Темы пословиц примеры к каждой теме

На уроках русского языка учащиеся знакомятся с прекрасными
образцами устного народного творчества. Это пословицы и поговорки.

Высоко ценит народ силу и значение правдивого, доброго,
честного, искреннего и  твёрдого слова. Пословицы хвалят положительные качества
человека, порицают его недостатки. С особой силой выражаются в пословицах
любовь к Родине и  забота о ней.

Пословицы обогащают наш язык, придают ему выразительность,
точность. Они становятся добрыми помощниками при изучении нового материала, при
закреплении правил на уроках русского языка, способствуют расширению словарного
запаса.

Использование пословиц  при изучении мягких и твёрдых
согласных

·Порядок время бережёт.

·Лучше в труде сгореть, чем замёрзнуть от безделья.

·Поле труд любит.

·И медведя люди учат.

·Всякий человек вперёд смотрит.

·Мороз невелик, да стоять не велит.

Использование пословиц  при изучении темы: «Парные
звонкие и глухие согласные в конце и в середине слов»

·Зимою шубка не шутка.

·Кошке игрушки, а мышке слёзки.

·Не будь тороплив, а будь памятлив.

·Нет лучшего дружка, чем родная матушка.

·В зимний холод всякий молод.

·Снег на полях – хлеб в закромах.

·В чужих руках всё дело легко.

·Рыбка мелка, да уха сладка.

·Глаз видит, да зуб неймёт.

·Не в бровь, а в глаз.

·Наш народ растёт из года в год.

·На сказки герой, а на работу слаб.

·Хороший друг – это настоящий клад.

·Пример героя зовёт на подвиг.

·Сядем рядком. да поговорим ладком.

·Спасибо, мороз, что снега нанёс.

·Терпенье и труд всё перетрут.

·Если дружба велика, будет Родина крепка.

Использование пословиц  при изучении безударных гласных в
корне слова

·Говорят в Москве, а слушают по всей стране.

·Флот морской – границ часовой.

·Смелость города берёт.

·Посуда любит чистоту.

·На хороший цветок и пчела летит.

·На языке медок, а на сердце ледок.

·Собака лает, а ветер носит.

·Красна весна цветами, а осень плодами.

·Нет земли краше, чем страна наша.

·Тот герой, кто за Родину стоит горой.

·Наша правда врагам глаза колет.

·Апрель с водою – май с травою.

·Вода на лугу – сено в стогу.

·По лесу ходи – под ноги гляди.

·Целина красна не только хлебами, но и богатырями.

·Народы нашей страны дружбой сильны.

Использование пословиц  при изучении слов с
непроизносимыми согласными

·Радостная жизнь сердце веселит.

·Кто храбро сражается в бою, тот честно защищает Родину свою.

·Человек трудолюбивый – самый счастливый.

·Честный труд – наше богатство.

·Рукам работа – душе праздник.

·Сердце матери лучше солнца греет.

·Ленивому и будни праздник.

·Счастливым и красивым делает человека работа.

·Дождливое лето хуже осени.

·Москва от глаз далеко, да к сердцу близко.

·Солнце пригреет – всё поспеет.

·Без коллектива и жизнь не счастлива.

Использование пословиц  при изучении слов с удвоенными
согласными

·У коллектива большая сила.

·Хороша нива только у коллектива.

·Ссора до добра не доводит.

·В субботу на работу, в воскресенье на веселье.

Использование пословиц  при обучении правописанию слов с
предлогом и приставкой

·Сначала подумай, потом говори.

·Труд и накормит, и научит.

·Язык до Киева доведёт.

·Родина поучает, Родина  выручает.

·За край родной иди бесстрашно в бой.

Использование пословиц  при изучении темы: «Правописание
слов с сочетаниями жи, ши, ча, ща, чу, щу»

·Умел начать – умей и окончить.

·Добрая слава лежит, а дурная далеко бежит.

·Не давши слова – крепись, а давши – держись.

·Незнайка лежит, а знайка далеко бежит.

·Кто дрожит, тот и бежит.

·Не верь чужим речам, верь своим очам.

·Жить – Родине служить.

·Чужой земли не хотим, но и своей не отдадим.

·Сам погибай, а товарища выручай.

·Любую ошибку можно исправить.

·Жизнь дана на добрые дела.

·Чужой славой не проживёшь.

·Жизнь правде посвящай.

·На чужой стороне и летом холодно.

·Кто с техникой дружит, тому она верно служит.

