Собачье сердце примеры сатиры цитаты

Цитаты из книги «Собачье сердце»

Теперь, проходя по улице, я с тайным ужасом смотрю на встречных псов. Бог их знает, что у них таится в мозгах!

Я положительно очарован.

Пойти, что-ль, пожрать. Ну их в болото.

А то что же: один в семи комнатах расселился, штанов у него сорок пар, а другой шляется, в сорных ящиках питание ищет…

Истинно вам говорю: 4 мая 1925 года земля налетит на небесную ось!

— Позвольте-с вас спросить, почему так отвратительно пахнет?
Шариков понюхал куртку озабоченно.
— Ну, что ж, пахнет… известно: по специальности. Вчера котов душили, душили.

Вы гляньте когда-нибудь на его рожу: ведь он поперёк себя шире!

Не бойтесь, он не кусается.
«Я не кусаюсь?» — удивился пёс.

Наука ещё не знает способов обращать зверей в людей. Вот я попробовал да только неудачно, как видите. Поговорил и начал обращаться в первобытное состояние. Атавизм.

О, гляньте на меня, я погибаю.

Взять всё, да и поделить.

Ежели вы проживаете в Москве, и хоть какие-нибудь мозги у вас в голове имеются, вы волей-неволей научитесь грамоте, притом безо всяких курсов. Из сорока тысяч московских псов разве уж какой-нибудь совершенный идиот не сумеет сложить из букв слово «колбаса».

Какая гадина, а ещё пролетарий!

Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция… Бред этих злосчастных демократов.

Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно?

Учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту.

Господин, если бы вы видели, из чего эту колбасу делают, вы бы близко не подошли к магазину.

Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар.

Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? <…> Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах. Значит, когда эти баритоны кричат «бей разруху!» – я смеюсь. <…>. Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! Невозможно в одно и то же время подметать трамвайные пути и устраивать судьбы каких-то испанских оборванцев! Это никому не удаётся, доктор, и тем более – людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор ещё не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны!

— Вот всё у вас как на параде, — заговорил он, — салфетку — туда, галстук — сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси», а так, чтобы по-настоящему, — это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме.
— А как это «по-настоящему»? — позвольте осведомиться.

«Собачье сердце» — это сатирическая новелла Михаила Булгакова, написанная в 1925 году. Сюжет книги повествует о том, как профессор Преображенский преобразовывает обычного бездомного пса в человека путем операции по пересадке гуманоидного гипофиза и семенников. Эта история служит аллегорией для критики Советского общества после Революции, особенно в части его попытки создать новый «Советский человек». Булгаков использует иронию и сатиру, чтобы подчеркнуть парадоксы в идеях и подходах общества того времени.

В этой статье представлены лучшие цитаты из повести «Собачье сердце» М. Булгакова.

Эти цитаты, афоризмы и крылатые выражения принадлежат таким героями, как профессор Преображенский, Шариков, Швондер и др.

Лучшие цитаты из повести «Собачье сердце» Булгакова

«…кинематограф у женщины единственное утешение в жизни…» (пес Шарик)

«О, глаза значительная вещь. Вроде барометра. Всё видно у кого великая сушь в душе, кто ни за что, ни про что может ткнуть носком сапога в рёбра, а кто сам всякого боится. Вот последнего холуя именно и приятно бывает тяпнуть за лодыжку. Боишься – получай. Раз боишься – значит стоишь…» (пес Шарик)

«Учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту…» (автор)

citaty-Sobache-serdce-Bulgakov-aforizmy-krylatye-vyrazhenija
Шариков в исполнении В. Толоконникова.
Фильм «Собачье сердце» (1988)

«Лаской‑с. Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный и даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему…» (профессор Преображенский)

«…Еда, Иван Арнольдович, штука хитрая. Есть нужно уметь, а представьте себе – большинство людей вовсе есть не умеют. Нужно не только знать что съесть, но и когда и как. (Филипп Филиппович многозначительно потряс ложкой). И что при этом говорить. Да-с. Если вы заботитесь о своём пищеварении, мой добрый совет – не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И – боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет…» (профессор Преображенский)

«…Вы знаете, я произвёл 30 наблюдений у себя в клинике. И что же вы думаете? Пациенты, не читающие газет, чувствуют себя превосходно. Те же, которых я специально заставлял читать «Правду», – теряли в весе…» (профессор Преображенский)

«Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стёкла, потушила все лампы? Да её вовсе и не существует <…> если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнётся разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах…» (профессор Преображенский)

«…когда эти баритоны кричат «бей разруху!» – я смеюсь <…> Клянусь вам, мне смешно! Это означает, что каждый из них должен лупить себя по затылку! И вот, когда он вылупит из себя всякие галлюцинации и займётся чисткой сараев – прямым своим делом, – разруха исчезнет сама собой. Двум богам служить нельзя! <…> Это никому не удаётся, доктор, и тем более – людям, которые, вообще отстав в развитии от европейцев лет на 200, до сих пор ещё не совсем уверенно застёгивают свои собственные штаны!..» (профессор Преображенский)

