Текст стиля пословицы

решение вопроса

Связанных вопросов не найдено

Обучайтесь и развивайтесь всесторонне вместе с нами, делитесь знаниями и накопленным опытом, расширяйте границы знаний и ваших умений.

  • Все категории
  • экономические
    43,679
  • гуманитарные
    33,657
  • юридические
    17,917
  • школьный раздел
    612,708
  • разное
    16,911

Популярное на сайте:

Как быстро выучить стихотворение наизусть? Запоминание стихов является стандартным заданием во многих школах. 

Как научится читать по диагонали? Скорость чтения зависит от скорости восприятия каждого отдельного слова в тексте. 

Как быстро и эффективно исправить почерк?  Люди часто предполагают, что каллиграфия и почерк являются синонимами, но это не так.

Как научится говорить грамотно и правильно? Общение на хорошем, уверенном и естественном русском языке является достижимой целью. 

Обновлено: 13.03.2024

Стилистика – это раздел языкознания, изучающий выразительные возможности и средства языка, их лексическое значение, а также закономерности их употребления в различных языковых ситуациях и сферах общения. Стилистику принято делить на две дисциплины: лексическую стилистику и функциональную стилистику. Лексическая стилистика рассматривает выразительные средства языка, точное значение слов и их коннотации, лексическую сочетаемость, явления синонимии и антонимии, фразеологию и т.д. Функциональная стилистика исследует то, как язык функционирует в разных сферах деятельности людей, т.е. она анализирует функциональные стили, их признаки и особенности их употребления в разных коммуникативных ситуациях. В этом уроке мы сосредоточимся именно на функциональной стилистике.

Ещё раз напомним, что функциональный стиль или просто стиль текста – это определенная система употребления языковых средств и способов их организации, сопровождающая тот или иной вид человеческой деятельности и зависимая от него в своих основных характеристиках. В прошлом уроке мы уже говорили, что функциональные стили делятся на два вида: разговорный стиль и книжные стили. Традиционно выделяют четыре книжных стиля: научный, официально-деловой, публицистический и художественный. Главное отличие разговорного стиля от всех книжных стилей состоит в том, что разговорный стиль – это стиль диалога, стиль спонтанной устной речи, в то время как книжные стили – это кодифицированные стили письма, которые не используются нами в повседневном общении. Впрочем, многие исследователи подчёркивают, что разделение стилей условно. Часто тексты выполняют одновременно несколько функций, и поэтому в них могут сочетаться разные стили. Несмотря на это, при написании текста нужно очень чётко представлять, в каком именно стиле вы работаете и какой стиль уместен исходя из ваших целей и вашей аудитории. Дело в том, что определение «плохой стиль» часто означает, что выбранный автором стиль письма не соответствует речевой ситуации и тем функциям, которые текст должен выполнять. Например, неуместно использовать книжные стили в повседневной речи, точно также неуместно писать с помощью официально-деловых канцеляризмов публицистические или художественные тексты, или пользоваться разговорным стилем в научном тексте. Чтобы помочь исключить подобные ошибки, разберём основные черты и признаки каждого из функциональных стилей.

Содержание

Художественный стиль

Художественный стиль, как явствует из названия, это стиль художественной литературы. Все исследователи отмечают особую сложность его изучения и характеристики. Дело в том, что художественная литература крайне неоднородна, плюс, в ней могут использоваться языковые средства всех других функциональных стилей. Поэтому выделить какие-то общие признаки, присущие всем художественным текстам, практически невозможно. Пожалуй, единственное, что можно с достоверностью утверждать о художественном стиле: его главная функция – это эстетическое воздействие. Какие бы конкретные средства не использовались в конкретном тексте, все они работают именно на эту функцию.

При этом выразительные средства могут быть самыми разными. Во-первых, большое значение имеет форма текста. Художественная литература создала наибольшее количество жанров, у каждого из которых есть своя структура, свои особенности и правила построения. Причём форма в данном случае всегда несёт смысловую нагрузку. Во-вторых, в художественном стиле активно эксплуатируются различные типы лексики и эффекты их сочетания. В-третьих, художественный стиль отличается повышенной эмоциональностью и выразительностью благодаря использованию всевозможных тропов. Также как и в случае с жанрами, художественная литература разработала наиболее развитую систему тропов. В-четвертых, художественный стиль уделяет большое внимание эффектам синонимии, антонимии, коннотациям, языковым играм. Наконец, в художественном тексте могут использоваться совершенно разные синтаксические конструкции – от предельного упрощения до предельного усложнения. Допустима так называемая авторская пунктуация, в наибольшей мере передающая главную мысль.

Научный стиль

В общем и целом для научного стиля характерны точность речи, логичность изложения, эмоциональная нейтральность. Научный стиль имеет дело, прежде всего, с результатами понятийного мышления. Поэтому научные тексты отличаются однозначным использованием понятий, их чётким определением, их соединением в суждения и умозаключения в соответствии с законами логики, наличием прозрачной аргументации. Научному стилю также присуща строгая структурированность. О каком бы жанре не шла речь, у научного текста практически всегда сохраняется одна и та же структура: введение, в котором выдвигается определённый тезис, основная часть, где объясняется его значение, приводятся аргументы и примеры в его пользу, разбираются контраргументы, и заключение, которое обобщает полученные результаты и описывает дальнейшие направления исследований. При этом текст делится на абзацы, параграфы и главы по принципу «один абзац/параграф/глава – одна мысль».

В научном стиле используется как нейтральная общеупотребительная лексика, так и специальные термины: плазма, интерференция, пептиды, фонема. Также употребляется большое количество абстрактной лексики: тезис, доказательство, структура, аналогия, методология. Часто используются термины, заимствованные из других языков, или слова, имеющие приставки латинского и греческого происхождения: дегуманизация, ультразвук, антибиотик. Наблюдается преобладание существительных и прилагательных.

В научном стиле особое значение имеют конструкции и обороты связи, призванные подчёркивать логическую последовательность мыслей и структуру изложения: во-первых, во-вторых, итак, следовательно, таким образом, впрочем, между тем, кроме того, в заключение, например.

Относительно синтаксиса, в научном стиле преобладают сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, а также предложения, осложнённые причастными и деепричастными оборотами. Кроме того, широко распространены пассивные и безличные конструкции: «Эти процессы активно исследовались двадцать лет назад, Отсюда можно заключить».

Стоит отметить, что научный стиль обычно характеризуется пониженной эмоциональностью и выразительностью. Хотя, как правило, это утверждение верно, бывают и исключения. Они касаются, в первую очередь, полемических текстов, но также относятся и к гуманитарным наукам. Исторические, философские, литературоведческие тексты часто активно используют сравнения, метафоры, эпитеты и прочие выразительные средства языка.

Следующая пословица

Повторить особенности изученных стилей речи; закрепить орфографические и пунктуационные навыки.

Познакомить обуч-ся с особенностями художественного стиля речи и закрепить полученные сведения на практике.

Воспитывать у обуч-ся интерес к выбранной профессии, родному языку.

— толковый словарь В. И. Даля;

— раздаточный материал (текст «Русский повар»)

Повторение материала предыдущих уроков раздела «Функциональные стили речи».

Учитель: сегодня мы продолжаем наш разговор о функциональных стилях речи русского языка. И начнём мы наш урок с устной разминки, которая покажет, как вы усвоили материал предыдущих уроков.

Перед вами отрывок статьи «Русский повар» из журнала «Смена», прочитаем его выразительно, определим основную мысль и стиль речи, к которому он относится.

Русский повар

Война ворвалась в его жизнь, как и в жизнь миллионов советских людей, неожиданно. Эвакуироваться до прихода немцев их семья не успела и оказалась на оккупированной территории. То время он помнит плохо – ему было всего четыре года. В памяти остался дом, где пришлось ночевать всем жителям деревни, мышиного цвета форма, незнакомая речь и постоянное чувство голода. День Победы встретил в столице. Его друзья по двору ждали своих отцов, братьев и сестёр, а ему ждать было некого, так как отец погиб в первые дни войны.