·С книгой жить – век не тужить.

·С песней дружить – и в бою не тужить.

·Шила в мешке не утаишь.

·Грибы ищут – по лесу рыщут.

·Не спеши языком – торопись делом.

Использование пословиц  при изучении слов с мягким знаком
для обозначения мягкости согласного

·Маленькое дело лучше всякого безделья.

·Больше дела, меньше слов.

·От зорьки до зорьки моряки на вахте зорки.

·Мужество рождается в борьбе.

·Умел взять – умей отдать.

Использование пословиц  при изучении правописания слов с
разделительными ъ и  ь знаками

·Без терпенья нет уменья.

·Без ученья нет уменья.

·Доброе молчанье лучше пустой болтовни.

·От желанья к исполненью приложи уменье.

·Ручьи сольются — река, люди соединятся – сила.

·Красна птица перьями, а человек уменьями.

·Повторенье – мать ученья.

·Здоровье всего дороже.

·Уменье везде найдёт примененье.

·З большим подъёмом и спуск большой.

·Пословицу не обойти, не объехать.

·Не стыдись говорить, коли правду хочешь объявить.

·Знает кошка, чьё мясо съела.

·Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

·Лето собирает, а зима подъедает.

·Ум без книги, как птица без крыльев.

Использование пословиц  при изучении падежных окончаний
имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонений

·Добрые вести не лежат на месте.

·Солдата к славе ведут ученье и труд.

·Умный товарищ – половина дороги.

·Нашей армии сыны – Родине веры.

·Будет и на нашей улице праздник.

·Делу – время, потехе – час.

·И на солнце есть пятна.

·Наша сила в крепости тыла.

·Ленивому Микишке всё не до книжки.

·По наружности о человеке не суди.

·Богаче Сибири нет земли в мире.

·Труд – дело чести, славы, доблести и геройства.

Использование пословиц  при формировании навыков
правильного письма имён существительных с  шипящими на конце

·
На помощь надейся, а сам не плошай.

·Спящий кот мышь не поймает.

·Лучше горькая правда, чем красивая ложь.

·Идёт дождь, даст он рожь.

·Хорошую речь хорошо и слушать.

·Книжка – лучший товарищ.

·Ростом с мышь, а храбрый малыш.

·Наука – источник знаний, знание — светоч жизни.

Использование пословиц  при изучении тем: «Личные
окончания глаголов 1-го и 2-го спряжений», «Правописание не с глаголами»

·Правда в воде не тонет, в огне не горит.

·Ласточка день начинает, а соловей кончает.

·Умелый воин не дрогнет в бою.

·Труд кормит, а лень портит.

·Хвастун и правду скажет – ему никто не поверит.

·Умный человек не тратит много слов.

·Берись дружно, не будет грузно.

·Лето собирает, а зима подъедает.

·Читает – летает, да ничего не понимает.

Использование пословиц  при изучении темы: «Личные
окончания глаголов 2-го лица»

·Слово не воробей:  вылетит – не поймаешь.

·Без пословицы не проживешь.

·Одной рукой узла не завяжешь.

·Что написано пером, того не вырубишь топором.

·Скажешь – не воротишь, напишешь – не сотрёшь, отрубишь – не
приставишь.

·
Слезами горю не поможешь.

·Веника не сломишь, прутья по одному все переломаешь.

·Поспешишь – людей насмешишь.

·Что посеешь, то и пожнёшь.

·Человека тогда познаешь, когда на деле его узнаешь.

·Делаешь наспех, сделаешь на смех.

Использование пословиц  при изучении местоимений

·Одна у человека мать, одна у него и родина.

·Живи для людей, поживут и люди для тебя.

·Герой умирает, а слава его живёт.

·Брат мой, а ум у него свой.

Использование пословиц  при изучении темы:
«Неопределённая форма глагола»

·Без дела жить – только небо коптить.

·Учить – ум точить.

·Любишь кататься – люби и саночки возить.

·Грамоте  учиться  – всегда пригодится.

·Умел ошибиться – умей и поправиться.

Использование пословиц  при изучении темы: «Имя
прилагательное»

·Зимнее солнце плохо греет.

·Береги землю любимую, как мать родимую.

·Ударная работа человека красит.

·За худым пойдёшь, худое и найдёшь.

·Без хорошего труда нет плода.

·Хорошим словом мир освещается.

·Хорошую речь хорошо и слушать.

·Летний день за зимнюю неделю.