«Успевает всюду тот, кто никуда не торопится, – назидательно объяснил хозяин. – Конечно, если бы я начал прыгать по заседаниям, и распевать целый день, как соловей, вместо того, чтобы заниматься прямым своим делом, я бы никуда не поспел…» (профессор Преображенский)

«Никого драть нельзя, – волновался Филипп Филиппович, – запомни это раз навсегда. На человека и на животное можно действовать только внушением…» (профессор Преображенский)

«…человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создаёт десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар…» (профессор Преображенский)

«…статистика – ужасная вещь…» (профессор Преображенский)

«Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать. Во-первых, домком…» (Шариков)

«Документ – самая важная вещь на свете…» (Швондер)

Это были самые интересные, лучшие цитаты из повести «Собачье сердце» М. Булгакова, афоризмы и крылатые выражения, принадлежащие таким героями, как профессор Преображенский, Шариков, Швондер и др.

Обновлено: 13.03.2024

— Во-первых, мы не господа, — молвил, наконец, самый юный из четверых, персикового вида.

— Во-первых, — перебил его Филипп Филиппович, — вы мужчина или женщина?

— Какая разница, товарищ? — спросил он горделиво.

— Я — женщина, — признался персиковый юноша в кожаной куртке и сильно покраснел.

— В таком случае вы можете оставаться в кепке…

— Зина, там в приемной… Она в приемной?

— В приемной, зеленая, как купорос.

— Ну, сейчас палить. Она казенная, из библиотеки!

— Переписка — называется, как его… Энгельса с этим чертом… В печку ее!

— Объясните мне, пожалуйста, зачем нужно искусственно фабриковать Спиноз, когда любая баба может его родить когда угодно?

— Что такое эта ваша разруха? Старуха с клюкой? Ведьма, которая выбила все стекла, потушила все лампы? Да ее вовсе и не существует. Что вы подразумеваете под этим словом? Это вот что: если я, вместо того, чтобы оперировать каждый вечер, начну у себя в квартире петь хором, у меня настанет разруха. Если я, входя в уборную, начну, извините за выражение, мочиться мимо унитаза и то же самое будут делать Зина и Дарья Петровна, в уборной начнется разруха. Следовательно, разруха не в клозетах, а в головах.

— Человечество само заботится об этом и в эволюционном порядке каждый год упорно, выделяя из массы всякой мрази, создает десятками выдающихся гениев, украшающих земной шар.

— Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которое существует в природе.

— Не читайте перед завтраком советских газет.

— Так ведь других нет.

— Вот никаких и не читайте.

— Папа — судебный следователь…

— Дак это же дурная наследственность!

— Террором ничего поделать нельзя с животными, на какой бы ступени развития оно ни стояло… Террор совершенно парализует нервную систему.

– Хочу предложить вам, – тут женщина из-за пазухи вытащила несколько ярких и мокрых от снега журналов, – взять несколько журналов в пользу детей Германии. По полтиннику штука.

– Нет, не возьму, – кратко ответил Филипп Филиппович, покосившись на журналы.

Совершенное изумление выразилось на лицах, а женщина покрылась клюквенным налётом.

– Почему же вы отказываетесь?

– Вы не сочувствуете детям Германии?

– Жалеете по полтиннику?

— Почему убрали ковёр с парадной лестницы? М? Что, Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд дома на Пречистенке нужно забить досками, а ходить кругом, вокруг, через чёрный вход?

— Ежели вы проживаете в Москве, и хоть какие-нибудь мозги у вас в голове имеются, вы волей-неволей научитесь грамоте, притом безо всяких курсов. Из сорока тысяч московских псов разве уж какой-нибудь совершенный идиот не сумеет сложить из букв слово «колбаса».

— Успевает всюду тот, кто никуда не торопится.

— Еда… штука хитрая. Есть нужно уметь, а представьте себе – большинство людей вовсе есть не умеют. Нужно не только знать что съесть, но и когда и как. И что при этом говорить. Да-с. Если вы заботитесь о своём пищеварении, мой добрый совет – не говорите за обедом о большевизме и о медицине.

– Нет, я не позволю вам этого, милый мальчик. Мне шестьдесят лет, я вам могу давать советы. На преступление не идите никогда, против кого бы оно ни было направлено. Доживите до старости с чистыми руками.

… и все забегали, ухаживая за заболевшим Шариковым. Когда его отводили спать, он, пошатываясь в руках Борменталя, очень нежно и мелодически ругался скверными словами, выговаривая их с трудом.

— Ну а фамилию, позвольте узнать?

