Реквием ахматова тема памяти цитаты

  1. Главная
  2. Cтихи и поэзия
  3. ⭐️Анна Ахматова
  4. 📚Реквием
  5. Цитаты из книги

У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

И упало каменное слово
На мою еще живую грудь.
Ничего, ведь я была готова,
Справлюсь с этим как-нибудь.

Муж в могиле, сын в тюрьме,Помолитесь обо мне.

У меня сегодня много дела:
Надо память до конца убить,
Надо, чтоб душа окаменела,
Надо снова научиться жить.

Я была тогда с моим народом,Там, где мой народ, к несчастью, был.

Эта женщина больна,
Эта женщина одна.
 
 
Муж в могиле, сын в тюрьме,
Помолитесь обо мне.

Звезды смерти стояли над нами,
И безвинная корчилась Русь
Под кровавыми сапогами
И под шинами черных марусь.

Буду я, как стрелецкие женки,Под кремлевскими башнями выть.

А если когда-нибудь в этой странеВоздвигнуть задумают памятник мне,Согласье на это даю торжество,Но только с условьем – не ставить егоНи около моря, где я родилась:Последняя с морем разорвана связь,Ни в царском саду у заветного пня,Где тень безутешная ищет меня,А здесь, где стояла я триста часовИ где для меня не открыли засов.

Эта женщина больна,
Эта женщина одна.


Скачать материал

Тема личной и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»(Литератур...


Скачать материал «Презентация по литературе на тему «Тема личной и исторической памяти в поэме «Реквием» А. Ахматовой (11 класс)»

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Тема личной и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»(Литератур...

    1 слайд

    Тема личной и исторической памяти в поэме А.А. Ахматовой «Реквием»
    (Литература 11 класс)
    Учитель Антонова Ирина Владимировна
    МАОУ «Гимназия № 26»
    Г. Миасс, Челябинская область

  • Личностные УУД: развитие эстетического осознания через освоение литературного...

    2 слайд

    Личностные УУД: развитие эстетического осознания через освоение литературного наследия народов мира, творческой деятельности эстетического характера.
    Метапредметные УУД: развитие умений определять понятия, устанавливать аналогии, строить логическое рассуждение, делать обобщения и выводы.
    Предметные УУД: понимание литературы как особого способа познания жизни, осознание коммуникативно-эстетических возможностей языка при изучении произведений мировой литературы; формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное.

  • это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психичес...

    3 слайд

    это общее обозначение комплекса познавательных способностей и высших психических функций, относящихся к накоплению, сохранению и воспроизведению знаний, умений и навыков.
    ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ
    набор передаваемых из поколения в поколение исторических сообщений, мифов, субъективно преломленных рефлексий о событиях прошлого, особенно негативного опыта, угнетения, несправедливости в отношении народа. Является видом коллективной (или социальной) памяти.
    ПАМЯТЬ

  • «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина

    4 слайд

    «Моцарт и Сальери» А. С. Пушкина

  • Реквием (лат. Requiem, букв. «(на) упокой») — заупокойная служба (месса) в ка...

    5 слайд

    Реквием
    (лат. Requiem, букв. «(на) упокой») — заупокойная служба (месса) в католической и лютеранской церквях, соответствует панихиде в Православной церкви.

  • Реквием (Моцарт) — последнее, незавершённое произведение Вольфганга Амадея Мо...

    6 слайд

    Реквием (Моцарт) — последнее, незавершённое произведение Вольфганга Амадея Моцарта.

  • Реквием (книга) — роман Александры Марининой, 1998 год.

    7 слайд

    Реквием (книга) — роман Александры Марининой, 1998 год.

  • Реквием (триптих) — триптих из картин Валерия Балабанова «Вифлиемская звезда»...

    8 слайд

    Реквием (триптих) — триптих из картин Валерия Балабанова «Вифлиемская звезда» («Покаянные дни»), «Молитва о моряках России», «Молитва о русском воине» (2000—2002).

  • Реквием (фильм, 1981) — Германия, 1981 год.

    9 слайд

    Реквием (фильм, 1981) — Германия, 1981 год.

  • Реквием (поэма) — поэма Анны Ахматовой, 1934—1960 годы

    10 слайд

    Реквием (поэма) — поэма Анны Ахматовой, 1934—1960 годы

  • Анна Андреевна Ахматова – одна из величайших поэтесс 20-го века. Женщина, чье...

    11 слайд

    Анна Андреевна Ахматова – одна из величайших поэтесс 20-го века. Женщина, чьей стойкостью и преданностью в России восхищались. В период Советской власти был арестован муж, потом и сын, ее стихи запрещали, а пресса устраивала ей гонения. Но никаким горестям не удалось сломить ее дух. А испытания, что выпали на долю поэтессы, были воплощены в произведениях.

  • В предисловии к поэме Ахматова писала, что замысел подобного произведения у н...

    12 слайд

    В предисловии к поэме Ахматова писала, что замысел подобного произведения у нее возник в годы, которые она провела в тюремных очередях, добиваясь встречи с сыном. Однажды ее узнали, и одна из женщин спросила, сможет ли Ахматова описать то, что творилось вокруг. Поэтесса ответила: «Могу». С этого момента и зародилась идея поэмы, как утверждает сама Ахматова.

  • «Реквием», история создания которого связана с очень тяжелыми годами для русс...

    13 слайд

    «Реквием», история создания которого связана с очень тяжелыми годами для русского народа, был выстрадан поэтессой. В 1935 году был арестован за антисоветскую деятельность сын Ахматовой и Николая Гумилева – Лев Гумилев. Тогда Анне Андреевне удалось быстро освободить сына, написав письмо лично Сталину. Но в 1938 году последовал второй арест, тогда Гумилева-младшего приговорили к 10 годам. А в 1949 году был произведен последний арест, после которого его приговорили к расстрелу, замененному позднее ссылкой. Через несколько лет Лев Гумилев был полностью реабилитирован, а обвинения признаны необоснованными.

  • «Реквием» Анна Ахматова

    14 слайд

    «Реквием» Анна Ахматова

  • Композиция поэмы имеет сложную структуру. Она включает в себя Эпиграф, Вместо...

    15 слайд

    Композиция поэмы имеет сложную структуру. Она включает в себя Эпиграф, Вместо предисловия, Посвящение, Вступление, 10 глав (три из которых имеют название: VII – Приговор, VIII – К смерти, Х – Распятие) и Эпилог (состоящий из трех частей).
    Почти весь “Реквием” был написан в 1935–1940 годах, раздел Вместо Предисловия и Эпиграф помечены 1957 и 1961 годами. Долгое время произведение существовало только в памяти Ахматовой и ее друзей, лишь в 1950‑е годы она решилась записать его, а первая публикация состоялась в 1988 году, через 22 года после смерти поэтессы.

  • Поначалу “Реквием” был задуман как лирический цикл, в котором будут собраны л...

    16 слайд

    Поначалу “Реквием” был задуман как лирический цикл, в котором будут собраны лучшие стихи о любви Ахматовой, и лишь позднее переименован в поэму. Эпиграф и Вместо Предисловия – смысловые и музыкальные ключи произведения. Эпиграф (автоцитата из стихотворения Ахматовой 1961 года “Так не зря мы вместе бедовали…”) вводит в эпическое повествование о народной трагедии лирическую тему:
    Я была тогда с моим народом,
    Там, где мой народ, к несчастью, был.
    Лирическое и эпическое в поэме слиты воедино: рассказывая о своем горе (аресте сына – Л. Гумилева и мужа – Н. Пунина), Ахматова говорит от лица миллионов “безымянных” “мы”: “В страшные годы ежовщины я провела семнадцать месяцев в тюремных очередях в Ленинграде…»

  • В Посвящении продолжается тема прозаического Предисловия. Но меняется масштаб...

    17 слайд

    В Посвящении продолжается тема прозаического Предисловия. Но меняется масштаб описываемых событий, достигая грандиозного размаха: Перед этим горем гнутся горы,
    Не течет великая река,
    Но крепки тюремные затворы,
    А за ними каторжные норы…
    Здесь получают характеристику время и пространство, в котором находится героиня и ее случайные подруги по тюремным очередям.

  • Для поэмы характерен особый звуковой мир. В записных книжках Ахматовой есть с...

    18 слайд

    Для поэмы характерен особый звуковой мир. В записных книжках Ахматовой есть слова, характеризующие особую музыку ее произведения: “…траурный реквием, единственным аккомпанементом которого может быть только Тишина и резкие отдаленные удары похоронного колокола”.

  • Но тишина поэмы наполнена тревожными, дисгармоничными звуками: ключей постылы...

    19 слайд

    Но тишина поэмы наполнена тревожными, дисгармоничными звуками: ключей постылых скрежет, песня разлуки паровозных гудков, плач детей, женский вой, громыхание черных марусь, хлюпанье дверей и вой старухи. Такое обилие звуков лишь усиливает трагическую тишину, которая взрывается лишь однажды – в главе Распятие:
    Хор ангелов великий час восславил,
    И небеса расплавились в огне…

  • Распятие – смысловой и эмоциональный центр произведения; для Матери Иисуса, с...

