Проблема добра и зла в романе мастер и маргарита цитаты

Автор статьи

Людмила Евгеньевна Иванцова

Эксперт по предмету «Литература»

Определение 1

Композиция – это соотношение и взаимное расположение частей произведения.

Идейно-художественный образ сил зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»

Роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова – это многослойное, многомерное произведение. В нем, тесно переплетаясь, соединены сатира и мистика, реализм и фантастика, напряженная философия и легкая ирония. Одна из главных философских проблем этого произведения – проблема взаимоотношения добра и зла.

Принято говорить о трех планах произведения:

  • Ершалаимском;
  • Потустороннем;
  • Современном московском.

Эти миры оказываются удивительным образом связаны между собой. В качестве такой связки выступает мир нечистой силы, который возглавляет царственный и величественный Воланд.

Воланд – это сатана, дьявол, дух зла, повелитель теней, князь тьмы. Все перечисленные определения встречаются в тексте произведения.

Замечание 1

Во многом Воланд ориентирован на Мефистофеля, а само имя персонажа взято из поэмы Гёте.

Воланд – это сатана, но образ сатаны в романе Булгакова не традиционен. Эта нетрадиционность заключается в том, что Воланд, будучи дьяволом, обладает некоторыми атрибутами Бога. Воланд мыслит себя с Богом в «космической иерархии» на равных.

Образ черта в литературе традиционно рисовался комично. Образ Воланда в редакции произведения 1929-1930 гг. тоже обладал рядом снижающих черт. Воланд хихикал, употреблял просторечные выражения, говорил с «плутовской улыбкой». Но в окончательной редакции Воланд стал совершенно другим, царственным, мрачным и величественным.

Воланд многолик. Он, как и подобает сатане, в разговорах с разными людьми надевает разные маски. У Воланда при этом сохраняется всевидение дьявола. Люди Воланда прекрасно осведомлены и о прошлой, и о будущей жизни людей, знают текст романа Мастера, который буквально совпадает с «евангелием Воланда». Булгаковскую Москву Воланд наблюдает как исследователь, который ставит научный опыт.

«Проблема добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер и Маргарита»» 👇

В Москве нечистая сила учиняет множество безобразий. Недаром к Воланду приставлена совершенно буйная свита. Уже то, что Воланд в Москву является не один, а со свитой, является нетрадиционным для воплощения образа черта в литературе. Как правило, сатана предстает без сообщников. У Булгакова же черт имеет свиту, в которой царит строжайшая иерархия. Каждый из свиты Воланда выполняет свою функцию:

  • Кот Бегемот – мастер розыгрышей и озорных проделок;
  • Коровьев — владеет всеми жаргонами и наречиями;
  • Азазелло, главная функция которого – исполнение актов насилия;
  • Вампирша Гелла – служанка Воланда.

Члены свиты Воланда, то выступая вместе, то чередуясь, создают различные ситуации, от жутковатых до комических.

Единство и борьба добра и зла в романе «Мастер и Маргарита»

Добро и зло – это вечные и неразделимые философские понятия. и до тех пор, пока дух и сознание человека живы, они будут бороться друг с другом.

Своеобразие романа «Мастер и Маргарита» заключается в том, что в нем представлены два пласта времени. Первый связан с жизнью Москвы в 1930-е годы, второй – с жизнью Иисуса Христа. Оба романа – и роман Мастера, и роман Булгакова объединены одной идеей – поиском истины.

Роман «Мастер и Маргарита» посвящен не судьбе одного человека – произведение рассматривает судьбу человечества в историческом развитии. А временной интервал в две тысячи лет указывает на то, что тема добра и зла – вечна, и она актуальна во все времена. В мире, который окружает Мастера, царствует зависть и вражда. И Воланд обнажает эти пороки человечества.

Каждому поколению людей приходится вновь и вновь решать нравственные проблемы. И одни люди прозревают, «заглядывают внутрь себя», а другие – не прозревают никогда. Яркий пример – Берлиоз. Он ничего не осознал, не понял, и в конце концов его настигло возмездие. Мастер же шагнул навстречу добру. Он понял, что пришел на землю для того, чтобы написать роман о Христе. Однако в результате Мастер становится врагом общества. Он, как и Иешуа, должен заплатить за право провозгласить истину.

Булгаков в своем романе стремится показать, что грань между добром и злом очень тонкая, еле заметная. Человек, делая добро, может не заметить, как порождает зло.

Идея Булгакова поместить в Москву 30-х годов Воланда и его свиту, которые олицетворяют силы, не поддающиеся законам логики, была абсолютно новаторской. Воланд появился в городе для того, что «испытать» героев, воздать должное Маргарите и Мастеру, которые сохранили любовь и верность друг к другу, наказать лихоимцев, взяточников, предателей. Над ними суд вершится не по законам добра – им придется предстать перед судом преисподней.

По мысли писателя, бороться со злом следует силами зла, только так можно восстановить справедливость. И в этом нетрадицонность образов нечистой силы. В романе Булгакова нечистая сила не склонна заниматься искушением и соблазном людей. Наоборот, свита Воланда защищает чистоту нравов и добропорядочность.

Воланд оказывается вершителем правосудия. Один из парадоксов романа состоит в том, что шайка Воланда, набедокурив в Москве, в то же время возвращала к жизни честность и порядочность и наказывала зло. Свита Воланда, тем самым, в романе Булгакова служит утверждению тысячелетних нравственных заповедей.