·Ленивой лошади любая дорога кажется дальней.

·Жизнь дана на добрые дела.

1.4. Тематические группы пословиц.

Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз.

Пословица всегда поучительна. Пословицы воспитывают в человеке патриотизм, высокое чувство любви к родной земле, понимание труда как основы жизни, они судят об исторических событиях, о социальных отношениях в обществе, о защите Отечества, о культуре.

В пословицах осуждаются лень, глупость, хвастовство, пьянство, обжорство, восхваляют ум, трудолюбие, скромность и другие необходимые, по мнению народа, качества человека.

Таким образом, мы можем выделить самые многочисленные, а значит, самые важные с точки зрения и наших предков, и современников, тематические группы пословиц:

1. Пословицы о Родине.

Любовь к Родине — неотъемлемая черта русского национального характера.
Пословицы говорят о большой значимости Родины для человека:

Глупа та птица, которой своё гнездо не мило.

Где кто родился, там и пригодится.

Где ни жить – Родине служить.

Своя земля и в горсти мила.

Без корня и полынь не растёт.

Вторая группа пословиц говорит о тяжёлой жизни на чужбине:

На чужой стронушке рад своей воронушке.

На чужой стороне и весна не красна.

На чужбине и собака тоскует.

Призывают защищать и любить свою Родину:

Кто к нам метит, тот свою смерть встретит.

Родина – мать, умей за неё постоять.

Не тот человек, кто для себя живёт, а кто за родину в бой идёт.

2. Пословицы о семье.

Именно в семье лежат корни русской духовности.

В дружной семье и в холод тепло.

В своём доме и стены помогают.

В семье разлад, так и дому не рад.

Дерево держится корнями, а человек семьёй.

Человек без семьи,что дерево без плодов.

3. Пословицы о труде.

Русский народ издавна считал, что добросовестный труд – основа благополучия.

Хочешь есть калачи, так не сиди на печи.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Откладывай безделье, да не откладывай дела.

Делу время – потехе час.

Нечего хвалиться, если из рук всё валится.

4. Пословицы об учёбе.

Всегда русский народ с уважением относился к учению, к образованию.

За учёного трёх неучёных дают.

Корень учения горек, да плод его сладок.

Не учась, и лаптя не сплетёшь.

С книгой жить- век не тужить.

5. Пословицы о человеке, о его недостатках.

Народ не приемлет безделья, равнодушия, лицемерия, праздности:

Белые ручки чужие труды любят.

Беспечному всё трын-трава: поехал ни за чем, привёз ничего.

В глаза ласкает, а за глаза лает.

В душу влезет, а за грош продаст.

Весёлая голова живёт спустя рукава.

Вору потакать, что самому воровать.

Ему говорят – стрижено, а он — брито.

Из плута скроен, мошенником подбит.

Кто вчера солгал, тому и завтра не поверят.

С ним водиться, что в крапиву садиться.

Ценность народных изречений неоспорима: «Пословица не на ветер молвится».

Пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти, ни объехать, потому что в ней выражен смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», «Жизнь прожить – не поле перейти».

Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надёжнее матушки», «Кто матери не послушает, тот в беду попадёт».

Никогда не состарятся мудрые мысли о труде и учёбе, народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не суйся в воду», «Не руби сук, на котором сидишь» и т.д.

Таким образом, пословица – это школа национальных идеалов для подрастающего поколения, но не скучное назидание, а рождаемое самой жизнью присловье, входящее в ум и душу ребёнка и ограждающее его от неправильных действий.

Тема пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки

«О деньгах, об экономии, жадности»

В долгах, как в шелках.

Грош, что потом заработан, милей даровых рублей.

Долг платежом красен.

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

Из грошей рубли растут.

Копейка рубль бережет.

Не богатство друг, а друг – богатство.

Не в деньгах счастье.

Платье шей, когда есть лишние деньги.

Погнался за уткой и утенка упустил.

С деньгами, всяк молодец.

Скупой никогда не будет богат.

«О труде»

В страду одна забота: не стояла бы работа.

Кончил дело – гуляй смело.

По работе и плата.

Терпенье и труд все перетрут.

Труд кормит, а лень портит.

Ремесло – золотой кормилец.

Ремесло, пить, есть — не просит, а хлеб приносит.

Уменье везде найдет примененье.

Не работа дорога – умение.

Вся работа мастера хвалит.

Дело мастера боится.

На час опоздаешь – годом не наверстаешь.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Без работы день годом станет.

