Проект создание сборника пословиц и поговорок 2 класс

Творческий проект «Пословицы и поговорки»

2 класс

Эпиграф проекта: «Пословица недаром молвится»

Тема. «Пословицы и поговорки».

Цели. Пополнить активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками,

  • уточнить значения некоторых из них;

  • развивать творческие способности учащихся, чувство ответственности за порученное дело;

  • учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее;

  • анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности.

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Класс получает задания:

  • подобрать по 5 пословиц разной тематики, оформить их в книжку-малышку;

  • придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

  • проиллюстрировать несколько пословиц;

  • выписать пословицы, в которых встречаются числа.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Учитель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта. Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита проекта.

Ученики выступают перед одноклассниками и жюри.

Ход презентации.

I. Вступление .

Здравствуйте, ребята! Говорят, « Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится» . Я пришла к вам с миром и новыми знаниями. А «Учиться – всегда пригодится»!

(слайд 1)

— С каким настроением вы пришли на урок?

Трудно сказать, с каких пор в народе начали ходить пословицы и поговорки. Бесспорно, они возникли в древности и сопровождали жизнь народа на всем протяжении его истории. Отношение к ним выразилось во многих изречениях: «Пословица недаром молвится» или «Пословица в век не сломится». Пословицами интересовались многие русские писатели: А. Пушкин, И. Крылов. В письмах Пушкина упоминается 120 пословиц.

В.И. Даль писал, что пословицы – это «цвет народного ума». Пословицы красят речь, делают ее образной. Работа по собиранию пословиц начинается с ХVII века – это были рукописные сборники, их составители неизвестны. В ХVIII веке пословицы собирали Ломоносов, Татищев, Богданов. Наиболее крупными были сборники Кнежевича и Снегирева. В 1862 году вышел сборник Даля, куда вошло свыше 30 000 пословиц.

В.И. Даль родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске. История его жизни очень интересна. Сын обрусевшего датчанина и немки, только в 70 лет принявший православие, моряк, врач и чиновник. Но какая же нужда заставила этого человека взять на себя колоссальный труд – составление русского словаря, собирание русских пословиц и поговорок? Ведь Даль не был ни ученым, ни даже русским по национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Даль был первооткрывателем. До него еще никто не составлял словарей. Словарь Даля – исторический словарь. Его можно читать подряд, составляя точное представление о жизни людей. Владимир Иванович не просто собрал огромное количество слов и выражений, но и сопроводил их множеством пословиц и поговорок. В этом проявилась народность и словаря, и составителя.

II. Выступление учащихся. Презентация своих работ.

История создания книжек-малышек, чтение рассказов к пословицам.

III. Рассказ учителя о пословицах народов мира.

Я вам расскажу о пословицах народов мира

  • «Оглядывайся на себя по три раза в день». Эта японская пословица учит следить за своим поведением.

  • Монгольская пословица «И путешествие в десять тысяч стран начинается с первого шага» говорит о том, что любое большое дело начинается с малого.

  • Когда пострадает невинный человек, арабы говорят: «Море поссорилось с ветром, а пострадала лодка».

  • «Пересол вызывает жажду». Это значит, что во всем нужна мера.

  • Русские говорят: «Не рой другому яму – сам в нее попадешь». А осетины говорят: «Не бросай камнями из стеклянного дома».

  • Французы советуют не отчаиваться и говорят: «Потерпев поражение, начинай сначала».

  • Когда индийцы не берегут дружбу, им говорят: «Не прерывай грубо нить дружбы, ибо если придется ее связать, то останется узел». Русские скажут: «Разбитую чашку не склеишь».

  • Если за контрольную работу «двойку» получишь не только ты, но и большинство одноклассников, то уместно будет воспользоваться латинской пословицей: «Утешение для несчастного – иметь товарищей по несчастью».

  • «Слово – серебро, а молчание – золото», – скажет русский, а бенгалец: «Кто много говорит, начинает врать».

IV. Сегодня нам предстоит отправиться в необычное, воображаемое путешествие. Нас ждет чудесный край, где живут наши старые добрые пословицы. (слайд 2)

А не потеряться, не заблудиться в пути нам поможет эта замечательная карта. ( слайд 3)

Итак , ребята, начинаем наше путешествие.

Чтобы очутиться в чудесном краю, как и в любой другой волшебной стране, необходимо для начала закрыть глаза и произнести волшебные слова. Например, эти: «Крибле, крабле, крубле…» .Откройте глаза ( слайд 4)

Посмотрите, где это мы оказались!

На опушке веселого лесочка… Это необычный – загадочный лес. Молоденькие елочки задорно, хитровато улыбаются нам. Здесь живут наши старые знакомые. Чтобы они указали нам дорогу дальше, придется задержаться здесь немного и выполнить задание.

Задание: соотнести русскую пословицу с иностранной пословицей.

(по рядам)

Язык до Киева доведет.
В гостях хорошо, а дома лучше.
Слезами горю не поможешь.
Утро вечера мудренее.

Тот не заблудится, кто не спрашивает.
Восток ли, Запад ли, а дома лучше.
Один утренний час лучше двух вечерних.
Бесполезно плакать над пролитым молоком.

Через Загадочный лес тропинка привела нас на поле. Посмотрите, какие красивые снопы! Здесь по зернышку собран богатый урожай. Это поле пословиц! (слайд 5) На ваших столах тоже есть небольшие снопики. Давайте же развяжем их и посмотрим, что они нам приготовили.

Рассыпались наши снопики! Придется из этих половинок собирать целые пословицы.

Соедините разрезанные части так, чтобы получились пословицы.

Собери части пословицы.(работа в группах)

Умей взять,

умей и дать.

Старый друг

лучше новых двух.

Едешь на день,

бери хлеба на неделю.

Красна птица пером,

а человек умом.

Не рой другому яму,

сам в неё упадёшь.

Друга ищи,

а найдёшь – береги.

Были бы кошки,

а мышки будут.

Десять раз примерь,

один раз отрежь.

ФИЗМИНУТКА ( слайд6)

А дорожка ведет нас дальше, на самый берег быстрой говорливой речки. Это река Пословица.(слайд 7)Перебираться через нее придется по одному. Для этого нужно вставить рисунок в пословицу. (слайды… презентация2)

Вставь рисунок в пословицу.

  • Дареному … в зубы не смотрят. (Коню.)

  • Когда … на горе свистнет. (Рак.)

  • … рубят – щепки летят. (Лес.)

  • Не …, так и не мычи. (Корова.)

  • Не плюй в … – пригодится воды напиться. (Колодец.)

  • Большому … – большое плавание. (Кораблю.)

Мы перебрались на другой берег и оказались на околице деревеньки. Только что это за переполох?! Прислушайтесь! В этой деревеньке творятся самые невероятные вещи, и называется она Путаница. Рассказать о том, что происходит на улицах деревушки, нам помогут пословицы, которые решили пошутить. Давайте найдём ошибки и назовём правильно пословицы.

(слайд 8) .

Пословицы шутят. Найдите ошибку в пословице.(читает учитель)

  • Первый клин комом.

  • Сашу маслом не испортишь.

  • Мы сами с ушами.

  • Крутится как булка в колесе.

  • Не делай из муки слова.

  • Голода не бойся, по пояс мойся.

Подходит к концу наше воображаемое путешествие в чудесный край. Но сказочный лес не хочет с нами прощаться, он приглашает нас выполнить ещё одно задание. Нам нужно разгадать кроссворд с пословицами и поговорками. ( Плакат)

В выделенном горизонтальном ряду вы прочитаете еще одну пословицу о труде.

По горизонтали: Дело мастера боится.

1. Ранняя птичка носок прочищает, а поздняя – глаза … .
2. Скучен день до вечера, коли делать … .
3. Кончил дело – гуляй … .
4. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать … .
5. Поспешишь – людей … .
6. Хочешь много знать, надо мало … .
7. Умелые руки не знают … .
8. Кто любит трудиться, тому без дела не … .
9. Хочешь есть калачи – не сиди на … .
10. Семь раз примерь – один раз … .
11. Без труда не вынешь рыбку из … .
12. На чужую работу глядя, сыт не … .
13. Что посеешь, то и … .
14. У работящего в руках дело огнем … .
15. Труд человека кормит, а лень … .
16. Делу время – потехе … .
17. Куй железо, пока … .

