Проект по литературы пословицы и поговорки

Проект на тему «Пословицы и поговорки»

Тематика:  Литература

Автор работы: Лебедева Вероника

Руководитель проекта: Мединцева Л.В.

Учреждение: МКОУ «Яшалтинская СОШ имени В.А.Панченко» Яшалтинский район Республика Калмыкия

Класс: 6

Оглавление

Введение
1. Пословицы и поговорки как жанр фольклора.
2. Возникновение пословиц и поговорок.
3. Отличие пословиц от поговорок.
4. Анализ пословиц и поговорок.
5. Внеклассное мероприятие по пословицам и поговоркам.
Заключение
Литература
Приложение

Введение

С самого раннего детства я слышала от своей мамы и бабушки коротенькие выражения, очень похожие на стишки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Позже я узнала, что это пословицы-самый распространенный жанр русского фольклора.

На уроке русского языка мы создавали проект «Пословицы и поговорки». Меня очень заинтересовала эта тема, я решила продолжить изучения этого вопроса, выполнив исследовательскую работу «Пословица недаром молвится».

Актуальность исследования: современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.

Цель: доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи; они являются прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.

Проблема. Актуальнейшая проблема сегодня — нравственный облик, культура личности не только коллектива, но и каждого человека.

Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу — важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.

Изучению малых фольклорных жанров в школе уделяется немного внимания. Между тем пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников.

Гипотеза:

Объект: русские пословицы и поговорки

Предмет: работа над пословицами и поговорками, формирующими речь и систему ценностей в жизни каждого ребенка.

Задачи:

  1. изучить литературу по данной теме;
  2. изучить историю происхождения пословиц и поговорок и их отличие друг от друга;
  3. систематизировать их по тематике;
  4. провести анкетирование обучающихся 4-х классов (знаете ли вы пословицы и поговорки).

Методы:

  • сбор и обработка информации по литературным источникам;
  • метод сравнения;
  • анкетирование;
  • анализ результатов.

Пословицы и поговорки как жанр фольклора

Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому.

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «Пословица недаром молвится», — гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор.

Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. В текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение. Пословицы и поговорки нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.

Возникновение пословиц и поговорок


Возникновение пословиц и поговорок относится к глубокой древности , они сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках.

Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа.

Отличие пословиц от поговорок

Точного определения пословицы и поговорки не дает никто. Существует множество мнений по этому поводу. Но в одном эти мнения сходятся: пословицы и поговорки это вершина народной мудрости, которая отображает действительность, проверенную многовековым опытом поколений, историей каждого народа.

Пословица — это жанр фольклора, краткое изречение с поучительным смыслом. Пословицы советуют, рекомендуют, высказывают опасения, предостерегают, предупреждают, успокаивают, высмеивают. Пословица представляет собой предложение, несущее практическое указание.

Пословицы обычно состоят из двух частей: «Землю красит солнце, а человека- труд». Часто эти части рифмуются.

Поговорка – образное выражение какого-либо явления в жизни.

Если пословица коротенькая притча, то поговорка ничего не обобщает, никого не поучает, только намекает и является частью суждения «В ступе воду толочь».

Чем же пословица отличается от поговорки?

Отличительная черта пословицы – законченное умозаключение.

Главное отличие поговорки – это отсутствие законченного суждения, это устоявшаяся фраза или словосочетание.

Различие нам подсказывает опять народ: «Поговорка – цветок, пословица – ягода».

Часто случается так, что одно слово может превратить поговорку в пословицу.

Поговорка

Пословица

Чужими руками жар загребать

Чужими руками жар загребать легко

Воду в ступе толочь

Воду в ступе толочь — вода и будет

Анализ пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.

Пословицы и поговорки славят усердие, труд, мастерство, терпение, характеризуют ум и смекалку и высмеивают лень, хвастовство и глупость; прославляют любовь и дружбу. В пословицах и поговорках даже описывается красота. Много замечательных русских пословиц и поговорок подарил нам народ о Родине, о книге.

Пословицы и поговорки учат отличать добро от зла, правду от лжи, «Правда светлее солнца», «Добрый скорее дело делает, чем злой». Очень мудро народ в пословицах и поговорках подмечает приметы погоды, особенности времен года «Декабрь год кончает, зиму начинает». Пословицы и поговорки, говорят о мудрости народа , о его опыте. Такие пословицы до наших дней не потеряли своего значения: «Куй железо пока горячо», «Лес рубят – щепки летят».

Трудно назвать какое-нибудь жизненное явление, которое не было бы затронуто в пословицах. (Приложение 1)

Работая с пословицами и поговорками, я заметила, что они богаты различными художественно-изобразительными средствами: эпитеты (“Жизнь дана на добрые дела”, “Всякое дело мастера боится”, сравнения («чужая душа – что темный лес»), метафоры, олицетворения («ставить палки в колеса»), антитезы, т. е. противопоставления («корень учения горек, да плод его сладок»), гиперболы («из кожи вон лезть», «в трех соснах заблудиться»), что способствует богатой образной речи.

Внеклассное мероприятие по пословицам и поговоркам

Практическая работа проводилась мною в два этапа. На первом этапе я попыталась выяснить у учащихся 4 классов, знают ли они пословицы и поговорки. Для этого, мы составили анкету (Приложение 2).

Анализ результатов анкетирования показал, что только 64% детей знают русские пословицы и поговорки, они правильно привели примеры. Самые употребляемые пословицы среди учащихся:

«Делу время — потехе час», « Сделал дело- гуляй смело», «Друзья познаются в беде». Поговорки в анкеты записали лишь немногие. Почти все ребята отметили, что они хотят больше узнать о пословицах и поговорках и ,что они нужны и важны в нашей речи.

Результаты анкетирования показаны в диаграмме

C:\Users\Admin\Pictures\Аттестация\Мединцева Любовь Викторовна\1.3\poslovicy_1.png

На 2 этапе практической работы мы с классным руководителем провели внеклассное мероприятие «Час народной мудрости», (Приложение3) после которого ребята оставили свои отзывы ( Приложение 4), а так же я составила сборник пословиц и поговорок, который подарила своим одноклассникам (Приложение5).

Заключение

Работа с пословицами многому меня научила. Я научилась собирать народные изречения, относить их к определенной теме, раскрывать их смысл, понимать их обобщающий характер. Я поняла, зачем надо знать пословицы и поговорки?

Знание пословиц и поговорок обогащает человека и его чувства, развивает речь, формирует отношение к окружающему миру, способствует воспитанию эстетического вкуса, развивает память. Они учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учебе, как относиться к матери, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.

Подводя итог нашего исследования, можно сказать, что, поставленная мною в начале исследования цель, достигнута.

В ходе работы над исследованием я пришла к выводу: пословицы нужно знать и уметь их употреблять в речи . Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Литература

  1. Волина В., Пословицы, поговорки, ребусы. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс,1997.–224с.
  2. Даль В.И., Пословицы русского народа.
  3. Зилин В.И., Спирин А.С., Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь. Изд. 2-е, М.,2005. – 544с.
  4. Круглов Ю.Г., Русские народные сказки. М.: Просвещение, 1983. – 320с.
  5. Новикова Е.Н., Лебедева А.Э., 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.- 272с.
  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка.
  7. Пословицы народов мира.
  8. Степанов В., Русские пословицы и поговорки от А до Я: словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 240с.

