Ребенок не понимает переносный смысл пословиц


«Научный аспект №1-2019» — Гуманитарные науки

Особенности понимания пословиц в развитии критичности мышления младших школьников

Кожогелдиева Канышай Мирзакуловна – кандидат психологических наук, доцент Кыргызского государственного университета им. И. Арабаева.

Аннотация: Статья затрагивает вопрос о значимости пословиц в развитии критичности мышления младших школьников. Пословица содержит в себе метафорический смысл, понимание которого требует особого отношения. Работа над переносным смыслом пословиц осуществляется на основе критического мышления. При критичности мышления младший школьник должен уметь пользоваться пониманием и манипулированием образами. Правильное понимание смысла пословиц зависит соответствующих представлений образов. Работа с пословицами осуществлялась на основе обучающих методов, стимулирующих критичность мышления. В результате эксперимента определены механизмы развития критичности мышления.

Ключевые слова: Пословица, метафора, младший школьник, понимание, образ, обучающий эксперимент, механизм сопоставления, механизм систематизации, механизм рефлексии.

В условиях развитого общества, которое отличается обилием информации, личность постоянно находится перед выбором альтернатив, где требуется самостоятельная оценка значимости сведений. Умение молодежи подбирать соответствующую информацию, взвешивать суждения, где помогает навык критичности мышления как свойства ума, способность осуществлять сознательный выбор должна быть выработана на уровне устойчивой позиции.

В познавательной деятельности младшего школьника особо значима критичность мышления как свойство умственного развития, как умение рассуждать, сопровождающееся оценкой суждений.

В психологии критичность мышления исследуется как условие и показатель продуктивности решения теоретических и практических задач (М.Н.Шардаков, В.М.Синельников, С.Л.Рубинштейн, А.С.Байрамов, М.В.Гамезо), а также в связи с развитием самоконтроля и обучаемости (Н.А.Менчинская, З.И.Калмыкова, А.И.Липкина и др.).

Важнейшим средством развития критичности мышления являются пословицы. Уточнение определения и представлений о пословицах, а так же каким образом осуществляется процесс понимания их младшими школьниками, является направляющим в решении проблем.

«Краткий словарь литературоведческих терминов» дает такое определение: «Пословица — жанр фольклора, распространенное в повседневной речи краткое, ритмически организованное изречение, интересное не только смыслом, который непосредственно в нем выражен, но и смыслом, который возникает от применения по сходству к самым разным ситуациям и положениям» [1, с.115].

Ш.Усупбеков в своей работе показывает глубокий смысл кыргызских пословиц, в которых содержится опыт поколений. Приобретение жизненных навыков поколений требует особого понимания переносных содержаний пословиц. [5] В выявлении правильного смысла любой информации, особенного пословиц, необходимо пользоваться критичностью мышления, которая поможет выявлению переносного значения пословиц.

М.Р.Рахимова, Т.В.Панкова, А.Т.Калдыбаева отмечают воспитательное значение пословиц. Авторы подкрепляют о том, что пословицы как словесный памятник поколений, чем передаются нравственные личностные качества, такие как трудолюбие, уважение старших, сохранение норм поведения, что можно передать через воспитание молодежи. Этим можно напомнить, что рассматривая содержание пословиц, можно выявить целый комплекс средств воспитания, представленных народным выражением о человеческих качествах, о взаимоотношении с окружающими, о различных типах воспитания. [2, с.44-46]. Кыргызский народ высоко ценит не только пословицы, но и того человека, который может умело пользоваться при общении необходимыми пословицами.

Как напоминает история кыргызского народа пословицей пользовались в игровых ситуациях как с детьми, так и со взрослыми, то есть через метафорический текст передавали различные мысли. Такую игру М.Р.Рахимова называет «игрой, способствующей духовному развитию».

Разговорная народная речь богата пословицами, в которых изменения ограничены, что можно отметить в сохраненных веками высказываниях. Пословицам свойственны определенные формы обобщения. Это, прежде всего суждения общего характера, употребление отвлеченных понятий, имеющих широкое значение; определение особенностей социальных групп.

Пословица применяется во многих ситуациях, выражая конкретное общее. Такое обобщение дает основу для употребления пословиц в переносном значении, так как основной характеристикой пословиц является иносказательность. Можно выявить пословицы, где прямое значение совмещается с переносным. Пользуясь критичностью мышления можно увидеть суть пословицы.

Различные сведения передающиеся через пословицы, определяют их познавательную ценность, чем отмечаются самые существенные черты явлений. Самой основной целью пословиц является передача опыта подрастающему поколению. В понимании смысла пословиц стимулирующей считаются мотивы проявления интереса к ним; научиться осмысливать и понимать их внутренний скрытый смысл.

Так как пословицы метафоричны по своему содержанию, наверно уместно остановиться на метафорах.

В словаре литературоведческих терминов отмечается: «Метафора- вид тропа, переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или контрасту. Уподобление живому существу называется олицетворением, предмету – овеществлением» [1, с.79].