Ответы.  1. Продирает. 2. Нечего. 3. Смело. 4. Сегодня.

5. Насмешишь. 6. Спать. 7. Скуки. 8. Сидится. 9. Печи. 10. Отрежь. 11. Пруда. 12. Будешь. 13. Пожнешь. 14. Горит. 15. Портит. 16. Час. 17. Горячо

Вот и подошёл к концу наш урок-презентация.

Попробуйте угадать ещё одну пословицу, у которой открыта только часть букв. (слайд 9,10)

-о-ч-л д-л- г-л-й -м-л-! ( Кончил дело – гуляй смело!)

V.Подведение итогов.

Что дало вам изучение пословиц, чем понравилась эта работа?

В ходе работы над проектом ребята пришли к выводу, что пословицы нужны и сегодня. Они украшают нашу речь, помогают выразить позицию говорящего, короче, пословицы это живость языка, ум, начитанность говорящего.

Доказали, что пословицы необходимы в нашем общении.

Правильное использование пословиц в речи отражает уровень воспитанности и культуры человека.

6

Азарова Мария, 2-в
класс

МБОУ «Федоровская
НОШ № 4»

«Пословица или
поговорка?»

Петренко Наталья
Александровна, учитель начальных классов

_____________________________________________________________________________

Аннотация

Мы не
раз слышали —  «делу время, а потехе час» и следует «семь раз отмерить, чтобы
отрезать». Мы  с легкостью оперируем этими короткими, но столь емкими фразами,
не задумываясь, откуда они появились в нашей жизни, есть ли у них автор, поймет
ли смысл сказанного наш собеседник. Понятия «пословицы» и «поговорки» настолько
часто произносят вместе, что уже не осталось ни  малейших сомнений, что речь
идет об одном и том же словесном обороте.

Цель:  научиться
различать пословицы и поговорки.

Методы
исследования:
анкетирование,  анализ, сравнение, обобщение.

         Пословица является целым
предложением, содержащим в себе нравоучение, мудрость. Поговорка является
частью предложения и обычно представляет собой ярко окрашенное словосочетание
(отношение к высказываемому). Пословицы и поговорки пишутся простым, народным
языком, без применения сложных терминов. Пословицы представляют собой
непоколебимые истины. Многие пословицы состоят из двух рифмующихся частей. Итак,
пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание.
Это главный признак, отличающий пословицы от поговорок.

Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто
красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами.

Из выше сказанного
можно сделать вывод, чтобы уметь различать  пословицы и поговорки и не путать
их друг с другом, пользуйтесь словарем, можно порекомендовать для младших
школьников словарь В.И.Даля.

 Мы выяснили, что
большая часть опрошенных встречают пословицы и поговорки в интернете, многие
находят их в книгах и в учебной литературе. Меньше всего учащиеся обращаются к
словарям, где действительно можно точно определить что это – пословица или
поговорка. Разделяя пословицы и поговорки на две группы,  большинство детей не
сумели отличить пословицу от поговорки. Из выше сказанного можно сделать вывод,
что ребята не до конца понимают смысла понятия пословица и поговорка.

«Поговорка — цветочек, пословица —
ягодка», — говорит сам народ. То есть и то и другое — хорошо, имеется между
ними связь, но есть и существенная разница. Таким образом наша гипотеза, что в
пословицах и поговорках нет различия, а только сходство,  не нашла своего
подтверждения.

Содержание

I. Введение ………………………………………………………………………………………..2

II. Теоретический обзор

2.1. Пословицы и поговорки  как жанр устного народного
творчества………………………3

2.2.  Сходство и различие  между пословицами и поговорками……………………..….……4

III. Практическая часть

3.1. Сравнение пословицы и поговорки…………………………………………………….…..6

3.2.  Анализ учебной литературы и средств массовой информации
(интернет) …………….7

3.3. Проведение анкетирования …………………………………………………………………8

IV. Заключение
………………………………………………………………………………..….9

V. Список используемой литературы и
источников ………………………………..……….10

VI.  Приложение
……………………………………………………………………..…………11

I. Введение

Тема
нашего
исследования «Пословица или поговорка?». Пословицы и поговорки  являются
отражением мудрости многих поколений,  не утратившие веками своей актуальности.
Мы не раз слышали —  «делу время, а потехе час» и следует «семь раз отмерить,
чтобы отрезать». Мы  с легкостью оперируем этими короткими, но столь емкими
фразами, не задумываясь, откуда они появились в нашей жизни, есть ли у них
автор, поймет ли смысл сказанного наш собеседник. На одном из уроков
литературного чтения учитель предложил принести пословицы. При проверке выяснилось,
что учащиеся принесли не только пословицы, но и поговорки, так как во многих
источниках информации нет разграничения. Понятия «пословицы» и «поговорки»
настолько часто произносят вместе, что уже не осталось ни  малейших сомнений,
что речь идет об одном и том же словесном обороте. Исходя из этого, мы решили 
выяснить, как отличать пословицы от поговорок и  помочь это делать ребятам
нашего класса.   

Объект:
пословицы
и поговорки

Предмет: сходство и
различие пословиц и поговорок

Цель:
 научиться
различать пословицы и поговорки

Для
достижения цели  были определены следующие задачи исследования:

ü   
изучить
литературу;

ü   
найди 
сходство и различие между пословицей и поговоркой;

ü   
проанализировать
учебники по литературному чтению и средства массовой информации (интернет) на
наличие пословиц и  поговорок;

ü   
провести
анкетирование среди второклассников;

ü   
обработать
и проанализировать полученные результаты.

Методы
исследования:
анкетирование,  анализ, сравнение, обобщение.

Гипотеза нашего
исследования: предположим, что в пословицах и поговорках нет различия, только
сходство.

Практическая
значимость:
проведение классных часов в 1—2 классах о пословицах и
поговорках.

II. Теоретическая обзор

2.1. Пословицы и поговорки  как жанр
устного народного творчества

  Издавна человек заботился не только
о пропитании и жилище, он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные
явления, создавал новое в природе и в своем воображении. Плоды многовековых
наблюдений и раздумий народа, его мечты и надежды воплощались в песнях,
сказках, легендах, пословицах, поговорках, загадках. Так народ создавал свое
искусство, свою поэзию. Сказки, былины, песни, пословицы и другие виды устного
творчества называют фольклором. Слово «фольклор» английского происхождения «folk
lore». Оно значит «народная мудрость», «народное знание». Пословицы и поговорки
— древнейшие жанры устного народного творчества. Они известны всем народам
мира, в том числе жившим давным-давно, до нашей эры — древним египтянам,
грекам, римлянам. Самые ранние древнерусские памятники литературы донесли
сведения о бытовании пословиц и поговорок у наших предков. В «Повести временных
лет», древней летописи, зафиксирован ряд пословиц: «Не идет место к голове, а
голова к месту», «Мир стоит до рати, а рать — до мира», «Не погнет щи пчел —
меду не едать» и др.

Согласно определениям, пословица
– это сжатое, общеупотребительное, нравоучительное изречение.
Пословица
представляет собой предложение, несущее практическое указание, житейскую
мудрость. Пословицу часто сравнивают с афоризмом, но в отличие от последнего,
пословица содержит народные слова, обладает простой структурой и не принадлежит
конкретному автору. Отличительная черта пословицы – законченное умозаключение.
Часто употребительными примерами пословиц являются следующие: «Без труда не
выловишь и рыбку из пруда», «Краткость – сестра таланта» и многие другие [1].