Воланд судит горожан по поступкам. И доносчик Варенуха, и Берлиоз, и Степа Лиходеев – все получают по заслугам.

Однако в романе нечистая сила не только наказывает людей, заставляя их страдать от своей же порочности. Нечистая сила здесь еще и помогает тем, кто не может постоять за себя против тех, кто попирает нравственные законы. Поэтому Воланд, олицетворяя зло, становится в данном случае посланником добра.

Булгаков подчеркивает диалектическое единство и взаимодополняемость добра и зла. Роман №Мастер и Маргарита» — это произведение о всесилии добра. Однако это возможно только при одном условии – если человек ни при каких обстоятельствах, даже в самых драматических, не уйдет с пути добра. Это произведение – об ответственности человека за добро, так как отвечать за него, кроме человека, некому.

В романе Булгакова отсутствует традиционное противопоставление света и тьмы, добра и зла. И в этом состоит еще одна особенность этого произведения.

Воспользуйся нейросетью
от Автор24

Не понимаешь, как писать работу?

Попробовать ИИ

Обновлено: 13.03.2024

Добро и зло… Как часто нам приходится слышать эти два понятия. С самого детства нас учили отличать добро от зла. Родители читали нам сказки, в которых добро всегда побеждает зло. В реальной же взрослой жизни всё намного сложнее: миром правят деньги. Ведь каждый человек хочет жить в комфорте, хорошо одеваться, есть вкусную пищу. Но для того чтобы пользоваться этими благами, необходимо иметь немалую сумму в своём кошельке. И, к сожалению, не всегда удаётся заработать её честным путём. Как известно, «деньги – это зло».

Произведение Булгакова «Мастер и Маргарита» — творение, в котором показано множество людских пороков. Одним из главных героев является Воланд – вершитель судеб, наказывающий людей за их проступки. В данном романе сатана не представитель силы, противостоящей Богу, а, пожалуй, его помощник.

На удивление, Воланд пытается изменить мир к лучшему. Безусловно, он и его свита причинили немало зла москвичам. Но я считаю, что это зло – кара за безнравственные поступки людей и общества.

Булгаков очень мастерски показывает нам борьбу добра и зла в своём романе. Зло сатаны и его помощников обнажает зло человеческое, нещадно снимает маски, раскрывает тайные замыслы таких людей, как Степан Лиходеев. Пьяница, развратник, опустившийся бездельник является значимой личностью в культурных кругах Москвы. Поэт А. Рюхин – неисправимый лицемер, который сочиняет плохие стихи и сам это понимает: «Не верю я ни во что из того, что пишу!». Н. И. Босой – председатель жилищного товарищества, хитрец и плут. Воланд говорит о нём: «Мне этот Никанор Иванович не понравился. Он выжига и плут». А. Ф. Соков – заведующий буфетом в театре Варьете, в котором подаются несвежие продукты. Все эти люди, а также многие другие были наказаны Воландом и его свитой. На сеансе чёрной магии в Варьете сатана, удивляя фокусами москвичей, хотел выяснить, изменились ли люди, но убедился в том, что они всё так же грешны – им важны деньги, они жестоки и алчны. В театре Воланд делает вывод, что люди особо не изменились, ими правят деньги, и «квартирный вопрос только испортил их».

Конечно, добро в романе предстает в образе Иешуа. Он не только не причиняет никому зла, но и не видит зла в других людях: «Злых людей нет на свете». Эту мысль пытался донести до нас автор. К сожалению, философ не стал бороться. Смирение — прямое следствие добра, именно это задумал Булгаков. И Га-Ноцри смирился, не стал бороться, он позволил убить себя.

Какую роль в романе играет Маргарита? Представителем добра или зла является эта героиня? Она обманула мужа, заключила сделку с дьяволом, стала ведьмой. Но ведь Маргарита совершила это ради большой любви. Чувство, которое она испытывает к Мастеру, неразрывно связано с её любовью к людям. Даже в порыве мщения героиня остаётся милосердной. Как только она увидела испуганного малыша в одном из окон, сразу прекратила «дикий разгром» в квартире критика Латунского. Несмотря на превращение в ведьму, героиня не утратила своей истинной женственности и чуткости. По моему мнению, героиня является носителем добра.

Понтий Пилат представляется суровым прокуратором, «свирепым чудовищем». Он был твёрдо убеждён: в мире господствуют те, у кого власть, остальные им подчиняются. Именно Пилат отправил Иешуа на верную смерть, хотя ему был симпатичен этот человек. Тем не менее игемон расквитался с Иудой за предательство и с первосвященником Каифой за требование казни философа. Прокуратор раскаялся и старался спасти Га-Ноцри, но не смог, оказался слаб духом: не решился разрушить свою жизнь ради спасения странника. Он струсил и был наказан – обречён на бессмертие.

Борьба добра и зла будет существовать всегда. Добро не может существовать без зла, они неразрывно связаны тонкой нитью бытия. Человек сам решает, какую сторону ему выбрать. Поэтому каждый обязан отвечать за свои поступки.

Следующая цитата

Противоборство добра и зла – одна из самых значимых и глубочайших тем в мировой литературе. Она рассматривается по-разному, и ни единый автор не способен исчерпать её полностью. Эта тема поднимается и в превосходном произведении Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Это – философский роман, который можно отнести как к притче, так и к сатире. Сам Булгаков смотрел на него как на своеобразное завещание, собственное послание потомкам. Это произведение он писал около 12 лет.