    20 слайд

    Распятие – смысловой и эмоциональный центр произведения; для Матери Иисуса, с которой отождествляет себя лирическая героиня Ахматовой, как и для ее сына, настал “великий час”:
    Магдалина билась и рыдала,
    Ученик любимый каменел,
    А туда, где молча Мать стояла,
    Так никто взглянуть и не посмел.

  • Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, ко...

    21 слайд

    Магдалина и любимый ученик как бы воплощают собой те этапы крестного пути, которые уже пройдены Матерью: Магдалина – мятежное страдание, когда лирическая героиня “выла под кремлевскими башнями” и “кидалась в ноги палачу”, Иоанн – тихое оцепенение человека, пытающегося “убить память”, обезумевшего от горя и зовущего смерть. Молчание Матери, на которую “так никто взглянуть и не посмел”, разрешается плачем-реквиемом. Не только по своему сыну, но и по всем погубленным.

  • Замыкающий поэму Эпилог “переключает время” на настоящее, возвращая нас к мел...

    22 слайд

    Замыкающий поэму Эпилог “переключает время” на настоящее, возвращая нас к мелодии и общему смыслу Предисловия и Посвящения: снова появляется образ тюремной очереди “под красною ослепшею стеною”. Голос лирической героини крепнет, вторая часть Эпилога звучит как торжественный хорал, сопровождаемый ударами погребального колокола:
    Опять поминальный приблизился час.
    Я вижу, я слышу, я чувствую вас.

  • “Реквием” стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мертвым, и живым...

    23 слайд

    “Реквием” стал памятником в слове современникам Ахматовой: и мертвым, и живым. Всех их она оплакала, личную, лирическую тему поэмы завершила эпически. Согласье на торжество по воздвижению памятника ей самой в этой стране она дает лишь при одном условии: что это будет Памятник Поэту у Тюремной Стены. Это памятник не столько поэту, сколько народному горю:
    Затем, что и в смерти блаженной боюсь Забыть громыхание черных марусь. Забыть, как постылая хлюпала дверь И выла старуха, как раненый зверь.

  • Константин Скворцов(НРЭО)Константин Васильевич Скворцов, известный русский п...

    24 слайд

    Константин Скворцов
    (НРЭО)
    Константин Васильевич Скворцов, известный русский поэт и драматург, родился 13 апреля 1939 году в Туле. В 1941 году его семья переехала в Златоуст, и этот уральский город стал его второй родиной:
    Долина детства — город Златоуст.
    Твои огни я помню наизусть.
    Здесь ждут меня с друзьями в старом доме.
    В твоих горах начало всех начал…

  • В Златоусте происходило становление поэтического дарования К. Скворцова.

Кры...

    25 слайд

    В Златоусте происходило становление поэтического дарования К. Скворцова.

    Крылатый конь по кличке «Златоуст»
    Понес судьбы моей нелегкий груз,
    Роняя людям на пути подковы…
    А я сказал: была или не была!
    Рванул перо из сизого крыла.
    И я, как все, был смолоду рисковый.

  • По окончании средней школы К. Скворцов поступает в Челябинский институт механ...

    26 слайд

    По окончании средней школы К. Скворцов поступает в Челябинский институт механизации и электрификации сельского хозяйства, хотя мечтал он о театральном училище. После института он работал в Туве, а затем вернулся в Челябинск, на трубопрокатный завод, где показал себя подающим надежды инженером (Скворцов имеет патенты на изобретения). Но не зря Константин Васильевич считает, что «писатель — это не профессия, это судьба». Еще во время учебы в ЧИМЭСХ друг принес ему книгу Гегеля «Лекции по эстетике». Глава «Драматическая поэзия» стала для будущего поэта откровением и определила его дальнейшую творческую судьбу. Константин Скворцов начал работать в труднейшем жанре драмы в стихах. Сам он называет свои произведения драматическими поэмами. Его пьесы посвящены истории России, острым проблемам XX века. Как справедливо заметил К. Скворцов, что «история тоже наша современница и умный учитель».

  • «Красная горка» К. Скворцов12 сентября 2004 года в городе Златоусте на Красно...

    27 слайд

    «Красная горка» К. Скворцов
    12 сентября 2004 года в городе Златоусте на Красной Горке по благословению святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II был открыт памятник святителю Иоанну Златоусту (347–407 гг.), архиепископу Константинопольскому, выдающемуся богослову, покровителю уральского города. Сняв белый покров с памятника, установленного посреди ансамбля, посвящённого родине святителя Антиохии (греч.), митрополит Иов отслужил молебен и освятил памятник. (Из газет)

  • «Красная горка» К. СкворцовВ стихотворении говорится о том, как Иоанн Златоус...

    28 слайд

    «Красная горка» К. Скворцов
    В стихотворении говорится о том, как Иоанн Златоуст пришёл в Уральскую землю и принял монашеский образ жизни, чтобы спасти землю Урала. Суровый климат, искушения и испытания. Выпавшие на долю Иоанна не сломили дух святого. Наоборот, за терпение и молитву Господь дал знамение:
    Но Божественным Светом
    наполнилась Красная Горка
    И сложился из радуг
    на небе спасительный крест!

  • «Слава Богу за всё!», 
 повторяя в душе всякий раз…
Здесь нашёл ты свой дом....

    29 слайд

    «Слава Богу за всё!»,
    повторяя в душе всякий раз…
    Здесь нашёл ты свой дом.
    Так живи, мой Учитель,
    и здравствуй,
    Защищая его
    в этот трудный для Родины час.

  • ВыводПоэма «Реквием» А. Ахматовой и стихотворение К. Скворцова «Красная горка...

    30 слайд

    Вывод
    Поэма «Реквием» А. Ахматовой и стихотворение К. Скворцова «Красная горка» пронизаны не только исторической действительностью, но и личными переживаниями за Отчество. Поэтому память сердца поэта – это память трагедии народа, его борьба за жизнь, веру, историю всей России.

  • Используемые интернет-источники1. https://fb.ru/article/180070/poema-rekviem-...

    31 слайд

    Используемые интернет-источники
    1. https://fb.ru/article/180070/poema-rekviem-anna-ahmatova-rekviem-istoriya-sozdaniya
    2. https://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/314549
    3. https://litfest.ru/analiz/analiz-rekviem.html
    4. http://pisateli.ch-lib.ru/tin/skvorcov/biography.html
    5. http://ya-zemlyak.ru/avtpoesia.asp?id_avt=609
    6. ru.wikipedia.org›Память
    7.https://inkompmusic.ru/?song=Ахматова+Анна+Адреевна+–+Реквием+%28читает+автор%29
    8. Интернет картинки

Рабочие листы

к вашим урокам

Скачать

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 603 812 материалов в базе

  • Выберите категорию:

  • Выберите учебник и тему

  • Выберите класс:

  • Тип материала:

    • Все материалы

    • Статьи

    • Научные работы

    • Видеоуроки

    • Презентации

    • Конспекты

    • Тесты

    • Рабочие программы

    • Другие методич. материалы

Найти материалы

Материал подходит для УМК

  • «Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

Другие материалы

«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

Рейтинг:
3 из 5

  • 06.04.2019
  • 14303
  • 91

«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

  • 11.01.2019
  • 807
  • 9

«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

  • 16.11.2018
  • 2487
  • 22

«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

«Литература. Учебник в 2 частях», Под ред. Журавлева В.П.

Вам будут интересны эти курсы:

  • Курс повышения квалификации «История русской литературы конца 20 — начала 21 вв. и особенности ее преподавания в новой школе»

  • Курс повышения квалификации «Методические аспекты при изучении русской литературы последней трети XIX века в современной школе»

  • Курс повышения квалификации «Финансы: управление структурой капитала»

  • Курс повышения квалификации «Страхование и актуарные расчеты»

  • Курс профессиональной переподготовки «Русский язык как иностранный: теория и методика преподавания в образовательной организации»

  • Курс повышения квалификации «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения в начальной школе»

  • Курс профессиональной переподготовки «Гостиничный менеджмент: организация управления текущей деятельностью»

  • Курс повышения квалификации «Международные валютно-кредитные отношения»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация и управление процессом по предоставлению услуг по кредитному брокериджу»

  • Курс профессиональной переподготовки «Организация маркетинговой деятельности»

  • Курс профессиональной переподготовки «Технический контроль и техническая подготовка сварочного процесса»

11кл. (угл. уровень)

Урок 26. Поэма А. А. Ахматовой «Реквием». Тема исторической памяти в поэме.

Цели:

  1. Рассмотреть, как показана трагедия народа в поэме «Реквием», определить значение художественных средств, цветовой символики для раскрытия смысла каждой главы;

  2. Развивать умение анализировать содержание стихотворного текста, отмечать характерные стилевые и языковые особенности;

  3. Способствовать воспитанию в учащихся способности сопереживать, чувствовать красоту поэтической речи.