Без труда и отдых не сладок.

Маленькое дело лучше большого безделья.

Хорошо живет тот, кто много работает и учится.

Горька работа, да сладок хлеб.

Без клещей кузнец – что без рук.

Без охоты нет работы.

Без работы и печь холодна.

Без ремесла как без рук.

Без сноровки и ложку мимо рта пронесешь.

Без труда нет плода.

Берись за то, к чему ты годен.

Будешь трудиться, будет у тебя и хлеб и молоко водиться.

Была бы охота, а работа найдется.

Все скоро сказывается, да не все скоро делается.

Всяк на себя свой хлеб добывает.

Всяк своим разумом кормится.

Всякое ремесло честно, кроме воровства.

Всякий человек в деле познается.

Всякое уменье трудом дается.

Где хотенье, там и уменье.

Глину не мять – горшков не видать.

Дело  — словом не заменишь.

Дело заделано – надо доделывать.

Делом спеши, да людей не смеши.

Делу – время, потехе – час.

Дерево смотри в плодах, человек — в делах.

Для добра трудиться – есть чем похвалиться.

Если идет работа, спать неохота.

Ешь досыта, а работай до пота.

Живи всяк своим умом, да своим горбом.

За все браться – ничего не сделать.

Кто мало говорит, тот больше сделает.

Кто не работает, тот не есть.

Куй железо, пока горячо.

Любишь кататься, люби и саночки возить.

Мед есть – в улей лезть.

Не бывать скуки, коли занять руки.

Не печь кормит, а руки.

Не поклоняясь до земли, и грибка не подымешь.

Не привыкай к безделью, учись рукоделью.

Каков работник, такова ему и плата.

Трудолюбив как муравей.

«О деньгах, цене»

Деньги – не голова: наживное дело.

Доход не живет без хлопот.

Каждый час простоя – река убытку.

Прибылью хвались, убыли стерегись.

Чужие деньги считать – не разбогатеть.

Деньги счетом крепки.

Копейка копейку родит.

Не деньги нас наживают, а мы их.

Копеечка к копеечке – рубль набегает.

Копейка рубль бережет.

Копейка обоз гонит.

И дешево и сердито.

Лишняя денежка карману не в тягость.

Хлебу – мера, слову – вера, деньгам – счет.

Денежки счет любят.

Злато не говорит, зато много творит.

Кто копейку не щадит, тому рубль нипочем.

Деньги – дело наживное.

Здоров буду и денег добуду.

Деньги не в деньгах, а в делах.

Копейку сберег – рубль получил, рубль сберег – капитал нажил.

Время – деньги.

«О купле – продаже, товаре»

Не купля учит – продажа.

Куплей да продажей торг стоит.

Хороший товар не залежится.

Лежащий товар не кормит.

Цена хороша, а не будет барыша.

На что спрос, на то и цена.

Торговля – кого выручит, а кого выучит.

Дешево покупается – недолго носится.

Кота в мешке покупать нельзя.

Товар лицом продается.

Чего мало, то дорого, чего много, то дешево.

Товарами лавка красится.

Базар цену скажет.

Мало в привозе – много в запросе.

 Прибыль с убытками на одних санях едут.

Без хозяина товар плачет.

Что продается и покупается – товаром называется.

Имеешь товар, будут и деньги.

Лишний рубль на рекламу отдашь – товар выгодно продашь.

«О бережливости»

Бережливость лучше богатства.

Запасливый —  нужды не терпит.

Из грошей рубли вырастают.

Не деньги богатство – бережливость да разум.

Собирай монеты медные – пригодятся в дни бедные.

Бережливость лучше прибытка.

Запас человека не портит.

И медведь из запаса лапу сосет.

Курочка по зернышку клюет, да сыто живет.

Пушинка к пушинке – и выйдет перинка.

Лучше свое поберечь, чем чужое прожить.

«О мотовстве»

Дать тебе волю – спустишь и отцовскую долю.

Живет на широкую ногу.

Рубль наживает, а два проживает.

Займом богат не будешь.

« О лени»

Лень до добра не доводит.

Лень мужика не кормит.

Не пеняй на соседа, когда спишь до обеда.

Пролениться – и хлеба лишиться.

«О смекалке»

Лисичка всегда сытей волка бывает.

Смекнешь да  схитришь – врагов победишь.

«О добре»

Доброго держись, а от худого удались.

Доброе дело само себя хвалит.