В романе как бы протянута нить из дальнего прошлого в современную для автора романа жизнь. Однако и в прошлом, и в реальном, по мысли Булгакова, не стихает противостояние зла с добром – противоборство, где ни одна из сторон не способна одержать окончательную победу.

Воплощение образа добра здесь представляет собой Иешуа, а воплощение зла – Воланд. Они неразрывно связаны друг с другом и постоянно как бы ведут неизменный спор, в связи с этим действие романа перемещается то в Москву 1930-х годов, то в начало нового времени. Вероятнее всего, этим автор романа хотел сказать, что доброе и злое начало вечны и неразделимы.

Воланд – это дьявол, злая сила. Однако, как видно из романа, и для него не чужда справедливость. Воланд явился в Москву, чтобы вернуть равновесие, которое было нарушено в пользу зла. Помимо этого, он призван напомнить о законе возмездия, о том, что зло порождает новое зло. Он наказывает людей за их пороки, однако помогает Маргарите и Мастеру за их искреннюю, ничем непоколебимую любовь.

Мне кажется, что это своеобразное послание великого писателя Михаила Булгакова к потомкам напоминает о нашей ответственности за все совершённые поступки – и добрые, и злые, ведущие нас вниз, либо, напротив, возвышающие душу.

Сочинение на тему: Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита», 11 класс

Какую роль в произведении играет Маргарита? Добро или зло несёт в себе образ данной героини? Она позволила себе обмануть супруга, заключила сделку с сатаной, стала ведьмой. Однако Маргарита сделала это ради огромный любви. Светлое чувство, которое она испытывает к Мастеру, неразрывно связано с её любовью к людям. Даже в порыве мщения героиня сохраняет милосердие. Как только она увидела испуганного ребёнка в одном из окон, сразу закончила «дикий разгром» в квартире критика Латунского. Невзирая на перевоплощение в ведьму, героиня не утратила собственной настоящей женственности и чуткости. Я считаю, Маргарита в романе олицетворяет образ добра.

Борьба добра и зла будет актуальна во все времена. Добро не может существовать без зла, эти понятия неразрывно связаны между собой тонкой нитью бытия. Человек самостоятельно решает, какую сторону ему выбрать. В связи с этим каждый должен отвечать за собственные поступки.

Следующая цитата

Русская литература XX века выросла из литературы века XIX, в которой значительное место уделялось евангельским мотивам. Но политические события в новой России наложили отпечаток на отношение к религии и церкви. Советское время ознаменовалось, помимо всего прочего, гонениями на церковь и ее служителей, в стране шла бурная антирелигиозная, атеистическая пропаганда, но какой бы методичной и целенаправленной она ни была, она так и не смогла разрушить в сознании людей многовековые традиции их предков. Евангельские мотивы стали ключевыми образами русской литературы XX века. Рожденные бурей революции, они возникали в произведениях самых гнетущих лет, неся людям откровение, веру, надежду.

К евангельским мотивам обращались в своем творчестве А. Блок и Б. Пастернак, А. Ахматова и М. Горький, И. Бунин и Л. Андреев и многие другие. Примечательно, что особое внимание русские писатели уделяли определенным моментам Евангелия — трагическому периоду от Великого понедельника до Пасхи. Чаще всего в их произведениях мы встречаем ссылки на распятие Христа и на дни Его страстей. И все же, несмотря на сходство взятых образов, авторы переосмысливают их по-разному.

В творчестве Михаила Булгакова отразились лучшие традиции отечественной прозы и наиболее высокие идеи мировой литературы. В своих произведениях он затрагивал самые актуальные, самые волнующие и жизненно важные вопросы. Булгаков стремился осветить глобальные темы истории, нравственности, морали. С уникальной философской глубиной подходил он к осмыслению практически всех вечных проблем человечества.

Роман «Мастер и Маргарита» стал своеобразной энциклопедией человеческих душ, исторических событий и библейских сюжетов. В нем органически соединились события в раннесоветской Москве и древнем Ершалаиме, драматическая история Мастера и его Маргариты и мистическое театральное действо — бал Воланда. Причем ершалаимская трагедия Иешуа Га-Ноцри и Понтия Пилата стала как бы мерилом всего человеческого, мерилом духовности, нравственности, морали. Булгаков не случайно переплетает романтические библейские мотивы и реалистическое повествование о московской жизни — в романе автор стремится не столько осмыслить и поведать людям историю Иешуа, сколько вдается в более глубокие философские исследования человеческой души. Евангельские мотивы тесно переплелись с текстом романа, который представляет собой как бы два Евангелия: авторское Евангелие «от Воланда» и Евангелие Мастера «от Иешуа». История Иешуа зеркально отражается в окнах московских многоэтажек, во всем ходе мистерии, разыгравшейся в столице.

Действие «Мастера и Маргариты» разворачивается на Страстной неделе перед Пасхой, т. е. перед днем, когда, по преданию, воскрес Иисус Христос. Бал Воланда — это праздник прощения преступников, один из которых, по Евангелию, первым вошел в рай с Христом. Евангельская история зеркально отражается в событиях на Страстной неделе, в символике праздника Воланда: бал — Страсти по Христу, одеяние Воланда —: рубище Иисуса, череп барона Майгеля — череп Адама и т. д.

Москва становится центром нового Евангелия, городом обновления и надежд.