— Фамилию? Я согласен наследственную принять.

— Документ, Филипп Филиппыч, мне надо.

— Документ? Чёрт… А, может быть, это… как-нибудь…

— Это уж — извиняюсь. Сами знаете, человеку без документов строго воспрещается существовать.

— А-а, уж конечно, как же, какие уж мы вам товарищи! Где уж. Мы понимаем-с! Мы в университетах не обучались. В квартирах по 15 комнат с ванными не жили. Только теперь пора бы это оставить. В настоящее время каждый имеет своё право…

— В очередь, сукины дети, в очередь!

— Нижнюю сорочку позволил надеть на себя охотно, даже весело смеясь. От кальсон отказался, выразив протест хриплыми криками: «в очередь, сукины дети, в очередь!»

— Что-то вы меня больно утесняете, папаша.

— Что?! Какой я вам папаша! Что это за фамильярность? Называйте меня по имени-отчеству.

— Да что вы всё: то не плевать, то не кури, туда не ходи. Чисто, как в трамвае. Чего вы мне жить не даёте? И насчет «папаши» — это вы напрасно. Разве я просил мне операцию делать? Хорошенькое дело: ухватили животную, исполосовали ножиком голову…

А я, может, своего разрешения на операцию не давал.

А равно и мои родные.

Я иск, может, имею право предъявить.

Да и что такое воля? Так, дым, мираж, фикция… Бред этих злосчастных демократов.

Вы, величина мирового значения, благодаря мужским половым железам.

Пойти, что-ль, пожрать. Ну их в болото.

Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку!

Учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту.

Один верит, другой не верит, а поступки у вас у всех одинаковые: сейчас друг друга за глотку.

— А вот по глазам — тут уж и вблизи, и издали не спутаешь. О, глаза — значительная вещь. Вроде барометра. Все видно — у кого великая сушь в душе, кто ни за что ни про что может ткнуть носком сапога в ребра, а кто сам всякого боится.

— «Шарик» — она назвала его… Какой он к чёрту «Шарик»? Шарик — это значит круглый, упитанный, глупый, овсянку жрёт, сын знатных родителей, а он лохматый, долговязый и рваный, шляйка поджарая, бездомный пёс. Впрочем, спасибо на добром слове.

— А то пишут, пишут… Конгресс, немцы какие-то… Голова пухнет. Взять всё, да и поделить…

— Где это видано, чтобы люди в Москве без прописки проживали.

— Вот всё у вас как на параде. Салфетку — туда, галстук — сюда. Да «извините», да «пожалуйста-мерси». А так, чтобы по-настоящему, — это нет. Мучаете сами себя, как при царском режиме. А как это «по-настоящему», позвольте осведомиться?

— Я не господин, господа все в Париже!

— Кушано достаточно. Всё испытал, с судьбою своею мирюсь и если плачу сейчас, то только от физической боли и от голода, потому что дух мой еще не угас… Живуч собачий дух.

Следующая цитата

Гротеск, наряду с гиперболой, широко использовался в мифах, легендах и сказках (яркий пример сказочного гротескного образа — Кощей Бессмертный). Сам термин «гротеск» возник в XV в. для обозначения необычного типа художественной образности: во время раскопок в одном из древнеримских гротов был обнаружен необычный орнамент, в котором фантастически переплелись различные растительные, животные и человеческие формы.

Создавая гиперболические образы, писатели используют преувеличение как художественную условность, которая может быть обоснована «реалистически» (например, гиперболы в хлестаковском «описании» жизни Петербурга — результат неудержимой страсти героя к вранью; гиперболы в произведениях М. Ю. Лермонтова — один из приемов романтического изображения героев и событий). В основе гиперболы лежит исключительное, но возможное. Границы между фантастическим и реальным размыты, но не исчезают.

Содержание произведения представляет остроумную и злую сатиру на социальную действительность двадцатых годов двадцатого столетия, «гротескный образ современности». («Гротеск — тип образности, основанный на фантастике, гиперболе, причудливом сочетании и контрасте фантастического и реального, бытового и мистического, трагического и комического, высокого и низкого, правдоподобного и карикатурного, на совмещении полярностей».) В настоящее время нас поражает удивительная прозорливость М. Булгакова, который сумел увидеть опасность научных открытий, вырвавшихся из- под контроля учёных и приносящих огромный вред людям. Своей повестью «Собачье сердце» он как бы призывает интеллигенцию, весь учёный мир к максимальной осторожности в обращении с неизведанными силами природы. Повесть «Собачье сердце» (1925) основана на типичном для гротеска мотиве превращения: в основе её сюжета — история о том, как пёс Шарик стал Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как появилось на свет существо, соединившее в себе дворнягу и люмпена, алкоголика и хулигана Клима Чугункина.