Что определило выбор профессии? Точно Иван Сергеевич Богомолов сказать не может. Скорее всего, лишения, перенесённые в годы войны, а ещё близость к дому ПТУ, куда он поступил после семилетки. То, что казалось случайностью, стало делом всей его жизни, которому отдал пятьдесят лет.

Сейчас Богомолов – главный шеф-повар ресторана «Метрополь» города Москвы. За годы работы он внедрил в производство десятки оригинальных блюд. Иван Сергеевич – призёр многих конкурсов, в том числе международных. Скромный русский повар внёс реальный вклад в создание высокого престижа своей профессии.

Работа с текстом.

— Какова основная мысль текста?

— К какому стилю относится текст? Докажите.

— Какие ещё стили речи вам известны? Назовите их особенности, основные признаки.

Учащиеся списывают в тетрадь 4 абзац текста, объясняют орфограммы, знаки препинания.

Учитель обращает внимание обуч-ся на правописание слов оккупированной, территории из первого абзаца.

3. Переход к теме урока. Объяснение нового материала.

Учитель: то, что труд играет огромную роль в жизни человека, говорят и многочисленные пословицы и поговорки, в которых, как мы знаем, запечатлена мудрость нашего народа. Давайте приведём примеры пословиц и поговорок о труде и запишем их на доске и в тетрадях (обуч-ся записывают 5-6 пословиц и поговорок, объясняя орфограммы).

— К какому стилю относятся пословицы и поговорки?

— Сказки, былины, загадки, пословицы, поговорки – так же, как и повести, романы, рассказы, стихи – относятся к художественному стилю речи, о котором мы и будем говорить сегодня на нашем уроке. Запишем тему урока.

— Как вы думаете, чем же всё-таки отличается этот стиль речи от других?

Демонстрируется таблица «Художественно-выразительные средства языка»

— Какова функция этого стиля речи?

— Откройте учебники на стр. 310 и прочитайте определение художественного стиля речи. Запишите его в тетрадь.

4. Закрепление нового материала.

— Послушайте стихотворение ( учитель читает стихотворение Ф.И. Тютчева «Весенняя гроза») . Назовите его название и автора.

— Запишем стихотворение на доске.

— Объясним орфограммы и знаки препинания.

— Лексическое значение всех слов понятно вам в данном стихотворении?

— Что такое «перлы»? Обратимся за помощью к толковому словарю живого великорусского языка В.И. Даля.

— Докажите, что данный текст относится к художественному стилю речи.

— Какие художественно-выразительные средства языка использует автор?

— А теперь предлагаю вам самим попробовать себя в роли авторов. По данному началу создайте свой текст (сочинение-миниатюру). Озаглавьте сочинение «Весёлый денёк». Начало текста запишем под мою диктовку в тетрадях.

Стояли хмурые зимние дни. И вдруг улыбнулась погодка…

— Продолжите описание зимнего дня в лесу или в парке в ясную солнечную погоду, используя художественно – выразительные средства: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения и т.д.

Те учащиеся, которые выполнили творческую работу, зачитывают свой рассказ всему классу.

Подведение итогов урока. Комментирование отметок.

Домашнее задание: продолжить творческую работу;

Васильев А.Н. «Русский повар». – ж . «Смена», №5, 2006 г. – с.31

Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. «Русский язык. Грамматика. Стили речи. 10-11 класс». — М.: «Просвещение», 2014г. – с. 310.

Золотарёва И.в.; Дмитриева Л.П. «Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – М.: «Вако», 2003г. – с. 192-194.

Тютчев Ф.И. «Стихотворения». – М.: «Просвещение», 1987г. – с. 15

Толковый словарь живого великорусского языка В.И. Даля. – ИД «Весь», Санкт-Петербург, 2004г.

Как различать стили?

Чтобы вам было проще ориентироваться в описанных выше стилевых чертах, мы представили их основные характеристики в виде краткой таблицы.

Публицистический стиль

Публицистический стиль связан, прежде всего, с общественно-политической сферой и является стилем средств массовой информации. Его основные функции – информирование, воздействие и просвещение. Он включает в себя четыре подстиля: газетно-публицистический, агитационный, официальный политико-идеологический, массово-политический. Из-за своей неоднородности и разнообразия задач публицистический стиль плохо поддаётся унифицированному описанию. Поэтому мы отметим только наиболее общие черты.

Поскольку публицистический стиль используется по преимуществу в журналистике, исследователи отмечают, что ему обязательно должны быть присущи документальная точность и логичность. Однако на практике это скорее некоторые пожелания, чем реальное положение дел: часто авторы жертвуют точностью и логичностью, чтобы произвести наибольший эффект на читателя. Неоспоримым является то, что публицистический стиль отличается оценочностью и эмоциональностью. Автор обращается к читателю не только затем, чтобы донести до него определённую информацию, но и сформировать у него некоторое отношение к этой информации.

В связи с этим особое значение приобретает форма, вид, способ подачи текста. В отличие от научного и официально-делового стилей, жанры публицистики редко имеют чётко заданную структуру. Тем не менее, в публицистике активно используются выразительные способности разделения текста на части с помощью заголовков, подзаголовков, выделения отдельных предложений крупным шрифтом и т.п. Их цель – зацепить читателя, поймать его на крючок.

По большому счёту, в публицистическом стиле употребляются все типы лексики: нейтральная, книжная, разговорная, научная, официально-деловая. Всё зависит от темы текста и его целевой аудитории. В публицистическом стиле можно отметить преобладание общественно-политической и гражданско-патетической лексики: «общественное сознание«, «рыночная экономика«, «вертикаль власти«, «гражданское общество«. Употребляются и так называемые газетизмы, которые часто встречаются в СМИ, но практически не используются в других стилях: «аграрий, оборотни в погонах, утечка мозгов, квасной патриотизм«. В целях придания особой выразительности речи могут использоваться неологизмы, архаизмы, историзмы, экзотизмы. Слова часто употребляются в их расширенном значении: «политический рубеж«, «география конфликта«. Активно используются фразеологизмы и идиоматические выражения. В публицистическом стиле также распространены тропы: метафоры, сравнения, эпитеты, гиперболы и т.д. Нередки случаи использования языковой игры и иронии.

Что касается синтаксиса, то в публицистическом стиле присутствуют и простые, и сложные предложения. При этом в публицистическом стиле стоит избегать чрезмерного усложнения синтаксиса посредством введения многих причастных и деепричастных оборотов или придаточных предложений. Публицистический стиль стремится к лаконичности и наибольшему воздействию на читателя, поэтому для него характерны изящные синтаксические конструкции. Например, использование двоеточий и тире вместо союзов, эллиптические предложения, разбивка одного длинного предложения на несколько более коротких. Также часто используются риторические вопросы и восклицания. Если текст имеет агитационный характер, то в нём присутствуют императивы и прилагательные с модальным значением.

Следующая пословица

— воспитательные: нравственное воспитание студентов через осмысление текстов, предложенных на уроке для анализа.

Форма: открытый урок

Тип занятия: комбинированное занятие с элементами самостоятельной творческой работы студентов и анализа языковых явлений.

Оборудование: мультимедийный проектор;

компьютерная презентация по теме урока;

слайды с заданиями;

диск с записью романса «Звезды» на стихи С. Есенина;

Раздаточный материал: тексты стихотворения А. Фета «На заре ты ее не буди» для

анализа изобразительно-выразительных средств;

листы с заданиями «Творческой мастерской»

Опережающее домашнее задание: повторить все пройденные стили речи;

лексические и фразеологические единицы языка;

знать основные виды тропов и фигур речи;

подготовить рисунок для анализа цветописи

Организационный момент

Сегодня на уроке мы поговорим о функциональных возможностях языка, повторим стили речи, которые уже изучили ранее, а еще познакомимся со стилем, который занимает особое место среди стилей русского литературного языка.