Приложение 1

Тема

Пословицы и поговорки

Умозаключение

Труд

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда

Ничего в жизни не дается просто так, не идёт само в руки. В любом деле требуется усилие и усердие.

Ум

Ума палата

О том, у кого большие умственные

способности

Храбрость

Волка бояться, так и в лес не ходить

Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело; чтобы добиться какого-либо успеха, необходимо рисковать, действовать смело

Дружба

Друзья познаются в беде

Настоящий друг – это человек, который не оставит тебя в беде, всегда поможет в трудную минуту

Красота

Не в сказке сказать, не пером описать

О неописуемой красоте

Родина

Человек без родины, что соловей без песни

Соловей не может без песни ,так и человек не может без Родины

Книга

Книга в счастье украшает, а в ненастье утешает

Книга помогает осознать переполняющие чувства, и понять самого себя

Приложение 2

Дорогие друзья! Просим вас ответить на несколько вопросов.

1. Знаете ли вы пословицы? Подчеркните: ДА НЕТ

Если ДА, приведите пример:

2. Знаете ли вы поговорки? Подчеркните. ДА НЕТ

Если ДА, приведите пример:

3. Интересно ли вам узнать больше о пословицах и поговорках

ДА НЕТ

4. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в нашей речи?

ДА НЕТ

Приложение 3. Отзывы одноклассников

1. Выполнив проектную работу, участвуя во внеклассном мероприятии, я обобщил знания о народных пословицах и поговорках, пополнил ими свой словарный запас. Стараюсь раскрывать их значение. Теперь я могу отличить пословицу от поговорки. Многие пословицы я выучил наизусть.

2. Я понял, что пословицы и поговорки, очень интересный жанр фольклора. Они нас учат быть добрыми и справедливыми, не бояться трудностей, любить своих родителей, уважать старших.

3. Участвуя в конкурсах, мне было интересно работать с пословицами и поговорками. Оказывается, можно придумать очень интересные конкурсы, которые позволяют больше о них узнать, многому научиться. Например: сопоставлять русские пословицы с пословицами других народов; составлять рассказ на основе пословицы. Пословицы очень мудрые и поучительные. Я услышал много новых пословиц.

4. Мне очень понравилось мероприятие, на котором я многое для себя открыла. Пословицы и поговорки существуют на все случаи жизни. Это такие маленькие произведения, которые украшают речь, делают её более содержательной. А также они учат нас заботиться о близких, уважать и ценить друзей. Сборник пословиц лежит теперь на моём рабочем столе. Я стараюсь их выучить, чтобы потом употреблять в речи.

Приложение 4. Сборник пословиц и поговорок

«Труд — безделье»

«Ум и глупость»

«Добро и зло»

«Ученье, наука, знание».

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,

«Что посеешь, то пожнёшь»,

«Поле труд любит»,

«Ум впереди дела»,

«Дело мастера боится»,

«Дурака работа любит»,

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,

«Труд человека кормит, а лень портит»,

«Ленивому всегда праздник»

«Работать мальчик, а есть мужичок».

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Дело учит, и мучит, и кормит.

Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Без ума голова — пивной котел .

Борода выросла, а ума не вынесла.

Брат он мой, а ум у него свой.

Был бы ум; будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля .

Волос долог, да ум короток

Ворона и за море летала, да вороной и вернулась .

Глупому не страшно и с ума сойти. Глупому сыну не в помощь богатство. Глупость — не порок (а несчастье).

Глупый да малый всегда говорят правду.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе братство лучше богатства.

Торопись на доброе дело, а худое само придёт.

Добро поощряй, а зло порицай.

За добро плати добром.

За доброе жди добра, а худое само придет.

Добро творить – себя веселить.

Добро не умрет, а зло пропадет.

Не хвались серебром, а хвались добром.

доброму человеку помочь – не убыток.

добрый человек придет, словно свету принесет.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Ученье свет, а неученье тьма.

Ученье – лучшее богатство.

Ученье без уменья не польза, а беда.

Не красна книга письмом, красна умом.

Учиться никогда не поздно.

Век живи – век учись.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Была бы охота, а выучиться можно.

Грамота не болезнь, годы не уносит.

Книга книгой, а своим умом двигай.

Для ученья нет старости.

Азбука — к мудрости ступенька.

С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

Тематика:  Литература

Оглавление

Введение…………………………………………………………  2
1. Пословицы и поговорки как жанр фольклора……………… 3
2. Возникновение пословиц и поговорок………………………  3
3. Отличие пословиц от поговорок……………………………   4
4. Анализ пословиц и поговорок………………………………   5
5.
Исследование по пословицам
и поговоркам……………….   7
6.Заключение………………………………………………………7
7.
Использованная литература.……………………………………8
8.Приложение………………………………………………………9

 

Введение

         С самого раннего
детства
дома,а потом в школе мы слыщали  коротенькие поучительные
выражения.   Они были
очень   похожи  на стихи: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Семь
раз отмерь, один раз отрежь
»,“
что посеешь,
то и пожнешь»
,“Не откладывай
на завтра то, что можешь сделать сегодня» и др.
Позже мы узнали , что это пословицы — самый распространенный жанр русского
фольклора.
Нас очень
заинтересовала эта тема
  В школе мы   решили продолжить изучение
пословиц и поговорок
, выполнив проектную
 работу на 
тему
«Пословица недаром молвится».

         Актуальность
исследования:
  некоторые
современные дети плохо знают  значение пословиц  и поговорок русского народа.. А ведь в них заключена вековая
народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают
ярко выразить мысли, точно передать информацию человеческой жизни. Изучение
пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует
жизненные ценности.

         Цель: доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей
речи,
что они являются
прекрасным средством воспитания и развития
не только младших школьников, но и всех людей ,невзирая  на возраст.

         Проблема. Актуальнейшая проблема сегодня -нравственный облик,
культура  каждого человека. Особое внимание следует обратить на культуру речи:
умение говорить и слушать, вести беседу.   

         Изучению
малых фольклорных жанров в школе уделяется
много  внимания. Между тем, пословицы и поговорки-
“народные  миниатюры”
могут служить прекрасным
средством воспитания и развития речи школьников.

         
Объект  
изучения: русские пословицы и
поговорки

         Предмет: работа над пословицами и поговорками, формирующими речь
и систему ценностей в жизни каждого ребенка.

         Задачи:

1)изучить
литературу по данной теме;

2)выяснить  историю происхождения пословиц и поговорок ;

3)систематизировать
их по тематике;

    Методы:

       
сбор и обработка информации по литературным источникам;

       
метод сравнения;

  анализ результатов.

                              
Пословицы и поговорки как жанр фольклора

         Величайшее
богатство народа–это язык!
 Тысячелетиями
накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта.
Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки
тысяч!
Они  перелетают из века в век, от одного поколения к другому.