«О богатстве и бедности»

Бедному кусок за целый моток.

Бедность не порок, а без шубы холодно.

Бедный молодец честью богат.

Богат творит как хочет, а убог – как может.

Богатому не спится: богатый вора боится.

Богатство ум рождает, а бедность последний отнимает.

Богатством ума не купишь.

Богатый бедного не разумеет.

Богатый бедному не брат.

«О договоре»

Договор лучше денег.

Уговорец – родной братец всем делам.

Уговор дороже денег.

«О жадности и зависти»

В одну лапу всего не сгребешь.

В окно всего света не втянешь.

В чужих руках ломоть велик, а как нам достанется – мал покажется.

В чужой лодке всегда больше рыбки.

Влез кот на сало и кричит: «Мало!».

Вам по семь, а мне восемь.

Глаза завидущие, руки загребущие.

Горшок коту завидует, а оба черны.

«Дай» — так не слышит, а «На» — так услыхал.

Деньги девать некуда, а кошелек купить не на что.

Добрый хозяин – господин деньгам, а плохой – слуга.

Дождешься – как от вербы яблок.

Друг у другу ломоть из рук выбивают.

Жадность слепа.

Жадность что река, чем дальше, тем шире.

Житье скупое носит платье худое.

За маленьким погнался – большое потерял.

Завистливому и свой хлеб не сладок.

Завистливый по чужому счастью сохнет.

Зависть прежде нас родилась.

Из песка масло выжимает.

К скупому в гости идти – запас с собой нести.

Как собака на сене: сама не ест и другим не дает.

Конь тощий – хозяин скупой.

Много, много – а еще бы столько.

Не было бы зла, да зависть нанесла.

Ненасытному  — все мало.

Ни себе ни людям.

Он и с грязи пенки снимает.

Охал дядя, на чужие деньги глядя.

Продает с барышом, а ходит нагишом.

Тяжело нагребаешь – домой не донесешь.

Автор: Ртищева Оксана Вячеславовна

учитель начальных классов МБОУ “СШ№15”

Формы и методы работы с пословицами и поговорками.

Формы и методы работы

 с пословицами на уроках литературного чтения в начальной школе 

                                                  Составитель: Ртищева О.В.

                                                                 учитель начальных  классов

                                                                 МБОУ «СШ №15»

                                                                 г. Новый Уренгой

« А что за роскошь, что за смысл,

какой толк в каждой поговорке нашей!

Что за золото!»      

                                                                        А.С.Пушкин

Введение.

    Пословицы и поговорки, созданные русским народом, составляют неоценимое богатство русского языка. Знакомство с ними в школе развивает мышление учащихся,  прививает любовь к родному языку, повышает культуру речи, способствует усвоению грамматики и обогащает учащихся народной мудростью. Поэтому пословицам и поговоркам необходимо уделять внимание на уроках чтения, письма и во внеклассной работе. 

  Постоянная, систематическая работа в школе над пословицами очень многое даёт ученикам. Они учатся собирать народные изречения, классифицировать их по темам, анализировать смысл пословиц. Необходимо помнить, что пословицы и поговорки воспитывают у ребят чувство патриотизма, любовь к труду, уважение к народу, создавшему эти пословицы, и гордость за него.

Целью данной работы является обобщение сведений о возможности  использования пословиц и поговорок  для активизации познавательной мотивации на уроках литературного чтения в начальной школе 

В соответствии с целью были определены основные задачи:

  • выявить наиболее эффективные методы и приёмы в работе над данным материалом;
  • показать дидактический аспект работы над пословицами и поговорками на уроках литературного чтения в начальной школе.

В современной начальной школе перед учителем стоят задачи: открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать полноценную личность, сформировать систему ценностей младших школьников. 

Материальные и духовные ценности, созданные человеческим обществом характеризуют определённый уровень развития общества. Подлинно человеческое общение строится на уважении достоинства другого человека, соблюдении выработанных человечеством норм нравственности. Нравственные ценности, поступки окружающих, отношения между людьми — всё впитывает в себя ребёнок, наблюдая, слушая, читая. В пословицах и поговорках запечатлён весь познавательный опыт народа, его морально — этические, социально — эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Они хранят историю движения народа по пути цивилизации, отражают характер народа, его симпатии и антипатии, связи с соседними народами. 

