Смысл пословиц и поговорок для школьников

Нужен, как собаке пятая нога. (Поговорка, означает лишний, ненужный, мешающий.)

О

Обещанного три года ждут. (Русская народная пословица. Означает что очень часто человек что-либо обещает, но практически всегда забывает о своем обещании. Поэтому, если Вам что-то пообещали, очень вероятно что обещание не будет выполнено.)

Обжегшийся на молоке, дует и на воду. (Русская пословица. Означает что тот, кто ошибся или потерпел неудачу, становится осторожным и предусмотрительным во всех делах, потому что боится ошибиться снова и повторить «горький опыт».)

Овес за лошадью не ходит. (Русская народная пословица. Означает что если лошадка хочет покушать, она идет к овсу, а не наоборот. Так и в жизни, усилия должен прилаживать тот, кому это нужно. Не нужно делать за других ничего, если Вас не просят об этом. А уже если попросят, то Вам самим думать, делать это или нет.)

Овца без вымени — баран. (Народная пословица, говорят о человеке, у которого нет никакого образования и он ни в чем не специалист.)

Один в поле не воин. (Русская народна пословица. Означает, что когда люди помогают друг другу, то им легче справиться с делом, врагом или трудностью, чем одному. Один человек без помощи друзей, товарищей и просто хороших людей редко добивается успеха. Заводите надежных друзей и всегда помогайте людям если Вас просят, а у Вас есть возможность помочь.)

Одна штанина ворует, другая караулит. (Поговорку говорят, когда одна штанина заправлена в сапог, а другая поверх сапога.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пословицы, поговорки и загадки дошли до нас из глубокой древности, они отражают жизнь народа, историю, запечатлевают события.

Ознакомление детей с пословицами, поговорками и загадками развивает у них образное мышление, они учатся любить и ценить свой родной язык, улучшая культуру речи.

По разным исследованиям первоклассники чаще всего имеют в словарном запасе от 3 до 6-7 тысяч слов, а к концу четвертого класса их словарный запас достигает от 8 до 14-15 тысяч слов. Соответственно, младший школьник в среднем в день пополняет свой словарный запас 5-9 словами. Чаще всего такое обогащение происходит на уроках русского языка, чтения. Поэтому учителю, имея в виду эти особенности, заранее надо планировать словарную работу над 4-5 словами и их значением.

Обогащение словарного запаса младших школьников происходит через речь учителя, поэтому учитель должен учитывать возрастные особенности учащихся, правильно спланировать совместную работу на уроке. Непосредственно на обогащение словаря младших школьников влияет речь родителей, бабушек и дедушек, которые в своей речи употребляют пословицы, поговорки, частушки, загадки и т.д.

Устное народное творчество удивляет богатством выразительных средств, напевностью. Все это развивает и обогащает речь учащихся. Учащиеся знакомятся с народными обычаями, сказками, с фольклором, пытаются употреблять в своей речи.

При изучении фольклора можно использовать несколько видов работ:

  • Подбор пословиц, частушек, поговорок и т.д. по темам.
  • Подбор к стихотворению или рассказу пословиц, раскрывающих весь его смысл.
  • Нахождение пословиц в художественном произведении и определение их значений.
  • Использование пословиц и поговорок при написании сочинений.
  • Изучение произведений устного народного творчества продолжается и при внеклассной работе.

Например:

  • Составление иллюстрированных альбомов.
  • Оформление плакатов.
  • Игры и загадки с пословицами, поговорками.

В I-IV классе учащиеся знакомятся с устным народным творчеством, заучивают их.

Используя пословицы и поговорки в речи, мы делаем её красочной, выразительной. Пословица восхваляет труд, порицает лень, высмеивает жадность, учит верить в добро, в справедливость, уважать знание. Пословицы живут очень долго, они бессмертны.

Когда ребенок приобретает богатый словарный запас, только тогда у него формируется грамотная речь. Обладая правильной грамотной речью, младший школьник будет легче переходить в старшие классы, будет проще осваивать новую программу, общаться со сверстниками.

Из вышеперечисленного можно сделать вывод, что словарный запас ребенка является основой развития речи детей.