2. Этап проверки домашнего задания

Терминологический диктант

— Ответьте, какой термин скрывается под определением:

1. Разговор двух и более лиц (диалог)

2. Несколько предложений, связанных по смыслу и грамматически (текст)

3. Одинаковое построение нескольких рядом расположенных предложений, например, Уметь говорить – искусство. Уметь слушать – культура. (Д. Лихачев) (параллелизм).

4. Тип речи, при помощи которого разъясняется, отрицается или подтверждается какая-либо мысль (рассуждение).

5. Стиль речи, цель которого воздействовать на читателей и слушателей через средства массовой информации (публицистический).

6. Одинаковое начало нескольких соседних предложений (анафора)

Практическая работа

ЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ

♦ Определите лексические значения выделенных слов

1. Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр.

2. Судья Ляпкин-Тяпкин в сильнейшей степени моветон.

3. Во всем, что ни говорит мцыри, веет его собственным духом.

4. Швабрин переменился в лице. «Это тебе так не пройдет», — сказал он, стиснув мне руку.- Вы мне дадите сатисфакцию.

5. После всего этого как бы, кажется, не сделаться фаталистом.

(1. Человек, любящий драться на дуэли, скандалит и забияка;

2. Дурной тон, невоспитанность;

3. У грузин послушник, т.е. мужчина, готовящийся стать монахом;

5. Человек, верящий в судьбу)

♦ Придумайте пару омонимов…

1. Из которых один обозначает выражение лица, а другой – снаряд.

2. Из которых один обозначает рыбу, а другой – смесь спиртных напитков.

3. Из которых один обозначает крупную хищную птицу, питающуюся падалью, а другой – специальную надпись на книгах и документах.

♦ Объясните смысл следующих устойчивых выражений:

1. Потемкинские деревни;

2. Куда Макар телят не гонял;

3. Глас вопиющего в пустыне;

4. Буря в стакане воды.

(1. Очковтирательство, показной блеск, скрывающий неблагополучие чего-либо;

3. Напрасный призыв к чему-либо, остающийся без ответа;

4. большое волнение по ничтожному поводу)

♦ Определите, какая известная русская пословица передана средствами научного стиля

1. Невозможно достигнуть ни одного представителя отряда грызунов с длинными ушами и сильными задними ногами при условии погони за парой особей, являющихся представителями этого отряда млекопитающих.

(За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)

2. Необходимым условием для достижения объектом конечного пункта движения, а также дальнейшего его движения в пространстве является максимальное снижение скорости объекта, в своем снижении приближающейся к минимально допустимому пределу значения.

(Тише едешь – дальше будешь)

3. Информация, сохраненная на какой-либо поверхности с помощью традиционного орудия письма, не может быть уничтожена или каким-либо образом деформирована посредством применения насаженного на рукоятку металлического инструмента для рубки с лезвием и обухом.

(Что написано пером, то не вырубишь топором)

♦ Восстановите исходную форму цитаты, использованную в газетном заголовке:

1. И скучно, и грустно, и некому Волгу продать.

(« …И скучно, и грустно, и некому руку подать…» М. Ю. Лермонтов)

2.Луч света в сером царстве.

(«Луч света в темном царстве» Н. А. Добролюбов)

(Откуда дровишки? Н. А. Некрасов «Крестьянские дети»)

(«Маленький принц» А. Экзюпери)

5.Много шума – и ничего

(Много шума из ничего. Заглавие комедии В. Шекспира)

6.Хождение по внукам.

(А. Толстой «Хождение по мукам»)

7. На трейлере слона возили.

(По улицам слона водили. И. Крылов «Слон и Моська»)

♦ Найдите в тексте окказионализм (индивидуально- авторское слово)

Там, где капустные грядки

Красной зарей поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет. (С. Есенин)

Как бабочка – я на костер

Лечу и огненность целую. (С. Есенин)

Небо вдруг раздвинулось, нежно просветлело и проливалось теперь на лес, на поляну, на цветы трепетно-дымным голубым светопадом. (Е. Носов)

♦ Перечислите, какие черты официально-делового стиля пародийно обыгрываются с целью создания комического эффекта. Какие нарушения норм оформления документа вы заметили.

В Совет старейшин острова Итаки

от Одиссея, царя, проживающего

на Козьем холме, 15

Прошу предоставить мне долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия в Троянской войне с 1 июня с.г.

(Общепринятые сокращения, особое расположение текста, отсутствие личных местоимений, специфическая лексика (долгосрочный отпуск без сохранения содержания на предмет участия). Нарушениями являются: Отсутствие числа и подписи, использование предлога от (Заявление кого, а не от кого)

♦ Определите, черты каких стилей прослеживаются в повести М. Булгакова «Собачье сердце» :

Филипп Филиппович, склонившись над столом, погрузился в развернутый громадный лист газеты. Молнии коверкали его лицо, и сквозь зубы сыпались оборванные, куцие, воркующие слова. Он читал заметку:

«Никаких сомнений нет в том, что это его незаконнорожденный (как выражались в гнилом буржуазном обществе) сын. Вот как развлекается наша псевдоученая буржуазия! Семь комнат каждый умеет занимать до тех пор, пока блистающий меч правосудия не сверкнул над ним красным лучом.

Был зимний вечер. Конец января. Послеобеденное, предприемное время. На притолоке у двери в приемную висел белый лист бумаги, на коем рукою Филиппа Филипповича было написано:

«Семечки в квартире есть запрещено».

И синим карандашом крупными, как пирожные, буквами рукой Борменталя:

«Игра на музыкальных инструментах от 5 часов дня до 7 часов утра воспрещается».

Затем рукой Зины:

«Когда вернетесь, скажите Филиппу Филипповичу: я не знаю – куда он ушел. Федор говорил, что со Швондером».

Рукой Дарьи Петровны (печатно),

«Зина ушла в магазин, сказала, приведет».

(публицистический, официально-деловой, разговорный)

4. Этап творческой практической работы. Закрепление пройденного. Отработка умений и навыков.

Необходимо разбиться на группы, у каждой группы будет своя творческая мастерская, и мы устроим мини-соревнования.

Задание 1. Обе группы получают отрывки из художественных текстов. Задача — проинсценировать их и найти элементы художественного стиля в данных отрывках.

♦ Найти элементы художественного стиля в отрывке из повести Троепольского «Белый Бим – Черное ухо»

В репликах одного из персонажей содержится разговорные и внелитературные слова и формы. Автор использует их для речевой характеристики героев. У меня к вам вопрос: а что Троепольский не знал, как пишутся и произносятся ? Безусловно, знал, но таким образом писатель показал, что говорит человек малообразованный.

— Здравствуйте, что вы можете сказать по этому поводу?

Человек в галстуке и в шляпе резонно и с достоинством разъяснил:

— Да вон, энтот студентишко не хочеть в милицию, не подчиняется. Энти вон, обоя, хотять, а энтот не хочеть. Неподчинение. А это не положено. Ведуть – должон итить. Мало бы чего…

♦ Найти элементы художественного стиля в отрывке из романа А. К. Толстого «Князь Серебряный»

— Дозволь, боярин, слово молвить.

-Челом бью к твоей милости! Окаянные опричники душегубствуют, да еще смеют называться царскими людьми.

Тут ратники подвели к князю двух лошадей, на которых сидели два человека, связанные и прикрученные к седлам….

— Слушайте, мошенники,- вскричал Серебряный, коли жизнь вам дорога, отвечайте правду. Кто вы таковы?

— Что у тебя глаза лопнули, что ли? — отвечал один из них. Аль не видишь, кто мы? Известно кто! Царские люди, опричники!