Поговорка – образное выражение
какого-либо явления в жизни.
Как и пословица, поговорка является общеупотребительной,
содержит повседневные слова, пишется на простом народном языке. Главное
отличие поговорки – это отсутствие законченного суждения. Поговорка
является лишь частью предложения и представляет собой устоявшуюся фразу или
словосочетание. Цель поговорок не нравоучение, в отличие от
пословицы, а придание яркого окраса предложению. Часто для придания большей
эмоциональность предложению мы говорим «кот наплакал», «бить баклуши», «ломать
голову», «сорить деньгами», «делать из мухи слона» и т.д. Поговорку в
предложении можно заменить словами без яркой окраски [1].

Поговорки, как правило, используются
для образно-эмоциональной характеристики людей, их поведения, каких-то
житейских ситуаций. Поговорок очень много на все случаи жизни…. Нам не
нравится кто — то, а он худ, и мы говорим: «Тощ как хвощ». Или толст, и мы
говорим: «Толст как бочка». Кто-то наделал глупостей, и в сердцах его ругают:
«Глуп как осел, как индейский петух, как осетровая башка». Мы ненавидим двуличных
людей и говорим о ком-либо из них: «Личиком беленек, а душою — черненек». О
бессовестном человеке: «У него совесть — дырявое решето». О бездушном: «Не
душа, а только ручка от ковша». Поговорки помогают выразить эмоциональное
состояние, недовольство в связи с какими-то действиями, поступками людей: «Ему
говорить — что к стенке горох лепить», «Шипит как каленое железо», «Смотрит как
волк на теля», «Вертится как сорока на колу», «Сидит как на иголках», «Надулся
как индюк», «Шумит, как ветер в пустую трубу» и т.д. [2].

Но уж если нам что-то нравится, то и
поговорки другие. О человеке, который убедительно говорит, мы скажем: «Сказал —
как узлом завязал», а о том, кто говорит нам о приятном, скажем: «Говорит — что
рублем дарит». О живущем сытно, богато, счастливо говорят: «Как сыр в масле
катается».

2.2.  Сходство и различие  между пословицами и поговорками.

Крупнейший собиратель фольклора В. И.
Даль во второй половине XIX века сформулировал такое определение пословицы: «Пословица
— коротенькая притча. Это суждение, приговор, поучение»
[3].

В первой половине XX века знаток
пословиц М. А. Рыбникова писала: «Пословица определяет множество
однохарактерных  явлений. «Все бондаря, да немногих благодарят», — это суждение
говорит о мастерстве бондаря, но если подумаем, что смысл изречения только в
этом, мы лишим пословицу ее обобщающей силы. Эта пословица говорит о качестве
работы вообще, она может быть применена к учителю, трактористу, ткачу,
машинисту, летчику, воину и т.д.». [2]

Именно эти два признака определяют
своеобразие пословицы при сравнении ее с поговоркой, которая лишена и
обобщающего смысла, и поучительности.
Поговорки ничего не
обобщают, никого не поучают.
Они, как совершенно справедливо писал В.
И. Даль, «окольное выражение, переносная речь, простое иносказание, обиняк,
способ выражения, но без притчи, без суждения, заключения, примененияПоговорка заменяет
только прямую речь окольною, не договаривает, иногда и не называет вещи, но
условно, весьма ясно намекает?'[3].

Особенно заметно различие между
пословицами и поговорками на примере сходных словосочетаний. Оценивая
кого-нибудь как любителя чужого труда, пройдоху, мы говорим: «Он любит чужими
руками жар загребать». В этой фразе использована поговорка «чужими руками жар
загребать», в ней нет ни обобщения, ни поучения. Однако мы можем, говоря об
этом же, и поучать, и обобщать: «Легко чужими руками жар загребать». И это уже
будет не цветочек-украшение, а ягодка – суждение [4].

Обычно пословицы называют кладезем
народной мудрости, а поговорки – украшением мысли и речи. Но, в речи бывает и
так, что пословица становится поговоркой и наоборот, например, «сваливать с
больной головы на здоровую» – поговорка, а «сваливать с больной головы на
здоровую не накладно» – пословица  (пример В. Даля).

Выводы:

1.                 
Пословица
является целым предложением, содержащим в себе нравоучение, мудрость. Поговорка
является частью предложения и обычно представляет собой ярко окрашенное
словосочетание (отношение к высказываемому).

2.                 
Пословицы и
поговорки пишутся простым, народным языком, без применения сложных терминов.

3.                 
Пословицы
представляют собой непоколебимые истины.

4.                 
У пословиц нет
автора. Пословица становится пословицей только тогда, когда она потеряла автора
и стала элементом народной речи.

5.                 
Многие пословицы
состоят из двух рифмующихся частей.

6.                  
Итак, пословица —
это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание. Это главный
признак, отличающий пословицы от поговорок.

7.                 
Пословица
содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто красноречивое
выражение, которое можно легко заменить другими словами.

III. Практическая часть

3.1. Сравнение пословицы и поговорки

      Многие выражения,
как например, «когда рак на горе свистнет», «за двумя зайцами погонишься – ни
одного не поймаешь» вошли в нашу повседневную речь, но, несмотря на их
распространенность, далеко не все смогут отличить, где  пословица, а где
поговорка. На самом же деле эти слова синонимами не являются, а называя их
вместе, чаще всего имеют в виду только пословицы. Итак, чем пословица
отличается от поговорки? Сейчас узнаем
  [7].

Язык написания

Поговорка – это словосочетание, для
которого рифма не характерна. Пословица же чаще всего обладает не только
рифмой, но и ритмом.

Пословицы просты, в них нет сложных
слов и непонятных терминов. Они были созданы простым народом и для народа. Эти
фразы лаконичны, конкретны.

Поговорки имеют под собой некий
подтекст, иронию. Часто  основная идея выражается посредством образов,
недоговоренностей, преувеличений.

Пословица                            
                                         Поговорка

Мал золотник, да дорог.                                                  «мал,
да удал»

Пустая бочка громче гремит.                                          «собака
на сене»

Не зная броду, не суйся в воду.                               
       «остаться с носом»

         Характер выражения

Пословица – завершенная самостоятельная фраза. Истинность этого выражения
не вызывает ни малейших сомнений, ведь далеко не каждое народное суждение 
выдерживало проверку временем. Пословица поучает,  наставляет,
подсказывает, помогает сделать правильный выбор.

Поговорка является частью какого-либо выражения, добавляя ему настроения,
яркости, образности.

 Примеры употребления поговорок в предложениях

Я подарю тебе эту машину, когда рак на горе свистнет.

Незаконно уволенный сотрудник подложил нам свинью.

Кот Базилио и лиса Алиса оставили
Буратино с носом.

Размер

Пословица  предполагает изложение мысли максимально коротко. Ведь не
зря говорят, что «краткость – сестра таланта». И хотя и имеются пословицы из
двух-трех слов, чаще это все же  развернутые предложения.  А вот
для  поговорки  такая длина является  нормой, так как 
они  представляют собой словосочетания.

Довольно часто  поговорки становятся основой для
возникновения  пословиц.

Мы говорим: «И нашим и вашим»,
«Чудеса в решете», «Шито — крыто», «Отчего сыр-бор разгорелся?», «В ступе воду
толочь» — и это поговорки. Однако те же словосочетания с некоторыми, но весьма
важными изменениями легко превращаются в пословицы: «И нашим и вашим за копейку
спляшем», «Чудеса: в решете дыр много, а вылезти некуда», «Шито-крыто, а узелок
то тут», «Разгорелся сыр-бор из-за сосенки», «В ступе воду толочь — вода и
будет».

 Из выше сказанного можно сделать вывод:

1.                 
Пословица  имеет поучительный смысл, а поговорка передает
эмоциональное  отношение к сказанному.

2.                 
Пословица является логическим, завершенным изречением, поговорка
выступает в составе предложения в качестве словосочетания.

3.                 
Поговорки обычно короче пословиц, могут являться основанием для возникновения
последних.

4.                 
Пословицы, как правило, ритмичны и имеют рифму.