С.Л.Рубинштейн показал, что метафора является не только украшением текста, но и выражением переносного значения, что стимулирует мыслительную деятельность. Адекватность понимания зависит от правильного создания метафорических образов. С.Л.Рубинштейн ставит вопрос о том, смогут ли дети понять метафору. «Понимание переносного значения требует обобщения. Оно заключает в себе соотнесение одних ситуаций с другими, отличными от них по внешним признакам и сходными по внутренним соотношениям. Для их понимания необходим отбор существенного от несущественного и обобщения. Поэтому затрудненное различение существенных связей и нарушение функций обобщения резко снижают понимание всех иносказательных форм речи» [4, с.374].

Одним из способов развития самосознания младших школьников является метафоризация психологических представлений, о чем напоминает А.Х.Попова. Автор подчеркивает такие аспекты как символическое отражение инициации, мотивирующее детей к саморазвитию; идентификация с героями сказки; соотнесение предлагаемых норм отношений и поведения с реально существующими; построение соответствия между семантическими пространствами психологической науки, сказки и внутреннего мира ребенка. [3] Метафорическое содержание пословиц требуют понять реальный смысл того, чему можно научить при специально организованной учебной деятельности.

Анализ метафоры показывает, что для ее понимания нужно уметь находить переносное значение образа.

Просматривая смысл образа, можно сказать, что образ является важным компонентом критического мышления. Образ является началом решения задач, потому что многие, когда им предлагается задача, во-первых, стараются ярче и четче представить ситуацию, чтобы решить задачу. Правильный и точный образ проблемы зависит от того, как он был воспринят, то есть мышление теснейшим образом взаимосвязан с процессом восприятия.

Д.Халперн подчеркивает значение образов в решении задач: «Наилучший путь решения задачи – придумать наиболее удачное ее представление. Это заставляет человека, занятого поиском решения, четко определить желаемую цель и тщательно планировать каждый шаг достижения этой цели» [6, с.404].

При помощи представления можно уловить связи, понять пропущенную информацию и противоречия в информации. Другими словами, мы манипулируем представлениями, стремясь правильно воспользоваться накопленными знаниями при решении задач. Пользуясь критическим мышлением, мы мыслим, опираясь на отработанные приемы, представления.

У ребенка должен быть аппарат, вырабатывающий отвлеченное понятие, а не образы памяти, чтобы не подчиняться власти конкретной ситуации. Мы должны научить детей представлять информацию в понятиях, где образы отражаются в единстве, в противоречиях, которыми можно оперировать.

В усвоении понятия наиболее важным моментом является его осознание. Иногда, используя понятие, мы до конца не осознаем его смысла. Поэтому осознание может рассматриваться как наивысшая ступень в формировании понятий, как звено, соединяющее понятие и понимание.

Понимание является важным компонентом критического мышления как выявление связей и отношений, образов и представлений познаваемого объекта. Понимание поможет учащимся не просто представить содержание пословиц и загадок, а осознать их переносный смысл, раскрыть смысловое содержание метафорического текста.

Из вышеизложенного можно сказать, что критичность мышления проявляется в понимании переносного значения метафор в пословицах. Их понимание зависит от того, как этот образ перерастает в представления, понятия и понимание. Они являются тем родником, который помогает еще более глубокому познанию действительности, правильно созданные образы, представления, понятия с их пониманием помогут ясно познать тексты-метафоры, созданные многими поколениями. Младшим школьникам нами были предложены следующие методические приемы обучающей экспериментальной работы: 1.Анализ пословиц на основе изученных текстов, где аналитико-синтетическая работа над текстом помогает пониманию пословиц, которое осуществляется при помощи сравнения. Текст задает направление ассоциациям, которые проясняют смысл пословицы.

2.Анализ смысла пословиц и загадок с помощью наводящих вопросов. Наводящий вопрос подталкивает учащегося уделить внимание пословице, а не собственному опыту; находить ответы, рассматривая поступающую информацию различными способами. Наводящие вопросы предлагаются от общего вопроса к специальным. Специальные вопросы стимулируют критичность, дети учатся пользоваться анализом, синтезом, обобщением, соотносить значение пословиц, находить взаимосвязь частей пословиц.

Наводящие вопросы помогают учащимся вспомнить свой опыт; сформулировать различные гипотезы; раскрыть связи между высказанными мыслями, фактами; понять проблему глубже; высказать соответствующие суждения; подойти к правильному ответу.

3. Пользуясь методом Г.Г.Граник мы предлагали внимательно прочитать пословицу, рассказать, как представляют дети прочитанное. Если представление ошибочное, предлагали чтение по частям и на основе высказанных суждений давали наводящие вопросы для более глубокого понимания смысла пословиц.

Обучающий эксперимент, проводился на занятиях чтения, русского языка, кыргызского языка в соответствии с темой или как игровая ситуация, подкрепляющий пройденную тему, учащиеся, соревнуясь в игре, уделяли особое внимание ответам своих товарищей, критически оценивали их.

Исследование позволило выявить механизмы психической деятельности, обеспечивающие критичность мышления у младших школьников. К таковым относятся, прежде всего:

Механизм сопоставления новой информации с имеющейся, нахождение сходства элементов и различий и обоснование или возражение на этой основе. Он отрабатывается в действиях по образцу, по аналогии. На каждом уроке их учат находить и анализировать ошибки, связывать новое с усвоенными знаниями, приводить свои примеры.