Следующая цитата

Наиболее распространенное политическое толкование повести относит ее к самой идее русской революции, «пробуждения» социального сознания пролетариата. Шариков традиционно воспринимается как аллегорический образ русского люмпен-пролетариата, неожиданно для себя получившего большое количество прав и свобод, но быстро обнаружившего эгоистические интересы и способность предавать и уничтожать как себе подобных (бывший бездомный пес поднимается по социальной лестнице, уничтожая других бездомных животных) , так и тех, кто наделил их этими правами. Финал повести выглядит искусственно, без стороннего вмешательства (deus ex machina) судьба создателей Шарикова выглядит предрешенной. Считается, что в повести Булгаковым были предсказаны массовые репрессии 1930-х годов. [2]

Ряд булгаковедов считает, что «Собачье сердце» было политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов. В частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин (у обоих «железная» вторая фамилия) , проф. Преображенский — это Ленин (преобразивший страну) , его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий (Бронштейн) , ассистентка Зина — Зиновьев и т. д. [3]

Следующая цитата

Тема: Булгаков. «Собачье сердце». Поэтика Булгакова-сатирика. Прием гротеска в повести.

Цели: рассмотреть поэтику произведения «Собачье сердце», выявить, в чем проявляется сатира писателя, вспомнить разновидности сатиры, в частности гротеск, привить интерес к изучению творчества М.Булгакова, к изучению русской литературы.

Формы контроля: выделение художественных средств.

Оборудование: текст произведения, портрет писателя.

Тип урока: комбинированный.

Оргмомент. Постановка темы и целей. Оформление тетрадей.

Актуализация опорных знаний учащихся. Реализация домашнего задания

Опрос по жизни и творчеству М. Булгакова.

-Где и когда родился писатель?

— Каково было его отношение к революции 17 года? Как это отразилось на его творчестве?

— Когда была написана повесть «Собачье сердце»? Когда она впервые увидела свет? Почему? (Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году, ее запрещали).

— Какой Эксперимент осуществлял профессор Преображенский и доктор Борменталь ? (эксперимент — операция по пересадке собаке человеческого гипофиза и яичек с придатками и семенными канатиками)
— Сформулируйте тему и основную мысль повести? (главная тема произведения — изображение нравственной и социальной трансформации человека
и общества
— Какие проблемы, поднимаемые Булгаковым вам кажутся фантастическими, а какие реальными? (все проблемы реальны, и до сих пор проявляются в нашем обществе в той или иной степени; неготовность народа империи к резкому переходу в социалистическое государство, то есть к Революции
— Охарактеризуйте образ профессора Преображенского (см. предыдущий урок) Прототипом литературного персонажа профессора Ф. Ф. Преображенского является В. Я. Данилевский, академик, директор Органотерапевтического института, основанного в 1919 году
— Что такое сатира? гротеск? Как они используются в повести?

(учащиеся отвечают на вопрос, подтверждая свои суждения примерами из текста. вопрос был задан на проработку дома)

Дополнение учителя. Обобщающее слово.

(определения записываем в тетрадь)

сатира — отрицательное или резко осуждающее и негодующее изображение свойств и качеств отдельных типических лиц или более или менее обширной группы лиц и явлений.

гротеск — вид художественной о́бразности, комически или трагикомически, обобщающий и заостряющий жизненные отношения посредством причудливого и контрастного сочетания реального и фантастического, правдоподобия и карикатуры, гиперболы и алогизма (нелогическое рассуждение, ход мысли, нарушающий законы и правила логики, либо факт, который не укладывается в рамки логического мышления, то, что нельзя обосновать логически, противоречащее логике).

Интересно: Ряд булгаковедов считает, что «Собачье сердце» было политической сатирой на руководство государства середины 1920-х годов. В частности, что Шариков-Чугункин — это Сталин (у обоих «железная» вторая фамилия) , проф. Преображенский — это Ленин (преобразивший страну) , его ассистент доктор Борменталь, постоянно конфликтующий с Шариковым — это Троцкий (Бронштейн) , ассистентка Зина — Зиновьев и т. д.

В условиях советского времени М. Булгаков остался истинно русским писателем, исповедующим верность традициям русской классики. В его произведениях продолжают развиваться гоголевские традиции сатиры, органически соединив в себе два начала: фантастическое и реалистическое.

Содержание повести «Собачье сердце» (1925) представляет остроумную и злую сатиру на социальную действительность двадцатых годов двадцатого столетия, «гротескный образ современности».

