Прав ли базаров в своем отрицании искусства почему у него такие взгляды цитаты

Базаров
– типичный нигилист, решительно и
беспощадно отрицающий общественное
устройство, пустословие, а также
искусство, литературу и любовь. Базаров
не признаёт духовного начала ни в
природе, ни в человеке. Это человек с
особым мировоззрением, отрицающий
общепринятые нормы, правила, принципы,
авторитеты и опыт отцов. Он отрицает
самодержавие, крепостное право,
либеральную болтовню, отрицательные
стороны самосознания народа. Он говорит
о том, что его поколение всё разрушит и
место расчистит.

Базаров
отрицает любовь, отрицает дружбу. Базаров
считает, что сильным чувствам нет места,
а в человеческом теле, а любовь вообще
не свойственно природе человеческой –
существует только физическое влечение.
Он признаёт только то, что можно потрогать,
реально ощутить, что приносит видимую
практическую пользу. Базаров говорит
о том, что во всём виновато общество. Он
считает, что надо перестроить общество,
и тогда люди изменятся.

Даже
в предсмертной сцене Базаров верен
своим идеалам до конца и гордо смотрит
в глаза смерти. Ждать собственную смерть,
лицом к лицу столкнуться с ней и не
испугаться может не каждый. Это говорит
о том, что Базаров – мужественный,
сильный и поистине преданный себе
человек.

Но
у Евгения есть и отрицательные качества:
грубость, резкость, иронизм, неверное
отношение к искусству. Он сплеча отрицает
вещи, которых не знает или не понимает.

Билет 7

1) Тема любви в творчестве Лермонтова.

Лирический
герой поэзии Лермонтова — образ
трагический. Это герой, страдающий от
несовершенства окружающего мира, остро
ощущающий свое одиночество, несовершенство
окружающего мира, разъединенность с
людьми. Причем эти чувства героя
переносятся и в любовную лирику поэта.

Стихотворение
«К***» («Я не унижусь пред тобою…»),
написанное в 1832 году, посвящено Наталье
Федоровне Ивановой, в которую тогда был
влюблён молодой поэт. В произведении
речь идёт о разочаровании, о неразделенной
любви, об измене девушки, не оценившей
возвышенные чувства лирического героя,
то есть самого автора. Оскорблённый в
своих чувствах, поэт упрекает любимую
в том, что она была не честна с ним, не
оправдала его надежд, а лишь кокетничала,
отнимая то время, которое он мог потратить
на творчество:

Как
знать, быть может, те мгновенья,

Что
протекли у ног твоих,

Я
отнимал у вдохновенья!

Теперь
герой видит в девушке только лицемерие
и притворство, которых он раньше не
замечал:

Зачем
ты не была сначала,

Какою
стала наконец!

Эта
ситуация изменила отношение Лермонтова
к женщинам. Его разочарование в любви
объяснимо и не может не вызывать
сочувствия. Героиня не оценила по
достоинству искренность и силу чувств
поэта, он с горечью осознал это и теперь,
наверное, уже никогда не сможет быть в
любви счастливым и беззаботным:

Иль
женщин уважать возможно,

Когда
мне ангел изменил.

Лермонтов
продолжает считать свою возлюбленную
самой лучшей, несмотря на её измену.
Если даже она – ангел, по его мнению, —
так поступили, то каковы же все остальные.

Героя
отличают такие качества, как свободолюбие
и гордость. Поэтому, несмотря на сильное,
глубокое чувство, он больше не хочет
унижаться и быть рабом своих эмоций:

Ты
позабыла: я свободы

Для
заблужденья не отдам.

К***

Не
привлекай меня красой!

Мой
дух погас и состарился.

Ах!
много лет как взгляд другой

В
уме моем запечатлелся!..

Я
для него забыл весь мир,

Для
сей минуты незабвенной;

Но
я теперь, как нищий, сир,

Брожу
один, как отчужденный!

Так
путник в темноте ночной,

Когда
узрит огонь блудящий,

Бежит
за ним… схватил рукой…

И
— пропасть под ногой скользящей!..