         Пословицы
и поговорки
 представляют собой народную  мудрость, они
выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих
поколений. «Пословица недаром молвится», — гласит народная мудрость. 

         Они
обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять
историю нашего народа. В текстах пословицы и поговорки приобретают особое
значение. Они усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют
содержание, помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их
уважение и расположение. Пословицы и поговорки нас воспитывают, учат жить.
Пословицы кратки, но богаты смыслом.

                                    
  Возникновение пословиц и поговорок


    Возникновение пословиц и поговорок относится к глубокой древности , они
сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Издавна человек заботился
не только о питании, жилище и близких людях,
также он стремился понять
окружающий мир, сравнивал различные явления.
В пословицах и поговорках воплощались  наблюдения
народа, его мечты и надежды .Пословицами интересовались многие русские
писатели: А. Пушкин, И. Крылов
и другие.

         В.И.
Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Работа по
собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их
составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов.
Наиболее крупными были сборники Кн
яжевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник В. И. Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц! В настоящее время есть многотомный сборник пословиц  и
поговорок В. И. Даля.

         Пословицы и поговорки поддерживали
уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа.

                                           
Отличие пословиц от поговорок

         Существует
множество мнений по этому поводу. Но в одном эти мнения сходятся: пословицы и
поговорки -это вершина народной мудрости, которая отображает действительность,
проверенную многовековым опытом поколений, историей каждого народа.

         Пословица — это жанр фольклора, краткое изречение с поучительным
смыслом. Пословицы советуют, рекомендуют, высказывают опасения, предостерегают,
предупреждают, успокаивают, высмеивают. Пословица представляет собой
предложение, несущее практическое указание.Пословицы обычно состоят из двух
частей: «Землю красит солнце, а человека- труд». Часто эти части
рифмуются.

         Поговорка – образное выражение какого-либо явления в жизни.Если
пословица коротенькая притча, то поговорка ничего не обобщает, никого не
поучает, только намекает и является частью суждения «В ступе воду толочь».

         Чем
же пословица отличается от поговорки?Отличительная черта пословицы –
законченное умозаключение.Главное отличие поговорки – это отсутствие
законченного суждения, это устоявшаяся фраза или словосочетание.

Различие
нам подсказывает опять народ: «Поговорка – цветок, пословица – ягода».

         Часто
случается так, что одно слово может превратить поговорку в пословицу.

Поговорка

Пословица

Чужими
руками жар загребать

Чужими
руками жар загребать легко

Воду
в ступе толочь

Семь верст не крюк

Воду
в ступе толочь — вода
и будет

Семь верст не крюк- дошагаешь  быстро

Анализ
пословиц и поговорок

         Пословицы
и поговорки
 отражают
народную мудрость, моральный свод правил жизни.  В них закреплен опыт народа.
Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание
жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы,
осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели 

         Пословицы
и поговорки славят усердие, труд, мастерство, терпение, характеризуют ум и
смекалку и высмеивают лень, хвастовство и глупость; прославляют любовь и
дружбу.
Тематика пословиц обширна и многогранна.

Пословицы о дружбе:

            
Конь познается на горе, а
друг в 
беде.

            
Вешний лед обманчив, а новый друг ненадежен.

            
Вещь хороша, пока новая, а друг — когда старый.

            
Все имей новое, а друзей — старых.

            
Врагу не кланяйся, для друга жизни не жалей.

            
Верный друг лучше сотни слуг.

            
Из-за нового приятеля не теряй старого.

            
Не бойся врага умного, а бойся друга глупого.

            
Умный товарищ — половина дороги.

В
пословицах и поговорках описывается красота.

Красота
без разума пуст
а

Не
за красоту солдата любят, а за верность присяге

На
красивого глядеть хорошо,  с умным жить легко

Молодец
красив,  да на душу крив

Краса
до венца, а ум до конца

Красивый
не грех, а дурной на смех

Не
гонись за красотой  —  тянись за разумом

Хоть
костлива,  да счастлива. И не красива,  да счастлива

И
красавице ум не помеха

На
красивого глядеть хорошо, а с умным жить легко

Не
родись красивым, а родись счастливым

Не
красивый, а спесивый

Листом красиво дерево, а одеждою – тело

Пуст карман, да красив кафтан

Красота
лучше,  а правда — нужнее

Примите
девичью красоту 

Красота
не равна, а молодость одна

Красота
разума не придаст

         Много
замечательных русских пословиц и поговорок подарил нам народ о Родине, о книге:

Кто
с мечом к нам придет, от меча и погибнет.

Кто
служит Родине верно, тот долг исполняет примерно.

Любовь
к родине
в огне не
горит и на воде не тонет.

Любовь
к Родине побеждает смерть.

Любовь
к Родине сильнее смерти. Мала птица, а и та свое гнездо бережет.

Много
стран прошел, а добро лишь на Родине нашел.

На
родной стороне даже дым сладок.

На
родной стороне и камешек знаком.

На
чужбине и калач не в радость, а на родине и черный хлеб в сладость.

На
чужбине и собака тоскует.

На
чужой стороне и весна не красна.

Берегите
книгу – источник знаний.

Библиотеку
не посещаешь – много знаний потеряешь

Будешь
книги читать — будешь все знать.

В
доме ни одной книжки — плохи у хозяина детишки.

В
книге ищи не буквы, а мысли.

В
книгу вошли не все слова, в словах сказаны не все мысли.

Выбирай
книгу так, как выбираешь друга.

Глядит
в книгу и видит фигу.

Говорит
как книга.

День
без книги, что день без солнца.

Дом
без книги – день без солнца

         Пословицы и поговорки учат отличать добро от зла, правду от
лжи, «Правда светлее солнца», «Добрый скорее дело делает, чем злой».
Очень мудро народ в пословицах и поговорках подмечает приметы погоды,
особенности времен года «Декабрь год кончает- зиму начинает». Пословицы
и поговорки, говорят о мудрости народа , о его опыте. Такие пословицы до наших
дней не потеряли своего значения: «Куй железо пока горячо», «Лес
рубят – щепки летят
».Трудно назвать какое-нибудь жизненное явление, которое
не было бы затронуто в пословицах. 

         Работая
с пословицами и поговорками,
мы  заметили , что они богаты различными художественно-изобразительными
средствами: эпитеты (
На родной стороне даже
дым сладок”,
Жизнь дана на добрые дела”, “Всякое дело мастера боится”,), сравнения (Дом без книги, что без окон«,”
Чужая душа, что темный
лес», “
Говорит, как книга»,.» «Поет, как соловей» ), метафоры, олицетворения («Ставить палки в колеса», “ Носить воду решетом»), антитезы,
т. е. противопоставления («
Корень учения горек, да плод его сладок», “ Не родись красивым, а родись счастливым»), гиперболы («Из кожи вон лезть», «В трех соснах заблудиться»,“Любовь к Родине побеждает смерть»).Знание пословиц и
поговорок и умение их применять по назначению
способствует богатой образной речи.