Но Булгакова занимают не столько сами евангельские события, сколько проблемы добра и зла и их взаимоотношения. В его прочтении евангельской истории Иешуа предстает не как Бог, но как человек. Не случайно Булгаков выводит здесь Христа под Его арамейским именем.

История 2000-летней давности открывается нам со страниц рукописи романа, который пишет Мастер. В этом романе он повествует о закате античной культуры и о начале христианской цивилизации. События разворачиваются в Страстную неделю — когда люди постятся, присутствуют на всех службах, когда открываются все человеческие грехи. Пытаясь приподнять завесу над истинной сущностью людей, Булгаков вводит в свое произведение образ Воланда, который фактически занимает место Бога и переворачивает на свой лад традиционную процедуру покаяния. Глазами Воланда автор с «точки зрения вечности» рассматривает все слабости и недостатки человеческие. Эти же недостатки писатель открывает и осуждает и в истории Иешуа и Понтия Пилата.

Никто не признает в Иешуа единственного пророка, его ученик — Левий Матвей — не представляет собой исключения. Сохранивший в себе черты евангельского апостола Матфея (сборщика податей), Левий представляет в своем лице сразу всех учеников, кроме Иуды. Даже слова, записанные им на пергаменте («. Мы увидим чистую реку воды жизни. Человечество будет смотреть на солнце сквозь прозрачный кристалл».»), взяты не из Евангелия, а из Откровения, следовательно, должны были быть записаны не Матфеем, но Иоанном. Кроме того, ученики Христа ждали, когда Он «придет во славе». Левий Матвей не ждет этого, и заповедей Иешуа он не выполняет, угрожая зарезать Иуду из Кириафа. Да и главенствующее положение в мире занимает Воланд, князь тьмы.

Устами Иешуа Мастер упрекает современников в трусости, малодушии, в неспособности защитить собственное достоинство под напором диктатуры. Именно эту задачу ставил перед собой и Булгаков. К тому же судьба Мастера очень напоминает судьбу самого писателя. Как и перед Мастером, перед ним стояла непростая задача выжить во враждебных условиях и суметь при этом реализовать свой талант.

Как уже отмечалось, в «Мастере и Маргарите» поднимаются не только и не столько библейские вопросы, сколько проблемы философские, вечные. С помощью Библии автор старается переосмыслить борьбу добра и зла, преступление и последующие угрызения совести, казнь невиновного и ответственность за эту жестокость, бессмысленность предательства и бесплодные попытки искупить его наказанием зла. История Иешуа и Пилата воплощает в себе борьбу света и тьмы. Та же борьба происходит и в современной писателю Москве. Булгаков видит в Иешуа не столько Бога, сколько человека, чьи мысли и поступки могут быть присущи любому смертному. Он, так же как и каждый в этом мире, испытывает общечеловеческие чувства — от страха до страдания. И только сам человек способен разобраться в этих чувствах, управлять своей судьбой. Но какое бы направление ни избрал человек в жизни, все это контролирует Бог и потому наказание за грехи — справедливое наказание — обязательно настигнет грешника. Эту мысль автор проводит в истории Пилата — носителя «самого страшного порока» — трусости. Эту же мысль вкладывает он в уста Воланда. Трусость Понтия Пилата привела к гибели невиновного, и наказание за эту трусость несет именно Пилат. Однако прощен и Пилат и блудница Фрида, а Воланд выполняет просьбу Иешуа. Тьма же — обязательная часть мироздания, ведь если бы не было тьмы, что бы мы называли светом?

Булгаков пытается определить сущность добра и зла, а приходит все к одному и тому же: добро есть любовь, добро есть преданность; зло есть ненависть, трусость и предательство. Будь Маргарита хоть трижды ведьмой, она любит так, как могут любить немногие. Поэтому Левий просит, чтобы «. ту, которая любила и страдала. вы взяли бы тоже. «. Его слова перекликаются со словами Христа в Евангелии от Луки: «Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много, а кому мало прощается, тот мало любит» (от Луки, 7:50). «Прощение и вечный приют» Пилата в романе — это акт доброты и свободы. И, как заключает Воланд, именно «на этом построен мир».

Михаил Булгаков создал необыкновенное произведение, бесконечное, бескрайнее, как сама вечность.

Важнейшие, глобальные мировые вопросы, волновавшие писателя и освещенные им в романе «Мастер и Маргарита», никогда не перестанут быть актуальными и никогда не станут менее острыми. Они всегда будут волновать читателей, заставлять снова и снова переосмысливать свою жизнь с точки зрения вечности, переосмысливать всю историю человечества в целом.

Следующая цитата

В романе исторические события тесно связаны с современной жизнью. Их объединяет одна идея, которая прослеживается на протяжении всего произведения – ожесточенное противостояние добра со злом. Это является основной проблемой, потому что ни одна из сторон не может одержать победу, и они обречены на вечное противоборство.

Иешуа Га-Ноцри преподносится автором как воплощение добра, а Воланд – воплощение зла. Эти образы следуют с читателем на протяжении всей книги. Они противоположны друг другу по своей сути, но между ними прослеживаются и сходства во многих деталях.

Иешуа – главный герой в произведении Мастера. Его образ несет собой истину, чистоту человеческой души и сочувствие. Он верил, что в людях преобладает свет и добро, даже смерть не смогла охладить в нем веры.