Оборудование: компьютер, медиапроектор, тексты поэмы. В.А. Моцарт. «Реквием». Репродукция картины В.Сурикова «Утро стрелецкой казни». Плакат с цитатой: “И небо скрылось, свившись в свиток; и всякая гора, и остров двинулись с мест своих” («Откровение Иоанна Богослова»). Карточки № 1 и № 2.

Карточка № 1.

Впишите эпитеты: скрежет (какой?); шаги (какие?); столица (какая?); двух лет (каких?)

Отметьте сравнения: Там встречались… Словно… Словно…

Карточка № 2

Лица (что делают?) Веки Щёки Волосы Выражение лица (улыбка, смех)

Презентация к уроку.

ХОД УРОКА

Слайды 1 — 2 Ставятся цели урока.

В начале урока звучит «Реквием» Моцарта. Слайд 3

Учитель. Прежде чем начать работать над поэмой, выясним, что значит слово “реквием”.

(Сообщение ученицы о значении слова.)

Реквием – католическое богослужение по умершим, а также траурное музыкальное произведение. В своих записных книжках Ахматова называет поэму по-латыни — Requiem. Requiem aeternam donais, Domine – Вечный покой даруй им, Господи, заупокойная месса Латинское обозначение названия поэмы натолкнуло на мысль, что её жанровая природа связана с музыкальной формой реквиема. Литературовед В.Виленкин пишет, что в 30 – 40 –е годы Ахматова серьёзно занималась изучением личности Моцарта и его творчества, в особенности «Реквиема».

Учитель. Итак, реквием — это заупокойная месса. Назвав так свою поэму, Ахматова открыто заявляет о том, что её поэма — надгробное слово, посвящённое всем погибшим в страшные времена сталинских репрессий, а также тем, кто страдал, переживая за своих репрессированных родных и близких, в ком от страданий умирала душа.

Слайд 4 Прочитаем «Вместо предисловия». Какой биографический факт положила А.Ахматова в основу своей поэмы?

(Ответ учащихся.)

Вместо предисловия

В страшные годы ежовщины я провела 17 месяцев в тюремных очередях в Ленинграде. Как-то раз кто-то «опознал» меня. Тогда стоящая за мной женщина с голубыми губами, которая, конечно, никогда в жизни не слыхала моего имени, очнулась от свойственного нам всем оцепенения и спросила меня на ухо ( там все говорили шёпотом):

— А это вы можете описать?

И я сказала:

— Могу.

Тогда что-то вроде улыбки скользнуло по тому, что некогда было её лицом.

1 апреля 1957 года

Ленинград

17 месяцев (1938 – 1939 годы) Ахматова провела в тюремных очередях в связи с арестом сына, Л.Н.Гумилёва: он арестовывался трижды: в 1935, 1938 и 1949 годах. Первый муж Ахматовой Николай Гумилёв был расстрелян в 1921 году. Второй муж Николай Пунин был осуждён и умер в заключении. Стихи Анны Ахматовой не печатали, а в 1946 году она была исключена из Союза писателей. Однако поэма имеет не только личное значение.

В этой части поэмы заявляется позиция поэтессы. На вопрос: «А это вы можете описать?» — она отвечает: «Могу». «Описать» — значит не только пережить происходящее, но и суметь абстрагироваться от переживаемого, занять вневременную позицию. В этом отношении улыбку женщины можно понять не только как сомнение в смелости поэтессы, но и как неуверенность в способности к выходу за круг ужасов жизни.

Н.И.Ежов – нарком внутренних дел с 1936 года по 1938 год. Годы ежовщины страшны жестокими репрессиями. Ежов был казнён 1 апреля 1940 года по приговору Военной коллегии Верховного суда СССР. Формулировка приговора была следующая: «За необоснованные репрессии против советского народа…»

Слайд 5 Учитель. Перечитаем «Посвящение»

Посвящение

Перед этим горем гнутся горы,

Не течёт великая река,

Но крепки тюремные затворы,

А за ними «каторжные норы»

И смертельная тоска.

Для кого-то веет ветер свежий,

Для кого-то нежится закат –

Мы не знаем, мы повсюду те же,

Слышим лишь ключей постылый скрежет

Да шаги тяжёлые солдат.

Подымались, как к обедне ранней,

По столице одичалой шли,

Там встречались, мёртвых бездыханней,

Солнце ниже и Нева туманней,

А надежда всё поёт вдали.

Приговор… И сразу слёзы хлынут,

Ото всех уже отделена,

Словно с болью жизнь из сердца вынут,

Словно грубо навзничь опрокинут,

Но идёт… Шатается… Одна…

Где теперь невольные подруги

Двух моих осатанелых лет?

Что им чудится в сибирской вьюге?

Что мерещится им в лунном круге?

Им я шлю прощальный свой привет.

Март 1940

— Отметьте строчки, передающие меру материнского горя. Сравните эти строки со словами из «Откровения Иоанна Богослова» из «Апокалипсиса».

«И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих…» — Откровение Иоанна Богослова

(Ответ учащихся.)

— Почему, как вы думаете, в поэме Ахматова использует апокалипсическую картину?

(Первые строки – знак апокалипсического мира. (Ср.: «И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих…» — Откровение Иоанна Богослова) Для описания событий очевидцем которых была Ахматова, поэтесса выбирает библейский масштаб.

Библейские, в том числе и апокалипсические мотивы пронизывают всю поэму. Апокалипсические картины становятся у Ахматовой символом эпохи._

— С какой целью Ахматова включила в свой текст цитату из Пушкина “каторжные норы”?

(Поэтесса намеренно вызывает у нас ассоциации с декабристами. Они страдали за высокую цель, а за что страдают, гибнут или идут на каторгу современники Ахматовой? Бессмысленные страдания и гибель всегда переживаются тяжелее, отсюда и появляются в поэме слова о “смертельной тоске”.)

— А теперь ответьте, какое местоимение использует здесь Ахматова? Почему?

(Говоря о личном, она становится как бы голосом всех страдающих матерей.)

Слайд 6

— Возьмите карточки № 1, впишите туда найденные в этой части эпитеты, сравнения. Какое настроение они создают?

— Какой вывод можно сделать, кому же посвящает Ахматова свою поэму?

(Женщинам, матерям, которые, страдая, находились на грани истощения физических и душевных сил и жили лишь надеждой. Их лирическая героиня не отделяет себя от них.)

Всё «Посвящение» написано от лица поэтессы. Об этом сказано в последнем стихе: «Им я шлю прощальный свой привет», а также через местоимение мы («Мы не знаем, мы повсюду те же…»). Подтверждается уверенность поэта в способности выйти из временного круга, воспринять чужое горе и «описать» происходящее. Здесь обозначен и конкретный адресат реквиема. Это те женщины, которые переживали арест своих близких. Память об их трагедии и призван сохранить «Реквием».

В «Посвящении» концентрированно излагается всё содержание поэмы: образ Ленинграда – арест — ожидание – приговор – обращение к «невольным подругам» — тема памяти»

Первая строка этой части говорит о непереносимом для человека горе: «Перед этим горем гнутся горы»

Степень страдания настолько велика, что даже природа не выдерживает его. Но от этого мир не меняется. Жестокая реальность не исчезает, и с ней человеку надо жить. Однако жить с таким страданием невозможно. Поэтому в «каторжные норы» Ахматовой не проникает даже луча надежды. Здесь – «смертельная тоска». Так Ахматова создаёт ситуацию тупика.

Героиня после приговора «ото всех уже отделена». «Отделена» от тех, для кого приговор ещё не прозвучал, то есть от имеющих надежду, а значит, жизнь. «Словно с болью жизнь из сердца вынут…» С приговором героиня внутренне умирает. Но внутренняя смерть не даёт смерти физической. Об этом говорит последняя строка: «Но идёт…Шатается… Одна». Героиня продолжает жить, но жить «без жизни», внутренне опустошённой.

Первые строки – знак апокалипсического мира. (Ср.: «И небо скрылось, свившись как свиток; и всякая гора и остров двинулись с мест своих…» — Откровение Иоанна Богослова) Для описания событий очевидцем которых была Ахматова, поэтесса выбирает библейский масштаб.

Библейские, в том числе и апокалипсические мотивы пронизывают всю поэму. Апокалипсические картины становятся у Ахматовой символом эпохи.

Заключая слова «каторжные норы» в кавычки, Ахматова нацеливает читателя на сопоставление со стихами Пушкина. В стихотворении Пушкина звучит уверенность в торжестве справедливости, которая как бы преодолевает расстояние между поэтом и декабристами. Лирическая героиня Ахматовой знает, что, в отличие от пушкинского, её монолог останется без ответа.

Единственным аккомпанементом траурного Реквиема может быть только Тишина и резкие отдалённые удары похоронного звона… Эта Тишина звучит. Многими звуками наполнен цикл:

здесь звучат песня разлуки паровозных гудков, и громыхание чёрных марусь, и плач детей, и женский вой, и кадильный звон, и хор ангелов, и крик стомильонного народа. Эти звуки не убивают Тишину, а делают её ощутимее.

Слайд 7

Учитель. А какая Родина изображена у Ахматовой? (Читаем «Вступление».)

— Какие черты эпохи описывает Ахматова?

Вступление.

Это было, когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад.