Народная мудрость помогает развивать интеллект и воображение детей, но смысл этих высказываний не всегда можно сразу уловить. Поэтому мы опубликовали самые популярные пословицы с объяснением встречающихся в них метафор, причудливых сравнений, устаревших слов, которые ребята 21 в., возможно, никогда не слышали. Все это дает отличную пищу для ума, подстегивая школьников к самостоятельным рассуждениям. Тем временем разбор использованных художественных приемов вкупе с объяснением поговорок поможет усвоению материала по литературе. Поэтому обязательно включайте народные изречения в учебную программу!

***

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. (Чтобы добиться чего-то в жизни, нужно проявить усердие).

Беда никогда не приходит одна. (Неудачи притягивают друг друга, и возникает «черная полоса» в жизни).

Бедность не порок. (Нельзя осуждать людей за бедность, иногда самые нищие добрее и сострадательнее богачей).

Бережёного Бог бережёт. (Осмотрительность и осторожность помогают избежать опасностей).

Семь раз отмерь, один раз отрежь. (Перед тем как что-то сделать, нужно тщательно подготовиться, иначе допустите ошибку и будете жалеть).

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке. (Если вам обещают что-то бесплатно, скорее всего, здесь есть какой-то подвох).

Бумага всё стерпит. (Написать можно любую ложь, а вот люди сразу людей обмануть не так просто).

В гостях хорошо, а дома лучше. (Только дома можно почувствовать себя по-настоящему уютно и безопасно, в окружении родных и близких).

В семье не без урода. (В любой семье или группе людей найдется человек с отрицательными качествами).

В тихом омуте черти водятся. (Спокойные и молчаливые люди часто скрывают свою истинную натуру).

Всему своё время. (Все происходит тогда, когда нужно, поэтому запаситесь терпением).

Не хлебом единым жив человек. (Чтобы быть счастливым, человеку недостаточно хорошо питаться и красиво одеваться, нужны еще друзья, семья, любовь, поддержка близких).

Не имей сто рублей, а имей сто друзей. (Деньги быстро потратишь, и от них ничего не останется, а друзья — это навсегда).

В чужой монастырь со своим уставом не ходят. (Если вы приходите в новый коллектив, не нужно пытаться вводить здесь свои порядки, иначе вас невзлюбят).

Вода камень точит. (Самая мелкая работа, если ее выполнять долго и упорно, однажды принесет свои плоды).

Волков бояться – в лес не ходить. (Если вы боитесь, что будет тяжело и опасно, не стоит и браться за дело).

Один в поле не воин. (Одному бороться с чем-либо гораздо сложнее, чем вместе с единомышленниками).

Делу время, потехе час. (Сначала сделай дело — отучись, поработай, а свободное время можно потратить и на развлечения).

Голь на выдумки хитра. (Нужда заставляет человека стать хитрее и умнее, чтобы прокормиться, найти крышу над головой и т.д.).

Друзья познаются в беде. (Настоящий друг — не тот, кто вместе с тобой смеется и развлекается, а тот, кто поддержит в трудную минуту).

Дуракам закон не писан. (Умный человек понимает, что правила и законы нужно соблюдать, чтобы не было проблем, а дурак не думает о последствиях).

Копейка рубль бережёт. (Откладывая даже понемногу, но долго и упорно, можно накопить много).

Лежачего не бьют. (Добивать того, кто уже пострадал, — последнее дело).

Мир не без добрых людей. (В любой ситуации найдется человек, который поддержит и поможет).

Молчание – знак согласия. (Если человек промолчал и не возразил, можно посчитать, что он согласен с вами).

После драки кулаками не машут. (Если беда уже случилась, поздно пытаться что-то менять).

На вкус и цвет товарищей нет. (Даже у ваших лучших друзей могут быть свои, отличные от ваших).

Надежда умирает последней. (Человек устроен так, что даже когда все плохо, он продолжает надеяться на лучшее).

Яблоко от яблони недалеко падает. (Дети наблюдают, как их родители относятся к разным вещам, как ведут себя, и сами становятся такими же).

Яйца курицу не учат. (Неопытный вряд ли сможет чему-то научить опытного).

Пословицы и поговорки в начальной школе.

Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка.

Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во-первых, по своей форме, во-вторых, по своему содержанию».

Под пословицами в широком смысле мы понимаем краткие народные изречения, имеющие одновременно буквальный и переносный (образный) план или только переносный план, и составляющие в грамматическом отношении законченное предложение. В основе смыслового содержания пословицы лежит не понятие, а суждение. Пословица констатирует свойства людей или явлений, дает им оценку или предписывает образ действий.