Повесть основана на типичном для гротеска мотиве превращения: в основе её сюжета — история о том, как пёс Шарик стал Полиграфом Полиграфовичем Шариковым, как появилось на свет существо, соединившее в себе дворнягу и люмпена, алкоголика и хулигана Клима Чугункина. (Люмпен — термин , введённый Карлом Марксом для обозначения низших слоёв пролетариата . Позднее «люмпенами» стали называться все деклассированные слои населения (бродяги, нищие , уголовные элементы, алкоголики и другие социальные иждивенцы). В большинстве случаев люмпен — это лицо, не имеющее никакой собственности и живущее случайными заработками или, чаще, пользующееся государственными социальными пособиями в различных формах. [1]

Люмпены — деклассированные элементы, люди без социальных корней, нравственного кодекса , готовые безрассудно повиноваться сильному, то есть обладающему в данный момент реальной властью).

Действие повести начинается с того, что профессор Преображенский, который омолаживает нэпманов и советских чиновников, заманивает с помощью колбасы к себе домой собаку, чтобы потренироваться в проведении пересадок гипофиза.

Превращение Шарика в Шарикова и всё, что за этим последовало, предстаёт у М. Булгакова как буквальная реализация популярной в послереволюционные годы идеи, суть которой выражена в словах известного большевистского гимна: «Кто был ничем, тот станет всем». Фантастическая ситуация помогает обнажить абсурдность этой идеи. Та же ситуация обнаруживает абсурдность другой, не менее популярной, хотя, казалось бы, мало совместимой с первой, мысли о необходимости и возможности создания нового человека.

В результате фантастической операции, наделяющей Шарика «всем», происходит вытеснение благодарного, привязчивого, верного, смышлёного пса, каким он является в первых трёх главах повести, тупым, способным на предательство, неблагодарным и агрессивным люмпеном, который хочет занять место, ему не принадлежащее. Правдоподобные детали, соединяясь, создают фантастическую гремучую смесь под названием «Шариков», которая приобрела сегодня нарицательное значение, стала символом агрессивности люмпена.

Композиционный прием получает сюжетное развитие, основанное на совмещении реального и фантастического. Фантастическое в повести не имеет определяющего значения, а становится лишь средством анализа социальных явлений.

Вчерашний Шарик обретает «бумаги» и право на прописку, устраивается на работу «в очистку» в качестве заведующего подотделом очистки города от бродячих котов, пёс пытается «зарегистрироваться» с барышней, дворняга претендует на жилплощадь профессора и пишет на него донос. Профессор Преображенский оказывается в трагикомическом положении: порождение его ума и рук грозит самому факту его существования, покушается на основы его мироустройства, чуть не губит его «вселенную» (многозначителен комически переиначенный мотив «потопа», вызванного неумением Шарикова обращаться с водопроводными кранами).

Взаимоотношения Шарикова и Преображенского обостряются ввиду существования провокатора — представителя власти Швондера, стремящегося «уплотнить» профессора, отвоевать у него часть комнат. На природную основу Шарикова наложилось влияние Швондера. Его воспитание оказалось намного результативнее, чем наивное желание профессора и его ассистента как-то облагородить созданное ими чудовище. Именно недоразвитое умственное и нравственное чувство простого народа, который «был ничем и стал всем», является, по глубокому убеждению профессора, источником той разрухи, которая царит вокруг. «Но я спрашиваю: почему, когда началась вся эта история, все стали ходить в грязных калошах и валенках по мраморной лестнице?» Принципы социализма настолько близки звериной сущности Шарикова и его качествам, унаследованным от донора, что он довольно быстро находит свое место в советской стране.

При всей невероятности, фантастичности повести, она отличается удивительным правдоподобием. Это не только узнаваемые конкретные приметы времени. Это — сам городской пейзаж, место действия: Обуховский переулок, дом, квартира, ее быт, облик и поведение персонажей и т. п. В результате нереальная история с Шариковым воспринимается читателем вполне реально.

Реальность повседневной жизни России 20-х годов, сатирически отображённая, мастерское использование фантастики, обнаруживающей абсурдность современности, сделали «Собачье сердце» М. Булгакова «непревзойдённой в своей неповторимости» произведением русской сатиры ХХ века.

Читайте также:

      

  • Кому принадлежит следующая цитата ребенок это зеркало нравственной жизни родителей
  •   

  • Женщина и власть цитаты
  •   

  • Цитаты про пацанок девушек
  •   

  • Цитаты о бескорыстной любви
  •   

  • Цитаты про заработок в интернете

­Пример сочинения 1

Собачье сердце Булгакова — это социально-философская сатира, в которой автор стремился показать вторжение человека в мир природы, предостерегая о последствиях. Писатель хотел воссоздать актуальную для его поколения действительность, реальность двадцатых годов, когда жизнь начала протекать по новым законам установленной властью Советов. Булгаков хотел не только показать жизнь, но и свое отношение к окружающей действительности. Чтобы наилучшим образом донести до читателя проблему, и представить режим большевиков, писатель использует такое художественное средство, как сатира в повести Собачье сердце. Мы же в сочинении попытаемся разобраться, против чего направлена сатира Булгакова и в чем она заключается.