3.2.  Анализ учебной литературы и
средств массовой информации (интернет)

       Посмотрев учебники 1-2-х
классов по литературному чтению
(Климанова
Л.Ф.)
 мы установили,
что пословицы обычно изучаются вместе с поговорками [5,6]. Не только в
учебниках, но  и в средствах массовой информации очень часто пишут «Пословицы и
поговорки», и при этом имеют в виду лишь пословицы (2). Но важно не
отождествлять их, видеть не только сходство, но и различие между ними. На
практике — обучающиеся  часто их путают.

Нередко  в интернете можно найти
список пословиц, озаглавленный как список поговорок (3).

Существует фраза
«Пословицы и поговорки».

Слово «пословицы»
всегда стоит на первом месте, поскольку пословица — это целое законченное
предложение, с моралью и глубоким смыслом.

А слово «поговорки»
всегда на втором месте, поскольку это просто красивая и символичная фраза,
не способная выступить в роли самостоятельного предложения.

Из выше сказанного можно сделать
вывод, чтобы уметь различать  пословицы и поговорки и не путать их друг с
другом, пользуйтесь словарем, можно порекомендовать для младших школьников
словарь В.И.Даля.

3.3. Проведение анкетирования

Группа
опрошенных: 42 обучающихся вторых классов МБОУ « Федоровская НОШ № 4» (1)

1. Где
вы можете встретить  пословицы и поговорки?  (напиши все варианты) (приложение)

Результаты
опроса:

¾               
18
(43 %) опрошенных ответили – в интернете;

¾               
24
(57 %) – в книгах;

¾               
10
(24%) – в учебниках;

¾               
12
(29%) – в словарях;

¾               
17
(40%) – в устной речи.

2. 
Как ты думаешь, пословицы и поговорки между собой похожи? (приложение)

¾               
да
— 25  (59%)

¾               
нет
—  7 (17%)

¾               
одно
и тоже — 10 — (24%)

3.
Как ты думаешь, пословицы и поговорки между собой отличаются? (приложение)

¾               
да 
— 17  (40%)

¾               
нет
— 5 (12%)

¾               
одно
и тоже- 20 — (48%)

4.
Разделите пословицы и поговорки на две группы (приложение)

Результаты:

¾               
справились
7 (17%)

¾               
не
справились 35 (83%)

Вывод:
После проведения анкетирования мы выяснили, что большая часть опрошенных
встречают пословицы и поговорки в интернете, многие находят их в книгах и в
учебной литературе. Меньше всего учащиеся обращаются к словарям, где
действительно можно точно определить что это – пословица или поговорка.
Разделяя пословицы и поговорки на две группы,  большинство детей не сумели
отличить пословицу от поговорки. Из выше сказанного можно сделать вывод, что
ребята не до конца понимают смысла понятия пословица и поговорка.

IV. Заключение

Народная мудрость — это опыт
накопленный сотнями лет развития человечества. Каждому народу на планете Земля
свойственны те или иные манеры поведения, особенности общения, менталитет. Помимо
всего прочего каждый народ имеет свой набор пословиц и поговорок. Именно
пословицы и поговорки стали истинным воплощением народной мудрости. Благодаря
пословицам можно с легкостью решить, как поступить в затруднительной ситуации.
Руководствуясь пословицами, вы можете быть уверены, что поступаете правильно.
Пословицы и поговорки были придуманы очень давно и также давно проверены
временем. Поэтому поступая, так как велит народная мудрость, сложно ошибиться.
Главное в этом деле понять, то, что говорит пословица или поговорка. Пословица
является целым предложением, содержащим в себе нравоучение, мудрость. Поговорка
— лишь фраза или словосочетание. Это главный признак, отличающий пословицы от
поговорок. Пословицы и поговорки пишутся простым народным языком без применения
сложных терминов. Пословицы представляют собой непоколебимые истины.

Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто
красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами. Даль и
Рубенштейн говорят о признаках сходства и различия пословиц и поговорок, и мы
попытались найти это. Нами было установлено, что в начальной школе на уроках
литературного чтения и русского языка встречаются пословицы и поговорки, где
опять нет различия. Это приводит к тому, что учащиеся их путают. А в интернете
есть случаи что написано «поговорка», а там встречаются и пословицы.

Основой пословицы или поговорки является пример жизненной ситуации и
иногда подсказка, иногда прямое указание на правильное решение. Пословицы и
поговорки составлялись многие столетия и воплощают в себе всю историю развития
народа.

 Проанализировав собранные мною данные, мы пришли к выводу, что можно
выделить сходство и различие  пословицы и поговорки [9].

«Поговорка — цветочек, пословица —
ягодка», — говорит сам народ. То есть и то и другое — хорошо, имеется между
ними связь, но есть и существенная разница. Таким образом наша гипотеза, что в
пословицах и поговорках нет различия, а только сходство,  не нашла своего
подтверждения.

V. Список используемой литературы и
источников

I. Толковый словарь русского языка. Сост.: С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. 2-е
издание. М., АЗЪ, 1994.

2. Буслаев Ф., Русские пословицы и поговорки. Архив историко-юридических
сведений, изд. Н. Калачевым, т. II, вып. II, М., 1855.

3. Даль В., Пословицы русского народа, Сб. пословиц, поговорок, речений,
присловий, чистоговорок, прибауток, загадок, поверий, М., 1862 (изд. 2, СПБ,
1879, 2 тт.).

4.
1000 пословиц и поговорок. Популярное пособие для родителей и педагогов.-
Ярославль: «Академия развития», 1999-224с., ил.

5. 
Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват.
учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

6.
Климанова Л.Ф. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразоват.
учреждений. В 2 ч. – М.: Просвещение, 2012.

7. Интернет
сайты:
http://www.bg-znanie.ru/articlehttp://www.neuch ;  

        
http://ru.wikipedia.org ; http://www.les-skazok.ru/pogovorki.htm

Скачано с www.znanio.ru

Урок-проект по литературному чтению.

Составила учитель начальных классов МБОУ «СОШ № 6» Сипатова Ирина Викторовна.

г. Мурома Владимирской области.

 Проектная задача по литературному чтению

Название проектной задачи

Иллюстрированное пособие «Книга пословиц»

Предмет

Литературное чтение

Тип задачи

С точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая

Цели и педагогические задачи (педагогический замысел)

  1. Обучение младших школьников совместному решению задач.
  2. Использование предметных знаний в модельной ситуации.
  3. Подготовка к предъявлению результатов.
  4. Очередной шаг на пути к формированию коммуникативных компетентностей

Знания, умения и способы действий, на которые опирается задача

Владение понятием «пословицы и поговорки»  

Умение определить тему и выбрать соответствующие пословицы

Общеучебные умения

Работа в малой группе (коммуникативная компетентность):  организация работы, распределение

заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.

Планируемый педагогический результат

Демонстрация учащимися:

  • усвоение учащимися предметного материала     и возможности применять его в нестандартных ситуациях;
  • умения, работая в малой одновозрастной группе, создавать конечный «продукт»- Книгу пословиц, объединённых общей темой и позиционностью изложения.

Оборудование и материалы

Обложка Книги пословиц, набор карточек для составления пословиц, фломастеры, клей, списки пословиц, листы формата А 2.

         Описание проектной задачи

         Учитель обращается к учащимся: «Сегодня вам предстоит выполнить   непростую, но очень интересную и  нужную работу. Мы будем делать подарок для первоклассников — Книгу пословиц.

(учитель демонстрирует заранее подготовленную проиллюстрированную обложку Книги с названием).

   Многие дети не знают о том, как богат наш русский язык. А язык-это как воздух, вода, небо, солнце, то без чего мы не можем жить, но к чем привыкли и тем самым, очевидно, мало ценим. Многие из нас говорят невыразительно, тускло, забывая , что есть живая и прекрасная, могучая и гибкая, добрая и злая речь! Мы говорим не только для того, чтобы передать собеседнику информацию, но выражаем своё отношение к тому, о чём ведём речь: радуемся, убеждаем и сомневаемся, и всё это с помощью слова, слов, сочетание которых открывает новые мысли и чувства, составляет художественные красноречивые фразы. Мы познакомим первоклассников с пословицами.