И ненужным привеском болтался

Возле тюрем своих Ленинград.

И когда, обезумев от муки,

Шли уже осуждённых полки,

И короткую песню разлуки

Паровозные пели гудки.

Звёзды смерти стояли над нами,

И безвинная корчилась Русь

Под кровавыми сапогами

И под шинами чёрных марусь.

Родина — живой человек, женщина, которую в кровь избивают сапогами, давят шинами “чёрных марусь”.

«Вступление» — это фон, на котором будут разворачиваться события, дана эпоха.

Это было, когда улыбался

Только мёртвый, спокойствию рад…

Мёртвый ничего не чувствует, не переживает, он – «спокоен». В эту эпоху основное желание живого – умереть. Умереть – значит уйти от горя, от страдания, которое несёт в себе жизнь.

«Звёзды смерти» — библейский образ, возникающий в Апокалипсисе.

«Марусями» называли в народе машины для перевозки арестантов. Существовало и иное название – «ворон» или «воронок».

Читаем строки поэмы и понимаем, сколь трагично складывалась жизнь для многих тысяч людей в России. Реальные детали той страшной эпохи: «осуждённых полки», «под кровавыми сапогами и под шинами чёрных марусь», длинные тюремные очереди родственников арестованных, «бледное от страха» лицо управдома – очень точно характеризуют то время.

Слайд 8 (Читаем первую часть.)

— Какое событие здесь описано? Какие слова, выражения помогают ощутить тяжесть случившегося?

(На выносе, дети плакали, свеча оплыла, смертный пот на челе.)

Слайд 9

— Почему Ахматова использует здесь образ стрелецкой жёнки? Что вы помните о стрельцах?

(о казни стрельцов с опорой на картину В.Сурикова.)

— Какова роль христианских мотивов?

Глава I

Уводили тебя на рассвете,

За тобой, как на выносе, шла,

В тёмной горнице плакали дети,

У божницы свеча оплыла.

На губах твоих холод иконки,

Смертный пот на челе… Не забыть!

Буду я, как стрелецкие жёнки,

Под кремлёвскими башнями выть.

Осень 1935

Москва

С 1 главы действующим лицом становится героиня. Начинается рассказ о судьбе конкретной женщины. Основное событие главы – арест сына. Остановимся на фразе: «Не забыть!». Её можно воспринять двояко.

1) обозначение реакции на ужас происходящего. Страшная картина ареста навсегда останется в памяти матери – забыть это невозможно.

2) Крик «Не забыть!» можно понять как приказание самой себе. Это приказ помнить.

Отсюда смысл всей части заключается в том, что арест сына настолько трагичен, что жить с этим горем невыносимо трудно. Единственный выход – забвение. Но забыть этого нельзя, так как перестать помнить – значит перестать чувствовать, внутренне умереть

Определённую смысловую нагрузку несут в поэме и христианские мотивы. «На губах твоих холод иконки» – испокон веков русские, прощаясь с домом, целовали икону. Причащаясь перед смертью – тоже. В той главе прощание с семьёй становится сродни смерти – «смертный пот на челе».

Поэма сопричастна историческому прошлому. «Буду я, как стрелецкие жёнки, под Кремлёвскими башнями выть». Эти строки рождают ассоциацию с петровской эпохой времён подавления стрелецкого бунта. Лирическая героиня оказывается в ряду безымянных жён и матерей, теряющих своих мужей и сыновей на протяжении всей многострадальной русской истории. Таким образом, изображаемое оказывается вписанным в контекст русской истории.

Слайд 10 (Читаем вторую часть.)

— Что напоминает это стихотворение?

— Опишите картину, которая возникает у вас. Какой цвет здесь использован? Почему?

— Как проявляется категория времени и пространства в «Реквиеме»?

Во второй части «Вступления» слышится колыбельная:

Глава II

Тихо льётся тихий Дон,

Жёлтый месяц входит в дом.

Входит в шапке набекрень.

Видит жёлтый месяц тень.

Эта женщина больна,

Эта женщина одна,

Муж в могиле, сын в тюрьме,

Помолитесь обо мне.

Но только вместо ласковых слов «спи, моя радость, усни», мы слышим совсем другие, пронизанные болью слова. Потому что эта колыбельная не на сон, а на смерть.

Женщина изображена со стороны и изнутри. Возникает ситуация раздвоения героини. С одной стороны, она страдает, а с другой – наблюдает это страдание. Одна чувствует, живёт, другая смотрит спокойно со стороны.

Традиционно жёлтый цвет связывался в русской литературе с образом Петербурга.

У Ахматовой жёлтый лунный свет часто сопутствует смерти. В поэме месяц не только свидетель, но и участник событий. Жёлтый свет луны усиливает ощущение трагичности происходящего.

В «Реквиеме» жёлтый цвет имеет ещё и значение предательского.

Категория пространства в поэме выражена своеобразно. Вроде бы достаточно реалий для адреса – Ленинград, красная кирпичная стена тюрьмы «Кресты». Но рядом – «под Кремлёвскими стенами» и «тихо льётся тихий Дон…» Расширяется пространство поэмы, включает в себя всю Россию.

Слайд 11 (Читаем третью часть)

Глава III

Нет, это не я, это кто-то другой страдает.

Я бы так не могла, а то, что случилось,

Пусть чёрные сукна покроют,

И пусть унесут фонари…

Ночь.

Героиня смотрит на себя саму и на своё страдание со стороны. Она не может поверить, что способна переносить всю тяжесть горя. Ещё больше она боится своего страдания. Её желание – забыть всё происходящее, не помнить и не чувствовать его. Конечная цель героини – полное забытьё. Об этом говорит последняя строка – «Ночь»

«Чёрные сукна» – не только знак траура, но и попытка забвения. Образы ночи, фонарей имеют такое же значение.

(Читаем четвёртую часть.)

— К кому обращены слова четвёртой части? Что же происходит с героиней?

(Она на грани безумия, происходит раздвоение личности.)

Конечно, Ахматова не могла в точности знать, что творится за тюремными стенами. Оттуда очень редко возвращались… Но она предчувствовала это, оттого так и страдала.

Слайд 12 Глава IV

Показать бы тебе, насмешнице

И любимице всех друзей,

Царскосельской весёлой грешнице,

Что случится с жизнью твоей –

Как трёхсотая с передачею,

Под Крестами будешь стоять

И своей слезою горячею

Новогодний лёд прожигать.

Там тюремный тополь качается,

И ни звука – а сколько там

Неповинных жизней кончается…

(Читаем пятую и шестую части.)

— Как меняется образ женщины? Почему?

— Выделите глаголы. Что обозначает глагол как часть речи? Что помогает поэту выразить такое обилие глаголов?

— Много ли глаголов в конце этой части? Сделайте вывод.

(Лирическая героиня поначалу действует, старается что-то предпринять, чтоб узнать о судьбе родного человека, но потом ею овладевает отчаяние, нет больше сил бороться, наступает оцепенение и покорное ожидание гибели. Мать находится на грани безумия, и из её уст льются тихие строчки колыбельной сыну.)

Слайд 13 Глава V

Семнадцать месяцев кричу,

Зову тебя домой,

Кидалась в ноги палачу,

Ты сын и ужас мой.

Всё перепуталось навек,

И мне не разобрать

Теперь, кто зверь, кто человек,

И долго ль казни ждать.

И только пышные цветы,

И звон кадильный, и следы

Куда-то в никуда.

И прямо мне в глаза глядит

И скорой гибелью грозит

Огромная звезда.

Глава VI

Лёгкие летят недели,

Что случилось, не пойму.

Как тебе, сынок, в тюрьму

Ночи белые глядели,

Как они опять глядят

Ястребиным жарким оком,

О твоём кресте высоком

И о смерти говорят. 1939

Слайд 14

-Почему 7 глава озаглавлена «Приговор»?

Глава VII

Приговор

И упало каменное слово

На мою ещё живую грудь.

Ничего, ведь я была готова,

Справлюсь с этим как-нибудь.

У меня сегодня много дела:

Надо память до конца убить,

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

А не то… Горячий шелест лета,

Словно праздник за моим окном.

Я давно предчувствовала этот

Светлый день и опустелый дом.

Лето 1939

Потеря последней надежды, ожидания чего-то светлого, остаётся одно – позвать смерть.

Приговор убивает надежду – то, что ещё помогало героине жить. Теперь жизнь не имеет смысла. После потери надежды сил страдать, а значит, жить более не остаётся. Но она трижды повторяет слово «надо»: «Надо память до конца убить, // Надо, чтоб душа окаменела, //, Надо снова научиться жить» Героиня стремится к убийству души. Это сделать нужно, чтобы не страдать. Женщина даже боится представить, как продолжать жить, чувствуя горе. Поэтому и происходит обрыв мысли: «А не то…»

Страшный процесс окаменения представляется героиней как обыденность: «У меня сегодня много дела…»

Мотив «окаменелости» встречается в «Реквиеме» неоднократно:

«И упало к а м е н н о е слово»; «Надо, чтоб душа о к а м е н е л а»; «о к а м е н е л о е страданье»; «Ученик любимый к а м е н е л».