В целом, сатирические произведения, которые высмеивали недостатки общества, были не в новинку. В двадцатом веке это был распространенный жанр. Его удачно использовал и Булгаков, представив современное ему общество в повести Собачье сердце. Правда, ее запретили к издательству, и лишь после смерти писателя читатель смог познакомиться с работой, увидев в произведении человека, рожденного революцией. Какой он?

В основе произведения лежит трансформация, которая стала возможна благодаря эксперименту профессора Преображенского. С помощью операции, ему удается пересадить гипофиз человека в собаку, и добросердечный пес превратился в жестокого хама. Под влиянием пролетария Швондера Шариков наглел все больше, и стал заведующим подотдела по очистке города от бездомных животных. Используя в Собачьем сердце средства гротеска, Булгаков обличает бездуховность новых людей, их невоспитанность и рвение к власти. Их цель не заработать, а разделить заработанное другими. Никто из них не стремится заниматься полезным для общества делом, и отсюда разруха. Прежде всего, эта разруха в головах людей, которые всегда были никчемными и незначительными. Получив власть, они портили жизнь окружающим, а между тем, каждый из людей должен заниматься своим делом, и только тогда разрухи можно избежать. Профессор понял свою ошибку, вернув все на круги своя. А Булгаков подарил читателю прекрасную работу — язвительную сатиру на современное общество, где каждая кухарка могла управлять государством.

Против чего была направлена сатира? Конечно же против новой власти и ограниченности ее представителей, которые вообразили себя всемогущими. Булгаков высмеял их, дав возможность посмеяться и читателю. Вот только смех получился сквозь слезы, ведь спустя столько лет произведение не теряет своей актуальности. Сколько таких Швондеров и Шариковых находится среди нас…


Пример сочинения 2

Остросоциальное произведение М. Булгакова было написано писателем в 1925 г. Жанр книги – сатирическая фантастика с нотками едкого сарказма, выражающая взгляд автора на окружающую действительность.

За окном огромной, по меркам окружающих, квартиры профессора Преображенского кипит жизнь молодого советского общества. Пролетарская власть, минуя этапы самосовершенствования, пытается навязать миру свои каноны жизни и нравственности. Сам знаменитый врач разницу между представителями ученой интеллигенции и полунищим необразованным народом разграничивает сразу: «…вам нужно молчать и слушать, что вам говорят». Тут же поясняя свою позицию: «Учиться и стараться стать хоть сколько-нибудь приемлемым членом…общества».

Сложнейшие операции, прогрессивные методы лечения, позволившие умелому хирургу «слепить» из бродячей собаки человека с громкими амбициями, составляют основную канву сюжета. В эпицентре повести череда необычайных превращений бездомного хвостатого питомца Шарика в товарища Полиграфа Полиграфовича Шарикова – яркого представителя воинствующего сословия, получившего широкие права. Гениальная медицинская процедура порождает монстра. Внешний облик новоявленного пролетария одновременно жалок и ужасен: «…человек маленького роста и несимпатичной наружности». Явное отсутствие какого-либо ума характеризует лоб, который «…поражал своей малой вышиной». Завершают неприглядную картину заросли волос «…как бы кустами на выкорчеванном поле» и «небритый пух» на лице. Итог эксперимента – закономерен. Обратный путь из наглого субъекта в добродушного пса протекает без сучка и задоринки. Впредь мир будет свободен от подобных личностей.

Остальные герои этого литературного шедевра выступают скорее живыми декорациями к происходящему, украшая его забавными чертами. Председатель домкома Швондер «нарисован» писателем в виде одиозной фигуры с копной «густейших вьющихся волос» и повадками марионетки. Сей час он командир, готов «уплотнять» жильцов по максимуму. Под влиянием приказа «высокого лица» мигом становится жалкой пешкой и ретируется с поля боя за квадратные метры. В его свите присутствует «персиковый юноша», он же заведующая культотделом товарищ Вяземская. Все эти персонажи, в отличие от профессора Преображенского и его домочадцев, не имеют внешних половых признаков. Попробуйте угадать, кто из них мужчина, кто женщина, что было типично для советского общества тех времен.

Повесть М. Булгакова «Собачье сердце» — это попытка талантливого автора через призму сатиры показать черноту людских пороков. Меняются времена, но не меняются гадкие человеческие недостатки, поэтому это яркое произведение всегда будет оставаться актуальным и свежим. Потомкам писателю есть чему поучиться у мастера слова.