Пословицы впитали в себя все тонкости оценочного отношения к действительности, её восприятия и отражения. Именно этот аспект языкового сознания фиксируется в широко известном высказывании К.Д. Ушинского о том, «что природа страны, её история, отражаясь в душе человека, выражаются в слове». (65, с.296). Люди исчезали, но слова, создаваемые ими, вошедшие в сокровищницу — родной язык, остались бессмертными».

  • «Русский народ создал огромную изустную литературу — мудрые пословицы и поговорки… Напрасно думать, что эта литература была лишь плодом народного досуга. Она была достоинством и умом народа. Она становила и укрепляла его нравственный облик. Была его исторической памятью, праздничными одеждами его души и наполняла глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по обычаям и обрядам, связанным с его трудом, природой и почитанием отцов и дедов» (66 с.17) Слова А.Н. Толстого очень ярко и точно отражают суть фольклора. Фольклор — это народное творчество, очень нужное и важное для изучения народной психологии  в наши дни. Фольклор включает в себя произведения, передающие основные важнейшие представления народа о главных жизненных ценностях: труде, семье, любви, общественном долге, родине. На этих произведениях воспитываются наши дети и сейчас.

Организация работы с пословицами 

и  поговорками

   Выдающийся педагог К.Д. Ушинский писал: «Русские пословицы имеют значение при первоначальном учении отечественному языку, во – первых, по своей форме, во – вторых, по  своему содержанию». Именно в начальной школе необходимо особое внимание уделить пословицам.

При работе с пословицами учитель  должен решить три основные задачи : различение в пословице прямого и переносного смысла, формирование умения выражать скрытую в пословице мысль своими словами, обучение переносу концепта в ситуацию с тем же отношением объектов .

   В 1 – 4 классах работа сводится к активному знакомству учащихся с пословицами, их заучиванию, раскрывать смысл пословиц и уметь применять их в своей речи.

  Учащиеся начальной школы заводят специальные тетради, в которых они выписывают пословицы и поговорки. Основными источниками, откуда учащиеся берут пословицы и поговорки,  должны быть «Букварь», учебники по чтению и письму, а также детская литература. К каждой записанной в тетрадь пословице можно подобрать открытку, раскрывающую содержание пословицы, или нарисовать свой рисунок. Наконец, написанные в тетради пословицы можно заключить в цветные рамки, различные по рисунку и форме. Чем разнообразнее художественное  оформление тетради с пословицами и поговорками, тем интереснее эта работа для учеников.

   Опыт показывает, что работу с пословицами следует начинать уже в 1 классе.  Лучше всего это сделать, когда ученики изучают алфавит, т.е. овладевают письмом.

     Встретив пословицу в книге для чтения, или в учебнике по русскому языку, ученики рассказывают, как они понимают её смысл, разбирают и объясняют её смысл, разбирают и объясняют написание отдельных слов. Дома пословицу записывают в тетрадь,  подобрав соответствующую картинку или сделав рисунок.

  В учебниках для 1 класса мало пословиц и поговорок, поэтому  учитель сам приводит пословицы на уроках письма и чтения, определяет, при изучении какой темы может быть использована та  или другая пословица. При составлении конспекта урока следует продумать, как пословицу или поговорку связать с материалом урока. Пословицы должны быть поняты по своему содержанию  ученикам 1 класса.

  Работа с пословицами продолжается и во 2 классе.  Важно  только, чтобы сам учитель хорошо знал пословицы и поговорки, встречающиеся в учебниках, помнил, в каком упражнении они имеются, умело использовал их в речи.

  В 3 – 4 классах,  продолжая работу с пословицами, можно предложить ученикам завести тематические альбомы. В них  пословицы распределяются по темам, которые заранее намечаются  учителем. Количество тем не должно быть больше 5-6 в 3 классе и  больше 10 в 4 классе.

  Начинать работу с тематическим альбомом следует с беседы на  тему, по которой ученики должны найти  и записать пословицы. Во время беседы вспоминаются уже известные ученикам пословицы. Затем названная учителем тема записывается на первой странице  альбома. Ученикам даётся задание: подобрать 1-2 пословицы по этой теме. Найденные учениками пословицы читаются на одном из  уроков. Лучшие пословицы записываются в альбомы.

  Затем даётся новая тема, по которой также подбираются пословицы.

  Время от времени, учитывая содержание рассказов, а также характер изучаемого материала по русскому языку, учитель возвращается к уже записанным темам и предлагает ученикам подобрать новые пословицы.