-Механизм систематизации получаемой информации, проявляющийся в том, что каждое новое знание не запечатлевается отдельно, а связывается с уже имеющимися знаниями, обобщается или противопоставляется им. Этот механизм только начинает складываться в начальной школе, но в его основе система научных понятий. Тем самым развивается механизм системности информации как основа самостоятельности и критичности мышления.

Не менее важным механизмом развития критичности и самокритичности является рефлексия как способность осознавать и оценивать собственную мыслительную деятельность, замечать собственные логические нарушения, уточнять и исправлять суждения. (В американской психологии это называют термином метапознание). Рефлексия- основное психологическое новообразование младшего школьника, результат всей учебно-педагогической работы школы и необходимое условие проявления критичности.

Спсиок литературы

  1. Краткий словарь литературоведческих терминов. / Ред. – сост. Л. И.Тимофеев, С. В.Тураев.– М.: Просвещение, 1985. – 208 с.

  2. Рахимова М. Р., Панкова Т. В., Калдыбаева А. Т. Очерки по истории педагогики. – Бишкек, 2000. – 400 с.

  3. Попова А.Х. Метафоризация психологических представлений как способ развития самосознания младших школьников. – Автореф. дисс. канд. психологич. наук. – Москва, 2005. – 24 с.

  4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб.: Питер, 1999. – 720 с.

  5. Усупбеков Ш. Кыргыз макал – лакаптары. – Фрунзе, 1982. – 224 с.

  6. Халперн Д. Психология критичности мышления. – СПб.: Питер, 2000. – 512 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Развитие компентенций субъектов образовательного
процесса

Юрочкина Д.В.

ГУ
«Общеобразовательная  школа №2»

ОСОБЕННОСТИ
ИЗУЧЕНИЯ ПОСЛОВИЦ

В 
НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

         
Пословица — это краткое, нередко рифмизированное изречение, представляющая
собой законченное предложение и выражающая определенное умозаключение.
Содержание пословиц специфично. Все вместе взятые они отражают жизнь полнее,
чем какой-либо другой жанр фольклора. Они
реагируют на все явления действительности, отражают жизнь и мировоззрение народа
во всем многообразии, они передают бытовые, социальные, философские,
религиозные, морально-эстетические, эстетические народные взгляды.

Пословица представляет собой
«минимальный по величине художественный текст, выражающий только одну мысль.
Выражение этой мысли равно тексту, и нет ни растворения этой мысли в сюжете, ни
мыслей, конкурирующих с главной.

Понимание пословиц можно
считать одним из критериев владения языком, развития речи. В то же время это
наиболее трудный для понимания жанр. Во-первых, виды информации (фактуальная,
подтекстовая, контекстуальная) в мини-тексте тесно переплетены, практически
слиты. Во-вторых, переход от конкретного информационного содержания к смыслу
неалгоритмичен, имеет сходство с инсайтом (аналогично пониманию морали басни —
исследования А.А. Брудного).

Психологические механизмы
понимания мини-текста еще не достаточно ясны, однако искать приемы формирования
умения понимать пословицу необходимо.

Методистами установлено, что
чем глубже проникновение школьников в образное обобщение художественного
произведения, тем неизбежнее его оценка любой речи в смысловом и выразительном
соотношении, в том числе и собственной. Постичь смысл пословицы — значит
воспринять обобщенно-метаморфический образ, заключенный в ней, и
конкретизировать его, используя для этого имеющийся у школьников жизненный и
читательский опыт.

Анализ современных школьных
учебников свидетельствует о том, что в последнее время работа с пословицей
стала интереснее и глубже.
Однако
при работе с пословицей дидактический материал актуализируется для формирования
орфографических и грамматических умений, а художественная ценность пословиц не
рассматривается.

Наблюдения заставили
предположить, что, выполняя в основном грамматико-орфографические задания с
пословицами, дети остаются на низком уровне понимания мини-текста.
Акцентирование внимания на лексико-грамматических особенностях пословицы не
приближает к пониманию концепта (общего смысла), не способствует его переносу
на другие тексты или жизненные ситуации.

Трудность в извлечении
фактической информации из мини-текста связана с бедностью словарного запаса
школьников. Особенно это касается устаревшей и заимствованной лексики
(например, сыч, изъян, золотник).

Основные проблемы в
понимании мини-текста состоят в осознании и принятии задачи, в невозможности
отвлечься от конкретного образа и перейти к обобщению, в приписывании «своего»
общего смысла.

Замечено, что осознанная,
понятая пословица сразу «входит в жизнь». Проявляется это в том, что, усвоив
обобщенный смысл, ребенок быстро находит его связь с определенной жизненной
ситуацией или конкретным текстом. Мысль не останавливается, обнаружив концепт
мини-текста. Она ищет применение себе по отношению к другому концепту, который
берется из книги или из жизни.

При выражении концепта иногда
сложно перейти с языка мысли в речевой план. В данном случае находится,
подбирается концепт — синоним (в мини-тексте), который уже имеет яркое речевое
выражение.