  1. «Каменный» в значении тяжёлый, страшный, невыносимый

  2. Страдание, лишающее жизни, повергающее в состояние бесчувствия. Не случайно слову «каменный» в этом контексте оказывается противопоставленным слово «живой».

  3. Выход человека за пределы своих физических и духовных возможностей. Преодоление личного страдания поднимает человека над ситуацией, даёт ему возможность и право говорить об общей судьбе. Именно в таком слове видит назначение своей поэзии Ахматова.

Слайд 15

— Как звучит мотив смерти в поэме?

Глава VIII

К смерти

Ты всё равно придёшь – зачем же не теперь?

Я жду тебя – мне очень трудно.

Я потушила свет и отворила дверь

Тебе, такой простой и чудной.

Прими для этого какой угодно вид,

Ворвись отравленным снарядом

Иль с гирькой подкрадись, как опытный бандит,

Иль отрави тифозным чадом.

Иль сказочкой, придуманной тобой

И всем до тошноты знакомой,-

Чтоб я увидела верх шапки голубой

И бледного от страха управдома.

Мне всё равно теперь. Клубится Енисей,

Звезда Полярная сияет.

И синий блеск возлюбленных очей

Последний ужас застилает.

19 августа 1939

Героиня желает умереть физически. Смерть прекращает все страдания без внутренних усилий. Именно в ситуации, когда нет сил жить с горем и нет возможности забыть его, смерть кажется желанной мечтой: «Я жду тебя – мне очень трудно.// Я потушила свет и отворила дверь// Тебе, такой простой и чудной»

Смерть лишает её памяти о сыне. Страдание же связывает мать и сына. Это тяжёлая ситуация выбора между смертью и жизнью намечается в конце главы, разворачивается в 9 главе.

Настойчиво звучит мотив смерти в поэме. «Звёзды смерти», «смертный пот», «как на выносе шла», «звон прощальный»… Отдельная глава «К смерти» определяет особое отношение: оказывается, горе может быть столь велико, что смерть кажется избавлением от страданий. Лирическая героиня Ахматовой представляет смерть во многих обличьях, порой маскарадных, балаганных («с гирькой подкрадись, как опытный бандит»). Тем острее сквозь эту наигранную балаганность сквозит боль.

Звезда в поэме – символ государственности. И страшно, что она неизменно связана со словом «смерть»: «звёзды смерти стояли над нами», «и прямо мне в окно глядит и скорой гибелью грозит огромная звезда».

Глава IX

Уже безумие крылом

Души накрыло половину,

И поит огненным вином

И манит в чёрную долину.

И поняла я, что ему

Должна я уступить победу,

Прислушиваясь к своему,

Уже как бы чужому бреду.

И не позволит ничего

Оно мне унести с собою

(Как ни упрашивать его

И как ни докучать мольбою):

Ни сына страшные глаза-

Окаменелое страданье,

Ни день, когда пришла гроза,

Ни час тюремного свиданья,

Ни милую прохладу рук,

Ни лип взволнованные тени,

Ни отдалённый лёгкий звук –

Слова последних утешений.

4 мая 1940

Последняя глава, где повествование идёт от лица героини. Безумие, забвение уже владеет душой героини, но пока ещё «наполовину». Душа героини «окаменела» не полностью. Возникает ситуация раздвоения на чувствующую и «окаменелую». В последних строках мать молит о том, чтобы даже самые горькие моменты жизни сохранились в её душе.

-Прочтите название десятой главы. С чем оно связано?

(Читаем десятую часть.)

— Почему именно этот сюжет из Библии использовала Ахматова?

— Одинаковы ли страдания матерей? А сыновей?

— Какую мысль позволяют выразить образы страдающих Христа и Богоматери? (Освящают страдания.)

Слайд 16

Глава X

Распятие

Не рыдай Мене, Мати,

Во гробе сущу.

1.

Хор ангелов великий час восславил,

И небеса расплавились в огне.

Отцу сказал: «Почто Меня оставил!»

А матери: «О, не рыдай Мене…»

2

Магдалина билась и рыдала,

Ученик любимый каменел,

А туда, где молча Мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

В главе «Распятие» Ахматова рисует горе Богородицы во время казни сына. Вспоминает известные по Евангелию слова: «Не рыдай мене, Мати…» Горе матери беспредельно – в её сторону даже невозможно смотреть, её горе невозможно передать словами:

А туда, где молча мать стояла,

Так никто взглянуть и не посмел.

В этой главе героиня больше не говорит – она «молчит». Поэтому всё повествование идёт от 3 лица, а не от 1 лица. Речь идёт о смерти Христа. Ахматова создаёт картину прощания матери с сыном, где образ матери возводится к фигуре Богородицы, а образ сына – к Христу. Но Ахматова изменяет смысл евангельской истории.

И в эпиграфе, и в первом четверостишии повторяется просьба Христа не оплакивать Его как мёртвого. Эти слова Христа имеют глубокий смысл: смерть Сына Божьего на кресте не является окончательной, за ней неизбежно последует воскресение из мёртвых. Вера в воскресение,

в жизнь вечную пронизывает весь Новый Завет.

Холодность Матери – не равнодушие, а «окаменелость» души, поэтому в сторону Матери «никто взглянуть и не посмел». Душа героини умерла. Поэтому мы не слышим голоса героини. Она уже ничего не может сказать, ибо ничего не чувствует.

История героини есть движение от жизни к смерти, смерти духовной, от страдания к «окаменению», бесчувствию. В сложившихся условиях героиня может одолеть непереносимое страдание лишь путём духовной гибели.

Отсюда становится понятным и смысл названия поэмы. Совершенно очевидна связь названия с заупокойной мессой в католическом богослужении. Однако ахматовский «Реквием»

посвящён не погибшим в лагерях и тюрьмах, а оставшимся жить по ту сторону «стены». «Реквием» описывает именно живущих, но у них умирает нечто более важное, чем тело, — душа. Именно об этой смерти и говорит поэма. Таким образом, «Реквием» есть плач по умершим душам живых людей.

Слайд 17

Возьмите карточки № 2. Перечитайте первую часть «Эпилога» и нарисуйте словесный портрет матери, женщины, данный здесь.

Это конкретный портрет или обобщённый?

Вывод. Да, Ахматова говорит от имени всех, к чьим страданиям были глухи там, за тюремными стенами.

Хотелось бы всех поимённо назвать,

Да отняли список, и негде узнать, — говорит Ахматова. Но она помнит всех и говорит от имени всех. Поэма, посвящённая безвинно погибшим, рассказана как бы вполголоса. Так говорят на поминках.

— В самом же финале поэма наполняется звуками. Какие звуки мы слышим?

(Громыхание, хлопанье, вой.)

Эти звуки, как колокольный звон, венчают поэму и резко обрываются в заключительных строчках, где возникает мотив временной отдалённости: страдание сменяется скорбью. Памятник матери будет вечным символом скорби всех страдающих русских женщин.

В «Эпилоге» 1,2 стихотворения возникает образ Матери, который носит обобщённый характер.

1 стихотворение говорит, что делает страх и несвобода с женщинами, с матерями – превращает в старух. Образ женщины ассоциируется со страной (Россией), которая устала от этого, но ещё сильна; с эпохой (серо-седой)

«Эпилог» подхватывает все моменты, которые были рассыпаны по всему произведению.

Память – спасение от духовной гибели для всего народа.

Голос автора – женщины – становится твёрже. Она прошла всё: ожидание – приговор – пустоту – желание смерти – безумие. Ей не страшно ничего – и это всё приметы времени.

Слайд 18

Эпилог.

1.

Узнала я, как опадают лица,

Как из-под век выглядывает страх,

Как клинописи жёсткие страницы

Страдание выводит на щеках,

Как локоны из пепельных и чёрных

Серебряными делаются вдруг,

Улыбка вянет на губах покорных,

И в сухоньком смешке дрожит испуг.

И я молюсь не о себе одной,

А обо всех, кто там стоял со мною

И в лютый холод, и в июльский зной

Под красною ослепшею стеною.

2.

Опять поминальный приблизился час.

Я вижу, я слышу, я чувствую вас:

И ту, что родимой не топчет земли,

И ту, что, красивой тряхнув головой,

Сказала: «Сюда прихожу, как домой!»,

Хотелось бы всех поимённо назвать,

Да отняли список, и негде узнать.

Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.

О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего погребального дня.

А если когда-нибудь в этой стране

Воздвигнуть задумают памятник мне,

Согласье на это даю торжество,

Но только с условьем – не ставить его

Ни около моря, где я родилась:

Последняя с морем разорвана связь,

Ни в царском саду у заветного пня,

Где тень безутешная ищет меня,

А здесь, где стояла я триста часов

И где для меня не открыли засов.

Затем, что и в смерти блаженной боюсь

Забыть, как постылая хлюпала дверь

И выла старуха, как раненый зверь.

И пусть с неподвижных и бронзовых век,

Как слёзы, струится подтаявший снег,

И голубь тюремный пусть гулит вдали,

И тихо идут по Неве корабли.