 

Исследование по
пословицам и поговоркам

         Мы  проводили практическую работу:  выясняли у учащихся 5а, 6а, 9б, 10
,11 классов, знают ли
 ли они пословицы и поговорки, могут ли пояснить их смысл, привести примеры пословиц и
поговорок? 

         Анализ
опроса показал, что
только 75% детей знают русские пословицы и поговорки, они правильно привели примеры
и дали объяснение смысла. Самые
употребляемые пословицы среди учащихся: «Делу время — потехе час»,
« Сделал дело- гуляй смело», «Друзья познаются в беде».
Почти все ребята отметили, что они хотят больше узнать о пословицах и
поговорках и
то,что они нужны и
важны в нашей речи.

                                                              
Заключение

          Работа с
пословицами многому
нас научила. Мы научились собирать народные изречения, относить их к определенной теме,
раскрывать их смысл, понимать их обобщающий характер.
Мы  поняли , зачем надо знать пословицы и поговорки

         Знание пословиц и поговорок обогащает человека и
его чувства, развивает речь, формирует отношение к окружающему миру,
способствует воспитанию эстетического вкуса, развивает память. Они учат нас
многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учебе, как относиться к матери, старшим,
к родине,
к друзьям. Мудрые
пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.

         Подводя
итог исследовани
ю, можно сказать, что,
поставленная
нами в начале
исследования цель, достигнута.

         В
ходе работы 
мы пришли к выводу: пословицы нужно знать и уметь их
употреблять в речи. Правильное использование пословиц в речи отражает  уровень
воспитанности и культуры человека.

 

Использованная  литература

1.        
Даль В.И., Пословицы русского народа (2 тома).

2.         
Зилин В.И., Спирин А.С., Пословицы и поговорки
русского народа. Большой толковый словарь. Изд. 2-е, М.,2020
г.          

3.        
Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка

 осударственное
бюджетное стационарное учреждение

социального
обслуживания Московской области

«Семейный центр « Дмитровский»


Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:


Паспорт проекта Лельхова Надя.docx


Презентация проекта.pptx

Выбранный для просмотра документ Паспорт проекта Лельхова Надя.docx


Скачать материал «Проект по литературе на тему : «Пословицы , поговорки. загадки родного края»»

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ Презентация проекта.pptx

...


Скачать материал «Проект по литературе на тему : «Пословицы , поговорки. загадки родного края»»

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • ...

    1 слайд

    Муниципальное автономное образовательное учреждение
    «Ванзетурская средняя общеобразовательная школа»

    Проект «Пословицы, поговорки и загадки
    родного края»

    Автор проекта:
    Лельхова Надежда
    5 класс:
    Руководитель: Шамсутдинова З.Р.

  • Актуальность проекта:
	Наше поколение плохо знает пословицы, поговорки и  за...

    2 слайд

    Актуальность проекта:
    Наше поколение плохо знает пословицы, поговорки и загадки нашего края. Поэтому мне было интересно познакомиться с устным народным творчеством Югры и поделиться результатом своего проекта. Продуктом моего проекта стал лепбук «Пословицы, поговорки, загадки родного края».

  • Введение	С самого раннего детства я слышала от своих родственников коротеньк...

    3 слайд

    Введение

    С самого раннего детства я слышала от своих родственников коротенькие выражения, очень похожие на стишки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Семь раз отмерь, один раз отрежь».
    Позже я узнала, что это пословицы — самый распространенный жанр русского фольклора.
    На уроке литературы мы изучали тему «Пословицы и поговорки». Меня очень заинтересовала эта тема, я решила продолжить изучения этого вопроса, выполнив эту проектную работу

  • Цель проекта: расширить свой кругозор  и  познакомиться  с пословицами, пого...

    4 слайд

    Цель проекта: расширить свой кругозор и познакомиться с пословицами, поговорками и загадками родного края .

         Задачи: 
    -Пополнить активный  словарный запас обучающихся  пословицами, поговорками, загадками;
    — Уточнить  смысл  и значение  пословиц, учить применять  их  в речи;
    — Создать лепбук по теме
    — Познакомиться с устным народным творчеством  пословиц, поговорок и загадок;
    — Воспитывать  любовь  к родному слову;
    -Пополнить активный  словарный запас обучающихся  пословицами, поговорками, загадками;

  • Гипотеза  проекта:Могу предположить, что красочный лэпбук может увлечь ребят...

    5 слайд

    Гипотеза проекта:
    Могу предположить, что красочный лэпбук может увлечь ребят такой темой как «Половицы, поговорки и загадки родного края» и побудит их к дальнейшему знакомству с устным народным творчеством Югры.

  • Определение  пословиц, поговорок и загадок 	Пословица – это краткое народное...

    6 слайд

    Определение пословиц, поговорок и загадок
    Пословица – это краткое народное изречение, имеющее
    поучительный характер. Пословица всегда выражает законченную мысль.
    Поговорка- это образное выражение, метко определяющее и оценивающее то или иное жизненное явление. В поговорках, как и в пословицах, проявляется народная мудрость.
    Различие между ними заключается в том, что поговорка состоит из одной части, без противопоставления, а пословица, всегда состоит из двух частей.
    Загадка –краткий рассказ, в котором описывается предмет, но не называется.

  • Возникновение пословиц                      и поговорки 	Пословицы...

    7 слайд

    Возникновение пословиц
    и поговорки
    Пословицы и поговорки появились еще в глубокой древности, задолго до появления письменности.
    Автором пословиц является народ. Кто-то когда -то выразил свою мысль, другие люди подхватили, запомнили, передавали и вносили что-то свое. Так поговорки, пословицы, загадки переносились из уст в уста, из поколения в поколение.

  • «Пословицы и поговорки народов ханты и манси» Ханты и манси - народы угорско...

    8 слайд

    «Пословицы и поговорки
    народов ханты и манси»
    Ханты и манси — народы угорской языковой подгруппы. Их языки относятся к младописьменным.
    Фольклор ханты и манси связан с системой верований, с потребностями людей, с их повседневной жизнью.
    В устном народном творчестве ханты и манси наблюдается взаимодействие пяти сфер. Это человек, мир духов, стихии природы, животный и растительный мир. Главным связующим звеном всех пяти сфер является человек.
    У ханты и манси одним из главных механизмов существования культуры является ориентация на образ идеального, совершенного человека. Именно в связи с трудовыми умениями ханты и манси возникает мысль о том, что совершенным человеком не рождаются, а становятся. У ханты и манси, как и у других народов Севера, присутствует своя система эстетического воспитания, связанная с трудом.

  • Особое значение ханты и манси приобретают взаимоотношения человека и природы....

    9 слайд

    Особое значение ханты и манси приобретают взаимоотношения человека и природы. Поклонение природе — характерная черта их культуры. Например, «Большая зима» начинается для этих народностей в ноябре.
    Хантами и манси обожествляются некоторые растения (старые, искорёженные или такие, у которых несколько верхушек). Они предполагают, что там находится прибежище бога, а чаще рассматривают само дерево как божество. Такие обжитые духами места называются у народов севера «святым колдовским местом». В старой мансийской сказке говорится: «Там, где лес особенно темный и густой, находится дом доброй лесной женщины Миснэ. Там стройные лиственницы уходят за облака, плечистые кедры обнимают землю так, что не видно неба. Миснэ, воплощение добра и чистоты, помогла людям в голодное время поймать много-много рыбы».