    Пословицы и поговорки обычно изучаются вместе. Но нам предстоит создать Книгу пословиц!

А с поговорками первоклашек мы познакомим чуть позже – это будет целью нашего следующего проекта.

    Пословица-это краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.(Мир освещается солнцем, а человек знанием.)

    Поговорка — яркое, бойкое и меткое народное выражение. (Надулся как индюк.)

    Пословица делает поучительный вывод, обобщает сказанное, а поговорка даёт яркую, меткую оценку событию, поступку человека.

         Итак, после небольшой теории приступим к реализации нашего проекта.( для выполнения  работы учащиеся делятся на 5 групп по теме пословиц). Приступаем к созданию Книги пословиц! Для того чтобы результат нашего проекта получился достойным, предлагаю вам выполнить ряд заданий».

  1. рассмотреть материалы (листы бумаги формата А 2, фломастеры для выполнения иллюстраций к пословицам, карточки со словами для составления пословиц, список пословиц на разные темы, из которого вам предстоит выбрать соответствующие определённой вами теме пословицы, клей);
  2. собрать пословицу, используя карточки со словами (работа с деформированным предложением) и определить тему ваших пословиц (собранная пословица может служить темой страницы, её можно наклеить)
  3. выбрать из предложенного списка пословицы, соответствующие теме собранной пословицы;
  4. разработать алгоритм работы; и распределить задания между участниками группы (кто-то из детей создаёт заголовок, кто-то красочно выписывает пословицы, другие выполняют иллюстрации, а кто- то работает над объяснением  смысла каждой пословицы, следующие придумывают свою авторскую пословицу и т. д.)
  5. создать иллюстрированную страничку в соответствии с темой пословиц (на листе бумаги формата А 2 );
  6. продумать презентацию и продемонстрировать результат работы группы (можно предложить детям разыграть ситуацию, в которой нужно применить пословицу «Без повода и пословица не говорится»).
  7. поместить свою страницу в Книгу пословиц;

Все группы объединяются для создания общего «продукта», в который вложен труд каждого из второклассников. Это действие является кульминацией процесса создания Книги пословиц.

     Дети получают моральное удовлетворение от проделанной работы.                     Учитель благодарит ребят за активность, умение правильно распределять     обязанности среди участников группы, за слаженность, за культуру организации совместного труда.

Приложение 1. (карточки  со словами для составления пословиц)

1 группа. ( тема:  «Дружба» )

  сильна  дружбой  а  ,  Птица  человек  крыльями

2 группа. (тема «Родина))

   чужой милей  На  Родина стороне вдвойне

3 группа ( тема « Мама»)

  лучшего родная дружка ,  Нет  чем матушка

4 группа ( тема « Трудолюбие и умение»)

   и рыбку не труда вытащишь пруда  Без из

5 группа ( тема «Слово – речи основа»)

   речи  приятно и Умные слушать

Приложение 2. ( 1 список для каждой команды)

 Материнская забота в огне не горит и в воде не тонет.

 Без беды друга не узнаешь.

 Бойся Вышнего, не говори лишнего.

 Велика русская земля и везде солнышко.

 Будешь стараться — всё может удастся.

 Мать- всему делу голова.

 Без хорошего друга не узнаешь своих ошибок.

 Где кто родился, там и пригодился.

 Всякий человек по делу познаётся.

 Птица рада весне, а младенец – матери.

 Бой красен мужеством, а приятель дружеством.

 В родном краю сокол, в чужом – ворона.

 Горька порой работа, да хлеб сладок.

 Матери все дети равны – одинаково сердцу больны.

 Был я у друга, пил воду слаще мёда.

 Всюду хорошо, а дома лучше.

 Готовь сани летом, а телегу зимой.

 Кто мать почитает, тот вовеки не погибает.

 Горе на двоих – полгоря, радость на двоих две  радости.

 Слово – серебро, молчание – золото.

 Для родины своей ни сил, ни жизни не жалей.

 Дело мастера боится.

 Без отца полсироты, а без матери и вся сирота.

 Дерево живёт корнями, а человек друзьями.

 Больше слушай, меньше говори.

 Всякому мила своя сторона.

 Делу время – потехе час.

 Материнская молитва со дна моря поднимает.

 Больше верь своим очам, нежели чужим речам.

 Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

 За всякое дело берись умело.

 Природа мать – начало всех начал.

 При солнышке светло, при матери добро.

 Друга ищи, а врага береги.

 Зачем далеко – и здесь хорошо.

 Землю красит, солнце, а человека – труд.

 Со своей мамусей никого не боюся.

  В чём проговорился, с тем и простился.

  Для отчизны не жаль жизни.

  Конец – делу венец.

  Матушкин гнев – что весенний снег: много его выпадает, да скоро тает.

  Быстро открывай глаза, медленно открывай рот.

  Золоту старости нет, родине  — цены нет.

  Кончил дело – гуляй смело.

 Слепой щенок и тот к матери ползёт.

 Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь.

 Где сосна выросла, там она и красна.

Проектная задача по литературному чтению

«Сборник «Русские народные пословицы и поговорки».

2 класс УМК «Школа 2100».

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации знаний.

Планируемый результат обучения: Составление сборника пословиц и поговорок. При решении проектной задачи учащиеся научатся применять знания о пословицах и поговорках, объяснять смысл пословиц, соотносить смысл пословиц с содержанием и жизненным опытом.

Формируемые УУД:

Познавательные: формировать умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель всего урока и отдельных заданий; строить логические рассуждения.

Коммуникативные: формировать умение работать в группе, находить общее решение, умение аргументировать своё предложение; уметь выполнять самоанализ своей работы; развивать способность сохранять во время работы доброжелательное отношение друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения заданий.

Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве.

Личностные: формирование способности к самооценке и оценке группы.

Задачи урока: — образовательные: пополнять активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками; уточнять значения некоторых из них; учить детей самостоятельно искать необходимую информацию с использованием различных источников, работать в группах, обмениваться информацией, поддерживать разговор, уметь выражать свою точку зрения и обосновывать ее; анализировать и оценивать собственные творческие и деловые возможности; формирование умения работы в группе.

— развивающие: — развитие логического мышления, творческого воображения, внимания, памяти, познавательной деятельности и творческих способностей обучающихся.

-воспитательные: — воспитывать положительное отношение к учебному процессу, интерес к предмету.

воспитывать взаимопонимание, взаимопомощь, культуру поведения на уроке, аккуратность, самостоятельность, терпение друг к другу.

Оборудование и материалы: ноутбук, проектор, экран, презентация к уроку, конверты с заданиями (по 5 для каждой группы), ватман с файлами, правила работы, слайд-шоу «Детские иллюстрации пословиц и поговорок».

Ход урока.

1.Оргмомент.

-Сегодня на уроке у нас гости. Мы рады гостям?

Повернитесь, гостям улыбнитесь и пожалуйста, садитесь.

За окном – зима. А у нас в классе земляника поспевает. Чудеса…

Слайд 1.

— Сегодня у нас необычный, но очень интересный урок. Мы все вместе будем решать проектную задачу. Работать будем в группах. Чтобы у нас это получилось, давайте вспомним

правила работы в группе.

Слайд 2.

-Они у вас на столах и на экране. Озвучьте их.

(Дети читают правила вслух.)

— Если мы будем придерживаться данных правил, у нас обязательно всё получится. С каждой группой работают эксперты-помощники, которые будут наблюдать за работой группы и фиксировать результат в оценочных листах.

2.Мотивация.

— Чтобы узнать, о чём пойдёт речь, выполним Шаг 1.

Слайд 3.

— Возьмите конверт «Алфавит». В нём находится пронумерованный алфавит и зашифрованное слово. Впишите нужные буквы в клеточки и угадайте слово. Кто готов, поднимите руки. (Каждая группа называет своё слово. Должны получиться слова: русский народ, пословица, поговорка, сборник).

-По этим словам догадайтесь, что же мы будем делать? (Ответы детей.)