Март 1940

Фонтанный Дом

Душа героини умерла, как, видимо, умерли и души многих других женщин. Но одна душа всё же сохранилась. Это душа поэтессы. В «Эпилоге» мы слышим голос поэта, о чём говорит местоимение «я». Именно «Эпилог» выполняет функцию воскресения, близкую к христианской, но отличную от неё, — воскресение через память. Умершая душа «оживает» не в Царстве Божием, а в памяти человека. Пока кто-то помнит об умершем, он продолжает «жить». Память о душах, погибших в страшных мучениях, сохраняет поэт. И пока голос поэта звучит, пока он способен чувствовать, души продолжают жить.

Поэт один из всех сохранил восприимчивость к горю, не только к своему, но и к чужому: «Я вижу, я слышу, я чувствую вас…»

Мотив «окаменения» в поэме развивается: «Реквием» завершается образом памятника, неотделимым от лирической героини. Сама Ахматова – воплощение «окаменелого страданья» — как бы превращается в образ Памятника страданию своих современниц.

Образы, встречающиеся в цикле ранее, приобретают в эпилоге звуковую характеристику, мы вслед за лирической героиней слышим «громыхание чёрных марусь», и хлюпанье постылой двери, и вой старухи. Эти звуки усиливаются звукописью, аллитероацией (раскаты «р»: страх, страницы, страдание) и анафорой (словесные повторы в начале стихового ряда: «и ту», «о них»). Звучание стиха напоминает звучание колокола, постепенно нарастающее и превращающееся в набат. Достигая кульминации, звук обрывается. Страдание сменяется скорбью.

Слайд 19

А теперь вернёмся к эпиграфу. Он написан через двадцать лет после поэмы — в 1961 году. Как связан эпиграф с содержанием поэмы?

ОБОБЩЕНИЕ.

  • Слова «Реквиема» обращены ко всем умершим и выжившим в те страшные годы, в небольшом по объему произведении показана трагедия всего народа, вневременное ее значение.

  • Голоса поэта, матери, историка сплетаются с голосами всего поколения

  • Автобиографическая линия делает картины всеобщей трагедии более проникновенными, личными.

  • Несомненно, Ахматовой был свойственен трагический дар. Именно он позволил ей с потрясающей поэтической силой передать события тех лет. Практически все творчество Ахматовой советской поры – грандиозный реквием по убитым и задушенным – людям и мечтам, стихотворениям и надеждам… Страшно подумать, но тот полувековой реквием не был художественным преувеличением, искусственной драматизацией жизни поэта и страны. Он был горькой правдой жизни.

  • Это не только надгробный плач, но и суровое предостережение человечеству.

Выставление отметок.

Рефлексия.

Домашнее задание: написать творческую работу. Темы: «Судьба страны и женщины по поэме А.Ахматовой «Реквием»; «Эпоха, изображённая в поэме «Реквием».

22

Нет,
и не под чуждым небосводом,
И не под
защитой чуждых крыл, —
Я была тогда
с моим народом,
Там, где мой народ, к
несчастью, был.

Анна
Андреевна Ахматова… Это имя сейчас
известно, пожалуй, всем, даже не любителям
поэзии. От прабабушки, татарской княжны
Ахматовой, идет этот знаменитый псевдоним,
которым она заменила фамилию Горенко.
Родилась Анна Андреевна под Одессой.
Годовалым ребенком была перевезена на
север — в Царское Село. Самыми важными
моментами детства она называла впечатления
о Царскосельских парках, Херсонесе,
море, обучение чтению по азбуке Льва
Толстого, первое стихотворение, написанное
в одиннадцать лет. Дальше — учеба, брак
с Гумилевым, поездки в Париж, где она
знакомится с Модильяни, путешествие по
Италии, рождение сына, “Бродячая Собака”,
акмеисты, Сталин, репрессии, страдания,
война, доклад Жданова, гонения, мировое
признание и… много, много других ярких
впечатлений жизни. Где, как на синусоиде,
чередуются взлеты и падения.
За свою
длинную жизнь Анна Андреевна оставила
огромное литературное наследие, которым
гордится и восхищается весь мир. Но
все-таки “Реквием” занимает в нем
особое место. Это произведение явилось
делом всей ее жизни. В эту поэму

Судьба
Анны Андреевны Ахматовой в послереволюционные
годы складывалась трагично. В 1921 году
расстреляли ее мужа, поэта Николая
Гумилева. В тридцатые годы по ложному
обвинению был арестован сын, жутким
ударом, «каменным словом» прозвучал
смертный приговор, замененный потом
лагерями, затем почти двадцать лет
ожидания сына. Погиб в лагере ближайший
друг Осип Мандельштам. В 1946 году выходит
постановление Жданова, которое оболгало
Ахматову и Зощенко, закрыло перед ними
двери журналов, только с 1965 года начали
печатать ее стихи.
В предисловии к
«Реквиему», который Анна Андреевна
сочиняла с 1935 по 1040 годы, и который был
опубликован в 80-е годы, она вспоминает:
«В страшные годы ежовщины я провела
семнадцать месяцев в тюремных очередях
в Ленинграде». Стихи, включенные в
«Реквием», автобиографичны. «Реквием»
оплакивает скорбящих: мать, потерявшую
сына, жену, потерявшую мужа. Ахматова
пережила обе драмы, однако, за ее личной
судьбой трагедия всего народа.

Библейские
мотивы в поэме А. Ахматовой «Реквием»

   
Читая «Реквием» Анны Ахматовой,
обращаешь внимание на то, что современность
передается в поэме с помощью библейских
аналогий, что образы и мотивы Священного
Писания становятся для Ахматовой
средством художественного осмысления
действительности, а картины Апокалипсиса
— символом ее эпохи.

   
Лишь учитывая зловещую сущность
сталинского тоталитаризма, истинный
смысл событий, свидетелем которых выпало
стать Ахматовой, можно понять, насколько
непросто было поэту подобрать адекватный
происходящему масштаб для художественного
воплощения этих событий. Выбор, сделанный
Ахматовой в «Реквиеме», был
продиктован трагической эпохой тридцатых
годов.

   
Уже название поэмы, предлагая определенный
жанровый ключ к произведению, задает
одновременно и ту специфическую систему
координат, в которой только и возможно
осмыслить созданный поэтом художественный
образ мира. Вспомним, что «реквием»
— это заупокойное католическое
богослужение, траурная месса по усопшему;
более общий смысл этого слова — поминовение
умерших, поминальная молитва. С этой
точки зрения в высшей степени символичным
представляется сделанное однажды
Ахматовой признание: «Реквием» —
четырнадцать молитв». Весь «Реквием»
буквально пронизан библейской
образностью.    На истинный
масштаб событий, о которых пойдет речь
в поэме, указывают первые строки
«Посвящения»
: «Перед этим горем
гнутся горы, / Не течет великая река… «

   
Воссоздающие образ мира, в котором
сместились, исказились все привычные
и устойчивые параметры, эти строки
вводят произведение в пространство
библейского текста, заставляют вспомнить
апокалиптические картины и образы:
«Горы сдвинутся и холмы поколеблются…»
(Ис. 54, 10); «И небо скрылось, свившись
как свиток; и всякая гора и остров
двинулись с мест своих…» (Отк. 6,14)

   
   Библейский контекст, проявленный
в поэме, отчетливо высвечивает и еще
одну смысловую грань образа «великой
реки». За образом Невы в «Реквиеме»
угадывается и библейский образ «реки
Вавилонской», на берегу которой сидит
и плачет разоренный народ, вспоминая о
своем прошлом.    Если Нева в
«Реквиеме» воспринимается как река
Вавилонская, то естественно, что Ленинград
может быть осмыслен как земля разоренная,
«земля чужая
«. Преломленные в
поэме, эти библейские образы актуализируют
в «Реквиеме» и еще одну отчетливо
звучащую в псалме «На реках
Вавилонских…» тему — вынужденного
молчания
, или иначе — «повешенной
лиры»: «…на вербах… повесили мы
наши арфы» (Пс. 136, 3). Пришедшая из
псалма тема вынужденного молчания
приобретает в поэме Ахматовой особенную
остроту. Вопрос, вложенный в уста царя
Давида, говорящего от имени древних
иудеев: «Как нам петь песнь Господню
на земле чужой?…» (Пс. 136, 5), перекликается
с основной мыслью «Эпилога«:
«И если зажмут мой измученный рот, /
Которым кричит стомильонный народ…»
Строки из Книги Бытия могли бы стать
эпиграфом если не ко всему творчеству
Ахматовой, то, по крайней мере, к двум
ее трагическим десятилетиям: сначала
— период вынужденного молчания, затем
— невозможность говорить в полный голос.
«Как нам петь песнь Господню на земле
чужой?…» Особенно органично этот
вопрос вписывается в контекст «Реквиема».