Пример сочинения 3

Одним из фундаментальных произведений М.А.Булгакова, характеризующих общественный строй страны, является повесть «Собачье сердце» с характерной для автора особенностью обличения пороков –переплетением реальности с фантастикой. Описание Москвы в своем произведении Булгаков перепоручает грязному, голодному бродячему псу — Шарику, который днем и ночью бегает по Москве времен Нэпа в поисках еды. Шарик –неглупый пес и по-своему дает оценку города тех далеких времен, где учится читать: букву «А» он выучил в «Главрыбе» на углу Моховой. Усвоенную таким образом грамоту шарик применяет везде, где только возможно. Безликий образ машинистки олицетворяет основную массу людей того времени, ведущих низких, жалкий образ жизни. Шарик, конечно же, жалеет бедную девушку, но: «А самого себя мне еще больше жаль. Не из эгоизма говорю, о нет, а потому, что мы действительно не в равных условиях. Ей-то хоть дома тепло, ну а мне, а мне… Куда пойду?»Он прекрасно понимает свою дальнейшую судьбу. И тут появляется незнакомый гражданин. Шарик тут же смекает, что этот человек никто иной, как деятель умственного труда, который между тем приводит Шарика в свою квартиру. Образ квартиры научного работника в данной повести олицетворяет тему дома как концентрированности быта человеческой жизни.

Права рука профессора — доктор Борменталь, с глубоко трепетным уважением относится к своему учителю, искренне восхищается его талантом и гениальностью, и ничуть не менее- его человеческими качествами. Борменталь готов разгневаться, возмутиться, даже применить силу, если то необходимо для пользы великого дела профессора. Вот под Рождество Преображенский решается на воплощение своей гениальной, фантастической идеи. Он делает первые шаги к созданию нового человека с помощью пересадки собаке части человеческого мозга. Созданное таким образом существо имеет облик своего человеческого донора- Клима Чугункина — трактирного балалаечника, отъявленного пьяницы и дебошира, погибшего в драке. Этот гибрид груб, неразвит, самонадеян и нагл. Он пытается всеми силами выбиться в люди, стать не хуже других. Полиграф Полиграфович Шариков — так теперь величает себя новоявленный человек, он обувается в лакированные ботинки и надевает ядовитого цвета галстук, а в остальном его костюм до ужаса грязен, неопрятен и элементарно безвкусен. Он прибегает к помощи управляющего домом Швондера. Тот помогает прописаться Шарикову в квартире Преображенского и Борменталя.

Шариков нелеп и смешон. Он полагает, что повышает свой уровень развития идейности и интеллекта: читает книгу, рекомендованную Швондером, — переписку Энгельса с Каутским. В повести «Собачье сердце» профессор, осознав свою ошибку, исправляет ее, осуществляя обратное превращение Шарикова в пса. Он остается довольным своей судьбой и самим собой. К сожалению, подобные опыты исправимы и обратимы только в фантастических произведениях, в жизни это будет выглядеть совсем иначе, и все будет трудно изменить. Михаил Булгаков ясно указал на то, чем может закончиться эксперимент по постройке лучшего будущего, если перешагнуть через нравственное изменение людей.

Собачье сердце цитаты

Повесть Булгакова — это филигранный пример фантастической сатиры. В ней писатель отразил свои убеждения, так ли нужно людям вмешиваться в законы природы и каков может быть итог. Затронутая тема актуальна сейчас и будет тревожить людей вечно. Особенностью произведения также является переплетение реальности с фантастикой, противостояние двух враждующих сторон. И при этом только одна сторона должна одержать победу.

Цитаты главных героев

Пес Шарик
(Пес Шарик)

Первым среди основных персонажей выступает Шарик. Здесь все начало повести посвящено собаке и ее собачьим размышлениям.

«Кинематограф у женщины единственное утешение в жизни». Пес Шарик.

— «Высказывается» пес о своем отношении к женщинам и кино.

«О, глаза значительная вещь. Вроде барометра. Всё видно у кого великая сушь в душе, кто ни за что, ни про что может ткнуть носком сапога в рёбра, а кто сам всякого боится. Вот последнего холуя именно и приятно бывает тяпнуть за лодыжку. Боишься – получай. Раз боишься – значит стоишь». Пес Шарик.

— Примерно такие идеи возникают в голове пса, кроме мыслей об инстинкте самосохранения.

Профессор Преображенский
(Профессор Преображенский)

Вторым действующим лицом в повести является врач Филипп Филиппович, профессор Преображенский. Этот врач не простой. Он ученый-практик, способный творить чудеса.

«Я вам, сударыня, вставлю яичники обезьяны». Профессор Преображенский.

— Врач предлагает своей пациентке.

Этот человек старается держать себя в руках в любом случае.

«В таком случае вы можете оставаться в кепке, а вас, милостивый государь, попрошу снять головной убор». Профессор Преображенский.

– Внушительно говорит он своим посетителям из нового домоуправления.

М.Нестеров. Портрет академика И.П.Павлова, 1935
(М.Нестеров. Портрет академика И.П.Павлова, 1935. Есть ли сходство?)

Практически каждое высказывание профессора Преображенского становится афоризмом из цитат в диалогах с пациентами, доктором Борменталем и собственных размышлениях вслух за обедом.