— Почти всё правильно. А что такое – поговорка и пословица? (Ответы детей.)

-В.И. Даль, знаток и ценитель русского языка, говорил : «Поговорка – цветок, пословица – ягодка».

Для подготовки к уроку мне понадобилась книга с пословицами и поговорками.

Но в школьной библиотеке она была в единственном экземпляре. Я не стала уносить её из библиотеки. А вдруг она будет ещё кому – то нужна. Как же быть?

Я предлагаю вам принять участие в выпуске собственного классного сборника, в который войдут пословицы и поговорки. Предложите, как он может называться.

(Открываю тему на доске.)

Слайд 4.

— Попробуем?! Хорошо!

3. Актуализация знаний.

— А как вы думаете, что такое «сборник»? Правильно — это целая книга! (Открываю иллюстрацию на доске.)

t1575651070aa.png

— Можем ли мы — второклассники за один урок сделать книгу? Конечно, нет! Мы только начнём эту работу.

В нашем сборнике будут пословицы и поговорки на разные темы.

План работы:

1.Заменить пропущенные в пословицах слова подходящими картинками.

Вклеить их в окошки.

2.Подобрать иллюстрации с пословицами, которые соответствуют теме.

Приклеить их на лист.

3. Подобрать к началу пословицы вторую часть, приклеить.

4.Прочитать получившиеся пословицы и поговорки.

Слайд 5.

4.Целеполагание.

-Таким образом, целью нашей работы является оформление разделов будущего сборника.

Слайд 6.

5.Работа по теме урока.

— Начинаем двигаться к намеченной цели.

А) Шаг 2.

— Возьмите конверт «ПОДБЕРИ КАРТИНКУ». Прочитайте пословицы. В них отсутствуют отдельные слова. Восстановите их, заменив картинкой подходящее по смыслу слово.

-Получилось? Молодцы!

Слайд 7.

Б) Шаг 3.

-Возьмите конверт «СОБЕРИ ПОСЛОВИЦУ». Внимательно прочитайте начало пословицы, найдите вторую часть, приклейте рядом с началом пословицы.

Слайд 8.

В) Шаг 4.

— Что может сделать наш сборник ярким и красочным? В нём обязательно должны быть иллюстрации.

— Возьмите конверт «ИЛЛЮСТРАЦИЯ». Выберите те, которые соответствуют теме вашей группы, приклейте их на лист.

Слайд 9.

— Справились?! Давайте немножко отдохнём, а потом вы расскажете, что у вас получилось.

6. Физминутка (в презентации – народная).

Слайд 10.

Молодцы! Садитесь!

7.Презентация продукта.

— Если вы готовы, выберите двух человек, которые прочитают, какие пословицы и поговорки у них получились. (После каждого выступления помещаю листы на доску)

Слайд 11.

Слайды 12-13. Пословицы о Родине.

Слайды 14-15. Пословицы о труде.

Слайды 16-17. Пословицы о дружбе.

Слайды 18-19. Пословицы о семье.

8. Итог урока. Домашнее задание.

— Выполнили мы поставленную цель? Да, выполнили. Но русским народом сложено огромное множество пословиц и поговорок. За один урок мы не могли рассказать все, поэтому даю вам домашнее задание.

Дома нарисуйте иллюстрацию к своей пословице. Тогда наш сборник получится большим и интересным! А потом мы проведём классный час о культуре, обычаях русского народа, где сможем использовать и материал из нашего сборника! Мы будем его пополнять, а в 4 классе подарим первоклассникам или передадим в школьную библиотеку. А сейчас давайте оценим свою работу!

9. Оценка экспертов. Самооценка.

— У вас на столах лежат «Листы самооценки».

Слайд 20.

-Оцените свою работу в листах самооценки по 5 – бальной шкале.

10. Рефлексия.

Слайд 21.

— Кому было интересно на уроке?

— Кому понравилось работать в группе?

— Кому хотелось бы в следующий раз работать именно в вашей группе?

— Посадите свои кустики земляники на полянку.

СПАСИБО!

Слайд 22.

— Вы – молодцы! Все хорошо работали! На память об этом уроке я дарю вам красочные закладки с пословицами и поговорками.

А закончится наш урок интересным слайд-шоу «Пословицы и поговорки в детских рисунках»!

Внимание на экран!

— Я надеюсь, что после сегодняшнего урока мы все ещё больше полюбим наш родной русский язык и ещё больше будем им гордиться!

ВСЕМ СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

МОУ Михалевская СОШ

Открытый урок

русского языка

УМК
«Школа России»

Урок-проект

«Пословицы
и поговорки»

Подготовила
и провела:

 
Нечепуренко Л.В.

учитель 
начальных классов

МОУ
Михалевской СОШ

г.
о. Егорьевск

Московской
области  

12 апреля 2018 г.

УРОК
— ПРОЕКТ «ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ»

Тип
урока
: урок систематизации знаний

Вид
урока
: урок-проект

Методы:
проблемно-поисковый, исследовательский, словесный, практический.

Формы
работы
: индивидуальная, групповая, парная, фронтальная,
дифференцированная.

Место
и роль урока в изучаемой теме

На
изучение темы «Формы изменения и правописание глаголов» курсе преподавания
«Русского языка» в 4 классе по УМК «Школа России» отводится 32 часа. Данный
урок 14-ый.

Цель
урока

Пополнить активный словарный запас учащихся
пословицами и поговорками, развить творческие способности учащихся, з
акрепить
знания и умения о правописании безударных личных окончаний глаголов 2 лица
единственного числа.

Задачи
урока

Образовательные:

-формировать
умственные действия анализа, синтеза и обобщения на основе частично-поисковой
деятельности и постановки проблемной ситуации;


развивать умение выбирать способ определения спряжения глагола;

-отрабатывать
практические навыки правильного написания безударных личных окончаний глаголов;

Развивающие:

-способствовать
развитию связной речи, коммуникативных навыков через организацию парной,
групповой работы, давать самооценку учебной деятельности;


способствовать развитию орфографической зоркости, познавательного интереса,


способствовать формированию умения сравнивать, обобщать, группировать,
анализировать;


формулировать свои мысли, высказывать их вслух;

Воспитательные:

-воспитывать
культуру поведения при фронтальной, индивидуальной, парной и групповой работы;

воспитывать
чувство ответственности за порученное дело.

Планируемые
результаты:

Личностные

— умение
работать над самооценкой и адекватным пониманием причин успеха/неуспеха в
учебной деятельности;

— умение
проявления самостоятельности в разных видах деятельности;


понимание богатства и разнообразия языковых средств, для выражения мыслей и
чувств.

Метапредметные

Регулятивные
УУД

-умение
самостоятельно формулировать тему и цели урока;

-умение
составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем, ведения
самостоятельной исследовательской деятельности, сбора и поиска информации;

-умение
в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями;


умение контролировать правильность записей;


умение работать в парах, группах при решении орфографических задач.

Познавательные
УУД

-уметь
извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст, схема);


умение осуществлять анализ и синтез;


умение устанавливать причинно-следственные связи;


умение строить рассуждения;


умение обобщать изученные признаки важнейшей части речи в языке — глагола;


умение участвовать в составлении алгоритма (плана действий) решения новой
орфографической задачи и использовать его при записи окончаний глаголов;


умение решать орфографические задачи при написании личных окончаний глаголов.

Коммуникативные
УУД


умение выдвигать собственные гипотезы и обосновывать их, обмениваться мыслями;


умение прислушиваться к мнению собеседников;


умение формулировать собственное мнение и позицию;


умение адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных
задач.

Предметные


умение стремиться к совершенствованию собственной речи;


умение пробудить у учащихся интерес к русскому языку;


умение развивать устную и письменную речь;


умение расширить активный словарный запас;


умение определять спряжение глаголов;


умение решать орфографическую задачу в правописании личных безударных окончаний
глаголов;


умение определять лицо и число глагола;


умение объяснять смысл пословиц;

 Оборудование: ПК; проектор;
презентация к уроку, раздаточный материал.