      
Годы, проведенные героиней в тюремных
очередях, названы в «Реквиеме»
«осатанелыми«. Прилагательное
это совсем не случайно возникло в поэме
о кровавых годах сталинских репрессий.
Оно не только выражает здесь крайнюю
степень эмоциональной оценки современной
действительности и является в какой-то
степени синонимичным прилагательному
«одичалый», но и, перекликаясь со
всей образной системой поэмы, оказывается
обусловленным ее библейским контекстом.
Осатанелыми являются в поэме и «страшные
годы ежовщины», и, конечно, сам Ленинград
— город плененный и разоренный, город
«одичалый». В семантическом
пространстве поэмы образ осатанелых
лет и — шире — осатанелого города
соотносится с одним из основных образов
поэмы — образом звезды, безусловно,
центральным в той картине апокалиптического
мира, которую художественно выстраивает
Ахматова. Интересно, что сама близость
этих образов оказывается обусловленной
библейским текстом: под звездой в
Апокалипсисе понимается Сатана, которого
сбрасывают с неба на землю.   
Образ звезды, огромной, застывшей и
яркой, являясь в поэме главным символом
наступающего Апокалипсиса, впрямую
соотнесен Ахматовой со смертью, жестко
вписан в картину вселенской катастрофы.
На то, что звезда в поэме — образ
апокалиптический, зловещий символ
смерти, красноречиво указывает, в первую
очередь, тот контекст, в котором появляется
он в поэме:

Звезды
смерти стояли над нами,
И безвинная
корчилась Русь
Под кровавыми сапогами

И под шинами черных марусь.
…..

И
прямо мне в глаза глядит
И скорой
гибелью грозит
Огромная звезда.

   
Вполне естественно предположить, что
образ звезды в пространстве ахматовского
текста мог ассоциироваться и с кремлевскими
звездами, ставшими универсальным
символом эпохи сталинского террора.
Кремлевские звезды, являясь символом
Кремля — места, где «угнездился»
тиран, в эпоху 30-х годов напрямую
ассоциировались со смертью и угрозой
наступления Апокалипсиса. Понятные и
близкие современникам Ахматовой, эти
«внешние», на первый взгляд,
ассоциации органично вписывались и в
библейский контекст поэмы.

   
Анализ памяти культуры «Реквиема»
убедительно показывает, насколько
актуализирован в поэме ассоциативный
ряд, напрямую связанный с темой смерти,
какова функция «вечных образов»
культуры в тексте произведения. Особенно
велика в художественном осмыслении и
воплощении идеи смерти роль библейских
образов и мотивов. Именно этот пласт
культурной памяти
реконструирует в
«Реквиеме» апокалиптическую картину
мира, помогает осознать в качестве
главной и единственной реальности
произведения пространство смерти. В
семантическое поле смерти вписывают
«Реквием» не только образы-символы
Апокалипсиса, рассмотренные выше, и не
только образы-детали, создающие
своеобразный «библейский» фон
:
божница, свеча, холод иконки и т.д.; все
они в контексте ахматовского произведения
могут быть прочитаны и как атрибуты
похоронного обряда. Среди библейских
образов, главное место, безусловно,
занимают образы распинаемого Сына и
присутствующей при казни Матери.

  
Близость «Распятия» к своему
источнику — Священному Писанию закрепляется
уже эпиграфом к главе: «Не рыдай Мене,
Мати, во гробе зрящи». Эпиграфы у
Ахматовой всегда подключают к произведению
новые смысловые контексты, актуализируют
«вечные образы» культуры, вводят
текст современности в культурную
традицию, а часто оказываются и ключом
к прочтению всего произведения. Делая
эпиграфом слова из ирмоса IX песни канона
службы в Великую субботу, Ахматова, по
сути, соединяет страдания распятого
Сына и присутствующей при казни Матери
в единый емкий и пронзительный
художественный образ. Тем самым получает
свое обоснование и композиция главы:
объектом ее первого фрагмента оказывается
Сын, объектом второго — Мать.

   
Насколько велика роль смысловых
импульсов, идущих от цитируемого
источника, в полной мере позволяет
ощутить и первая миниатюра главы:

Хор
ангелов великий час восславил,
И небеса
расплавились в огне.
Отцу сказал:
«Почто меня оставил?»
А Матери:
«О, не рыдай Мене…»

   
Ориентация на библейский текст чувствуется
уже в первых строках фрагмента — в
описании природных катаклизмов,
сопровождающих казнь Христа. В Евангелии
от Луки читаем: «…и сделалась тьма
по всей земле до часа девятого: и померкло
солнце, и завеса в храме раздралась
посередине» (Лк. 23, 44-45). Адресованный
Отцу вопрос Иисуса «Почто меня
оставил?» также восходит к Евангелию,
являясь почти цитатным воспроизведением
слов распятого Христа: «В девятом
часу возопил Иисус громким голосом:
Элои! Элои! ламма савахфани? — что значит:
Боже мой! Боже мой! для чего ты меня
оставил?» (Мк. 15, 34). Слова же «О, не
рыдай Мене…», обращенные к матери,
заставляют вспомнить эпиграф к главке,
являющийся одновременно и неточной
цитатой из Евангелия. Сопровождавшим
его на казнь и сострадающим ему женщинам
Иисус говорит: «…дщери Иерусалимские!
не плачьте обо Мне, но плачьте о себе и
о детях ваших…» (Лк. 23, 27-28). Другими
словами, четвертая строка поэтического
фрагмента представляет собой контаминацию
евангельского текста и цитаты из ирмоса
пасхального канона, ставшей эпиграфом
к главе «Распятие».

   Материнская
любовь — земной аналог глубоко укорененному
в душе человека архетипа Богородицы.

   Показательно,
что в «Реквиеме» образ Богородицы
появляется не только в сцене Распятия,
т.е. тогда, когда поэт обращается
непосредственно к евангельскому сюжету.
Образ этот венчает поэму. Его появление
в «Эпилоге» символично: «Для них
соткала я широкий покров / Из бедных, у
них же подслушанных слов».

Этот
образ появляется как напоминание о
православном празднике Покрова Пресвятой
Богородицы, «религиозный смысл
которого — молитвенное предстояние
Богоматери за мир».

В
роли Богородицы выступает сама героиня:
«Для них соткала я широкий покров…».

В
эпилоге, образы, встречающиеся в поэме
раньше, приобретают звуковую характеристику.
Звуки усиливаются аллитерацией (звук
«р»: страх, страницы, страдание) и
анафорой («и ту», «о них»).
Звучание стиха напоминает звучание
колокола,
постепенно нарастающее и
превращающееся в набат. Достигая
кульминации, звук обрывается. В наступившей
тишине возникает мотив временной
отдаленности: страдание сменяется
скорбью.

Переоценить
роль «библейского» пласта в
«Реквиеме» невозможно. Проецируя
все произведение в пространство смерти,
«вечные образы» культуры передают
основное ощущение эпохи 30-х годов —
ощущение призрачности, нереальности
происходящего, межрубежья жизни и
смерти, обреченности и духовной катастрофы
— трагическое предчувствие конца эпохи,
гибели поколения, собственной смерти.
Через символику Апокалипсиса, через
образы абсурдного и перевернутого бытия
«вечные образы» Священного писания
вели Ахматову к реконструкции целостной
картины трагической эпохи кровавого
террора, к воплощению образа
катастрофического мира. Именно такой
виделась Ахматовой современная
действительность — апокалиптическая
эпоха, протрубившая боевой сигнал к
охоте на человека.

Мотив
памяти

Реквием
– это памятник, не позволяющий нам
забыть трагическую страницу истории
нашей страны. Ахматова просит поставить
ей памятник, чтобы не забывать ужасы
этой жизни. Чтобы она и люди помнили об
этом и после ее смерти.

Затем,
что и в смерти блаженной боюсь

Забыть
громыхание черных марусь,

Забыть,
как постылая хлюпала дверь

И
выла старуха как раненый зверь.

Она
боится забыть это
, потому что в данный
момент это — смысл ее жизни. Чтобы не
прожить жизнь зря, чтобы оставить память
о себе и о своем времени в сердцах
людей, она обращается к мотиву памятника.
Она просит поставить себе памятник у
Тюремной Стены, «где стояла я триста
часов и где для меня не открыли засов».
Это памятник всем жертвам репрессий,
замученных в 30-е и иные страшные годы.

«Реквием» Анны Ахматовой — подлинно
народное произведение, не только в том
смысле, что он отразил и выразил великую
народную трагедию, но и по своей
поэтической форме, близкий к народной
речи. «Сотканный» из простых, «подслушанных»,
как пишет Ахматова, слов, он с большой
поэтической и гражданской силой выразил
свое время и страдающую душу народа.

Не
смотря на то, что «Реквием», и другие
произведения Ахматовой 30-хгодов не были
известны читателю, они имеют большое
значения в историисоветской поэзии
того времени. И свидетельствуют о том,
что в те тяжелыегоды литература,
задавленная бедой и обреченная на
молчание, продолжаласуществовать
наперекор режиму.

И
не важно, что в России поэма была
напечатана только в 1987 году.
Главное,
что это произведение все-таки увидело
свет и завоевало сердцамногих читателей.

Соседние файлы в предмете [НЕСОРТИРОВАННОЕ]

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Историческая память в поэме «Реквием»

«Реквием» — поэма А.А. Ахматовой. Произведение, посвященное жертвам сталинского террора.