(Для создания у читателя отчетливых представлений об эпохе, месте действия, быте во времена Ивана Грозного писатель использует устаревшие слова: архаизмы и историзмы)

Задание 2. Группам предстоит сделать анализ лирического текста с точки зрения изобразительно-выразительных средств.

На заре ты ее не буди,

На заре она сладко так спит;

Утро дышит у ней на груди,

Ярко пышет на ямках ланит.

И подушка ее горяча,

И горяч утомительный сон,

И, чернеясь, бегут на плеча

Косы лентой с обеих сторон.

А вчера у окна ввечеру

Долго-долго сидела она

И следила по тучам игру,

Что, скользя, затевала луна.

И чем ярче играла луна,

И чем громче свистал соловей,

Все бледней становилась она,

Сердце билось больней и больней.

Оттого-то на юной груди,

На ланитах так утро горит.

Не буди ж ты ее не буди…

На заре она сладко так спит!

Теперь давайте посмотрим, какая группа лучше справилась с этим конкурсом. Какая команда нашла больше изобразительно-выразительных средств в этом тексте. Но зачитываются только точные ответы.

Задание 3. А сейчас поговорим о том самом индивидуально-авторском подходе. Согласитесь, индивидуально-авторский подход для художественного стиля – основополагающий. Представьте на несколько минут, что вы авторы, сочиняете стихотворный текст, и вам предстоит продолжить фразу. Посмотрим, у кого это получится более убедительно.

♦ Надо мною небо… (продолжить)

А Маяковский продолжил так:

Надо мною небо – синий шелк.

Никогда не было так хорошо!

♦ То сердце не научится любить, которое…

(У Некрасова: устало ненавидеть)

( Ее глаза – как два тумана,

Ее глаза – как два обмана,

Ее глаза – соединенье двух загадок. Н. Заболоцкий)

♦ Кто прячет прошлое ревниво…

(тот вряд ли с будущем в ладу. А. Твардовский)

♦ Спасибо, музыка, за то…

(что ты – единственное чудо. В. Н. Соколов)

Задание 4. А сейчас представьте, как работают поэты и писатели над каждым словом, попытайтесь понять, как им удается так точно передать свои чувства и мысли.

Перед вами текст стихотворения С.Есенина «Звёзды» (1911)

Задание : самостоятельно — «вместо поэта» — подберите наиболее соответствующие слова или найдите синонимы.

Звёздочки , звёзды высокие!

Что вы храните в себе, что скрываете?
Звёзды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу ?

Частые звёздочки, звёздочки !

Что в вас прекрасного, что в вас могучего!
Чем увлекаете, звёзды небесные,
Силу великую знания ?

И почему так, когда вы сияете,

Маните в небо, в объятья широкие?

Смотрите нежно так, сердце ,

Звёзды небесные, звёзды !

Подберите синоним к слову «светлые».

Выберите один из глаголов: согревать, пленять, смущать.

Подберите синоним к слову «частые».

Выберите одно из прилагательных: горячий, кипучий,
жгучий.

Выберите один из глаголов: пленять, смущать, ласкать,
страдать.

Выберите одно из прилагательных: высокие, глубокие,
далёкие.

Сравните «свой» вариант со стихотворением «Звёзды».

5. Этап проверки знаний

ТЕСТ — ПРОВЕРКА

Стиль литературного языка – это:

А) несколько предложений или абзацев, связанных в целое темой и основной мыслью;

Б) исторические сложившиеся образцы и правила;

В) исторически сложившаяся в определенное время разновидность литературного языка;

Г) словесное изложение, разъяснение, подтверждение какой-либо мысли.

2. Книжных стилей в русском языке:

3. Особенности художественного стиля:

А) индивидуально-авторский подход;

средства массовой информации;

Г) широкое использование изобразительно-выразительных и образных средств

4. Функция художественного стиля:

В) эстетическое воздействие; Г) коммуникативная.

5. Жанры художественного стиля:

А) романс; Б) заметка;

В) комедия; Г) фельетон.

6. Определите троп в отрывке: « Старый клен на одной ноге стережет голубую

А) параллелизм; Б) сравнение;

В) бессоюзие; Г) олицетворение.

7. Определите фигуру речи в отрывке: «Где стол был яств, там гроб стоит»:

А) сравнение; Б) гипербола;

В) антитеза; Г) эпифора.

8. Обороты речи в переносном значении, употребленные для достижения большей

художественной выразительности:

А) тропы; Б) фигуры;

В) синонимы; Г) фразеологизмы.

9. Особые синтаксические построения, которые служат для создания образной

речи, усиления выразительности текста:

А) крылатые слова; Б) поговорки;

В) тропы; Г) фигуры.

10. Найдите метонимию:

А) лес поет; Б) золотые волосы;

В) туфли на платформе; Г) мальчик с пальчик.

11. Найдите градацию:

А) с ужасом думала я, к чему все это приведет;

Б) не жалею, не зову, не плачу/ все пройдет, как с белых яблонь дым;

В) мы села – в пепел,/ грады – в прах,/; в мечи – серпы и плуги;

Г) утешится безмолвная печаль.

12. Фонетические средства выразительности:

А) аллитерация; Б) парцелляция;

В) градация; Г) ассонанс.

6. Домашнее задание

Найти элементы художественного стиля в выученных вами по литературе стихах поэтов серебряного века.

7. Подведение итогов занятия

А теперь, подводя итоги нашего урока, как всегда попробуем назвать 5 самых главных особенностей пройденной нами темы «Общая характеристика художественного стиля»

1. Художественный стиль отличается от всех других стилей;

2. Функция художественного стиля, как и в искусстве – эстетическое воздействие;

3. В художественном стиле огромную роль играет индивидуально-авторский подход;

4. В художественном стиле неограниченный выбор языковых средств;

5. Художественный стиль – это сочетание всех стилей и их постоянное взаимодействие.

А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Русский язык. Грамматика, Текст, Стили речи.

М.: «Просвещение» 2003. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных

Антонова Е.С., Воителева Т.М. Русский язык и культура речи : учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений / Е.С.Антонова, Т.М.Воителева. — 6-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 320 с.

Компьютерный учебник «Русский язык и культура речи», авторы Т.М. Балыхина, М.В. Лысякова, М.А. Рыбаков, гриф «Рекомендовано МО РФ».

Официально-деловой стиль

Официально-деловой стиль отличается точностью, лаконичностью, оценочной и эмоциональной нейтральностью, стандартизированностью. Это единственный стиль, для которого характерно не просто наличие принятой структуры, но использование регламентированных образцов – бланков. Помимо бланков, эффект страндартизированности создаётся также за счёт использования штампов и канцеляризмов: на основании представленных фактов установлено, предписывается возместить ущерб, в истекшем году, необходимо оказать содействие, прошу принять меры по устранению недостатков, доводим до вашего сведения, вступить в законную силу.

В официально-деловом стиле преобладают существительные, причём характерно их соединение в длинные цепочки: «меры по регулированию производительности труда на предприятиях в условиях стагнации экономики«. Используется как нейтральная, так и специальная официально-деловая лексика: «кассация, протокол, акт гражданского состояния, накладная«. Люди именуются по их должности или роли: «работодатель, истец, ответчик, главный специалист отдела маркетинга«. Долженствующе-предписывающий характер речи создаётся с помощью перформативных глаголов и кратких прилагательных со значением модальности, а также глаголов в повелительном наклонении: «приказываю, постановляю, необходимо, обязан, должен, следует«.

В официально-деловом стиле преобладают сложносочинённые и сложноподчинённые предложения, в частности сложноподчинённые предложения, передающие отношение условия, причины и следствия. В большом количестве употребляются конструкции с именными предлогами: «в связи, в целях, на основании, во избежание«. Чаще всего используется прямой порядок слов.