Таким образом, Булгаков хотел донести до читателя очень важную мысль. Эта мысль заключается в том, что добро и зло неразрывно связаны друг с другом. А также, что каждый поступок подразумевает под собой ответственность, будь он плохим или хорошим.

Вместе со статьёй «Сочинение на тему: Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» читают:

Читайте также:

      

  • Ганс селье цитаты о стрессе
  •   

  • Не верь су из квартиры 23 цитаты
  •   

  • Булгаков м похождения чичикова цитаты
  •   

  • Цитаты из фильма суини тодд
  •   

  • Цитаты любовь это ваза

­Пример сочинения 1

«Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»
Мефистофель, «Фауст»

Проблемы таких категорий философии как добро и зло волновали умы писателей всех времен. Каждый автор по-своему старался представить себе, что же представляет из себя добро, а что можно отнести к категории зла. И Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» также обращается к этим вечным вопросам.

На мой взгляд, у М.Булгакова четкое разделение мира на добро и зло отсутствует, в отличие от произведений многих других писателей. Более того, в мире романа происходит борьба не столько внешних сил, сколько борьба внутри самого человека. Тем самым поднимаются такие вопросы, как индивидуальный выбор человека, его собственная вера в себя, внутренняя борьба.

Итак, роман хронологически разделен на две части: во-первых, это главы, описывающие Москву 30-х гг; во-вторых, это ершалаимские главы, действие которых происходит в начале нашей эры.

Олицетворением зла, как кажется на первый взгляд, выступают в московских главах Воланд и его свита. Воланд – это булгаковский Сатана, вскрывающий людские пороки и подталкивающий москвичей на их свершение. Чего только стоят сеанс «черной магии» в Варьете, проделки кота Бегемота, Азазелло с Лиходеевым, Босым, Рюхиным. С появлением Воланда, кажется, что Москва перевернулась с ног на голову. Однако, если внимательно присмотреться, не Воланд стал причиной распространения подобного проявления «зла»: корысти, честолюбия, жадности, алчности. Они жили в московском обществе. Он их лишь обнажил.

С другой стороны, вернемся на «двенадцать тысяч лун» назад. Понтий Пилат – это также явное проявление Зла. Иудейский прокурор осуждает Иешуа Га-Ноцри. Однако, внутри Понтия Пилата борются два начала. Ему хочется сделать добро. Он искренне считает, что Иешуа не виновен. Но Пилат не может противостоять своему сану. Он остается на стороне зла, и именно это становится причиной его внутреннего конфликта.  Он ищет его разрешения в отмщении за Иешуа. Он приказывает убить Иуду. Он хочет искупить свою вину. Но, в конце концов, Пилат смог обрести покой только тогда, когда искренне раскаялся в содеянном.

С другой стороны обратимся к образам Мастера и Маргариты. Они – воплощение добра, любви, чистоты, света. Но даже Мастер, которому открылась истина, который написал вечное произведение, отвержен обществом. Не сумев противиться общественной критике, он поддался своим внутренним страхам, он сбежал от этого мира.

Что же касается Маргариты – она, по Булгакову, представляет собой идеальный образ женщины. Но именно она пошла на соглашение с силами Зла. Именно она жестоким образом отмстила тем, кто отверг Мастера. Она пытается бороться методами зла – со злом.

Таким образом, на судьбах нескольких персонажей Булгаков показывает читателям сущность Добра, которое не может существовать без Зла, и наоборот.

Одно не может жить без другого. Вечная борьба, как в обществе, так и внутри одного человека никогда не сможет завершиться победой одной стороны. И именно поэтому проблемы Добра и Зла также останутся вечными.


Пример сочинения 2

Практически каждый день человеку приходится делать выбор между добром и злом. Два этих понятия фактически нельзя разделить. Невозможно и сказать однозначно, что кто-то из нас исключительно добрый или исключительно злой. В том числе об этом писал М. А. Булгаков в произведении «Мастер и Маргарита».

Перед нами предстают два романа, действия которых причудливым образом переплетаются, хотя это становится заметным не сразу. Первый мир — 20-30-х годов прошлого столетия, второй − библейских времён. Их объединяет стремление героев познать истину и найти её. Булгаков верил, что истина состоит в приобщении к Богу.

Иешуа Га-Ноцри в романе предстаёт жестокому и несмелому прокуратору Иудеи в образе человека, а читателям − в образе сына Божьего. В данном случае речь идёт не о торжестве зла, а о предательстве добра. Почему? Имеющий власть Понтий Пилат понимал, что молодой человек только хотел всем помочь, но всё же отправил его на казнь. Казалось бы, зло победило добро. Но не всё так однозначно. Прокуратор не был злым, он просто оказался в подчинённом положении по отношению к государству. То же самое происходит практически в наше время. Безымянные герои или такие люди, как Никанор Босой, не являются ни добряками, ни злодеями. В плену обстоятельств они вынуждены поступать так, как предписано.

А вот Иешуа несёт людям свет и радость, он свободно выражается, высказывает мнения о правде и истине, об идеалах и ценностях. Его главная идея − о торжестве справедливости, отсутствии какой-либо власти. Герой верит, что в каждом человеке преобладает доброе начало. Надо лишь разбудить его.

Но вот на сцене появляется Воланд − противоположность Иешуа. Он считает зло преобладающим началом души. Разбудить «тёмную сторону» очень просто. Герой моментально выявляет пороки тех, кто встречается на его пути, и фактически уничтожает людей. Свита помогает ему. Воланд проводит в Москве три дня, и за этот короткий срок люди вокруг обнажают не только тела (вспомним сцену в Варьете), но и души.