Подготовительная
работа к уроку – проекту

Этапы работы над проектом

Этап 1. Разработка проектного задания

Задачи этапа – определение темы, уточнение
целей, выбор рабочих групп и распределение в них ролей, определение источников
информации, постановка задач, выбор критериев оценки результатов.

Группа делится на 4 подгруппы, которые получают
задания:

·      
группа 1
– собрать теоретический материал о пословицах и поговорках;

·      
группа 2
– собрать и придумать рассказы, поясняющие смысл пословиц;

·      
группа 3
– собрать по 10 пословиц, содержащих глаголы 2 лица единственного числа,
объяснить смысл пословиц;

·      
группа 4
– придумать задания для викторины о пословицах.

Этап 2. Разработка проекта

Задачи этапа – сбор и уточнение
информации.

Ученики самостоятельно работают с информацией
индивидуально, в группах и парах, анализируют и синтезируют идеи.

Воспитатель наблюдает и консультирует.

Этап 3. Оценка результатов

Задачи этапа – анализ выполнения проектных
заданий.

Ученики участвуют в подготовке к представлению
материала на уроке-презентации.

Этап 4. Защита проекта.
Урок-презентация

Задача этапа – коллективная защита
проекта.

Ход
урока

1.     Организационный
момент. (Видеофрагмент)


Сегодня у нас необычный урок, а урок-проект «Пословицы и поговорки».

— Начнем с эпиграфа.

«Народные
пословицы служат отражением народного ума,

характера,
верований, воззрений на природу».

Николай
Александрович  Добролюбов

2. Актуализация. Самоопределение и
постановка целей и задач урока.

— Есть
замечательные пословицы у азербайджанского и туркменского народа, прочитайте
их. Как понимаете? Запишите.

Имеешь ум — следуй за умом, нет
его — следуй за пословицей. (Туркм.)

С пословицей не поспоришь.
(Азерб.)

— 
Рассмотрите пословицы, какие орфограммы здесь встретились?


Как объяснить написание безударной гласной в этих окончаниях?


Кто догадался, какой будет цель нашего сегодняшнего проекта?


Мы изучаем глаголы. Как вы думаете, в чем состоит актуальность нашего проекта
«Пословицы и поговорки»?


Формирование навыка правильно писать личные окончания глаголов в форме 2-го
лица единственного числа, через изучение пословиц и поговорок.

3 Работа по теме урока

а) «Разминка» Групповая работа.


Проведём разминку. У каждой группы на листе записаны пословицы. Данные в
скобках глаголы нужно поставить в форму 2-го лица единственного числа и
правильно их записать, объяснить смысл пословицы.

1 группа:

Слово (сказать), как узлом
(завязать).

2 группа:

Словами
жернова (не повернуть), а глухого (не научить).

3 группа:

НЕ (потрудиться) – мёду не (поесть).

4 группа:

Язык без костей: куда (хотеть), туда
и (воротить).

Выражение применяется по отношению к людям,
которые отличаются не просто повышенной болтливостью, но и нехорошей
особенностью болтать все подряд, изворачиваться, врать.

б) Представление проектов.

— Дома вы провели подготовительную работу по созданию
проекта «Пословицы и поговорки»


Мы разделились на 4 подгруппы. Какие задачи стояли перед каждой группой?

1группа 

ü
Собрать
теоретический материал о пословицах и поговорках.

ü
Пополнить
активный словарный запас учащихся пословицами и поговорками.

ü
Развить орфографическую
зоркость при написании пословиц.

ü
Провести
диагностику знаний пословиц и поговорок среди обучающихся 4 классов, проанализировать
полученные результаты.

ü
 Научиться
искать самостоятельно нужную информацию и пользоваться различными источниками,
обмениваться информацией.

2 группа 

ü
Подобрать
пословицы и поговорки, в которых встречаются глаголы 2-лица единственного числа.

ü
Записать,
подобранные пословицы и поговорки

ü
Выбрать
пословицу, по которой можно составить рассказ.

ü
Записать
рассказ.

ü
Оформить
проект. Представить проект в классе

3группа 

 Написать 10 пословиц и поговорок, в
которых были бы употреблены глаголы во 2-м лице единственного числа, и
объяснить их значение.

4 группа 

 Придумать задания для викторины о
пословицах.

Защита проектов.

1 группа

Пословицы
и поговорки

Маркин Д.

 Пословицы
и поговорки пришли к нам из давних времен. Это богатые по мысли, короткие и
простые изречения.

                 Пословицы и поговорки складывались
народом, еще задолго до появления грамоты на Руси. Народ, еще не умея читать и
писать, создавал свою устную школу. С помощью лучших пословиц и поговорок передавались
заветные правила жизни от отцов к сыновьям и от дедов к внукам. В пословицах  заключена вся житейская мудрость
народа. В разговорах и в книгах старинные пословицы живут в нашем родном языке
и сейчас. Они делают нашу речь остроумной и живой.

Без углов дом
не строится, без пословицы речь не молвится.

Нет такого
дружка, как родная матушка.

Вся семья
вместе, так и душа на месте.

Терпение и
труд всё перетрут.

По платью встречают,
по уму провожают.

Хорошо
медведя в окно дразнить.

Добрая слава лежит, а худая бежит.

Правда в воде
не тонет, в огне не горит.

Мы решили выяснить. Чем же отличается пословица от поговорки?

Пословица
это
краткое мудрое изречение, содержащее законченную мысль, вывод. 
Пословицы обычно состоят из двух частей: “Делаешь наспех –
сделаешь насмех”,  “Землю красит солнце, а человека-труд”.

Часто эти части рифмуются.

Не зная броду, не
суйся в воду.

За двумя зайцами
погонишься — ни одного не поймаешь.
Мал золотник, да дорог.

Пословица выражает поучение. Каждая пословица
обычно имеет глубо­кий иносказательный смысл. Например, пословица «Цыплят по
осени считают» в образной фор­ме передает смысл — о результатах какого-либо
дела следует судить по его окончании.

Поговорка, в отличие от пословицы, не представляет собой
законченного суждения. Она
лишена
поучительного смысла
: это обычно
образное сравне­ние, к тому же эмоционально окрашенное, выразительное или
иносказательным определение какого – либо
явления
. Например: «как пить
дать», то есть непременно, обязательно, «не из храброго десятка» — о трусливом
человеке, «когда рак на горе свистнет» —  никогда, 
«надоел как горькая редька», «лёгок на помине», «ни к
селу ни к городу», «как снег на голову».

Поговорка – это
меткое, яркое народное
образное  выражение, часть суждения без
вывода, без заключения.

Исаева К.

        
Пословица — самый любопытный жанр фольклора, изучаемый многими учеными. Это народное
изречение, в котором выражается не мнение отдельных людей, а народная оценка,
народный ум. Древность пословиц и поговорок засвидетельствована первыми
памятниками письменности – летописями.

В. И. Даль был первооткрывателем в
изучении пословиц и поговорок русского народа. Он составил  словарь пословиц и
поговорок. Даль трудился над его созданием 53 года и назвал его  «Пословицы и поговорки русского
народа».
Даль объездил всю страну и собрал более 30 тыс. пословиц, поговорок, загадок, примет и присловий. Это
один из крупнейших словарей. Здесь собраны не только слова, но и информация о
быте, приметах и поверье. За свое произведение Даль был избран почётным членом
Академии наук и стал обладателем Ломоносовской премии и Константиновской медали.
Словарь Даля – исторический словарь.

История его жизни очень интересна. В.И. Даль
родился 10 ноября 1801 года в городе Луганске
в высокообразованной семье. Его
отец был врачом, лингвистом, а мать – пианисткой, знала несколько языков,
интересовалась литературой. Владимир Иванович получил прекрасное домашнее
образование.

 В 17 лет окончил морской кадетский корпус, а
затем медицинский факультет университета в г. Тарту в Эстонии. Служил морским
офицером, хирургом, чиновником, но всю жизнь посвятил изучению русского языка и
литературному творчеству.