Разговорный стиль

Разговорный стиль – это, прежде всего, стиль нашего повседневного общения. Традиционно его принято характеризовать как стиль диалога и стиль устной речи, хотя он используется и в письме – в личной переписке и в личных дневниках. Более того, с развитием интернета (в частности, с появлением блогов, социальных сетей, форумов) стало очевидно, что разговорный стиль является стилем письма ничуть не в меньшей мере, чем стили книжные. Как бы то ни было, говорим ли мы об устной или письменной речи, основная функция разговорного стиля – это общение. Он всегда используется в неофициальной обстановке, и говорящие непосредственно участвуют в коммуникации. Следовательно, разговорному стилю присущи спонтанность, непринуждённость, отсутствие чёткой структуры и логики изложения, перестройка речи на ходу, терпимость собеседников в отношении ошибок, эмоциональность.

Что касается лексики, то для разговорного стиля характерно использование большого числа общеупотребительных и нейтральных слов. Поскольку он чаще всего используется при обсуждении бытовых ситуаций, то в нём преобладает конкретная лексика: автобус, магазин, колбаса, посуда, диван. Также ему присуще наличие так называемой разговорной и просторечной лексики: билетёрша, водила, тухлятина, шаромыжник. Эмоциональность речи создаётся за счёт использования большого количества слов с суффиксами, имеющими значение ласкательности, неодобрения, уменьшения, преувеличения: котик, мамочка, солнышко, дурачок, громадина, гадёныш. Также для разговорного стиля является вполне приемлемым употребление ненормативной лексики. Кроме того, в нём часто используются идиоматические выражения, пословицы, поговорки, присказки. Помимо этого, в нём преобладают местоимения: «Так оно и есть, А этот что тут делает?» Также в нём присутствует много частиц и междометий, которые заполняют паузы в речи: ну, вот, ведь, ага, ух. В целом, можно сказать, что для разговорного стиля характерна лексическая избыточность, которая выражается в наличии повторов и необязательных с точки зрения смысла слов: «Ну, мне очень-очень нужно!, Этот твой ухажёр новый опять звонил«.

В синтаксическом плане, в разговорном стиле преобладают простые предложения. Сложные предложения или предложения, осложнённые использованием причастных и деепричастных оборотов, встречаются крайне редко. Зато часто употребляются эллиптические и односложные предложения: «Кофе? – Мне без сахара, Пойдёшь? – Нет«. Также часто используются восклицательные и вопросительные предложения: «Отстань!«, «Да ладно?!«, «Вот это да!» Для разговорного стиля также характерен свободный порядок слов.

Читайте также:

      

  • Поговорка взгляд как у орла
  •   

  • К какому произведению подходит поговорка радость прямит кручина крючит
  •   

  • По зернышку клюет и сыта бывает пословица падеж
  •   

  • Старая самурайская пословица гласит
  •   

  • Птичий клюв из русских пословиц

В стилистическом
плане используются не только устойчивые
обороты в их разновидностях
(фразеологические сращения,
фразео­логические единства,
фразеологические сочетания), но и другие
фразеологические средства, к которым
принадлежат пословицы, поговорки,
«крылатые слова». Так же как рассмотренные
выше обороты, фразеологические выражения
употребляются в художест­венной
литературе, в публицистике, в разговорной
речи.

Образную силу
пословиц отмечал еще Н.В.
Гоголь: «В пос­ловицах наших… видна
необыкновенная полнота народного ума,
умевшего сделать все своим орудием:
иронию, насмешку, на­глядность,
меткость живописного изображения…»
М. Горький говорил, что «пословицы и
песни всегда кратки, а ума и чувства
вложено в них на целые книги».

В художественной
литературе пословицы и поговорки чаще
всего используются как образное средство
раскрытия внутрен­него облика
персонажа, характеристики его речевой
манеры (ср. роль пословиц в «Повестях
Белкина» и «Капитанской дочке» А.С.
Пушкина, в «Мертвых душах» Н.В. Гоголя,
в произведени­ях М. Горького).

В публицистических
произведениях пословицы и поговорки
привлекаются для усиления выразительности,
политической заос­тренности мысли.
Общественно-политическая фразеология
попол­няется меткими выражениями
известных политических деятелей.

Широко известны
цитаты из произведений художественной
литературы: Быть
или не быть?

(В. Шекспир); Сильнее
кошки зверя нет
‘,
А Васька слушает да ест
‘,
Наши предки Рим спасли, А ларчик просто
открывался

(И.А. Крылов); Свежо
предание, а ве­рится с трудом; Подписано,
так с плеч долой; Ну как не порадеть
родному человечку
!;
Времён Очаковских и
покоренья
Крыма; Числом поболее, ценою подешевле;
А судьи к
то?(А.С.
Грибоедов); Из
иск­ры возгоритс
я
пламя
(А.И.
Одоевский);
Дела давно минувших дней, преданья
старины глубокой; Мечты, мечты, где ваша
сладость
?,
А
счастье было так возможно, так близко

(А.С. Пушкин); Мёрт­вые
души; А подать сюда
Ляпкина-
Тяпкина!
(Н.В. Гоголь); Герой
на­шего времени; Без руля и без ветрил;
В минуту жизни трудную
(М.Ю.
Лермонтов); С
одной стороны, нельзя не признаться, с
другой — нельзя не сознаться; Применительно
к подлости

(М.Е.
Салтыков-Щедрин); Человек
в футляре; Как бы чего не вышло

(А.П.
Чехов);

Человек — это
звучит гордо; Безумству храбрых поём
мы песню;

В карете прошлого
никуда не уедешь

(М. Горький) и др.

Упражнение
20.
Укажите
приемы использования и функцию
«кры­латых слов» в данных текстах.

1. Ничего не
упомяну… о том соусе, который есть
лебединая песня старинного повара.
(Г.) 2.
Где же безопасный проход меж­ду
Сциллой
бессистемности и Харибдой теории?
(Бел.)
3. Антон Иваныч
сделал полную честь этому гомерическому
завтраку. (Гонч.)
4. Ведь уж мало нас остаётся, брат; ведь
мыс тобой пос­ледние могикане. (Т.)
5. Тут-то именно и выказывается ахилле­сова
пята наших прогрессистов. (С.-Щ.)
6. Выйдя в отставку, я сожгу свои корабли.
Оставаясь на службе, я ничего не потеряю.
(Л. Т.)
7. Из тех, кто одушевлял литературу в
сороковых годах, иных уж нет, а те далече.
Из новых же деятелей нет никого, кто бы
по своему таланту и влиянию равнялся
Гоголю или Белин-
скому. (Добр.)
8. Говорит чепуху, но с чувством, с толком,
с рас­становкой. (У.) 9. Да и ночка же
выдалась! Египетская тьма, прости
Господи! {Кор.)
10.
Мы узнаем
«земли родной минувшую судьбу» только
тогда, когда хорошо будем знать условия
жизни и работы трудового народа. (М.Г.)
11.
На последней
стадии перед горами столпотворение
вавилонское: шум, крики, плач… ругань,
разрозненные воинские части, отдельные
группы солдат. (Сер)
12.
А если гора не идёт к Магомету, то и чёрт
с ней. (М)

Соседние файлы в предмете Стилистика

  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #
  • #

Правила определения стиля текста
Чтобы грамотно и корректно писать любые работы, начиная от простейших рефератов и докладов, отчетов, курсовых и иных студенческих, научных работ, важно непросто разбираться в теме, проблеме, науке, но и грамотно интерпретировать полученные результаты с учетом стиля текста. Каждый проект оформляется в определенном жанре, манере, каждой из которых свойственны конкретные специфические черты. Сегодня мы расскажем о самых популярных стилях текста, а также дадим рекомендации по их определению и совершенствованию.

СОДЕРЖАНИЕ

Стиль текста: понятие и роль в жизни студентов и исследователей

Стиль текста – это особая черта каждого автора. С одной стороны, это манера написания текста с учетом конкретного набора специфических черт: лексикон, синтаксис, эмоции и пр. С другой – стандартизированный вариант интерпретации данных, включающий в себя конкретные элементы русского языка: чистописание, грамматика, пунктуация, лингвистика, культура речи и пр.