Другие пословицы имеют характер предписания, совета, поэтому они выступают в форме побудительного предложения.

Поговорками называются языковые афоризмы, отличающиеся особой краткостью и имеющие только буквальный план. Например: «Поживём – увидим».

Отличия пословиц и поговорок условны. Пословицы и поговорки образуют единую группу языковых афоризмов.

Учитель начальных классов должен широко использовать в своей работе произведения народного творчества: сказки, загадки, пословицы, поговорки; рассматривать устное народное творчество как средство выражения мировоззрения народа, богатый духовный источник, в котором верно отражена народная жизнь, черты русского народного характера.

Пословицы развивают у детей наблюдательность, речь, чутьё к звуковым красотам языка, чувство юмора, обогащают их знание об окружающем мире.

В начальной школе  работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию. Учитель должен помочь детям раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.

На уроках чтения пословицы помогают обобщить усвоенное, выразить в краткой форме нравоучение, сформировать главную мысль прочитанного.

Дети охотно читают пословицы и поговорки и обсуждают их смысл.

Существует несколько видов работы с пословицами и поговорками на уроках чтения.

  1. Подбор пословиц по темам.

При тематическом подборе пословиц и поговорок обязательно надо учитывать то, что учащиеся не всегда понимают их переносный смысл, поэтому приводят пословицы иногда, только косвенно связанные с нужной темой, а иногда не имеющие к ней никакого отношения. Учащиеся, знакомясь с пословицами, должны не только понять смысл, заключенный в каждой из них, но и осознать то, что их объединяет.

В некоторых случаях при чтении рассказов, стихотворений, учитель сам приводит пословицы, а дети, раскрыв смысл каждой, определяют их общую тематику.

2. Нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения

В процессе изучения художественных произведений учитель показывает ученикам, что «пословица недаром молвится», что, включая народные изречения в авторский текст, писатель придает языку своих произведений меткость, образность, народность.

3. Подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая раскрывала бы смысл данного произведения

Сначала учитель читает учащимся рассказ, стихотворение или басню, производит разбор произведения, выясняет главную мысль. Затем – предлагает учащимся подобрать к изучаемому произведению пословицу, которая может быть его заглавием.

Анализ пословиц – заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.

4. Использование пословиц при работе над сочинением

Сочинение по пословице может быть устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки учащихся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа.

Методика работы на уроках по составлению устных рассказов по пословице должна быть постоянной и постепенно усложняться. Вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав её смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице.

5. Использование пословиц и поговорок в играх.

При изучении пословиц дети обогащают свой словарный запас. Этому способствуют следующие игры: «Закончи пословицу», «Угадай пословицу по картинке».

Если такая работа проводится систематически, то дети постепенно сами начинают вводит в свою речь пословицы и поговорки.

Использование пословиц и поговорок, в которых встречаются различные орфограммы русского языка, способствует совершенствованию навыка грамотного письма, развитию орфографической зоркости.

Примеры пословиц и поговорок для использования в начальных классах на уроках русского языка при изучении различных тем.

Сочетания жи, ши, ча, ща, чу, щу.

Делу время – потехе час.

Не торопись отвечать – торопись слушать.

Сам погибай, а товарища выручай.

Чай пить – не дрова рубить.

Январь – году начало, зиме – середина.

В чужие сани не садись.

Два медведя в одной берлоге не уживутся.

Летом пролежишь, зимой с сумой побежишь.

Соловей с вороной в одном лесу живут, да разные песни поют.

Шила в мешке не утаишь.

Век живи – век учись.

Жизнь прожить – не поле перейти.

Чужим богат не будешь.

Всякому овощу своё время.

Правописание слов с сочетаниями чк, чн

Белые ручки чужие труды любят.

Какова яблоня, таковы и яблочки.

Синичка – воробью сестричка.

Сначала цветочки, а уж потом ягодки.

Правописание слов с ь – показателем мягкости

Больше думай, меньше говори.

Смелость города берёт.

Жить – Родине служить.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Разделительный мягкий знак

Здоровью цены нет.

Не игла шьёт, а руки.

Февраль силён метелью, а март – капелью.