Нужно
отметить, что пословица бывает трудна для понимания не только детям, но и
взрослым. Это показывает проведенное исследование в группах 3-го курса очного и
заочного отделения специальности «Педагогика и методика начального обучения».
Так, при объяснении смысла  пословиц, взятых из учебника «Русский язык» (3 кл.),
у студентов возникли затруднения при объяснении таких пословиц как: «Спи
камешком, вставай пёрышком»; «Ссора в семье до первого взгляда»; «Были бы
кошки, а мышки будут»; «Соловья баснями не кормят»; «Кошке игрушки, а мышке
слезки». Студентам в данных пословицах не удалось подобрать развернутую
формулировку скрытой в той или иной пословице мысли. Что же вызывает
затруднение?

  
Пословицы, как правило, содержат две мысли: «конкретную, прямо вытекающую из
текста, и общую, выражающую переносный смысл. При восприятии мини-текста
отчетливо просматривается главная задача понимания – перейти с «языка образов»
на «язык мысли».
[5. с.4]

Затруднения
в мыслительной работе при понимании пословицы могут возникнуть на любом уровне.
Уровень воспроизведения: дети не понимают многих слов в пословицах и, как
правило, не выясняют их значение. Уровень понимания: многие ученики остаются на
уровне понимания только фактуальной информации; имеет место формальный  переход
от фактуальной к концептуальной информации, т.е. ребенок вычитывает не ту
мысль, которая скрыта в пословице. Уровень применения: трудность в формулировке
мысли, содержащейся в мини-тексте.

В
начальную школу дети приходят, уже имея  значительный багаж словарного запаса и
речевой практики. Однако практика показывает, что многоплановость пословиц,
наличие в них подтекста, скрытых смыслов, а также умение расширить и обобщить
ситуацию, описанную в пословице, и соотнести её со своим жизненным опытом
осложняет осознание младшими школьниками всей полноты смысла пословиц.

  
Так, например, третьеклассники объяснили смысл предложенных им для
толкования пословиц:

 
«Глупый киснет, а умный все промыслит» —
«Глупый
ничего не умеет, а умный всё умеет», «Умный больше знает».

  
«Каждый сверчок, знай свой шесток» —
«Каждый сверчок
знает куда прыгнуть»

Эти ошибки связаны с такими особенностями мышления
детей младшего школьного возраста, как конкретность и ассоциативность, а также
преобладанием наглядно-образного мышления над абстрактным.

Поэтому
мы считаем что, необходимо комплексное формирование знаний и умений, ведущих к
полному вычерпыванию смысла, а именно:

·       
Умение находить пословицы
из ряда других жанров устного народного творчества;

·       
Умение раскрывать основную
мысль пословицы;

·       
Умение уместно употреблять
пословицу.

Результат
констатирующего эксперимента, проведенного в 3 «В» и 3 «Б» классах школы №24 г.
Усть-Каменогорска, показывает, что умение находить пословицу из ряда других
жанров частично сформировано. Умение раскрывать основную мысль пословицы и
умение уместно употреблять пословицу находятся на невысоком уровне.

В связи с этим,  пришла к выводу, что, успешному
формированию умений понимать и употреблять пословицы   будет  способствовать 
соблюдение   следующих  методических условий:

а)
необходим специальный подбор пословиц:

по
значению;

по
структуре.

б)
обеспечение соблюдения повторяемости упражнений с наращиванием трудности и
увеличением самостоятельности в работе.

При
знакомстве с пословицей нужно показать детям, что она может иметь  только
прямой смысл («Хороша веревка длинная, а речь короткая»), прямой и переносный
смысл («Пустая бочка пуще гремит»), только переносный смысл («Свинья скажет
борову, а боров всему городу»).

Посчитала
необходимым ввести образное понимание смысла в пословице и предложили детям
сравнить пословицу с орешком:


Пословица похожа на орешек: в ней есть «скорлупка» и «ядрышко». «Скорлупка» —
это то, о чём говорится прямо. «Ядрышко» пословицы – это скрытая в ней мысль.
Она не высказывается прямо, а прячется за «скорлупкой». Чтобы понять скрытую
мысль, нужно поразмышлять.

  
Спеси боятся, а вежливых чтут.

 Что
значит слово спесь? Почему высокомерия боятся? В чём различие высокомерия и
вежливости?

  
Мысль:
высокомерие – порождение жадности,
ненависти, злобы, а вежливость, как правило, доброты, дружелюбия. Человеку
комфортнее с тем, кто хорошо к нему относится.

  Чтобы помочь детям
выразить концепт пословицы своими словами, важно показать, что скрытая в ней
мысль формулируется на особом языке – «языке мысли». Ученикам предлагается
система подсказок.

Криво
дерево, да яблоки сладки.

Об
объекте судят не по… (внешности), а по… (качеству, поступкам).

Глупый
киснет, а умный всё промыслит.

Глупый
в трудную минуту… (отчается), а умный… (найдёт выход).

От
слова до дела целая верста.

Прежде
чем… (сказать), нужно быть уверенным, что… (сделаешь) это дело.

В связи с этим разработано учебное пособие по русскому
языку и литературному чтению для учащихся третьих классов, цель которого —
формирование умения понимать пословицы у учащихся начальных классов, обогащение
словаря, развитие мышления.

Предлагаемый материал соответствует программе по
русскому языку и литературному чтению. В пособии дополнительно подобраны 
пословицы разных народов, сгруппированные по тематике. На их основе разработаны
упражнения:

 Соотнеси
пословицы – «орешки» с их «ядрышками» — мыслями:

        
орешки                                         ядрышки

У
короткого ума длинный язык.
   Не учи учёного.