Однако воплощённый Сатана, образ которого должен был бы внушать только страх, ненависть и презрение, неожиданно проявляет благородство, шутит, в общем, становится более человечным. Его роль в произведении − это роль вершителя судеб, восстановления равновесия. С одной стороны, таким образом он встаёт на сторону добра. С другой − будто мстит всем непорядочным, лживым, подверженным страстям людям.

Ещё один аргумент в пользу добра в романе − любовь Маргариты и Мастера, меняющая героев и окружающий мир. В одном из московских переулков вспыхнуло настоящее чувство − и город погрузился в хаос. Свершению божественной любви вдруг поспособствовал сам Сатана. И это, как мне кажется, свидетельствует о торжестве добра. Всепрощение, гуманность, поиск истины, в конце концов, побеждают всё то злое, минутное и напускное, что вынуждает людей идти по темной стороне жизни.


Пример сочинения 3

Талантливый писатель Михаил Афанасьевич Булгаков несет своим читателям свет, при этом, не приукрашивая тьмы. Время, в которое писал автор, пыталось скрыть все плохое, в частности беззаконие. И самого Булгакова с его бесценными произведениями оно тоже хотело погрузить в небытие. Прошло много лет, прежде чем мы смогли познакомиться с его творениями.

Роман «Мастер и Маргарита» — сложное произведение, в котором переплетаются реальное и фантастическое. На его страницах автор поднимает множество проблем, в том числе тему, вечную на века, — добра и зла.

Борьбу этих категорий писатель показывает своеобразно, по-своему ее переосмысливая. Москва – город, в котором существуют всевозможные пороки: зависть, ложь и лицемерие. И по ней проносится дьявольская свита. Во главе со своим предводителем, сатаной Воландом.

Это, конечно, фантастическое зло. Но через него автор раскрывает и зло реальное, которое просто выпирает наружу в некоторых персонажах. Развратник Степа Лиходеев пьет и ничего не делает, Никанор Иванович Босой живет, постоянно пытаясь обвести всех вокруг пальца, буфетчик варьете ворует, а поэт А. Рюхин скрывается за маской вечного лицемерия. Воланд легко срывает со всех личину, показывая истинную сущность этих людишек. Он раздевает гражданок, которые на сеансе черной магии накинулись на чужие деньги. Сатана считает, что это обычные люди. Они всегда были такими. Чего еще от них ждать?

Автор переносит нас во времена прокуратора Иудеи Понтия Пилата, который имел четкое мнение: в мире господствуют те, у кого власть, остальные им подчиняются. И вдруг появляется Иешуа, его мысли в корне расходятся с постулатами Понтия. Он считает, что не бывает злых людей, такими они становятся из-за того, что не счастливы. Прокуратору симпатизирует этот человек, но он не может смириться с тем, что кто-то может ему противоречить. В результате Иешуа казнен, казнен человек, несший людям добро и свет. Независимость этого персонажа приводит в восторг, он и после смерти остается верен себе, той истине добра и любви, проповедником которых он и был.

Но Понтий Пилат не обретает спокойствия, скорее даже наоборот, он жалкий трус, который наказан за свой поступок бессмертием и вечными муками совести. Хотя Иешуа его прощает. Этот персонаж в романе – отображение нравственной силы, к которой нужно стремиться. И люди верят в Христа, стремятся к добру, ведь он ушел из жизни, но оставил ростки своей веры. Они бессмертны. Их не вырвать.

Мастер понял свое предназначение – он должен написать роман о Христе, мыслящей личности, которая даже через страдания несет людям свет и добро. За эту истину он дорого заплатит, потеряв всякую надежду, Мастер уходит от людей в дом для душевнобольных. И там-то он обретает покой. Нам же остается его произведение, оно нетленно. Борьба добра и зла на этом не заканчивается. Из поколения в поколение люди будут искать нравственный идеал, стремиться его достичь, стать чище и лучше, поборов зло и пройдя все препятствия.


Пример сочинения 4

Роман Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита» — подобно самому автору весьма противоречивое и необычное произведение. Оно отражает глубокую личность писателя, его сложную духовную сущность.

Герои этой книги иллюстрируют собой проявления тех или иных человеческих чувств и эмоций. Но при этом ни одного из них нельзя однозначно отнести к положительной или отрицательной стороне. Каждый герой этого романа воплощает в себе черты как темной, так и светлой стороны, собственно так же как любой человек в реальной жизни.

Действующие лица произведения настолько сложны и неоднозначны, что даже те персонажи, которые на первый взгляд кажутся строго отрицательными (будь то Воланд и вся его свита) или строго положительными (будь то сам Мастер или Иешуа Га-Ноцри), на самом деле постоянно находятся на гране добра и зла. Все они не идеальны, и даже в самом светлом герое автор стремится показать его пороки и недостатки, свойственные обычным людям. И все же в романе присутствует яркое противопоставление противоположных сил. Например, в исторической части, посвященной библейскому сказанию об Иисусе Христе и представленному здесь в виде авторского произведения Мастера, ярко показано «противоборство» римского прокуратора Пилата и нищего проповедника Иешуа.