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Прав ли Базаров, утверждая, что «Рафаэль гроша медного не стоит…»

Прав ли Базаров, утверждая, что «Рафаэль гроша медного не стоит…»

    Всегда и во все времена искусство считалось важной и неотъемлемой частью жизни человеческого общества и каждого человека в отдельности. Бывали моменты в истории, когда значение искусства принижалось, порой отвергалось. Само искусство, особенно классическое, считалось лишним, ненужным, устаревшим, сковывающим умы молодежи.

    Один из таких периодов всеобщего отрицания показан в романе И.С.Тургенева «Отцы и дети». Главный герой произведения Евгений Базаров является убежденным нигилистом. Будучи закоренелым материалистом, он отрицает значение всего духовного, нематериального в жизни человека, в том числе и искусство. В споре с Кирсановым Базаров упоминает Рафаэля. Он говорит, что тот «гроша медного не стоит».

    Так кто же такой Рафаэль? И почему именно о нем говорит Базаров? В любом справочнике по искусству мы прочитаем, что Рафаэль считается одним из самых талантливых художников и архитекторов, когда-либо живших на Земле. Его гений получил признание не только у современников, но и в последующие века. По мнению искусствоведов, этот живописец является непререкаемым авторитетом в области классического искусства. Чем же так прославились его картины? Почему все самые известные картинные галереи в мире стремятся заполучить полотна Рафаэля?

    Мне хотелось составить собственное мнение о его творчестве, поэтому я решил обратиться к трем его самым известным работам.

    Сначала хотелось бы рассмотреть фреску Рафаэля «Галатея». Она была написана около 1512 года и является частью росписи виллы одного из богатейших людей того времени. Эта работа была выполнена по мотивам древнегреческого мифа о похищении Галатеи. Фреска изображает прекрасную Галатею, которая стремительно движется по волнам на раковине в окружении тритонов и наяд. Галатея ловко управляет двумя дельфинами, очень свирепыми на вид. Во фреске явственно просматривается радостная красота образов и ощущение ликующего счастья. Эти эмоции мастерски передаются плавными упругими линиями обнаженных фигур. Картина наполнена звучным колоритом, в котором светло-золотистые тона нагих тел оттеняются чистой синевой тела и морской гладью.

    Следующую работу, на которой мне хотелось бы остановить свой взгляд, называют «Афинской школой». Это одно из величайших произведений Рафаэля. Фреска изображает мир древних философов, чьи идеи вдохновляли художников Ренессанса. Под величественными сводами вымышленного античного здания мы видим всех выдающихся философов древности, беседующих со своими учениками. Эту фреску начали называть «Афинской школой» спустя много лет после написания. Она изображает Академию, основанную Платоном в Афинах в 4 веке до нашей эры. Эта грандиозная работа всего вчетверо превышает человеческий рост, но кажется намного больше.

    В центре картины изображены Платон и Аристотель. Суть их учений Рафаэль передал с помощью жестов. Рука Платона указывает на небо, а рука Аристотеля – на землю. Учение Платона более абстрактно, а учение Аристотеля скорее конкретно. Слева от Платона – Сократ, беседующий со слушателями. Прямо на ступенях, словно нищий на лестнице храма, расположился основатель школы циников Диоген. Внизу, на первом плане, две группы фигур. Слева мы видим склонившегося на колено с книгой в руках Пифагора с учениками. Справа – Архимед в окружении учеников. Он чертит циркулем на лежащей на полу грифельной доске. По лицам учеников мы можем прочитать, насколько они понимают своего учителя. У самого края фрески Рафаэль изобразил самого себя, а за своей спиной портрет своего учителя. Также на первом плане изображен Гераклит Эфесский, сидящий в глубокой задумчивости. Фигура Аристотеля и Платона является центром фрески благодаря значительности их образов. В осанке и походке героев чувствуется поистине царственное величие, а на их лицах мы ощущаем печать великой мысли. Архитектура «Афинской школы» — это гимн человеческому труду и творчеству.

    Мне хотелось бы закончить свой обзор величайшей картиной Рафаэля – «Сикстинской мадонной». Это одна из самых прекрасных картин, посвященных теме материнства. На этой картине перед нами предстает, словно видение, ступающая по облакам Мадонна с младенцем на руках. Внизу, по обе стороны Мадонны, изображены святые Сикст и Варвара. У самого края картины нарисованы ангелы. Они вносят в картину нотку озорства и непринужденности. Основной образ картины – это образ Мадонны. Она предстает перед нами как обычный земной человек. В ее взгляде есть оттенок тревоги, словно она предчувствует трагическую участь сына. В то же время, мы видим, что эта женщина готова принести его в жертву. Да и сам младенец будто предчувствует свою судьбу: он изображен не по-детски серьезным и задумчивым.