Не
учи рыбу плавать.
                     Не лезь не в
своё дело.

Не
в свои сани не садись.              
Болтливый не
отличается умом.

Части
пословиц перепутались, соедини их правильно.

1)
Спеси бояться,                              а умом

2) 
Честных почитай,                        где по имени зовут

3)
Хорошо там и тут,                        а вежливых чтут

4)
Пишут не пером,                          а гордых презирай

Прочитайте
казахские пословицы и вспомните русские, которые соответствуют им по смыслу:

Когда
нужда, крупинка соли дорога.

Многословие
– серебро, молчание – золото.

Правда,
сочащаяся кровью, лучше лжи, источающей мёд.

                      
Подсказка:
 

  
Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

  
Сказанное слово – серебряное, а несказанное – золотое.

  
И мутную воду пьют в невзгоду.

         В
пословицах заключена мудрость, накопленная народом в течение многовековой истории
развития его культуры, быта, философии.  Они представляют собой своеобразный
свод правил, регламентирующий все стороны жизни человека в обществе. Словарь
пословиц можно рассматривать как учебник жизни. Поэтому естественным является
стремление учителей начальных классов как можно шире использовать пословицы в
обучении на этапе, когда процесс становления и развития личности ребенка
особенно активен.

Литература:

1.                
Гоголь
Н.В. Полное собрание сочинений /Н.В. Гоголь: в 6т. — М., 1953. —
т.6. — 166с.

2.                
Горький
М. Материалы и исследования /М. Горький: в 3т. — М., 1934. —
т.1.- 114с.

3.                
Психология:
Учебник для студентов в педагогических учебных
заведениях /Р.С.Немов. М.: ВЛАДОС, 1997. — 688с.

4.                
Соболева
О.В. О понимании мини — текста /О.В. Соболева //Вопросы
психологии. — 1995. — № 1 — с.46-52.

5.                
Соболева О.В. Беседы о
чтении (К проблеме понимания текста)// Начальная школа плюс до и после – 2008.
— №6 – С. 3-9.

6.                
Толстой Л.Н. Азбука; Новая
Азбука/ В.Г. Горецкий, Г.В. Карпюк – 2-е изд., — М.: Просвещение – 1987. –
575с.

7.                
Ушинский К.Д. собрание
сочинений/ К.Д. Ушинский: в 6т. – М.: Академия, 1949. – т.1. С.55.

МБДОУ Д/С «Сказка»

Сообщение на педагогическом совете «Как учить детей понимать пословицы»

г. Горняк 2014

«Как учить детей понимать пословицы»

Вопрос включения пословиц и поговорок в воспитание и обучения детей находит свое отражения в современных программах развития дошколят это «Истоки» «Развития» «Детство». В программах отмечаются пословицы и поговорки как емкое средство для приобщения к художественным средствам родного языка. Содержание текстов пословиц и поговорок различны по тематике, художественной форме и степени сложности в освоении переносного смысла. Была разработана лингводидактическая модель обучения, которая включает четыре этапа.

  1. Вводно-ориентированный, предусматривая работу по введению знаний о формах речевого фольклора. Его цель ознакомить детей с различными жанрами фольклорной речи: потешки прибаутки, песенки, шутки, дразнилки.
  2. Операционно-познавательный его цель: расширение, уточнение знаний о пословично-поговорных выражений. На данном этапе предполагалось ознакомление  детей с речевым материалом в двух направлениях: первое- тематическое ознакомление с пословицами, поговорками и второе- ознакомление с логической взаимосвязью пословичного выражения и действительности.
  3. Органично включение пословиц и поговорок в различные виды деятельности в ходе учебно-речевой, художественно-речевой, игровой, бытовой и досуговой деятельности.
  4. Оценочно-результативный умение детей использовать пословиц, поговорок в речевой практике.

Эксперимент показал, что формирование знаний пословиц и поговорок у старших дошкольников имеется  некоторые тенденции. Так, процесс усвоения пословиц и поговорок взаимосвязан с общим уровнем речевого развития детей. Успешность понимания и использования пословиц и поговорок зависит от развития функции обобщения слов. Непонимание слов и словосочетаний в прямом значении затрудняет освоение пословиц и поговорок. Условие пословиц и поговорок взаимосвязано с социальным опытом детей чем понятие и ближе ребенку стороны жизни, явления отражения в пословицах и поговорках, тем прочнее качественно выше понимание значений обобщенного смысла народных выражений.

Как использовать в образовательном процессе

  1. «Утро с пословицей» («Терпение и труд все перетрут»)
  2. Занятие может быть посвящено одной пословице конкретной.
  3. Банк пословиц и поговорок.
  4. Пословицы могут стать идеями развлечений «Праздник труда» «Мои друзья».
  5. «Театр пословиц» — где выступал персонаж сказок.
  6. Организация «Уголок пословиц»
  7. Шкатулка пословиц (сундучок, предложить детям придумать изображение которые поможет сделать запоминающейся эту пословиц».
  8. На стенах планшеты с пословицами.

Образовательный маршрут изучения пословиц строится так, чтобы уровень овладения ими постоянно возрастал.