Что касается Воланда, то этот персонаж, как ни странно и не удивительно, не является олицетворением зла, как мы его привыкли понимать. Воланд выступает в романе неким мерилом, судьей тех нравственных процессов, что происходили в романе. Он испытывает героев романа, а после несет им наказание или же наоборот воздаяние. Сатана предстает образцом справедливости и благородства, как бы это странно не звучало.

Таким образом, автор демонстрирует совершенно непривычную для нас картину взаимоотношений добра со злом. Он стремится обратить внимание читателя на то, что грань между этими явлениями необычайно тонка и едва заметна.

Каждый герой этого романа воплощает в себе черты как темной, так и светлой стороны, собственно так же как любой человек в реальной жизни.

Действующие лица произведения настолько сложны и неоднозначны, что даже те персонажи, которые на первый взгляд кажутся строго отрицательными (будь то Воланд и вся его свита) или строго положительными (будь то сам Мастер или Иешуа Га-Ноцри), на самом деле постоянно находятся на гране добра и зла. Все они не идеальны, и даже в самом светлом герое автор стремится показать его пороки и недостатки, свойственные обычным людям. И все же в романе присутствует яркое противопоставление противоположных сил. Например, в исторической части, посвященной библейскому сказанию об Иисусе Христе и представленному здесь в виде авторского произведения Мастера, ярко показано «противоборство» римского прокуратора Пилата и нищего проповедника Иешуа.

Что касается Воланда, то этот персонаж, как ни странно и не удивительно, не является олицетворением зла, как мы его привыкли понимать. Воланд выступает в романе неким мерилом, судьей тех нравственных процессов, что происходили в романе. Он испытывает героев романа, а после несет им наказание или же наоборот воздаяние. Сатана предстает образцом справедливости и благородства, как бы это странно не звучало.

Таким образом, автор демонстрирует совершенно непривычную для нас картину взаимоотношений добра со злом. Он стремится обратить внимание читателя на то, что грань между этими явлениями необычайно тонка и едва заметна.

ДОБРО И ЗЛО ПО «МАСТЕРУ И МАРГАРИТЕ»

Темы
сочинений

Вечная борьба добра и зла

1.
«Количество добра в природе равняется количеству зла» (Жан Батист
Робинэ)

2.
«Половина следствий хороших намерений оказывается добром. Половина
следствий дурных намерений оказывается добром» (Марк Твен)

3.
Согласны ли вы со словами героя романа М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита» Воланда: «Что бы делало твоё добро, если бы не
существовало зла?»?

4.
«Граница между светом и тенью — ты» (Станислав Ежи Лец)

Зло на службе добру?

5.
«Добро должно быть с кулаками» (Станислав Куняев)

6.
Добро должно быть с кулаками — если у него нет более современного оружия

7. Ты
должен делать добро из зла, потому что его больше не из чего делать»
(Роберт Пенн Уоренн)

Коварство зла, принимающего обличье добра

8.
«Дай кулаки добру, так зло сразу же объявит себя добром» (Владимир
Голобородько)

3.
Согласны ли вы со словами героя романа М.А.Булгакова «Мастер и
Маргарита» Воланда: «Что бы делало твоё добро, если бы не
существовало зла?»?

Добро как абсолют. Всепобеждающая сила добра

9. Согласны
ли вы со словами героя романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» Иешуа
Га-Ноцри :
«Злых людей
нет на свете, есть только люди несчастливые»?

10.
«Если бы добра на свете было так мало, как говорят, зло не бросалось бы
так ярко в глаза» (Владислав Гжещик)

11.
«…Не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку, обрати к нему и
другую» (Евангелие от Матфея)

12.
«Не будь побеждён злом, но побеждай зло добром» (Апостол Павел
«Послание к римлянам»)

Каталог всероссийских педагогических конкурсов

Подать заявку на публикацию авторского материала в СМИ

Программа Международных педагогических конкурсов

Программы повышения квалификации педагогических работников

автор: Малынина Татьяна Владимировна

Преподаватель ННГУ им. Н.И. Лобачевского

Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова

Добро и зло… На протяжении всей жизни человек сталкивался и будет сталкиваться с ними. Эти понятия неразделимы. Где есть добро, там есть и зло. И не всегда носителями добра и зла могут быть разные люди, особой трагичности достигает эта борьба, когда она происходит в душе одного человека.

В своем романе М. А. Булгаков показывает читателям эту вечную борьбу добра и зла. Причем делает это своеобразно – перед нами появляются два романа. Автор в одной книге описывает события двадцатых-тридцатых годов нашего века и события библейских времен. Булгаков представляет вниманию читателей роман в романе, и оба они объединены одной идеей – поисками истины и борьбы за нее.

Я считаю, что Воланд карал людей злом за их зло ради справедливости. Зло для Воланда – не цель, а средство справиться с людскими пороками и несправедливостью. Каждый человек встает перед выбором: идти ему по дороге Иешуа или Воланда. Но большинство людей следует не за голосом добра и истины, а за голосом зла и лжи. А ведь если бы люди были чище и добрее, стремились бы не к деньгам и власти, а к добру и милосердию, то, наверное, не было бы никакого Воланда, карающего людей за их пороки и проступки. Таким образом, Булгаков показал нам, что каждый человек творит свою судьбу, и только от него зависит, добрая она будет или злая.

Но почему князь тьмы, который должен внушать ужас и отвращение, скорее вызывает улыбку, а иногда выглядит даже благородно? Неслучайно эпиграфом к роману Булгаков взял слова из «Фауста» Гете: «…так кто ж ты, наконец? – Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо». Да, Сатана в романе – вершитель правосудия. Он восстанавливает равновесие между добром и злом и этим служит добру. Но его суд, как мне кажется, больше похож на месть, и потому сам по себе уже относится к злу.