Более пятидесяти лет В. И. Даль трудился над созданием знаменитого
«Толкового словаря живого великорусского языка» (1863-1866), состоящего из
четырёх томов и содержащего более 20 000 русских слов. В словарных статьях
дается разъяснение смысла и значении слов.

В 1871 г. появились два сборника народных сказок для детей,
которые были обработаны В. И. Далем. Среди них «Девочка Снегурочка», «Старик —
годовик», «О дятле», «Привередница», «У тебя у самого свой ум», «Лучший
певчий», «Про мышь зубастую да про воробья богатого» и др. 

В. И. Даль не был русским по
национальности. Хотя он писал: «Ни прозвание, ни вероисповедание, ни самая
кровь предков не делают человека принадлежностью к той или иной народности. Кто
на каком языке думает, тот к тому народу и принадлежит. Я думаю по-русски».

Мы являемся русскими людьми и должны
знать, любить и умело владеть богатством русского языка.

Маслова А.

Рассказывает о пословицах мира.
Анализирует проведенную диагностику на знание детей пословиц.

Кузьмичев О.

Разделил пословицы по видам орфограмм. Предлагает ребятам,
определить к какому виду орфограмм относятся группы пословиц.

2 группа

Перцев А.

Кривдой весь свет
пройд
ёшь, да назад не воротишься.

Объяснение: жить
нужно честно, живя обманом, не будешь счастливым.

Слезами горю не поможешь.

Объяснение: если
плакать из ситуации не выйдешь.

Степного коня на
конюшне не удерж
ишь.

Объяснение: против
желания насильно не удержишь.

Выше головы не прыгнешь.

Объяснение: нельзя
сделать больше того, на что ты способен.

Лбом стены не прошибёшь.

Объяснение: не
надо делать то, что тебе не под силу.

Пролитую воду не
собер
ёшь.

Объяснение: что
сделано, уже нельзя изменить.

Близок локоть, да не
укус
ишь.

Объяснение: когда на кажущуюся простоту и доступность, какого либо
действия, на самом деле не доступно.

Чего в другом не любишь,
того и сам не делай.

Объяснение: не
повторяй ошибки других.

Любишь
кататься, люби и саночки возить.

Объяснение:
любишь отдыхать (кататься на санках с горы) —
сумей и потрудиться (поднять санки в гору). 

Не подымай носу:
споткн
ёшься.

Объяснение: не
надо зазнаваться.

Краснов И.

Рыбу за хвост не удержишь

Хвост-это
задняя часть туловища рыбы. Когда она попадает на крючок, ее снимают с него и
держат рыбу за голову. Если голову не удержали — считай рыба уплыла. Стоит
взять за хвост — она сразу выскальзывает из рук. Можно и человека сравнить с
рыбой. Если вы не сумели его заинтересовать, чтобы он остался с вами, то в
последний момент перед уходом ничто не поможет.

Вскачь не напашешься

Означает, что любое дело нельзя сделать хорошо и
качественно, если ты торопишься и спешишь.

Выпей чайку — забудешь тоску.

Означает, что когда плохи дела нельзя паниковать,
спешить и делать необдуманных поступков. Нужно сесть, успокоиться, выпить чаю и
тогда Жизнь сама подскажет, как быть дальше.)

Где сядешь — там и слезешь.

Пословица говорится о человеке, которого невозможно
использовать в своих целях, невозможно склонить его к каким — либо действиям,
которые ему не выгодны

Летом пролежишь — зимой с сумой
побеж
ишь.

Чтобы получать результат нужно упорно трудиться и
прилагать усилия. Не заготовишь летом дров — зимой будет холодно

Не руби сук, на котором сидишь.

Пословицу говорят, когда человек сам своими
действиями или словами может навредить себе

Поспешишь — людей насмешишь.

напоминает, что спешка чаще всего приводит к
плохим результатам. Всегда принимайте решения спокойно и тщательно обдумав

Сидя на печке, не заработаешь и на свечки.

О труде и лени. Будешь бездельничать — будешь
бедным, будешь упорным и трудолюбивым — добьешься успеха.

Что посеешь, то и пожнешь.

Означает: как ты отнесешься к делу в начале, то и
получишь в его итоге. Если старался и делал хорошо, то результат любого дела
будет хорошим. Если же делал что-то некачественно, плохо или делал неправильно,
то результат соответственно будет плачевным.

Шила в мешке не утаишь.

Говорится в ситуации, когда кто-то пытается
скрыть то, что и так понятно, или обязательно станет известно.

4. Физкультминутка

Это легкая забава

Повороты
влево-вправо.

Нам известно всем
давно

Там стена, а там
окно.

Покачайтесь,
покружитесь, потянитесь, распрямитесь,

Пошагайте,
пошагайте.

Встаньте
на носок, на пятку,

Поскачите-ка
вприсядку,

Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать. (Приседания.)
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно. (Ходьба на месте.)

Глубоко
теперь вздохните,

Сядьте
тихо, отдохните.

Всё в
порядок приведите,

Вновь
трудиться все начните.

3 группа

Выполнил работу
ученик 4-б класса Выставкин  Андрей.

                                         Рассказ
на пословицу

             «Слово не воробей,
вылетит – не поймаешь».

Однажды
Маша и Галя гуляли на улице, потом они решили в парк пойти, там девочки сели на
скамейку под ветвистым деревом. Вдалеке показался мальчик, его звали Колей, он
прошёл мимо и свернул на другую дорожку… Маша повернулась к Гале и сказала:


Я тебе по секрету скажу, что мне нравится Коля. Я хочу с ним дружить, но он со
Светой дружит. Только, т-с-с, никому не говори!

Галя
пообещала держать секрет в тайне. Вечером она увидела Свету, которая шла домой.
Девочки разговорились, и Галя, сама того не замечая, проболталась. После того
как Галя выдала Машин секрет, девочки долго не общались друг с другом.

Этот
рассказ иллюстрирует  пословицу «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь»,
а также поговорку «по секрету всему свету».

4 группа

Богданова Юлия

1.      
Подбери пословицу к картинке, запиши,  объясни
написание безударного  окончания глагола.

Тише
едешь (ехать, 1 спр.), дальше будешь (быть, 1 спр.).

 

Близок
локоть, да не укусишь (укусить, 2 спр.).

     
Слезами
горю не поможешь.(помогать, 1 спр.)

Что
посеешь (сеять, 1 спр.), то и пожнёшь (1 спр.).

Любишь (любить, 2 спр.) кататься — люби и саночки возить.

За
двумя зайцами погонишься (гнать, искл., 2 спр.)
– ни одного не поймаешь (поймать, 1спр).

              https://antiloh.info/mediafiles/russkie_narodnie_pogovorki_v_risunkax_02.jpg

Без
труда не вытащишь (вытащить, 2 спр.) и рыбку из
пруда.

Собирай по ягодке – наберешь (набирать, 1 спр.)  кузовок.

http://www.playcast.ru/uploads/2010/09/01/1952290.jpg

Не поклонясь до земли, и
грибка не поднимешь (поднимать, 1 спр.).

https://antiloh.info/mediafiles/russkie_narodnie_pogovorki_v_risunkax_04.jpg            
Русские народные пословицы в картинках для детей (10 фото)

Поспешишь (поспешить, 2спр.)  — людей насмешишь (насмешить, 2 спр).

 Хочешь (хотеть, 1 спр.) есть калачи – не сиди на печи.

пословицы1.jpeg

Сколько
ни думай, а лучше хлеба – соли  не придумаешь
(придумать, 1 спр.).

Евсикова Д.

Пословица, тебя мы знаем,
 Но не такою ты была:
Неужто буква озорная
Вновь чье-то место заняла?..

В одном из слов в пословице перепутана буква, исправьте.

Определите
спряжение глаголов.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Барон описание в цитатах на дне
  • Лука ложь во спасение цитаты
  • Что общего у басни со сказкой пословицей притчей
  • Цитаты из фильма мы миллеры
  • Пословицы для детей начальной школы в картинках