«Вы напрасно, господа, ходите без калош. Во-первых, вы простудитесь, а во-вторых, вы наследите мне на коврах. А все ковры у меня персидские.»

«Так я и говорю: никакой этой самой контрреволюции в моих словах нет. В них здравый смысл и жизненная опытность.»

«Почему убрали ковёр с парадной лестницы? М? Что, Карл Маркс запрещает держать на лестнице ковры? Где-нибудь у Карла Маркса сказано, что второй подъезд дома на Пречистенке нужно забить досками, а ходить кругом, вокруг, через чёрный вход?»

«Кто сказал пациенту: «Пес его знает!» ?»

«Господин, если бы вы видели, из чего эту колбасу делают, вы бы близко не подошли к магазину.»

«Сообразите, что весь ужас в том, что у него уже не собачье, а именно человеческое сердце. И самое паршивое из всех, которое существует в природе.»

Профессор Преображенский.

Также профессор убежден и считает, что с животными необходимо обращаться лаской:

«Единственным способом, который возможен в обращении с живым существом. Террором ничего поделать нельзя с животным, на какой бы ступени развития оно ни стояло. Это я утверждал, утверждаю и буду утверждать. Они напрасно думают, что террор им поможет. Нет-с, нет-с, не поможет, какой бы он ни был: белый, красный и даже коричневый! Террор совершенно парализует нервную систему». Профессор Преображенский.

И, конечно, Филипп Филиппович не поддерживает взгляды о пище и политике:

«Еда, Иван Арнольдович, штука хитрая. Есть нужно уметь, а представьте себе – большинство людей вовсе есть не умеют. Нужно не только знать что съесть, но и когда и как.. И что при этом говорить. Да-с. Если вы заботитесь о своём пищеварении, мой добрый совет – не говорите за обедом о большевизме и о медицине. И – боже вас сохрани – не читайте до обеда советских газет». Профессор Преображенский.


(Шариков Полиграф Полиграфович)

Тем временем Шариков, как олицетворение простого обывательского гражданина из народа голословен на «прекрасные», но правдивые цитаты, отражающие суть времени:

 «— Ну а фамилию, позвольте узнать? — Фамилию? Я согласен наследственную принять. — А именно?.. — Шариков.»

«Я без пропитания оставаться не могу. Где же я буду харчеваться?!»

«Вот всё у вас, как на параде. Салфетку — туда, галстук — сюда, да «извините», да «пожалуйста-мерси». А так, чтобы по-настоящему, — это нет. Мучаете сами себя, как… при царском режиме. »

«Я тяжко раненый при операции. »

«Дай папиросочку, у тебя брюки в полосочку! »

«Я не господин, господа все в Париже! »

«Человеку без документов строго воспрещается существовать! »

Шариков Полиграф Полиграфович

Швондер и Преображенский

«Результат» экспериментов профессора — Швондер, стал его врагом. Он поддерживает Большевиков . Но тут он является пародией на перегибы в их политике.

«Документ – самая важная вещь на свете». Швондер.

— Этот человек стал бюрократом.

Цитаты второстепенных персонажей

Второстепенные персонажи подчеркивают нрав профессора. В нем есть отрицательные черты характера и отрицательные. Он оперирует иногда дома, выполняя там наиболее дорогие операции в обустроенной в одной из комнат специальную операционную.

«Ах, я не хочу в клинику. Нельзя ли у вас, профессор?» Дама, посетившая профессора на дому.

Из беседы с ним дама выясняет, что операция инкогнито стоить будет стоить ей гораздо больше, чем это стоило бы в клинике.

Цитаты автора

Михаил Булгаков
(Михаил Булгаков)

«Учиться читать совершенно ни к чему, когда мясо и так пахнет за версту». Автор.

— Вкладывается особый двоякий смысл в «собачью голову».

«Дня через два в квартире появилась худенькая с подрисованными глазами барышня в кремовых чулочках и очень смутилась при виде великолепия квартиры. В вытертом пальтишке она шла следом за Шариковым и в передней столкнулась с профессором». Автор.

— О появлении в его квартире невесты Шарикова. Она затем также внезапно исчезла после того, как узнала о происхождении Шарикова.

«Устав от дикаря и грубияна Шарикова, профессор Преображенский снова делает ему операцию. В результате гражданин Шариков снова становится простой собакой». Автор.

— Таким событием заканчивается повесть.

Второй смысл произведения в сущности новых граждан: «собачье сердце». Он не принимал новую власть и ее законы, считал простой народ не способным управлять государством

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Bts run цитаты
  • Красивые слова доченьке на день рождения от мамы проза
  • Входим в новый год цитаты
  • Глупые люди цитаты сарказм
  • Что значит пословица всяк кулик свое болото хвалит значение пословицы