Ступеньки этого продвижения:  

  1. Употребление пословиц воспитателя в повседневном общении и деятельности, хоже образовательных мероприятий.
  2. Целевое обучение детей в процессе образовательной деятельности.
  3. Побуждение к употреблению детей пословиц в процессе образовательных мероприятий по инициативе воспитателя.
  4. Побуждение детей употреблять пословицы в обыденной жизни.
  5. Создание ситуации применения пословиц в игривой деятельности детей.
  6. Побуждение, стимулирование детей в вынесению нравственных оценок, сформулированных в пословицах.
  7. Поощрение самоинициативного употребления пословиц детей.

Пословица может быть морально художественным произведением Л.Н.Толстой «Косточка».

Вранью краткий срок.
Вранье не введет в добро.
Маленькая ложь за собой большую несет.
Раз соврал — а навек веры нет.

Стр. 4 из 4

Особенности понимания пословиц всех типов

Рассмотрим особенности понимания пословиц всех выделяемых нами типов учениками младших классов.

Пословицы первого типа рассматриваются детьми как очевидная истина, обличенная в авторитетную форму. Именно поэтому учащиеся порой выражали удивление по поводу вопросов экспериментатора и, принимая на себя роль взрослого, начинали объяснять ему смысл изречения и помощью разнообразных жизненных ситуаций.

Несмотря на то, что данный тип пословиц подавляющим большинством испытуемых понимался без затруднений, более трети первоклассников оказались на низких первом и втором уровнях понимания.

По нашему мнению, сложности возникали из-за бедности словарного запаса детей, особенно это касается устаревшей или заимствованной лексики. Первоклассники затруднялись в определении значения и таких слов, как “осудит”, “оборона”, “ядро” и т.п. Эта же причина — бедность тезауруса — значительно затрудняла выражение своими словами вроде бы понятого смысла (высказывания третьего уровня понимания). Значительная доля ошибок при ответах обнаруживается и при раскрытии причинно- следственных отношений содержания пословицы. Непонимание чаще всего возникает тогда, когда предстающий перед ребенком образ как бы затмевает реальность текста. В этих случаях в качестве смысла изречения воспроизводятся личностные знания и впечатления о нем. Так, например Алексей Б.(1 кл.) настолько оказался под впечатлением о груши, что смысл пословицы дерево славится плодами, а человек делами свел к тому, что человек, который ест груши, такой же хороший, как и сама груша.

В целом, при понимании этого типа пословиц ученики первого класса считают развернутое описание конкретного содержания единственно возможным объяснением его смысла. Недостаточность навыка переноса установленных содержательных отношений не позволяет выделить более общие категории и понятия текстовой реальности.

Наглядное содержание пословиц данного типа не требует от детей каких-либо специальных знаний. Основные причины их непонимания у учащихся вторых и третьих классов могут быть сведены к тем же, что и в первом классе.

Характерной особенностью понимания второклассников является привнесение знаний и впечатлений в образы, что чаще всего приводит к искажению общего смысла пословицах изречений.

Ученики третьих классов начальной школы без труда понимают и вербально формулируют значение данного типа пословиц.

Понимание пословиц второго типа, как и предполагалось, имеет целый ряд своих особенностей, которые, прежде всего, объясняются наличием второго плана значений.

Первоклассники чаще всего спотыкались уже при установлении связей и отношений между элементами наглядного содержания изречения (45,8%). Образы, несущие в себе обобщение, оказываются сложными для ребенка этого возраста. Смысловая гипотеза их объединения в целостное образование строится на основе связей и отношений, сложившихся в жизненном опыте ребенка.

Основу затруднений второклассников представляет переход от прямого к переносному значению пословицы. Дети, как правило, не испытывают проблем в понимании внешнего содержательного слоя и отмечают, что слишком уж все просто. Простота формы и ясность изречения служили своеобразным толчком к пониманию его внутреннего значения. Несфор- мированность определенных мыслительных процессов, необходимых для понимания данного типа пословиц, приводит к тому, что обобщение детей представляет собой непродуманную формулировку и переносное значение теряет всякий смысл, когда ребенок делает попытку обосновать его при помощи конкретного примера.

Содержание данного типа пословиц вполне доступно третьеклассникам. Примерно две трети ответов в этой возрастной группе относятся к высоким уровням понимания. Основной причиной невозможности четкого выделения переносного значения пословицы, по нашему мнению, являются недостаточная речевая компетенция и невнимание к какому-либо качественному признаку или свойству образа.

Пословицы с высокой степенью обобщенности смысла представляют для детей всех возрастных групп наибольшую трудность (их понимание проявилось лишь в 5,6%, 11,1% и 19,4% высказываний в каждом из классов).

Из первоклассников только четверо оказались способными вскрыть смысл подобных изречений. Работа над значением пословицы начиналась у них с выявления прямого значения текста. В процессе рассуждений дети выявляли те характеристики образа, которые должны были послужить основой переноса. Далее, опять же при помощи рассуждений вслух, школьники приходили к осознанию обобщенного значения и его формулированию. Подбирая аналогичную пословицу, эти дети также вслух думали и анализировали каждое изречение и, сравнивая их смысл между собой, приходили к правильному решению основания выбора.