  В 4 классе, если учащиеся хорошо справляются с классификацией пословиц по темам, можно сразу назвать все предполагаемые темы.  В таком случае учащиеся, найдя пословицы, должны сами определить, к каким из тем они относятся. В качестве примера  можно рекомендовать следующие темы для альбома с  пословицами:

3 класс:

1) времена года;

2) явления природы (снег, дождь, мороз, ветер и др.);

3) домашние и дикие животные;

4) книга, письмо;

5) труд;

6) о матери, об отце.

4 класс:

1) Родина, Москва;

2) дружба;

3) речь, слово;

4) знание, невежество;

5) смелость, трусость;

6) о сельском хозяйстве;

7) о пословицах, поговорках.

  Работа над альбомом с пословицами очень нравится ученикам. Она  не только приучает собирать народные изречения, но и  способствует их запоминанию. Подбор иллюстраций заставляет учеников вдумываться в смысл пословиц.

                Пословицы на  уроках  чтения

   На уроках чтения ученики начальной школы овладевают навыком  беглого чтения, учатся понимать смысл прочитанного. Умелое  использование пословиц и поговорок, разнообразные виды работы  с ними делают уроки богаче по содержанию и интереснее  по форме. Пословица похожа на орешек : в  ней « скорлупа» и «ядрышко» . 

 « Скорлупа» – это то ,о  чем говорится  напрямую. Например, пословицу «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда» можно понять так : чтобы поймать  рыбу, надо потрудиться – приготовить удочку ,наживку ,подождать ,пока рыбка клюнет и т.д.

«Ядрышко» пословицы – это скрытая в ней мысль, нужно поразмышлять.

В нашей пословице спрятана мысль: любое дело требует усилий и стараний. Ее можно выразить и по-другому : надо упорно трудиться, чтобы получить хороший результат .

Одни пословицы могут иметь только прямой смысл («Коса-девичья краса»), другие – прямой и переносный смысл (« У хорошей пряхи для всех рубахи»),третьи- только переносный («Черное к белому не пристанет»).

Остановимся на характеристике отдельных видов работы с пословицами и поговорками на уроках чтения.

1)Подбор пословиц по темам

   Начиная с 1 класса на уроках чтения необходимо приучать детей самостоятельно подбирать пословицы по темам. Это делается при знакомстве со стихотворениями, рассказами, при изучении какой- либо темы, при обобщении или повторении изученного материала.  Например, в 1 классе эту работу можно провести на уроке  прощания с букварём, на котором учащиеся вспоминают  пословицы и поговорки об азбуке, букваре, книге, учёбе, или на  итоговом уроке по теме «Зима» (некоторые из приведённых пословиц ученики записали и выучили в классе на предыдущих  уроках, но некоторые были названы впервые, ученики не только  приводили пословицы по теме, но и раскрывали их смысл). 

  Во 2 классе тематический подбор пословиц  и хорошо организовать при чтении рассказов к 8 марта (ученики вспоминают известные им и подбирают новые пословицы о маме). При чтении произведений о домашних и диких животных, о которых народ создал также много образных  и метких  пословиц. Собирая такие  пословицы, учащиеся узнают много интересного о жизни  животных.

  В 3,4 классе можно подобрать пословицы на исторические темы: «Из прошлого нашей Родины», «Великая Отечественная Война», «Зима», «Весна».

  Перед знакомством с материалом по каждой теме ученикам даётся  задание подобрать пословицы и поговорки по заданной теме. Если такие пословицы уже были записаны учениками в альбомы, то  ученики дома находят их и делают закладки, а новые пословицы записывают в альбом.

2)Подбор к стихотворению или рассказу пословицы, которая бы  раскрыла содержание данного произведения.

  Прежде чем проводить такой вид работы, следует ознакомить детей  с рассказом, басней или сказкой, у которых заглавием является  пословица. Это делается на уроках чтения. Учитель читает  ученикам рассказы, озаглавленные пословицей, например: «Ученье и труд – вместе живут»; «В труде закаляются руки»; «Дело мастера  боится»; «Нашла коса на камень».

  •   Затем учитель обращает внимание учащихся на то, что меткие и  образные пословицы, созданные народом, иногда служат заглавием того или иного произведения. Ученики анализируют заглавие – пословицу, доказывают её связь с содержанием произведения.  После этого учитель предлагает ученикам подобрать к изучаемому рассказу или стихотворению пословицу, которая может быть его заглавием. Например, к рассказу «Приемыш» можно подобрать пословицы «Не нужна соловью золотая клетка , а нужна зеленая ветка.», «Доброму человеку и чужая болезнь к сердцу» , «Жизнь дана на добрые дела».