    Подробно рассмотрев картины Рафаэля, я вновь задал себе вопрос, прав ли был Базаров? Велик и непогрешим Рафаэль или «гроша медного не стоит»? Размышляя над этим вопросом, я прихожу к выводу, что этот итальянский художник был, безусловно, очень талантлив и оставил замечательные произведения искусства. Его работами вдохновлялись художники последующих веков. Основная заслуга Рафаэля заключается в том, что он заложил основу для следующих художественных открытий. И все-таки в конце своей работы мне бы хотелось вернуться к словам Базарова. Говоря о Рафаэле, он говорил обо всем искусстве в целом. Мне кажется, что здесь он был не прав. Я уверен, что искусство необходимо для развития человеческого общества и каждого человека в отдельности.

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Тургенев И.С. / Отцы и дети / Прав ли Базаров, утверждая, что «Рафаэль гроша медного не стоит…»

Смотрите также по
произведению «Отцы и дети»:

  • Краткое содержание
  • Полное содержание
  • Характеристика героев
  • Критические статьи

Базаров — представитель молодого

поколения. В его личности сгруппи­рованы

те свойства, которые мелки­ми

долями рассыпаны в массах.

Д. И. Писарев

В статье «По поводу «Отцов и детей» Тургенев писал о Базарове: «…я исключил из круга его симпатий все художественное», — подчеркнув при этом, что «должен был именно так нарисовать его фигуру». Из текста романа видно, что Базаров от­рицает как искусство вообще, так и отдельные его виды, в частности поэзию, жи­вопись, музыку.

На вопрос Павла Петровича: «Вы, стало быть, искусства не признаете?» — Ба­заров восклицает с усмешкой: «Искусство наживать деньги». О поэзии и поэтах он высказывается резко отрицательно: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта», Пушкина советует заменить материалистом Бюхнером, стихи по­эта называет «ерундой». О величайшем живописце Рафаэле Базаров говорит, что тот «гроша медного не стоит». Музыку тургеневский герой считает занятием несерьезным. В разговоре с Одинцовой он откровенно признается: «Вы не предполага­ете во мне художественного смысла, — да во мне действительно его нет».

И в то же время Базаров знает произведения искусства и литературы: он наи­зусть цитирует «Абидосскую невесту» Байрона, знаком с романами Фенимора Ку­пера, балладами Шиллера. Почему же Базаров так относится к искусству?

Базаров отрицает искусство потому, что именно в 60-х годах XIX века оно было поставлено писателями и критиками из лагеря «чистого искусства» выше тех граж­данских и политических задач, которые требовали в то время быстрейшего разре­шения.

Это была эпоха ожесточенной борьбы между демократами и либералами. В выс­казываниях Базарова слышатся отголоски споров «шестидесятников»-демократов и сторонников «чистого искусства». Среди первых были и такие, которые в поле­мике, нападая на теоретиков «чистого искусства», склонны были отрицать и само искусство. Демократы разрушали дворянскую эстетику, а Тургенев приписывал им уничтожение всякой эстетики, полное отрицание искусства. Такими крайними взглядами он и наделил своего героя. А поскольку сам писатель придерживался прямо противоположных взглядов, то, естественно, базаровское отношение к ис­кусству не могло быть в романе овеяно симпатиями автора.

Своим идейным противникам — либералам представители молодого поколения демократов отвечало приблизительно так: если Рафаэль, которого вы так превоз­носите, выше всего, что наиболее дорого нам, во что мы верим и за что боремся, то в таком случае не нужно нам вашего Рафаэля. Примерно так и сказал Базаров, только с присущей ему лаконичностью: «Рафаэль гроша медного не стоит».