Стиль текста

Что такое стиль текста?

В общем понимании, стиль текста представляет собой способ выражения мыслей с использованием специфических приемов. Это своего рода «внешний вид» любого произведения, первые впечатления о нем, позволяющие определить: уровень сложности, ясность и логику изложения мыслей автора, особенности текста (слова, обороты, клише, оформление и пр.).

Каждый стиль свойственен для конкретной отрасли или сферы деятельности: в науке целесообразно оформлять проекты в рамках академического письма (научный стиль), в СМИ – публицистический, художественный, в творческой среде – эмоциональный, свободолюбивый, «литературный» (без существенных ограничений, но в рамках конкретных правил (например, цензура, культура, религия и пр.). Приверженность к конкретному жанру позволяет автору точнее передать краски, аргументы, логику исследования или произведения. Поэтому соблюдение определённых параметров, свойственных конкретной стилистической среде – важная миссия, упрощающая взаимодействие создателя работы и целевой аудитории, экспертов и пр.

С одной стороны, стиль позволяет «стандартизировать», уложить в определенные рамки изложение текста, аргументов и выводов, а с другой – продемонстрировать творческие и «языковые» способности создателя, его эрудицию и компетентность (умение оперировать узко специализированными и общими терминами, раскрывать сложные моменты на простом и понятном языке и пр.).

Стилистические разновидности текстов: какими бывают стили и в чем их особенности, в какой среде преобладают?

Сейчас мы предлагаем кратко и емко рассмотреть наиболее популярные и востребованные среди авторов стили текста.

Стили речи

Разговорный и книжный стиль речи

Вариант №1. Научный стиль.

Подробно расписывать его мы не станем, так как уже неоднократно делали это ранее в соответствующих статьях при блоге. Выделим лишь наиболее существенные моменты:

  • Свойственен в образовательной и научной среде при выполнении студенческих и научно-исследовательских проектов, научных статей, исследований и работ, оформлении экспериментов и прочих достижений, подталкивающих к решению актуальных проблем наиболее эффективными и обоснованными методами;
  • Автор опирается на ключевые слова (специализированные и общие термины), трактовка материалов – упорядоченная 9структуррированная), логичная, по возможности простая (разъяснение специальных оборотов на понятном, но грамотном языке), использует вводные конструкции (лучше по минимуму), связки и обязательно формулирует аргументированные выводы;
  • Чаще всего в основе текста лежит принцип научной аргументации: тезис – доказательство – вывод;
  • Описание всех процессов и явлений должно быть без эмоций и ярко окрашенных слов, желательно в обезличенной форме. Лексикон – общелитературный или специальный (специализированный).

В рамках академического письма можно выделить три подвида. Первый – собственно научный стиль, где доминируют специальная терминология, возможно оформление патентов, выдвижение неординарных тезисов и пр. Второй – научно-учебный, свойственный учебникам, лекциям, методическим рекомендациям. Его миссия – просто и ясно разъяснить целевой аудитории конкретные темы и научные нюансы, расшифровать сложную терминологию, посвятить в действие конкретных инструментов и пр. Третий – научно-популярный – самый демократичный вид академического письма, где можно простым и понятным языком описывать научные явления и особенности, без суровых регламентов с задействованием всевозможных аллегорий, «лирических отступлений. К данному виду можно отнести текущую статью.

Специфика научного стиля проявляется в следующих моментах: доминируют научные термины, законы, четкая структурированность и аргументированность материалов, наличие гипотезы и ее проверка, результативность, высокая уникальность текстов, размещение материалов на специализированных площадках или в форме научных и учебных пособий, работ.

Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Мы всегда рады Вам помочь!

Вариант №2. Публицистический стиль.

Данный жанр призван на простом, «живом» языке донести до читателя самую актуальную информацию, поделиться достижениями и новшествами, призвать к их использованию. Задействованию. Основной инструмент воздействия на целевую аудиторию – эмоции, краски, культура. Простота языка. Здесь можно наблюдать умелое сочетание научного стиля с разговорной речью.

Сред и подвидов публицистического жанра можно выделить:

  • Язык СМИ: газеты, журналы, интервью и мнение экспертов;
  • Теле- и радиоязык: обсуждения, обзоры, беседы, использование юмора и пр.;
  • Ораторское искусство: подготовка речи для различных мероприятий (выступление на концерте, организация и проведение торжества, траурная речь и пр.);
  • Рекламный сленг: описание товара и его позиционирование на рынке и пр.

Публицистический стиль сегодня задействован практически повсеместно: от системы образования до политики, дипломатии, социологии, народного творчества и пр. Его характерными чертами выступают: эмоциональность, простота изложения, последовательность, призыв к действиям, авторское мнение и оценка, рекомендации.

Особенности стиля

В чем особенность каждого стиля?

Вариант №3. Канцелярский стиль (официально-деловой).

Данная манера изложения свойственна в делопроизводстве и материаловедении, архивном деле, где производится фиксирование конкретных явлений, процессов, результатов «на бумаге».

Обращали ли Вы внимание на порядок формирования официальных документов: четкость, точность формулировок, наличие специальных (профессиональных терминов) без дополнительных расшифровок, последовательность, строгое оформление (унификация и стандартизация), безличность и без эмоциональность (сухое изложение), полное исключение эмоционально-окрашенных слов и оборотов.

Канцелярский стиль является антонимом художественного жанра. Притом использование клише, канцеляризмов (под ними понимают официальные формулы, сокращения, штампы деловой дери) должно быть предельно аккуратным и осторожным. Данный вид письма характерен в подготовке официальных бумаг: приказов, актов, отчетов, распоряжений, договоров, завещаний и иных документов.

Вариант №4. Художественный стиль.

Именно этим языком изъяснялись и изъясняются все писатели, поэты, стихотворцы, режиссеры и сценаристы и прочие «творческие личности». Данной манере свойственны такие приемы, как яркие краски и эмоции при описании явлений/процессов и персонажей, размытость или раздутость событий, определенная череда событий и их результаты, причинно-следственные связи, образность.

Суровых ограничений в плане лексики, культуры речи, и даже соблюдения правил русского языка здесь нет. Автор может использовать весь свой творческий потенциал и запас при написании произведения. Главное – красочно и полно описывать события, раскрыть замысел, а способы – не так важны.

Данный жанр наиболее популярен в издательстве романов и иных произведений.

Вариант №5. Разговорный или повседневный.

Эта рассматриваемая манера царит повсеместно и ежедневно. Здесь нет каких-либо специфических черт, кроме простоты, необузданности, наличия просторечных слов и оборотов. Чаще всего люди стараются изъясняться простыми конструкциями с минимумом сложных слов и терминов. Притом допускается задействование «бранной» лексики, несвойственной ни одному другому жанру.

В письменном виде разговорный стиль можно представит в виде всевозможных записок, сообщений, комментариев в социальных сетях и сети Интернет и пр.

Правила определения стиля текста

Для констатации жанра, манеры изложения аргументов и мыслей автора целесообразно провести так называемый стилистический анализ текста. Чаще всего его проводят квалифицированные лингвисты и филологи.

Как определить стиль текста?

Как понять, в каком стиле написан текст?

Но определить принадлежность материалов к конкретному стилю посильно даже школьник или простому студенту, начинающему исследователю. Для этого достаточно придерживаться следующего алгоритма:

  • Внимательное ознакомление с текстом, чтение и вычитка, констатация сути и цели текста: цель произведения, «место событий» (что, где и как исследуется, описывается);
  • Оценка лексикона: выделение ключевых слов, наличие специализированных терминов и частота их употребления, наличие определений и расшифровок сложных оборотов, специализированных слов и фраз, характер описаний (сложное или простое изъяснение, наличие эмоций или их отсутствие и пр.);
  • Морфологические особенности текста: преобладание конкретных словесных приемов: частое употребление глаголов свойственно научному стилю, преобладание прилагательных – художественному и пр.;
  • Анализ синтаксического строя: какие конструкции преобладают, детализация описаний. Сложные и витиеватые предложения свойственны научному и художественному стилю, простые и более легкие в части усвоения – разговорному, публицистическому жанр;
  • Исследование фонетического строя: интонационный рисунок, эмоциональный фон, лексикон и пр.