Этот роман Булгакова, на мой взгляд, ценен еще одной своей особенностью. Несмотря на то, что главной действующей силой в нем стала сила нечистая, здесь все же провозглашается всепрощение и любовь. В этом, как мне кажется, глубокий метафорический характер данного произведения. Добро стало здесь тем, что оно и есть по своей сути – силой созидания, создающей энергией, которую не может поколебать, извратить, очернить зло, как бы оно ни старалось.

То есть, прочитав роман, я пришела к выводу, что любое добро может привести к злу, а любое зло – к добру.

Так, на стороне добра неожиданно выступают темные силы, которые творят свои черные дела в Москве и даже причиняют некоторый вред жителям этого города. Какое же тут добро? А ведь если подумать, тот вред, причиняемый людям, всего лишь способ обуздать сумасшедший народ, которому интересны лишь деньги. Это как некий способ вытянуть их из узкого кругозора денежных потребностей, в котором они заточены, пробудить в них настоящее зло, которое временно спит в каждом человеке.

Свита Воланда представляет собой, таким образом, и добро, и зло, что весьма противоречиво. Главное добро, которое они совершают, это возвращение Маргарите Мастера, и вечный покой, подаренный им обоим. Два этих персонажа будто бы представляют собой венец творения человечества, это люди, которые пережили боль и страдания, но при этом они остались людьми лишь благодаря любви.

Сторону зла представляют собой жители Москвы. Это и неверующий ни во что Берлиоз, который и поплатился за свое неверие и неуважение к высшим силам добра и зла, и члены Массолита, которые не были уничтожены свитой Воланда, но были им жутко напуганы за их жадность и алчность. Они не были уничтожены лишь потому, что в них ещё был жив небольшой страх перед высшим, поэтому у них ещё есть шанс на спасение своей души.

Благодаря всем этим героям автор раскрывает свой основной замысел. Вся беда человечества в их пороках, которые переходят из поколения в поколение, из века в век. Человек не меняется, таков вывод автора. Все люди жадны до денег, до богатства и обеспеченности, но не стоит винить и упрекать людей в этом, ведь в этом состоит их природа.

Воланд – мой любимый персонаж, характер, герой… Он настолько мудр, так красиво поступает, что вызывает только восхищение у читателей.

Сразу нужно сказать, что я слышала мнения церковников против Воланда. То есть они признают, что у Булгакова образ получился таким изящным, благородным, привлекательным, что он просто всем нравится. Но нельзя забывать, что это всё-таки «главный демон из Ада». Получается, что читатели симпатизируют «злу», восхищаются «отрицательным героем». Но я думаю, что нельзя просто делить мир на белое и черное. Ещё сам Булгаков поясняет, что Воланд хотел бы совершить что-то плохое, но всё равно выходит хороший поступок. Воланд справедлив! Именно его руками наводится порядок в той Москве, где процветают взяточники и подобные им. И справедливость он восстанавливает довольно изящно, с юмором. Даже судьбу Мастера и его женщины решает именно Воланд по договору с Иешуа.

Этот герой получился намного ярче, чем Иешуа. Ну, что поделать… Отрицательные персонажи всегда ярче, больше запоминаются.

Воланда мы видим в разных ситуациях, сам он тоже разный. Вот только, безусловно, умный.

Сначала он иностранный профессор в парке, который вступает в спор с героями. Точней, он их удивляет эрудированностью. Сам портрет его необычен. Например, один глаз черный – мертвый, а второй – зелёный и хитрый. Одет герой элегантно. Он весьма необычен для советской Москвы. Он в возрасте, но весьма бодр. Его акцент то появляется. То пропадает. Воланд изволит шутить над людьми. Понятно, что он видит своих собеседников насквозь… С ним свита, о которой стоит говорить отдельно. Важно, что все его подопечные тоже яркие персонажи, более весёлые, но готовые на всё ради своего господина.

Также мы видим его в варьете, где он благородно наблюдает за москвичами. Он не лезет вперёд, отдавая эту «честь» своим подопечным. И вот Коровьев на сцене – развлекает публику. Если бы Воланд сам всё делал – «руки марал», то это было б странно. По словам Воланда понятно, что он живёт очень давно, он ведь наблюдал и всю эту историю с Пилатом.

И мы видим Воланда на балу, где он опять же уступает место Маргарите. Она королева. Но им, конечно, тоже все восхищаются. И до самого праздника Воланд со своей свитой отдыхает. Он лежит в халате, ему лечат ногу. Даже странно для могущественного демона, но это придаёт ему человечности, делает образ противоречивым и интересным.  

В общем, Воланд – образ яркий, разносторонний, могущественный и очень важный.  Без него роман потерял бы очень много…Этот герой вносит благородство, неоднозначность и шарм. Мне он, всё-таки, очень нравится.

Таким образом, автор демонстрирует совершенно непривычную для нас картину взаимоотношений добра со злом. Он стремится обратить внимание читателя на то, что грань между этими явлениями необычайно тонка и едва заметна.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Красивые слова я больше не вернусь
  • Стихи ее одной из пословицы
  • Цитаты про семейные традиции великих людей
  • Цитаты сталина о любви
  • Одиночка по жизни цитаты