Вообще, можно отметить, что вышеизложенные особенности выявления смысла подобных пословиц оказывали влияние на время индивидуальной беседы ребенка и экспериментатора. Иногда дети достаточно долго рассуждали над значением пословицы. Процесс понимания в этом случае напоминал процесс решения сложной мыслительной задачи в развернутом виде. Но и полученный результат оказывался весьма значимым для ребенка и сопровождался двигательной и эмоциональной активностью.

Можно также отметить, что иногда понимание пословиц с высокой степенью обобщенности содержание происходило отсрочено, по прошествии какого-то времени. Так как исследование занимало достаточно большое количество времени и проводилось с одной группой учеников по два-три раза в неделю, то ученики “понявшие” пословичные изречения позже с нетерпением ждали встречи с экспериментатором и сообщали ему об установленным значении. Иногда понимание предыдущего материала наступало после предъявления сказки с аналогичным значением, которая служила как-бы толчком к возникновению понимания. Обратив внимание на вышеизложенные моменты, мы специально стали спрашивать детей о том, не поняли ли они какое-либо пословичное изречение и часто дети проявляли более высокий чем прежде уровень ответа, хотя многие, по- прежнему, отказывались отвечать.

Следует отметить, что процент высказываний, принадлежащих первому уровню, заметно увеличивался за счет таких ответов, как “не справлюсь”, “не могу, потому что трудно” и т.п. Эти наблюдения могут подтвердить наличие интуитивных компонентов в понимании. Интуитивно угадываемая сложность материала приводила к нежеланию работать с ним, отказам от ответов.

Ученики второго класса также показали достаточно малое количество высказываний, относящихся к четвертому уровню понимания (6 человек смогли установить обобщенное значение всех трех пословиц данного типа, 3 — двух).

В целом, предъявляемый на этом этапе фольклорный материал оказался повышенной степени трудности. Это зачастую приводило к занижению результатов понимания. Дети, как и в первом классе, просто отказывались отвечать, мотивируя невозможностью выполнить задание. Процесс же понимания данных пословичных изречений у второклассников носил тот же развернутый характер рассуждений по теме, что и у детей первого года обучения.

У третьеклассников наблюдались изменения при установлении обобщенного смысла подобных изречений. Об этом свидетельствуют и результаты. 34 человека оказались способными подняться до высоких третьего и четвертого уровней. Здесь «работа понимания» начиналась уже с первичного обобщения переносного значения текста, и, оставалась зачастую незаконченной из-за недостаточности понимания своеобразия образов. Большая часть испытуемых с интересом воспринимала сложный характер материала и принимала задачу по нахождению его смысла. Основной причиной непонимания в этом возрасте можно назвать то, что образы пословицы вызывали у ребенка ассоциации, связанные с установившимися в его жизненном опыте стереотипами употребления того или иного слова. Они затмевали переход к смыслу произведения в силу недостаточно высокого развития логических сторон мышления у детей данной возрастной группы.

Индивидуальные различия исследуемого процесса проявлялись как в соотношении уровней понимания при установлении смысла пословиц с различной степенью обобщенности, так и в соотношении качества понимания пословиц одного типа. У одного и того же ученика в зависимости от личных знаний характеристик того или иного образа могли возникать значительные расхождения в осознании смысла пословиц. Чем лучше ребенок устанавливает взаимоотношения между образом и понятием, которое он содержит, тем меньше проявляются различия в уровнях понимании. Соответственно, уменьшается необходимость привнесения собственных знаний.

Понимание пословиц. Возрастные и индивидуальные психологические особенности // Асафьева Н.В. Психологические особенности понимания произведений фольклора детьми младшего школьного возраста. Дис. … канд. психол. наук. СПб., 1998.

Народный фольклор всегда изобиловал пословицами и поговорками. Они составлялись на любую тему, затрагивали практически все области жизни и в короткой ёмкой фразе отображали глубокий смысл. Поговорки и пословицы ценны лёгким запоминанием, ярким образом, глубоким содержанием. Этот жанр эффективно проникает к слушателю, побуждая обратить внимание на заложенный смысл.

Дети читают пословицы и поговорки

Чем отличаются пословицы от поговорок

Не каждый человек знает в чём отличие пословицы от поговорки. На первый взгляд кажется, что они схожи и нет разницы, что это. И то, и другое – образный язык, меткая фраза. Специально придумать поговорку или пословицу весьма трудно. Они рождаются естественно и всегда соответствуют месту и случаю. Многие выражения со временем потерялись, но среди имеющихся пословиц и поговорок много популярных и актуальных и в наши дни. Целью создания этих выражений было воспитание или нравоучение, распространение мудрости и жизненного опыта.

Поговорка, являющаяся одним из малых жанров фольклора, несёт в себе эмоциональную оценку какого-либо явления. В поговорке может быть заключена какая-то народная мудрость, но она выражена не так ярко, как в пословице. В поговорке нет законченной мысли и отсутствует поучительный смысл, зато явно выражено отношение говорящего к человеку или ситуации. Пословица зачастую метафорична, имеет законченную мысль, включающую народную мудрость, основанную на опыте или наблюдениях. Она имеет какой-то обучающий подтекст, а также может предостерегать от чего-то нехорошего. Пословица может быть побудительной или повествовательной. Она затрагивает много важных тем. Чтобы ребёнку было проще увидеть разницу между поговоркой и пословицей, прочитайте ему их. Далее покажите, что поговорка – красивая фраза или словосочетание, тогда как пословица более длинная, имеет мораль и глубокий смысл.