Ученье – путь к уменью.

Где хотенье – там и уменье.

Терпенье и труд всё перетрут.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Птице – крылья, а человеку – разум.

Вся семья вместе, так и душа на месте.

Ученье – свет, неученье – тьма.

Повторенье – мать ученья.

Разделительный твёрдый знак

Лето собирает, а зима съедает.

Ветер снег съедает.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Не разгрызёшь ореха, так и не съешь и ядра.

Парные звонкие и глухие согласные на конце слова

Береги нос в большой мороз.

Не бросай слов на ветер.

В зимний холод всякий молод.

Старый друг лучше новых двух.

Сорвать прут не большой труд.

Не тот друг, кто медком мажет, а тот, кто в глаза правду скажет.

Хлеб – всему голова.

На языке мёд, а на сердце лёд.

Непроизносимые согласные

Ум и сердце в работу вложи, каждой секундой в труде дорожи.

Счастливым и красивым делает человека работа.

И на нашей улице будет праздник.

Учиться никогда не поздно.

Двойные согласные

Думай медленно, работай быстро.

Ссора до добра не доводит.

У коллектива – большая сила.

Весенний день год кормит.

Ленивому каждый день суббота.

Правописание существительных с шипящими на конце

Белый лебедь серому не товарищ.

Будет день – будет и ночь.

Всякая вещь хороша на своём месте.

Ложь человека не красит.

Правописание не с глаголами

На чужой роток не накинешь платок.

Не спеши языком, торопись делом.

Правда в огне не горит и в воде не тонет.

Не сиди сложа руки, не будет скуки.

Чужой земли мы не хотим и своей не отдадим.

Ссора до добра не доведёт.

Семеро одного не ждут.

Старую лисицу хитростям не учат.

На уроках технологии пословицы можно использовать, как девиз урока:  терпенье и труд всё перетрут; каков мастер, такова и работа.

        На уроках изобразительного искусства можно проводить игру «Нарисуй пословицу».

О пословице К.Д. Ушинский писал: «Пословица тем именно и хороша, что в ней почти всегда, несмотря на то, что она короче птичьего носа, есть нечто, что ребенку следует понять: представляет маленькую умственную задачу совершенно по детским силам».

Употребление пословиц и поговорок, разнообразные виды работы с ними делают уроки  богаче по содержанию и интереснее по форме.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1

г. Новоузенска Саратовской области»

Исследовательская работа

«Роль пословицы и поговорки в жизни современных школьников»

Работу выполнила

ученица 3 «б» класса:

Латышева Анастасия

Руководитель:

Алаева Валентина Васильевна

Новоузенск, 2022 г

Содержание

1.Введение 1

Актуальность 1

Объект исследования 1

Предмет исследования 1

Задачи исследования 1

Методы исследования 1

Гипотеза 1

2. Глава 2.Пословицы и поговорки как жанр фольклора. 1 — 3

2.1. Пословицы и поговорки в жизни современного человека. 1 – 2

2.2. Пословицы и поговорки. 2

2.3. Основные отличия пословиц от поговорок. 2 – 3

3. Опытно – экспериментальная работа 3 – 5

4.Сборник пословиц и поговорок для младших школьников 5

5.Заключение 5 6

6. Список используемой литературы. 6

Исследовательская работа

Введение

Актуальность

С самого детства мы слышали от своих мам и бабушек коротенькие, складные выражения, так похожие на стишки, например: «без труда не вытащишь и рыбку из пруда», » не имей сто рублей, а имей сто друзей». Придя в школу, на уроках литературы мы узнали, что это пословицы и поговорки. А что такое пословицы и поговорки? Зачем они нужны людям? Откуда они взялись? Какой смысл содержат в себе? Нужны ли они в нашей современной жизни?

Слайд 1 Чтобы ответить на все эти вопросы, я провела исследовательскую работу на тему: » Роль пословицы и поговорки в жизни современных школьников».

Слайд 2Творческое название: «Красна речь пословицей»

Слайд 3Объект исследования: речь учащихся 3 «б» класса МОУ СОШ говоузенска.

Предмет исследования: пословицы и поговорки как жанр фольклора.

Слайд 4Цель исследования: изучение особенностей употребления пословиц и поговорок в речи современных школьников.

