любовь.

Праздность — мать голода и родная сестра воровства.

Ленивый человек — старший брат нищего.

Склоняйся перед неизбежным.

Будь мягок, но решителен.

Победа над природой следует за победой над умом.

Одержи победу над всем миром.

Легче проповедовать двадцати, чем быть одним из двадцати, следующих наставлениям.

Упрощай, очищай, усиливай.

Имей храбрость льва и силу слона.

Имеющий такую подушку спит спокойно.

Любовь есть исполнение закона.

Путь покоя — это путь терпимости.

Чистая совесть подобна мягкой подушке.

Бережливость есть дочь благоразумия.

Сегодня принадлежит тебе.

Неудача — это еще один шаг к победе.

Где есть желание, там нет покоя; где есть покой, там нет желания.

Умение видеть приносит успех.

Отрешенность порождает бесстрашие.

Добродетель ведет к счастью; порок — к страданию.

Нравственность есть путь к религии.

Озабоченность есть ржавчина жизни.

Будь молчаливым свидетелем своих мыслей.

Размышление есть почва для мудрости.

Правдивость есть краеугольный камень характера.

Будь смелБудь веселДействуйИди вперед без страха.

Будь смиренен, но отважен.

Страдание — это великий очиститель.

Сноси оскорбление; сноси обиду.

Сей учтивость и пожинай дружбу.

Богатые покупают беспокойство.

Ешь немного; пей немного; говори немного; спи немного.

Никогда не старайся казаться тем, кем ты не являешься.

Надежда — это бальзам для души.

Грехи — это проявления ментальных ошибок.

Несчастья ведут к двери в Вечное Блаженство.

Недостаток искренности есть корень слабости.

Страсть делает тебя нищим.

Любовь правит без меча и соединяет без веревки.

Слабый в драке силен в страдании.

Будь искренен; будь серьезен.

Страдание — это подготовка к наслаждению.

Удовлетворенность есть уравнивающий фактор в обществе.

Нерассудительность есть паутина глупости.

Дисциплина воспитывает характер.

Закрой глаза и видь Свет.

Чистота есть свобода от желаний.

Признак святости — это равное видение всего.

Ненавидь грех, но не грешника.

Проживай каждый день так, как если бы это был последний день.

Здоровье лучше богатства.

Сожги похоть, пока она не сожгла тебя.

Чувственная жизнь есть пища для печалей.

Думай о противоположном качестве, если желаешь избавиться от пагубной наклонности.

Желание порождает желание.

Добродетель — это одеяние святости.


[Всего голосов: 18    Средний: 3.1/5]

Напишите 10 Пословиц о житейских психологических знаниях.

Вы зашли на страницу вопроса Напишите 10 Пословиц о житейских психологических знаниях?, который относится к
категории Другие предметы. По уровню сложности вопрос соответствует учебной
программе для учащихся 5 — 9 классов. В этой же категории вы найдете ответ
и на другие, похожие вопросы по теме, найти который можно с помощью
автоматической системы «умный поиск». Интересную информацию можно найти в
комментариях-ответах пользователей, с которыми есть обратная связь для
обсуждения темы. Если предложенные варианты ответов не удовлетворяют,
создайте свой вариант запроса в верхней строке.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Собери пословицы о труде презентация
  • Обычный день онегина в первой главе цитаты
  • Японские пословицы о родине
  • О чем пишет татьяна в письме к онегину с цитатами
  • Холодильник розенлев финский хороший цитата