Из дневника Ахматовой: «В начале января я почти неожиданно для себя написала «Решку», а в Ташкенте два приема)«Эпилог», ставший третьей частью поэмы и сделала несколько существенных вставок в обе первые части. …8 апреля 1943г.

Но, родившись внезапно и легко, поэма пройдет длинный и трудный путь, прежде чем читатель сможет познакомиться с ней. В 30-40-е гг. Ахматова не могла даже записать эти стихи на бумаге (за что можно было заплатить жизнью) и доверяла их памяти только самых близких людей. Ееще в 1940 году в сборнике «Из шести книг» и в журнале «Звезда» было напечатано стихотворение «Приговор» о неизбывном горе матери, узнавшей о безжалостной расправе над единственным сыном.

Чтобы замаскировать подлинный смысл этих пронзительных строк о своем материнском горе и о всенародной беде, Ахматова в книжном варианте сняла название стихотворения, а в журнальной публикации поставила заведомо неверную дату его создания (1934). И стихотворение, которое являлось, «как мы узнали много позже», — пишет Шилов, кульминацией тюремного цикла «Реквием», было воспринято цензурой, критикой, да и почти всеми читателями как рассказ о некой любовной драме.

Выделив из общего состава 14, сочинённых между 1935 и 1940 годами, она в 1957-м прибавляет к ним прозаическое «Вместо предисловия» и в 1961-м эпиграф — строфу из стихотворения «Так не зря мы вместе бедовали». В таком виде цикл, после сличения текстов, которые несколько человек из её окружения знали на память со времени их возникновения, был записан, наконец, на бумаге и стал каноническим списком «Реквиема», тогда же получив от Ахматовой статус поэмы.

Машинопись «Реквиема» была в том же 1962 году показана более широкому кругу друзей и знакомых, в том числе и новых, молодых, и одновременно предложена журналу «Новый мир». Там она, по разным причинам так и не была опубликована, зато в 1963 году «Реквием» вышел отдельной книжкой в мюнхенском «Товариществе Зарубежных Писателей» — без ведома и согласия автора».

Итак, в течение почти двух десятилетий возникали лирические фрагменты, казалось, мало связанные друг с другом. До марта 1960 года не осознавалась сюжетная взаимосвязь этих «отрывков». И только когда Ахматова написала Пролог («Посвящение» и «Вступление») и двухчастный Эпилог, «Реквием» получил формальную завершенность. Основной корпус текстов «Реквиема» (пролог; 10 отдельных фрагментов, частично озаглавленных, и эпилог) создан с осени 1935 по весну 1940 года. Еще позднее, в период «оттепели», когда, по-видимому, мелькнула надежда на публикацию произведения (в реальности не состоялась), написаны важные дополнения к основному тексту: «Вместо предисловия» (1 апреля 1957г.) и 4 строки эпиграфа (1961г.)

Полностью поэма была опубликована в Советском Союзе лишь в 1987 году.

Основной конфликт поэмы — противостояние народа и тоталитарной власти.

Этот конфликт обозначен уже в эпиграфе, где Ахматова с гордостью заявила о своей принадлежности к народу, живущему в атмосфере тоталитаризма: «Я была тогда с моим народом, там, где мой народ, к несчастью, был»

Далее следует прозаическое “Вместо Предисловия”, повествующее о жизненной основе “Реквиема”.

Следующие далее “Посвящение” и “Вступление” расширяют трагедию народа во времена сталинской тирании до огромных масштабов. Создается страшный образ страны-тюрьмы: “крепки тюремные затворы”, за которыми “каторжные норы и смертельная тоска”.

Даже описывая горе, перед которым “гнутся горы”, Ахматова, остается верной своей любви к Пушкину: слова “каторжные норы” взяты из его знаменитого послания декабристам. Как и “смуглый отрок”, Анна Андреевна отвергала любое насилие над личностью, любую тиранию.

Здесь же возникает и образ города. Ленинград Ахматовой лишен пушкинского блеска. Перед нами ахматовский город-призрак, “привесок” к огромной тюрьме: «Это было, когда улыбался только мёртвый, спокойствию рад, и ненужным привеском болтался возле тюрем своих Ленинград».

И только после этого эпического вступления начинает звучать личная тема — плач по сыну, находящемуся в тюрьме только за то, что он был ребенком двух великих поэтов.

Уже в первом стихотворении “Уводили тебя на рассвете…” этой теме придано широкое звучание. Лирическая героиня сравнивает себя со “стрелецкими женами”, воющими “под кремлевскими башнями”. Смысл этого сравнения понятен: пролитую кровь нельзя оправдать ничем.

Во втором стихотворении “Тихо льется тихий Дон…” вдруг возникает мотив колыбельной как напоминание о том, что речь идет о материнской любви и материнском горе.

Третье, четвертое, пятое и шестое стихотворения носят личный характер. Здесь есть точные временные детали (“семнадцать месяцев кричу”), ласковые обращения к сыну (“как тебя, сынок, в тюрьме ночи белые глядели”), характеристика лирической героини поэмы (“царскосельской веселой грешницы”). Но за матерью и сыном встают тысячи таких же жертв сталинской тирании, поэтому мать-поэт стоит в очереди под Крестами “трехсотая”.

Седьмое стихотворение “Приговор” публиковалось и раньше, но расценивалось по-иному, как описание любовного расставания. Только в поэме оно получило свой истинный смысл. Для того чтобы выжить, мать должна стать каменной, научиться не чувствовать боли:

Надо, чтоб душа окаменела,

Надо снова научиться жить.

Но вынести все это трудно, поэтому восьмое стихотворение названо “К смерти”. Лирическая героиня ожидает свою смерть, как когда-то ждала Музу: «Я потушила свет и отворила дверь тебе, такой простой и чудной»

Но смерть не приходит, поэтому надо ее поторопить. В девятом стихотворении явственно звучит мотив предчувствия самоубийства: «Уже безумие крылом души накрыло половину, и поит огненным вином, и манит в чёрную долину».

И лишь в десятом стихотворении “Распятие” трагедия тысяч матерей вырастает до вселенских масштабов. Звучит тема христианского очищения: «Магдалина билась и рыдала, ученик любимый каменел. А туда, где молча мать стояла, так никто взглянуть и не посмел».

Эпилог поэмы состоит из двух частей. В первой части вновь возникает образ тюремной очереди, но уже обобщенный, наполненный образами-символами: “опадающие лица”, “серебряные локоны”. Восприятие художника здесь преобладает над восприятием жертвы. Вторая часть развивает темы русской классической поэзии, появляется образ поэта-пророка, чьим ртом “кричит стомильонный народ”. Здесь же Ахматова развивает тему Памятника, который у нее не похож ни на державинский, ни на пушкинский, так как он материален, зрим. Памятник Ахматовой должен стоять у той страшной тюремной стены, где “выла старуха, как раненый зверь”.

Так, композиция поэмы помогает яснее выразить то, что хотела заявить Ахматова: свое право говорить о народном горе.

Вопрос о жанре «Реквиема» спорный. Вот как Н. Лейдерман в своей статье «Время и величие скорби» описывает ситуацию, сложившуюся вокруг этого вопроса: «О жанре ахматовского «Реквиема» высказываются разные суждения. Одни исследователиназывают «Реквием» лирическим циклом, другие возражают…». Л.М. Ельницкая же считает, что более устойчива тенденция видеть в «Реквиеме» поэму и ссылается на Е. Эткинда, который, анализируя композицию произведения, пришел к выводу о тщательной продуманности «Реквиема» в целом и деталях. «Реквием» подчинен закону симметрии: нельзя ничего прибавить или отнять, не нарушив пропорциональности частей и их равновесия. По мнению исследователя, более всего «Реквием» приближается к «Двенадцати» А.А. Блока. Ахматова, как и ее старший современник, также следует принципу монтажа отдельных лирических стихотворений в лирической поэме.

Безусловно, «Реквием» можно назвать стихотворным циклом, так как перед нами законченный ряд поэтических произведений. Но этот ряд в совокупности обладает общей идеей, общим настроением и пафосом, в нём можно проследить сюжет. Содержание «Реквиема» эпично, исполнено величия и героизма. В произведении есть посвящение, вступление и эпилог. Десять стихотворений — десять частей произведения — выстроены в логической и сюжетной взаимосвязи, развитие ведёт к кульминации. Композицию можно назвать кольцевой: в «Посвящении» и «Эпилоге» присутствуют общие герои, мотивы и образы.

То, что стихотворения написаны разным размером, легко понять: произведения создавалось в течение пяти лет, и для выражения различных ощущений требовались различные ритмы. Небольшая величина стихотворений, в частности, связана с тем, что автору приходилось хранить тексты в памяти, не было возможности работать над ними на бумаге.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Мерцающие открытки со словами спасибо красивые бесплатно
  • Поздравление с днем 8 марта женщине красивые своими словами до слез
  • Портрет карла ивановича из повести детство толстого цитаты
  • Цитата из романа мастер и маргарита про любовь
  • Дарить розу с красивыми словами