Далее после выделения указанных моментов целесообразно соотнести их с особенностями каждого жанра. Чем больше совпадений с правилами и спецификой жанра, тем выше вероятность, что именно к нему относится первоисточник.

Для констатации стиля можно пользоваться следующим и шпаргалками, подготовленными специалистами Disshelp:

  • Разговорный стиль: заметки, поговорки, пословицы, просторечные слова, цензурная и нецензурная лексика, простота изложения, не всегда прослеживается логика в предложениях и пр.;
  • Деловой стиль: указы, протоколы, расписки, официальная отчетность. Как правило, заполняются на официальных и утвержденных бланках. Характерные черты: точность формулировок, краткость и емкость предложений, узкая ориентированность (конкретная проблема или объект), обоснованность (расчеты, анализ, правовые аспекты), унификация (ГОСТы и пр.);
  • Публицистический стиль: листовки, буклеты, газеты, статьи и интервью, ораторские речи (защитная речь, презентационное выступление, призыв и пр.). Эмоции сдержанные, лексикон – качественный и преимущественно цензурный, логичность и структурированность текста;
  • Научный стиль: специальная терминология, четкая структура и содержание проектов, научная аргументация (доказательность), новизна и результативность (решение проблемы). Свойственен студенческим работам, НИР, научным статьям и монографиям, диссертациям и пр.;
  • Художественный стиль: преобладание эмоций, описаний и образов, действий с неочевидными причинно-следственными связями, объем проектов – не ограничен и пр. Свойственен романам, детективам, поэмам и пр.

Придерживаясь конкретного стиля, автору удастся более точно и понятно, интересно раскрыть замысел произведения (исследования), проявив навыки по следованию стандартам, так и творческий подход.

Урок развития речи в 5-м классе по теме «Понятие о рассказе, особенностях, структуре, стиле. Рассказ на тему пословицы»

Цель: развивать навыки монологической речи, составления рассказов по заданной теме, мотивацию к познавательной и творческой деятельности.

Задачи:

дать понятие о рассказе как виде повествования; научить отличать от других повествовательных текстов;

показать особенности строения рассказа, научить выделять его структурные части;

подготовить к созданию собственных рассказов

Планируемые результаты:

Личностные УУД:

-развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного,

-создавать внутреннюю мотивацию к учению.

Познавательные УУД:

-способствовать развитию устной и письменной речи учащихся, их литературно — творческих способностей,

-формировать умение строить речевое высказывание,

-формировать умение составлять текст.

Коммуникативные УУД:

-формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.

Регулятивные УУД:

-учить постановке цели работы,

-учиться самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать.

Тип урока: урок развития речи

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация, аудиозапись, карточки.

Методы: словесный (диалог между учителем и учащимися);

наглядный (презентация);

практический (выполнение творческого задания).

Форма проведения: урок-исследование

Ход урока

  1. Организационный момент

Приветствие.

Здравствуйте, ребята! Я рада встрече с вами, ничего, что она будет короткой, всего один урок, зато, я надеюсь, что для вас и для меня она будет яркой, интересной и запомнится надолго. Сегодня мы- одна команда и у нас все получится. Зовут меня Елена Владимировна, и мы начинаем наш урок.

  1. Самоопределение к деятельности

Ребята, я предлагаю начать наш урок со стихотворения, которое поможет определить нам тему сегодняшнего урока. Давайте прочитаем его по ролям. (выходят к доске) (слайд1)

Автор: Бориска в науках любых не силен,

Но есть у Бориски дружок – телефон!

Цифры мелькают в окошечках диска,

Бориска друзей вызывает по списку.

Борис: — Вова? Борис беспокоит, по делу.

Тут, понимаешь, с «рассказом» заело…

Что это значит «рассказ»?

Думаю, думаю уж целый час.

Вова: — Рассказ — это жанр речи, литературы,

У этого жанра своя есть структура.

Борис: — Надя, привет, я к тебе за советом…

Слушай, будь другом, скажи по секрету,

Как ты ответишь, что значит «рассказ»?

Думаю, думаю уж целый час.

Надя: — Произведение это такое.

В основе событие в жизни героя.

Автор: Задумался Боря: из всех объяснений

Какое точнее?

-Ребята, а что представляет собой это стихотворение по форме? (диалог)

— О чем же идет речь в разговоре? (о рассказе)

И в нашем с вами сегодняшнем разговоре на уроке речь пойдет о….(предположения детей), это и есть тема сегодняшнего урока (слайд 2) «Понятие о рассказе, его структуре», а также вы сегодня попробуете себя на писательском поприще и сами сочините небольшие рассказы (откройте тетради, запишите число).

Ребята, а вы знаете, что такое рассказ? (ответы детей). А вот как это определение выглядит в литературоведческом словаре (на слайде3), запишите к себе в тетрадь это определение. А как вы думаете, легко ли написать рассказ? Что для этого нужно знать и уметь? И вы должны сегодня узнать, из каких частей состоит рассказ, каковы его особенности.

3.Работа по теме урока

Итак, вернемся к диалогу Бориса с друзьями. Обратим внимание на то, какое определение рассказу дала Надя. Надя права в том, что в основе рассказа лежит какое-то событие или случай, а если в основе рассказа – событие, то это какой тип речи будет? (повествование), (дописываем к определению-тип речи рассказа-повествование). А что Вова говорит о рассказе?

А Вова указал на то, что у рассказа есть своя структура. Он прав.

Работа в группе по 7человек

Предлагаю вам поработать в группах для определения последовательности структурных элементов рассказа. В каждой группе будут работать практики и один теоретик, который и представит результат работы группы.

Ваша задача подумать, в какой последовательности должны располагаться элементы рассказа, карточки можно нумеровать. После окончания работы теоретику от каждой группы предстоит построить на доске из элементов сооружение, которое назовем структурой рассказа.

Учитель спрашивает теоретиков поочередно о последовательности элемента, а дети из групп зачитывают на слайде точное определение. (слайд 4-5)

Слово учителя. Делаем вывод из проделанной работы: рассказ имеет определенную структуру, и дописываем к определению в тетради.

Ребята, но не всегда все элементы структуры могут присутствовать в рассказе. Как вы думаете, какие элементы обязательно должны присутствовать в рассказе? Бывает, что они строятся по упрощенной схеме: завязка-развитие действий-кульминация-развязка.

Физкультминутка

— Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали…

Учитель называет произведения русской литературы. Если назван рассказ, ученики хлопают в ладоши над головой. Если же другой жанр — приседают.

«Снежная королева» Г.Х. Андерсен

«Никита» А.П.Платонов

«Каменный цветок» П.П. Бажов

«Васюткино озеро» В.П.Астафьев

«Двенадцать месяцев» С. Я. Маршак

«Пересолил» А.П. Чехов

4.Закрепление изученного

Творческая работа.

(СЛАЙД6) Ребята, а теперь послушайте мой рассказ. Я приехала к вам из поселка Черемисиново, наш район находится на востоке Курской области. Ребята нашей школы, в которой я работаю, вот уже несколько лет занимаются сбором фольклорного материала у жителей сельской местности. Вы ведь наверняка знаете, что пословицы и поговорки, равно как и заклички, обрядовые песни, являются УНТ и передаются из поколения в поколение из уст в уста, чем и представляют собой особую ценность. Так вот, я предлагаю вам познакомиться с некоторыми пословицами, записанными на Черемисиновской земле. (СЛАЙД7)

Кто зевает, тот воду хлебает (эта пословица была записана в селе Петрово-Хутарь)

Как вы понимаете смысл этой пословицы? (о бездельниках, о лени).