  • Пословицы родного краяНе водою рыбак кормится - а сетями.
 Если будешь сидеть...

    10 слайд

    Пословицы родного края
    Не водою рыбак кормится — а сетями.
    Если будешь сидеть, сложа руки, рыба и зверь домой не зайдут.
    Сильному оленю и большая дорога не страшна, а слабому – маленькая
    Никогда не думай, что ты самый умный, кроме тебя, еще много людей есть;
    Протягивая руку друзьям, пальцы в кулак не сжимай;
    Оленя узнаешь по бегу, а человека – по сделанной работе;
    Душистой ухи поешь – сила прибавится.
    Пословицы и поговорки способствуют развитию абстрактного и образного мышления, внимания и памяти.

  • Поговорки родного краяОт хорошего человека собака не убежит;
Свое гнездо и пт...

    11 слайд

    Поговорки родного края
    От хорошего человека собака не убежит;
    Свое гнездо и птица никогда не забывает;
    Мастерицу узнают по шву;
    В хорошую осень хозяина собака содержит.

  • У народов Севера идеал человека выражается через Ворнэ - добрую лесную богиню...

    12 слайд

    У народов Севера идеал человека выражается через Ворнэ — добрую лесную богиню, воплощающую в себе лучшие человеческие качества (Миснэ). В сказках ханты и манси постоянно подчеркивается, что совершенный человек талантлив, добр и справедлив, он бесстрашно борется со злом и побеждает его даже ценой своей гибели.
    Среди достоинств совершенного человека центральное место занимает трудолюбие, трудовая сноровка. Честь человека, утверждают хантыйские и мансийские сказки, в умении и желании трудиться для людей, и тогда люди тебя признают, назовут мастером.
    «День красен солнцем, а Человек — трудом и добром, — тихо проговорил Мыколка. — Волка ноги кормят. Человека — руки. Умные руки дело найдут, а в деле добро обретут» или «Так Мыколка нашел в своем деле добро, которое обещала ему Кулнэ — Женщина Рыба».
    Именно в связи с трудовыми умениями хантов и манси возникает мысль о том, что совершенным человеком не рождаются, а становятся.

  • Загадки родного края	У народа манси и ханты много загадок, состоит из 4 ступе...

    13 слайд

    Загадки родного края
    У народа манси и ханты много загадок, состоит из 4 ступеней: призыв, задание, вопрос и ответ.
    Загадка начинается с обращения к слушателям: «Моя загадка – эй!. Такая загадка побуждает присутствующих собраться с мыслями, сконцентрировать мышление, восприятие.
    Затем загадывается сама загадка.
    После загадывания звучит вопрос: «Отгадайте, что это?».
    После обдумывания слушатели дают свой ответ.

    Зимой не мерзнет, летом не мерзнет;
    На весь мир одна пища – один продукт;
    Рубит, рубит, а крови нет;
    Носастые, ушастые две совы;
    Четыре женщины – одним платком накрылись.

  • Роль пословиц и поговорок в жизни                современного человек...

    14 слайд

    Роль пословиц и поговорок в жизни современного человека.
    Современные дети, практически не употребляют в разговорной речи пословицы и поговорки, они всячески пытаются сократить слова, говорят разные вещи, не подумав.
    Пословицы и поговорки делают нашу речь еще грамотней. Пословицы и поговорки мы можем употреблять, на уроках литературы и по возможности на уроках русского языка.

  • «Пословица - цвет народного ума» - считал В.И. Даль. В них ханты и манси отра...

    15 слайд

    «Пословица — цвет народного ума» — считал В.И. Даль.
    В них ханты и манси отразили моральный облик рыбаков, охотников, оленеводов. «Легким трудом не проживешь, человеком не станешь», «От крика дело не делается», «За ленивое дитя сердце больше болит».
    Пословицы мудры, употребляются умно, умело. В загадках и народных песнях тоже не обходится без образа человека:

  • Среди всех видов деревьев у ханты и манси особым почитанием пользуется листве...

    16 слайд

    Среди всех видов деревьев у ханты и манси особым почитанием пользуется лиственница.
    Встреча и общение главных героев с духами происходит в лесу. По описанию леса мы понимаем, что ожидает героя в дальнейшем — опасность и тревога или радость и спокойствие. Чрезвычайно интересным в традиционной культуре ханты и манси является взаимодействие животного мира и людей.
    Из животных у них наибольшим почитанием пользуется медведь. Он именуется младшим братом человека и всех зверей. Образ медведя занимает значительное место в сказаниях, священных песнях, обрядах.

  • Много добрых сказок, песен и загадок посвятили они этим животным. Вот примеры...

    17 слайд

    Много добрых сказок, песен и загадок посвятили они этим животным. Вот примеры некоторых загадок:

    1.Собой не птица, не поёт, если кто к хозяину идёт — она знать даёт.
    2.Уши чуткие торчат, хвост взлохмаченный крючком, у двери она лежит, зайки домик сторожит.
    Самобытная традиция связана с культом очеловечивания лягушки, которая называлась «между кочек живущей женщиной». Ей приписывали способность дарить семейное счастье, определять количество детей, облегчать роды. По рассказам ханты, молодой мужчина мог «присушить» понравившуюся ему женщину. Изображение лягушки, вышитое бисером на платке, держали перед рожавшей женщиной для того, чтобы обеспечить новорождённому крепкое здоровье и долгую жизнь. У ханты существует запрет отлавливать лягушек и использовать их в качестве насадок.
    Но самые лучшие сказки и песни, лучшие поверья и сказания — об оленях. Вся жизнь северян связана с тундрой. Спасение для людей — олени. Олень воспет как нечто лучшее в мире, первые мольбы и моленья — к нему. Уже малые дети знают об олене очень много — вплоть до того, что различают 18 возрастных периодов в растущем оленёнке.
    «Олень… Словно дерево ветвистое растёт на его голове. Глаза его смолистые, ласковые. Свет их тёплый и ясный. Они греют оленеводов в пургу. Дают ему крылья — и он летит на своей нарте, словно вьюга:

  • Фольклор ханты и манси - это словесный документ, отражающий историческую исти...

    18 слайд

    Фольклор ханты и манси — это словесный документ, отражающий историческую истину (иногда в несколько приукрашенном состоянии), это история и летопись народа. Фольклор отразил духовность народа, его мудрый ум, национальный дух, его мировоззрение, нравы, обычаи и силу.
    В произведениях народов Севера предстаёт живая земля, которая неизмеримо старше любого человека, поселившегося на ней.

  • Заключение:Работа с пословицами многому меня научила. Я научилась собирать на...