Идейная борьба за Пушкина между демократами и либералами заключалась в том, что они по-разному ценили творчество поэта. Для демократов во главе с Чернышевским содержанием искусства являлось все, что вызывало общественный интерес. Для них Пушкин был поэтом «жизни действительной». Он был дорог им как автор вольнолюби­вых стихов, «Капитанской дочки», «Истории села Горюхина» и других произведений критического направления. Для либералов же, которые ценили поэта как автора роман­тических поэм и элегий, любовной лирики, Пушкин оказался в эти годы знаменем «ис­кусства для искусства». Заблуждение Базарова, как и некоторых реальных его прототи­пов, заключалось в том, что они устремились на штурм самого Пушкина, вместо того чтобы разоблачить либералов, ложно истолковывающих творчество великого поэта.

Это заблуждение охватило широкие круги студенческой молодежи, которая ста­ла противопоставлять конкретные науки искусству, а критику различных социальных пороков общества — чувству красоты. Демократу 60-х годов не могло нравиться и то, что искусство использовалось некоторыми либеральными деятелями для прикры­тия классовой и социальной несправедливости. Вражду к этим деятелям нигилист- разночинец переносил и на искусство как на средство, которым они пользовались.

Все эти факты Тургеневу были известны. Поэтому, создавая характер разночин­ца-демократа 60-х годов, он наделил своего героя резкими критическими выска­зываниями об искусстве.

Ограниченность Базарова в том, что он не учитывал действенной, воспитатель­ной, эстетической силы искусства, которое играло огромную роль в развитии и формировании как отдельной личности, так и общества в целом.

Светило науки — 4 ответа — 0 раз оказано помощи

1) —
2)- Слабая сторона взглядов в том, что его взгляды не соответствуют его сути. Что не может допустить, чтоб «душа» взяла верх над рассудком. Но «душа» побеждает.
3) — Кирсанов считает,что любит русский народ,а Базаров говорит,что  глупо и невозможно любить этих пьяниц,и то,что Керсанов любит,надев рубаху выйдти в поле посмотреть на то,как народ работает в поле-не есть любовь к народу! 
4) 
 Делает вид, что отрицает искусство, но — не получается…В том, что он не верит сам себе. Он к науке, не сознавая того, сам относится как к искусству. И не только к науке.. Проблема в том, что «он думает, что он так думает», но ошибается. Не хочет признавать очевидного, противоречит сам себе. Но не по глупости, а из упрямства, из убеждения «что должно быть так и только так», что не может и не должен идти на поводу каких-то «чувств»
5)- Базаров умер,спасая человека.

Спор Базарова и Павла Петровича – таблица взглядов и отношения к искусству

На чтение 4 мин Просмотров 11.3к.

Спор Базарова и Павла Петровича – таблица взглядов и отношения к искусству

Конфликт между Кирсановым и Базаровым лежит в основе всего романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В данной статье представлена таблица «Спор Базарова и Павла Петровича».

Политические взгляды

Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.

Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.

Евгений Базаров – разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.

В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.

Базаров

Кирсанов

Отношение к дворянству, аристократии и принципам

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;

«Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…»

«Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»;

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию»

Планы на общественное будущее

«Сперва нужно место расчистить»

«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить»

Отношение к народу

«Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж? Мне соглашаться с ним?»;

«Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову)

«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры»;

«А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову)

Философские взгляды

Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.

Базаров

Кирсанов

Взгляды

Считает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормы

Отрицает значение нигилизма, считая, что такие философские взгляды на жизнь являются угрозой для всего общества

Цитаты

«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»

«Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным»;

«И эта зараза уже далеко распространилась»

Нравственные ценности

Базаров

Кирсанов

Отношение к любви

«Любовь – белиберда, непростительная дурь»;

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду? Это все романтизм, чепуха, гниль, художество»;

«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»

«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»

Отношение к искусству

«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»;

«Рафаэль гроша медного не стоит»

Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа»

Отношение к природе

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Таблица «Спор Базарова и Павла Петровича»», рассмотрит политические, философские и нравственные взгляды представителей «отцов и детей» из романа И. С. Тургенева.

Беликова Ирина

Учитель физики, информатики и вычислительной техники. Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в рамках Приоритетного Национального Проекта «Образование».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Одна пословица на разных языках мира
  • Ты красива сильно и взгляде слова
  • Цитаты про пасмурность
  • Цитаты орков из warcraft
  • Наполеон о жозефине цитаты