Знакомство с пословицами и поговорками

Знакомство детей с поговорками

Возникает вопрос: зачем ребёнку этот жанр, может достаточно детских стихов, сказок и рассказов? Ответ прост: знание и умение понимать сокрытый в пословицах и поговорках смысл обогащает словарный запас, учит глубже выражать свои мысли, анализировать услышанное, развивает интеллект. Запоминание становится лёгким благодаря игре слов, созвучиями, ритмикой и порой даже рифмой.

Следующий вопрос: с какого возраста лучше начать знакомство с этим фольклором? Поговорки и пословицы весьма ироничны. Малыши до 5 лет не в состоянии понимать шутки, скрытое порицание и переносный смысл, потому не смогут понять значение в полной мере. К 5-6 годам дети начинают различать скрытую иронию, способны отличить буквальное понимание от иносказательного. В этом возрасте развиваются творческие способности, формируется связная речь, мышление. Это замечательное время для начала знакомства с жанром.

Как приступить к ознакомлению с этими золотыми россыпями русского языка? Для начала подберите простые поговорки, в которых несложно увидеть суть. Родители, помните, что ребёнку трудно с первого раза понять смыл пословицы. Потому объясняйте, какое значение у этого выражения, как нужно его понимать.

Такие беседы не только научат детей понимать пословицы, но ещё смогут объединить семью, создавая невидимую тесную связь. Постепенно расширяйте круг поговорок и пословиц, не забывая пояснять их значение. Со временем у ребёнка появится навык понимания иносказательного смысла.

Как научиться понимать значение пословиц

Знакомство детей с пословицами

Умение понимать скрытый смысл начинается с умения рассуждать. Попробуем это сделать на примерах.

  • «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.» Рыбка в пруде – цель рыбака. Чтобы принести домой улов, необходимо приложить усилие, ведь рыба сама в садок не прыгнет. Это правило относится не только к рыбалке, но к любой работе. Чтобы достичь результата, необходимо старание, прилежание и настойчивость в труде.
  • «Утро вечера мудренее.» Утром, после ночного отдыха, человек бодрый и отдохнувший, готовый обдумать ситуацию и принять решение. Поговорка призывает не делать поспешных выводов и не принимать необдуманных решений. Нужно немного подождать и здраво обдумать сложившуюся ситуацию.
  • «Цыплят по осени считают.» Вылупившимся весной цыплятам ещё далеко до взрослой курицы. За лето может и кошка причинить зло, и хищная птица унести, да мало ли опасностей на птичьем дворе? И только осенью, когда маленькие комочки становятся взрослой домашней птицей, есть резон посчитать, сколько же голов птицы имеется у хозяина. Это означает, что подводить итоги и говорить об успехе в начале какого-то дела не имеет смысла, необходимо дождаться окончания работы.
  • «Терпение и труд всё перетрут.» Упорство в работе и трудолюбие помогут человеку добиться больших результатов, несмотря на сложность и объём работы.

Чтобы научить ребёнка понимать метафору, показываем, как нужно рассуждать, анализировать, находить причинно-следственные связи и логически выстраивать мысль. Понимание образности воздействует на разум и чувства не только взрослого человека, но и ребёнка. Эти навыки ценны и необходимы в жизни. Младшим детям легче будет понять смысл пословиц и поговорок с помощью иллюстраций. Найдите такие книги для детей, в которых собраны более лёгкие пословицы и поговорки с красочными картинками.

Как научить ребёнка применять пословицы

Знакомство с пословицами

Ребёнок сможет употреблять меткие выражения к месту, если они будут у него в голове. Для этого необходимо самим прибегать к пословицам и поговоркам в общении с ребёнком. Это послужит ярким воспитательным примером, а также ребёнок сообразит, в какой ситуации была произнесена та или иная мудрость.

Периодически знакомьте детей с новыми выражениями, рассуждайте над ними. Чтобы вовлечь чадо в этот процесс, разговаривайте с ним, задавайте вопросы, которые подведут ребёнка к самостоятельному пониманию смысла пословицы. Подчёркивайте, какая мудрость или смысл скрыты в рассматриваемой пословице. Научившись думать, следующим шагом для ребёнка будет умение высказать и объяснить свою мысль, а уж потом он поймёт, как и где будет уместно применить высказывание в разговорной речи.

Чем большее количество пословиц и поговорок ребёнок будет слышать, тем богаче будет его речь и более развитое мышление. В процессе воспитания прибегайте к помощи фольклора, рассуждайте с ребёнком над значением и жизненным уроком, сокрытым в метафоре, вместе ищите толкование, и ваш ребёнок научится понимать и использовать меткие выражения, которые передаются из поколения в поколение и при этом остаются актуальными для народа.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Красивые слова при виртуальном сексе
  • Красивые слова для лучшей подруги на английском
  • Существует много пословиц о труде
  • Взял одно положи больше пословица
  • Цитаты из библии о помощи божьей