    19 слайд

    Заключение:
    Работа с пословицами многому меня научила. Я научилась собирать народные изречения, относить их к определенной теме, раскрывать их смысл, понимать их обобщающий характер. Я поняла, зачем надо знать пословицы и поговорки?
    Знание пословиц и поговорок обогащает человека и его чувства, развивает речь, формирует отношение к окружающему миру, способствует воспитанию эстетического вкуса, развивает память. Они учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учебе, как относиться к матери, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.
    Подводя итог проекта , можно сказать, что, поставленная мною в начале проекта цель, достигнута.
    В ходе работы над проектом я пришла к выводу: пословицы нужно знать и уметь их употреблять в речи . Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

  • Результат проекта – это лепбук

    20 слайд

    Результат проекта – это лепбук

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 604 034 материала в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература (в 2 частях)», Коровина В.Я., Журавлёв В.П., Коровин В.И.

Другие материалы

  • 24.05.2023
  • 109
  • 2

«Литература (в 2 частях)», Сухих  И.Н.

«Литература», Курдюмова Т.Ф.

  • 24.05.2023
  • 142
  • 0
  • 24.05.2023
  • 157
  • 1
  • 24.05.2023
  • 38
  • 0
  • 24.05.2023
  • 107
  • 1
  • 24.05.2023
  • 189
  • 2
  • 24.05.2023
  • 94
  • 1

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «История и философия науки в условиях реализации ФГОС ВО»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Источники финансов»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация деятельности секретаря руководителя со знанием английского языка»

  • Курс профессиональной переподготовки «Риск-менеджмент организации: организация эффективной работы системы управления рисками»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление службой рекламы и PR»

  • Курс профессиональной переподготовки «Управление качеством»

Руководитель проекта: 

Велигура Елена Николаевна

Учреждение: 

НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»

В готовой исследовательской работе по литературе «Пословицы и поговорки» ученицей 6 класса была поставлена цель доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи, они являются прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.

Подробнее о работе:

В ученической исследовательской работе по литературе на тему «Пословицы и поговорки» автором рассматриваются русские пословиц и поговорки, анализируется их значение и характер употребления в речи, определяется эмоциональный окрас, приводится определение понятий, описывается разница между пословицей и поговоркой.

В индивидуальном проекте по литературе «Пословицы и поговорки» автор выдвигает гипотезу, что если изучить пословицы и поговорки, то существует вероятность обогатить свою речь, чувства, изменить отношение к окружающему миру. Ученица 6 класса изучает историю происхождения пословиц и поговорок, систематизирует их по значению.

Исследовательский проект на тему «Пословицы и поговорки» содержит определение пословиц и поговорок с точки зрения фольклорного жанра, а также планирование внеклассных мероприятий для учащихся 2, 3, 4, 5, 6, 7 классов школы, направленных на ознакомление учащихся с пословицами и поговорками, обогащение их словарного запаса и расширение кругозора.

Оглавление

Введение
1. Пословицы и поговорки как жанр фольклора.
2. Возникновение пословиц и поговорок.
3. Отличие пословиц от поговорок.
4. Анализ пословиц и поговорок.
5. Внеклассное мероприятие по пословицам и поговоркам.
Заключение
Литература
Приложение

Введение

С самого раннего детства я слышала от своей мамы и бабушки коротенькие выражения, очень похожие на стишки: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда», «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Позже я узнала, что это пословицы-самый распространенный жанр русского фольклора.

На уроке русского языка мы создавали проект « Пословицы и поговорки». Меня очень заинтересовала эта тема, я решила продолжить изучения этого вопроса, выполнив исследовательскую работу «Пословица недаром молвится».

Актуальность исследования: современные дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не всегда понимают их значение. А ведь в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни. Изучение пословиц развивает не только речь, но и логику, организует мышление, формирует жизненные ценности.

Цель: доказать, что пословицы и поговорки необходимы в нашей речи; они являются прекрасным средством воспитания и развития младших школьников.

Проблема. Актуальнейшая проблема сегодня — нравственный облик, культура личности не только коллектива, но и каждого человека.

Особое внимание следует обратить на культуру речи: умение говорить и слушать, вести беседу — важное условие взаимопонимания, проверки истинности или ложности своих мнений, представлений.

Изучению малых фольклорных жанров в школе уделяется немного внимания. Между тем пословицы и поговорки – “народные педагогические миниатюры” могут служить прекрасным средством воспитания и развития речи школьников.

Гипотеза:

Объект: русские пословицы и поговорки

Предмет: работа над пословицами и поговорками, формирующими речь и систему ценностей в жизни каждого ребенка.

Задачи:

  1. изучить литературу по данной теме;
  2. изучить историю происхождения пословиц и поговорок и их отличие друг от друга;
  3. систематизировать их по тематике;
  4. провести анкетирование обучающихся 4-х классов (знаете ли вы пословицы и поговорки).

Методы:

  • сбор и обработка информации по литературным источникам;
  • метод сравнения;
  • анкетирование;
  • анализ результатов.

Пословицы и поговорки как жанр фольклора

Величайшее богатство народа – это язык! Тысячелетиями накапливаются и живут в слове несметные сокровища человеческой мысли и опыта. Меткий и образный русский язык богат пословицами и поговорками. Их десятки тысяч! Как на крыльях, перелетают они века в век, от одного поколения к другому.

Пословицы и поговорки представляют собой сгустки народной мудрости, они выражают истину, проверенную многовековой историей народа, опытом многих поколений. «Пословица недаром молвится», — гласит народная мудрость. В них выражены радость и горе, гнев и печаль, любовь и ненависть, ирония и юмор.

Они обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю нашего народа. В текстах пословицы и поговорки приобретают особое значение. Они не только усиливают выразительность речи, придают остроту, углубляют содержание, но и помогают найти путь к сердцу слушателя, читателя, завоевать их уважение и расположение. Пословицы и поговорки нас воспитывают, учат жить. Пословицы кратки, но богаты смыслом.

Возникновение пословиц и поговорок

Возникновение пословиц и поговорок относится к глубокой древности , они сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках.

Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

Созданные в веках, переходя от поколения к поколению, пословицы и поговорки поддерживали уклад народной жизни, крепили духовный и нравственный облик народа.

Отличие пословиц от поговорок

Точного определения пословицы и поговорки не дает никто. Существует множество мнений по этому поводу. Но в одном эти мнения сходятся: пословицы и поговорки это вершина народной мудрости, которая отображает действительность, проверенную многовековым опытом поколений, историей каждого народа.

Пословица — это жанр фольклора, краткое изречение с поучительным смыслом. Пословицы советуют, рекомендуют, высказывают опасения, предостерегают, предупреждают, успокаивают, высмеивают. Пословица представляет собой предложение, несущее практическое указание.

Пословицы обычно состоят из двух частей: «Землю красит солнце, а человека- труд». Часто эти части рифмуются.

Поговорка – образное выражение какого-либо явления в жизни.

Если пословица коротенькая притча, то поговорка ничего не обобщает, никого не поучает, только намекает и является частью суждения «В ступе воду толочь».

Чем же пословица отличается от поговорки?

Отличительная черта пословицы – законченное умозаключение.

Главное отличие поговорки – это отсутствие законченного суждения, это устоявшаяся фраза или словосочетание.