Слайд 5Задачи исследования:

1. Познакомиться с литературой, посвященной данной теме.

2.Проанализировать, употребляют ли современные школьники в своей речи пословицы и поговорки.

3.Попытаться выявить наиболее распространенные причины употребления или отсутствия в речи современных детей пословиц и поговорок.

4. Провести анкетирование учащихся 3 «б» класса МОУ СОШ говоузенска.

5. Обработать полученные данные, описать их, сделать выводы.

Слайд 6Основные методы:

 1.Исследования

2.Анализ

3.Анкетирование

4.Беседа

Слайд 7Гипотеза: предположим, что пословицы и поговорки – это часть культуры, которая устарела в современном мире, поэтому они не нужны сегодня.

1.1. Пословицы и поговорки в жизни современного человека.

В наш век мы храним и передаем информацию разными способами: письменно, на аудио- и видео-носителях, наконец, в электронном варианте. А ведь когда-то, существовал простой и доступный всем способ передачи опыта — наш язык. До сих пор до нас доходят послания предков в форме песен, сказок, обрядов. Но самым кратким, и наиболее используемым посланием являются пословицы и поговорки. Именно они, делают нашу речь яркой и выразительной.

В пословицах заключен глубинный смысл и народная мудрость. В них мы можем увидеть культуру, традиции и историю народа, познать, что такое добро и зло. Каждый человек обязательно согласиться с тем, что без пословиц и поговорок наши знания о своем народе и стране были бы неполными.

1.2. Пословицы и поговорки.

Возникновение и развитие пословиц и поговорок относится к глубокой древности. Издавна человек заботился не только о питании, жилище и близких людях. Он стремился понять окружающий мир, сравнивал различные явления, создавал новое в природе, и в своем воображении. Многовековые наблюдения народа, его мечты и надежды воплощались в пословицах и поговорках.

Слайд 8Пословица это народное изречение, в котором выражается мнение не отдельных людей, а народная оценка, народный ум.

Поговорка это широко распространенное образное выражение, метко определяющее какое-либо жизненное явление.

На данный момент очень трудно сказать, с каких именно времен на Древней Руси появились самые первые пословицы и поговорки.

Неоспоримым остается только один факт: и пословицы и поговорки могли возникнуть в древние времена, и с тех самых пор они стали являться народными спутниками на протяжении всей истории.

1.3. Основные отличия пословиц от поговорок.

А в чем отличие пословиц и поговорок?

Точного определения, что такое пословицы и поговорки, не дает никто. Существует множество мнений по этому поводу.

Но точно можно сказать, что пословицы и поговорки это отражение жизненного, исторического опыта народа.Слайд 9Пословица — это целое предложение, а поговорка — лишь фраза или словосочетание.Пословица содержит нравоучение, мораль, наставление. Поговорка — просто красноречивое выражение, которое можно легко заменить другими словами. Например.

Пословица: «Глаза страшатся, а руки делают» – при виде большой работы делается страшно, что не справиться с ней, а приступив к работе, понимают, что способны преодолеть трудности.

Поговорка:«Медвежья услуга» помощь, обращающаяся во вред

2.1. Анкетирование

Для того, чтобы выяснить употребляются ли в современной жизни и вызывают ли интерес в наше время пословицы и поговорки я провела экспериментальную работу в 3 этапа.

Слайд 10На первом этапе было предложено ответить на вопросы анкеты. В анкетировании принимали участие учащиеся 2 класса 26человек.

На первый вопрос «Знаете ли вы, что такое пословица», учащиеся ответили: Да – 22 учащихся.Нет – 4 учащихся.

На второй вопрос «Знаете ли вы, что такое поговорка», учащиеся ответили: Да – 10 учащихся; Нет – 16 учащихся.

Третий вопрос анкеты предлагает учащимся вспомнить, сколько они знают пословиц. 1-5 пословиц знают – 17 учащихся, 5-10 могут вспомнить 9 учащихся. Больше 10 пословиц не вспомнил никто.

На вопрос о том, сколько ребята знают поговорок, получены следующие результаты: 1-5 знают – 10 учащихся, 5-10 могут вспомнить – 10учащихся. Больше 10поговорок не вспомнил никто.

На вопрос от кого чаще всего вы слышите пословицы и поговорки, большинство опрашиваемых отметили, что они их слышат в основном от учителей.