На лицо, как яйцо, а в серёдке болтень (эта пословица была записана в селе Покровское)

Объяснение этой пословицы состоит в следующем: на лицо человек может быть красивый, гладкий как яйцо, а характер никакой «ни рыба, ни мясо».

Вам предстоит написать небольшой рассказ на тему любой из этих пословиц. Но сначала я предлагаю вам прочитать рассказ моей ученицы, который вы можете взять за образец. (на слайде 8)(читает ученик вслух)

Как-то раз мне захотелось удивить маму. Дай, думаю, к ее приходу сварю кашу. Взяла я кастрюлю, насыпала туда манной крупы и залила холодным молоком. Поставила кастрюлю на огонь и решила, что минут двадцать могу почитать. Прошло время. Гордая и довольная вхожу я в кухню, поднимаю крышку кастрюли и вижу: на дне что-то коричневое и противное, да и еще шипит и пыхтит. Оно никак не похоже на кашу. Наверное, правду говорят, что, не испортив дела, мастером не станешь!

Давайте выделим в этом рассказе структурные элементы. Рассказ начинается с завязки(1-2 предложения), затем следует развитие действия(самая большая часть), затем- кульминация и заключение, представленное пословицей.

Ребята, попробуйте и вы в группах сочинить небольшой рассказ, распределив между собой, кто какой структурный элемент будет писать, но вы должны обговорить сначала ваши действия и работать согласованно! (во время работы играет легкая музыка)

Ребята зачитывают совместное творение. (каждая группа выступает).

Ну, что, ребята, вы почувствовали себя в роли писателя, вам понравилось?

5. Итог урока

Итак, ребята, подводя итог сегодняшнего урока, скажите, что нужно знать, чтобы самому сочинять рассказы?

6. Рефлексия (слайд 9)

Какая из предложенных пословиц наиболее точно характеризует вашу работу на уроке?

Поспешишь — людей насмешишь.

Все за одного- один за всех.

Когда рук много – работа спорится.

Будешь стараться — всё может удасться.

7.Выставление оценок

Ребята, вы сегодня хорошо поработали, сделали первые шаги к писательскому мастерству. Ваши рассказы были замечательными, интересными. Выберете в своей группе ребят, которые работали активнее остальных. Я с вами согласна, эти ребята получают за урок оценку «5». Затем комментирую работу каждой группы и оцениваю их достижения.

8. Домашнее задание

Вспомните известные вам пословицы и напишите рассказ- уже ваш собственный, авторский- на ее тему.

Подумайте, о каком случае вы расскажете?

С чего начнете рассказ, как будет развиваться действие, чем все окончится?

Проиллюстрируйте ваш рассказ

Самоанализ урока

Проведенной мной урок русского языка был посвящен теме «Понятие о рассказе, его структуре, особенностях. Рассказ на тему пословицы», по типу это урок развития речи. Цель урока-развивать навыки монологической речи, научить детей составлять рассказы.

На этапе «целеполагание» совершенствовались такие регулятивные УУД как умение формулировать цель урока и способность удерживать ее на протяжении урока. Это у ребят получилось без труда.

Основной этап урока — это работа по изучению теоретического материала и использование его на практике. Ребята методом сопоставления собирали необходимую информацию по теме урока, работая в группе, систематизировали имеющиеся знания о структуре рассказа. На данном этапе развивались такие коммуникативные учебные действия как умение работать в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение. Также на данном этапе формировалось умение строить речевое высказывание, что относится к познавательным УУД.

Выполняя творческое задание на этапе закрепления (сочиняли рассказ) продолжалось развитие познавательных УУД: дети развивали устную и письменную речь, их литературно — творческие способности.

Можно говорить о межпредметных связях урока с литературой, т.к. использовался фольклорный материал, да и сама тема приближена к литературной, с краеведением (при выполнении творческого задания-составления рассказа на тему пословицы, записанной на территории Курской области). Здесь можно говорить о развитии личностных УУД, проявляющихся в формировании уважительного отношения к своему народу, его культуре. Подводя итог урока, ребята анализировали проделанную работу, соотносили теорию с практикой.

На этапе рефлексии ребята оценивали свою работу на уроке.

Этапы урока логически связаны между собой, шли последовательно, хорошо продумана их продолжительность.

На уроке были использованы разные формы организации работы: фронтальная (беседа по наводящим вопросам); групповая (ребята работали по группам, при изучении нового материала и во время творческого задания); индивидуальная (работа теоретиков).

Результативность урока хорошая, я стремилась задействовать всех учащихся, учитывая уровень их коммуникативной активности.

Для домашнего задания было предложено задание, которое требует творческого подхода.

Отклонений от плана урока не было. Цель урока достигнута. Задачи урока решены.

Автор: Бориска в науках любых не силен,

Но есть у Бориски дружок – телефон!

Цифры мелькают в окошечках диска,

Бориска друзей вызывает по списку.

Борис: — Вова? Борис беспокоит, по делу.

Тут, понимаешь, с «рассказом» заело…

Что это значит «рассказ»?

Думаю, думаю уж целый час.

Вова: — Рассказ — это жанр речи, литературы,

У этого жанра своя есть структура.

Борис: — Надя, привет, я к тебе за советом…

Слушай, будь другом, скажи по секрету,

Как ты ответишь, что значит «рассказ»?

Думаю, думаю уж целый час.

Надя: — Произведение это такое.

В основе событие в жизни героя.

Автор: Задумался Боря: из всех объяснений

Какое точнее?

Автор: Бориска в науках любых не силен,

Но есть у Бориски дружок – телефон!

Цифры мелькают в окошечках диска,

Бориска друзей вызывает по списку.

Борис: — Вова? Борис беспокоит, по делу.

Тут, понимаешь, с «рассказом» заело…

Что это значит «рассказ»?

Думаю, думаю уж целый час.

Вова: — Рассказ — это жанр речи, литературы,

У этого жанра своя есть структура.

Борис: — Надя, привет, я к тебе за советом…

Слушай, будь другом, скажи по секрету,

Как ты ответишь, что значит «рассказ»?

Думаю, думаю уж целый час.

Надя: — Произведение это такое.

В основе событие в жизни героя.

Автор: Задумался Боря: из всех объяснений

Какое точнее?

(после темы)Ребята, а вы знаете, что такое рассказ? (ответы детей). А вот как это определение выглядит в литературоведческом словаре (на слайде3), запишите к себе в тетрадь это определение. А как вы думаете, легко ли написать рассказ? Что для этого нужно знать и уметь?

Ребята, но не всегда все элементы структуры могут присутствовать в рассказе. Как вы думаете, какие элементы обязательно должны присутствовать в рассказе?

— Вы, наверное, устали?

Ну тогда все дружно встали…

Если назван рассказ, ученики хлопают в ладоши над головой. Если же другой жанр — приседают.

«Снежная королева» Г.Х. Андерсен

«Никита» А.П.Платонов

«Каменный цветок» П.П. Бажов

«Васюткино озеро» В.П.Астафьев

«Двенадцать месяцев» С. Я. Маршак

«Пересолил» А.П. Чехов

Ребята, а теперь послушайте мой рассказ. Я приехала к вам из поселка Черемисиново,

Кто зевает, тот воду хлебает

На лицо, как яйцо, а в серёдке болтень

Итог урока

Итак, ребята, подводя итог сегодняшнего урока, скажите, что нужно знать, чтобы самому сочинять рассказы?

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Самое главное оставаться человеком в любой ситуации цитаты
  • Примеры чести в капитанской дочке с цитатами
  • Комфорт в отношениях цитаты
  • Слова на песню красива как королева
  • Вспомнить все цитаты из фильма