Различие нам подсказывает опять народ: «Поговорка – цветок, пословица – ягода».

Часто случается так, что одно слово может превратить поговорку в пословицу.

Поговорка Пословица
Чужими руками жар загребать Чужими руками жар загребать легко
Воду в ступе толочь Воду в ступе толочь — вода и будет

Анализ пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки отражают народную мудрость, моральный свод правил жизни. Они представляют широкие пласты жизни и носят воспитательную направленность. В них закреплен опыт народа. Тематика пословиц и поговорок очень разнообразна. В них выражается понимание жизненных основ, исторических событий, семейных отношений, любви и дружбы, осуждаются людские пороки и восхваляются добродетели (трезвость, скромность, ум, трудолюбие) а также другие нравственные качества человека.

Пословицы и поговорки славят усердие, труд, мастерство, терпение, характеризуют ум и смекалку и высмеивают лень, хвастовство и глупость; прославляют любовь и дружбу. В пословицах и поговорках даже описывается красота. Много замечательных русских пословиц и поговорок подарил нам народ о Родине, о книге.

Пословицы и поговорки учат отличать добро от зла, правду от лжи, «Правда светлее солнца», «Добрый скорее дело делает, чем злой». Очень мудро народ в пословицах и поговорках подмечает приметы погоды, особенности времен года «Декабрь год кончает, зиму начинает». Пословицы и поговорки, говорят о мудрости народа , о его опыте. Такие пословицы до наших дней не потеряли своего значения: «Куй железо пока горячо», «Лес рубят – щепки летят».

Трудно назвать какое-нибудь жизненное явление, которое не было бы затронуто в пословицах. (Приложение 1)

Работая с пословицами и поговорками, я заметила, что они богаты различными художественно-изобразительными средствами: эпитеты (“Жизнь дана на добрые дела”, “Всякое дело мастера боится”, сравнения («чужая душа – что темный лес»), метафоры, олицетворения («ставить палки в колеса»), антитезы, т. е. противопоставления («корень учения горек, да плод его сладок»), гиперболы («из кожи вон лезть», «в трех соснах заблудиться»), что способствует богатой образной речи.

Внеклассное мероприятие по пословицам и поговоркам

Практическая работа проводилась мною в два этапа. На первом этапе я попыталась выяснить у учащихся 4 классов, знают ли они пословицы и поговорки. Для этого, мы составили анкету (Приложение 2).

Анализ результатов анкетирования показал, что только 64% детей знают русские пословицы и поговорки, они правильно привели примеры. Самые употребляемые пословицы среди учащихся:

«Делу время — потехе час», « Сделал дело- гуляй смело», «Друзья познаются в беде». Поговорки в анкеты записали лишь немногие. Почти все ребята отметили, что они хотят больше узнать о пословицах и поговорках и ,что они нужны и важны в нашей речи.

Результаты анкетирования показаны в диаграмме

проект пословицы и поговорки

На 2 этапе практической работы мы с классным руководителем провели внеклассное мероприятие «Час народной мудрости», (Приложение3) после которого ребята оставили свои отзывы ( Приложение 4), а так же я составила сборник пословиц и поговорок, который подарила своим одноклассникам (Приложение5).

Заключение

Работа с пословицами многому меня научила. Я научилась собирать народные изречения, относить их к определенной теме, раскрывать их смысл, понимать их обобщающий характер. Я поняла, зачем надо знать пословицы и поговорки?

Знание пословиц и поговорок обогащает человека и его чувства, развивает речь, формирует отношение к окружающему миру, способствует воспитанию эстетического вкуса, развивает память. Они учат нас многому: каким нужно быть в труде, дружбе, учебе, как относиться к матери, старшим, к родине. Мудрые пословицы помогают оценивать свои поступки и действия других людей.

Подводя итог нашего исследования, можно сказать, что, поставленная мною в начале исследования цель, достигнута.

В ходе работы над исследованием я пришла к выводу: пословицы нужно знать и уметь их употреблять в речи . Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

Литература

  1. Волина В., Пословицы, поговорки, ребусы. С.-Пб: издательство Дидактика Плюс,1997.–224с.
  2. Даль В.И., Пословицы русского народа.
  3. Зилин В.И., Спирин А.С., Пословицы и поговорки русского народа. Большой толковый словарь. Изд. 2-е, М.,2005. – 544с.
  4. Круглов Ю.Г., Русские народные сказки. М.: Просвещение, 1983. – 320с.
  5. Новикова Е.Н., Лебедева А.Э., 2000 пословиц, поговорок, потешек и скороговорок. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999.- 272с.
  6. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю., Толковый словарь русского языка.
  7. Пословицы народов мира.
  8. Степанов В., Русские пословицы и поговорки от А до Я: словарь-игра. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1999. – 240с.

Приложение 1

Тема Пословицы и поговорки Умозаключение
Труд Без труда не вытащишь и рыбку из пруда Ничего в жизни не дается просто так, не идёт само в руки. В любом деле требуется усилие и усердие.
Ум Ума палата О том, у кого большие умственные

способности

Храбрость Волка бояться, так и в лес не ходить Если бояться трудностей или опасных последствий, то не стоит и начинать какое-либо дело; чтобы добиться какого-либо успеха, необходимо рисковать, действовать смело
Дружба Друзья познаются в беде Настоящий друг – это человек, который не оставит тебя в беде, всегда поможет в трудную минуту
Красота Не в сказке сказать, не пером описать О неописуемой красоте
Родина Человек без родины, что соловей без песни Соловей не может без песни ,так и человек не может без Родины
Книга Книга в счастье украшает, а в ненастье утешает Книга помогает осознать переполняющие чувства, и понять самого себя

Приложение 2

Дорогие друзья! Просим вас ответить на несколько вопросов.

1. Знаете ли вы пословицы? Подчеркните: ДА НЕТ

Если ДА, приведите пример:

2. Знаете ли вы поговорки? Подчеркните. ДА НЕТ

Если ДА, приведите пример:

3. Интересно ли вам узнать больше о пословицах и поговорках

ДА НЕТ

4. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в нашей речи?

ДА НЕТ

Приложение 3. Отзывы одноклассников

1. Выполнив проектную работу, участвуя во внеклассном мероприятии, я обобщил знания о народных пословицах и поговорках, пополнил ими свой словарный запас. Стараюсь раскрывать их значение. Теперь я могу отличить пословицу от поговорки. Многие пословицы я выучил наизусть.

2. Я понял, что пословицы и поговорки, очень интересный жанр фольклора. Они нас учат быть добрыми и справедливыми, не бояться трудностей, любить своих родителей, уважать старших.

3. Участвуя в конкурсах, мне было интересно работать с пословицами и поговорками. Оказывается, можно придумать очень интересные конкурсы, которые позволяют больше о них узнать, многому научиться. Например: сопоставлять русские пословицы с пословицами других народов; составлять рассказ на основе пословицы. Пословицы очень мудрые и поучительные. Я услышал много новых пословиц.