Таким образом, можно сделать вывод, что учащиеся знают больше пословиц, чем поговорок. Вероятно, это связано с тем, что пословицы запоминаются легче, потому что они не только указывают на явление, но и делают из него вывод. Поговорка же делает речь образной, красочной, но не содержит каких-либо умозаключений.

На следующем этапе работы мне интересно было выяснить, употребляют ли в своей речи пословицы и поговорки современные школьники.

Среди учащихся нашего класса пословицы употребляют 10 человек, не употребляют – 16 человек.

Поговорки среди учащихся нашего класса употребляют 13 учащихся, не употребляют – 13 человек.

Затем нами была составлены таблицы по ответам учащихся «Наиболее употребляемые пословицы и поговорки в речи учащихся».

2.2. Классный час

На 2 этапе работы мы с Валентиной Васильевной разработали сценарий классного часа и провели его.

Тема: Пословицы и поговорки.

Цель: Стимулировать интерес к пословицам и поговоркам,

В заключении мы просили ребятответить на 2 вопроса.

1. Интересно ли было вам узнать о пословицах и поговорках

ДА НЕТ

2. Как вы думаете, нужны ли пословицы и поговорки в современном мире?

ДА НЕТ

2.3. Итоги экспериментальной работы

На 3 этапе я обобщила результаты и сделала выводы по проделанной опытно-экспериментальной работе. И пришла к таким выводам. Повторное анкетирование показало, что у детей появился интерес к пословицам и поговоркам. Большинство опрошенных считают, что пословицы и поговорки нужны в современном мире.

Можно прийти к выводу, что пословицы и поговорки – универсальны, применимы во многих ситуациях, и именно поэтому из века в век, из уст в уста дошли они и до нашего 21 века, и прекрасно вписываются в повседневную жизнь современных людей.

Глава 4. Сборник пословиц и поговорок для младших школьников

С целью закрепления и стимулирования интереса к пословицам и поговоркам япредложиланарисовать ребятам пословицы и поговорки, которые им нравятся, а так же придумать и записать рассказы о пословицах. (См. Приложение)А мы с Валентиной Васильевной приготовили презентацию – сборник, где записали пословицы, дали им объяснения и красочно проиллюстрировали.

4.Заключение.

Таким образом, изучив данную тему и проводя опытно-экспериментальную работу, мы пришли к таким выводам:

1. Пословица — это законченное предложение, содержащее народную мудрость. Пишется простым народным языком, часто обладает рифмой и ритмом.

Например:

Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

За двумя зайцами погонишься — ни одного не поймаешь.

2. Поговорка — символичная фраза или словосочетание, образное выражение, метафора.

Например:

«свинью подложить» (напакостить).
«медвежья услуга» (помощь, обращающаяся во вред).

3. Я считаю, что моя исследовательская работа доказала, что гипотеза не правильна, потому что пословицы и поговорки нужны нам и сегодня, они, прежде всего, украшают нашу речь, являются живостью нашего языка, умом и начитанностью говорящего. Они необходимы в нашем общении. И правильное их использование в речи отражает уровень воспитанности, образованности и культуры, придает речи неповторимое своеобразие и особую выразительность.

Пословицы и поговорки являясь частью культуры нашего народа, всегда оставались и останутся актуальными, несмотря на развитие экономики и техники, на прогресс. В любое время пословицы и поговорки будут характерной чертой русского народа, объектом внимания и исследования.

5. Список используемой литературы.

1. Аникин В.П., Круглов Ю.Г. Русское народное поэтическое творчество. Л.: Просвещение, 1983.

2. Даль В.И. Пословицы русского народа.- М.; 1970.

3. Рыбникова М.А. Русские пословицы и поговорки.- М.; 1981.

4. Рыбников П.Н. Быт русского народа в его пословицах и поговорках.- М.; 1989.

5. Хлебцова О.А. Русский язык в пословицах, поговорках, крылатых словах, афоризмах: Учеб.пособие.-М.; 1999.

6. Валгина Н.С. Активные процессы в современном русском языке.- М.; Логос, 2001.

7. Интернет ресурсы.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Альма койн цитаты
  • Цитаты из фильмов википедия
  • Эрих мильке цитаты
  • Оформление цитаты в заголовке
  • Дженсон баттон цитаты