4. Мне очень понравилось мероприятие, на котором я многое для себя открыла. Пословицы и поговорки существуют на все случаи жизни. Это такие маленькие произведения, которые украшают речь, делают её более содержательной. А также они учат нас заботиться о близких, уважать и ценить друзей. Сборник пословиц лежит теперь на моём рабочем столе. Я стараюсь их выучить, чтобы потом употреблять в речи.

Приложение 4. Сборник пословиц и поговорок

«Труд — безделье» «Ум и глупость» «Добро и зло» «Ученье, наука, знание».
Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»,

«Что посеешь, то пожнёшь»,

«Поле труд любит»,

«Ум впереди дела»,

«Дело мастера боится»,

«Дурака работа любит»,

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»,

«Труд человека кормит, а лень портит»,

«Ленивому всегда праздник»

«Работать мальчик, а есть мужичок».

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Дело учит, и мучит, и кормит.

Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто.

Глупый осудит, а умный рассудит.

Без ума голова — пивной котел .

Борода выросла, а ума не вынесла.

Брат он мой, а ум у него свой.

Был бы ум; будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля .

Волос долог, да ум короток

Ворона и за море летала, да вороной и вернулась .

Глупому не страшно и с ума сойти. Глупому сыну не в помощь богатство. Глупость — не порок (а несчастье).

Глупый да малый всегда говорят правду.

Жизнь дана на добрые дела.

Доброе братство лучше богатства.

Торопись на доброе дело, а худое само придёт.

Добро поощряй, а зло порицай.

За добро плати добром.

За доброе жди добра, а худое само придет.

Добро творить – себя веселить.

Добро не умрет, а зло пропадет.

Не хвались серебром, а хвались добром.

доброму человеку помочь – не убыток.

добрый человек придет, словно свету принесет.

Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу.

Тому тяжело, кто помнит зло.

Ученье свет, а неученье тьма.

Ученье – лучшее богатство.

Ученье без уменья не польза, а беда.

Не красна книга письмом, красна умом.

Учиться никогда не поздно.

Век живи – век учись.

Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

Грамоте учиться всегда пригодится.

Была бы охота, а выучиться можно.

Грамота не болезнь, годы не уносит.

Книга книгой, а своим умом двигай.

Для ученья нет старости.

Азбука — к мудрости ступенька.

С грамотой вскачь, без грамоты хоть плачь.

Если страница Вам понравилась, поделитесь в социальных сетях:

Наши проекты. Пословицы и поговорки

  • Пословицы и поговорки являются одним из средств образной и выразительной речи. В пословицах и поговорках часто используются глаголы во 2-м лице единственного числа.

1. Прочитайте пословицы и поговорки. Объясните их смысл. Спишите. Выделите окончания глаголов.

1. Что посе[ешь], то и пожн[ёшь]. 2. Поспеш[ишь] — людей насмеш[ишь]. 3. Люб[ишь] кататься — люб[и] и саночки возить. 4. Без труда не вын[ешь] и рыбку из пруда.

Что посеешь, то и пожнёшь. Человек своими поступками сам определяет своё будущее.
Поспешишь — людей насмешишь. Говорится как совет действовать не торопясь, чтоб не допустить ошибки, промаха и не вызвать насмешек.
Любишь кататься — люби и саночки возить. Любишь отдыхать, люби и трудиться.
Без труда не вынешь и рыбку из прудаДаже самое простое дело может потребовать усилий, затрат.

2. Прочитайте рассказ Л. Н. Толстого. Объясните название рассказа.

Как глядишь, так и видишь

Мальчик лежал на земле и смотрел на дерево с боку. Он сказал: «Дерево кривое». А другой мальчик сказал: «Нет, оно прямо, да ты криво смотришь. Как глядишь, так и видишь».

Как глядишь, так и видишь. На одно и то же можно посмотреть с разных точек зрения.

3. Найдите в «Сборнике пословиц и поговорок» 10 пословиц и поговорок, в которых был бы глагол или глаголы во 2-м лице единственного числа. Запишите эти пословицы и поговорки. Выделите личные окончания глаголов.

Собирай по ягодке – набер[ёшь] кузовок.
Хоч[ешь] есть калачи – не сид[и] на печи.
За двумя зайцами погон[ишь]ся – ни одного не пойма[ешь].
Не рой другому яму – сам в неё попад[ёшь].
Слезами горю не помож[ешь].
Не зна[ешь], где найд[ёшь], где потеря[ешь].
Маслом кашу не испорт[ишь].
Берег[и] платье снову, а честь смолоду.
Близок локоть, да не укус[ишь].
Шило в мешке не ута[ишь].

  • Сможете ли вы объяснить смысл каждой выбранной вами пословицы и поговорки? В каких случаях их можно употребить в речи?

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок. Делая понемногу, выполнишь всю работу.
Хочешь есть калачи – не сиди на печи. Чтобы не остаться голодным, нужно потрудиться.
За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Если возьмёшься сразу за несколько дел, не добьёшься результата ни в одном.
Не рой другому яму – сам в неё попадёшь. Неприятность может случиться с тем, кто готовит её другому.
Слезами горю не поможешь. Не стоит сильно горевать над тем, что уже случилось и над тем, что не в силах исправить.
Не знаешь, где найдёшь, где потеряешь. В жизни человека бывают неожиданные потери и приобретения.
Маслом кашу не испортишь. Необходимое, полезное не приносит вреда даже в очень большом количестве.
Береги платье снову, а честь смолоду. Совет молодым с юности дорожить своей честью, добрым именем.
Близок локоть, да не укусишь. Говорят, когда невозможно что-то осуществить, хотя, казалось бы, это и легко сделать.
Шило в мешке не утаишь. Спрятать правду невозможно.

  • По какой пословице можно составить рассказ? Выберите такую пословицу или поговорку и составьте рассказ. Запишите его. Можете нарисовать к рассказу иллюстрацию.

Собирай по ягодке – наберёшь кузовок

Пошли ребята в лес за ягодами. Под кустики заглядывают, за земляникой наклоняются. А Маша посмотрела на свою корзинку и поняла, что до вечера полную собрать не сможет. Идёт по лесу, ягоды в рот кладёт. Сладко Маше. Идут ребята обратно с полными корзинами, одна Маша налегке. Вернулись на свою улицу. Ребята родителям полные корзинки ягод показывают, хвалят их мамы, обнимают бабушки. Одной Маше показать нечего. Вышла её бабушка ко двору, а девочка и спрашивает:
— Бабушка, ну где они столько ягод нашли? Я на первой полянке еле горсточку собрала. Пришлось съесть, для корзинки маловато.
А бабушка отвечает:
— В следующий раз, внучка, собирай по ягодке – наберёшь кузовок.

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок

Ответы по русскому языку. 4 класс. Учебник. Часть 2. Канакина В. П.

Ответы по русскому языку. 4 класс

Канакина. 4 класс. Наши проекты. Пословицы и поговорки, с. 92

4.7 (93.09%) от 243 голосующих

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цитаты по украински
  • Цитаты о сталине негативные
  • Греческие цитаты о смерти
  • Цитаты о любви мастер и маргарита картинки
  • Цитаты страйк кидс