  Анализ пословиц – заглавий и их самостоятельный подбор развивают мышление детей, учат их находить общее между  названием произведения и его содержанием, учат понимать значение заглавий, основную идею произведения.

3)Нахождение пословиц в тексте художественных произведений и выяснение их назначения

  Используя материал изучаемых произведений в 3-4 классах, учитель должен показать ученикам, что «пословица недаром молвится», что писатель, включая пословицы в авторский текст или речь героев, придаёт языку своих произведений особую меткость, образность, народность. Особенно богатый материал для таких наблюдений дают басни И.А. Крылова, с которыми учащиеся знакомятся в 3 классе. Например, найти в тексте выражения, которые стали пословицами и поговорками, затем раскрыть смысл  этих изречений. «У сильного всегда бессильный виноват» , «Ты виноват уж тем , что хочется мне кушать» (басня «Волк и ягненок»), «Чем кумушек   считать трудиться ,Не лучше ль на себя, кума, оборотиться?» («Зеркало и обезьяна»).

4)Использование пословиц при работе над сочинением

  Следует различать два вида работы: во-первых, сочинение по пословице; во-вторых, включение пословиц в сочинение.

  Сочинение по пословице бывает устным и письменным. Устно рассказ по пословице составляется или сразу на уроке без особой подготовки учащихся, или после предварительного обсуждения плана и примерного содержания рассказа. Если дети имеют специальные тетради с пословицами, к которым они подбирают соответствующие картинки, то их следует использовать, при обучении устно составлять рассказ по пословице.

   Пословица, которая в таком случае служит заглавием, делает рассказ целенаправленным; различные картинки, подобранные учениками к одной и той же пословице, позволяют по-разному раскрыть её содержание.

  Тук, вначале дети учатся строить рассказ по картинкам, которые они подобрали к пословице. Причём следует сразу же приучать их не только описывать сюжет картины, но и раскрывать общее в содержании пословицы и картинки. Затем рассказ составляется также по картинке, но уже по воображаемой. Учащиеся, записав новую пословицу и разобрав её смысл, рассказывают, какую картинку можно подобрать или нарисовать к этой пословице. 

                             Каждому зверю свое время … 

Однажды медведь, сделав запасы малины ,лег спать в свою берлогу.

Сосет свою малиновую лапу и спит. Вдруг во сне он почувствовал, что хочет есть, и проснулся. «Ну, думает,-пойду соберу себе меда». Вылез  из берлоги и увидел, что вокруг лежит снег и очень холодно ,деревья стоят без листьев и ни одной пчелы нет .Он пожал плечами и пошел в берлогу. Лег и думает : «Каждому зверю свое время…»

  Особым видом работы является сочинение с включением пословиц. Например, в 3 классе планируется сочинение по теме «Зима» с  включением соответствующих пословиц. Учитель даёт задание  детям подобрать пословицы о зиме. Читая рассказы и стихотворения о зиме на уроках чтения, ученики приводят найденные ими пословицы, раскрывают их содержание. Затем  учитель сообщает, что учащиеся будут писать в классе сочинение, в котором они должны использовать известные им пословицы о зиме. Всем классом составляется план. По плану составляют коллективно  примерный рассказ, включая отдельные пословицы. На следующем  уроке ученики пишут сочинение.

ЗИМА

  Декабрь год кончает, зиму начинает.  Кончилось осеннее ненастье.  Наступила холодная, вьюжная зима. Сильные морозы сковали  пруды, речки, озёра. Деревья стоят в белых шапках. Солнце встаёт поздно и не греет. Воздух чистый и свежий.

  Деревья стоят голые. Только сосны и ели зеленеют в лесу. На выдумку природа таровата. Тихо в лесу. Медведь в берлоге спит. Белка в дупле орешки грызёт. Заяц под ёлкой сидит. Только голодные волки бродят по лесу, ищут пищу.

  Много снегу на дворе. Спасибо, мороз, что снегу нанёс. Ребята вышли на улицу играть.  Мороз невелик, да стоять не велит. Малыши катаются с горки на санках, лепят снежную бабу.  Школьники катаются на коньках и на лыжах.

  Старики смотрят в окно и говорят: «Снегу много – хлеба много».  Хорошо зимой.

  Для 3 класса рекомендуются темы, при написании которых используются пословицы и поговорки: «Наша школа»; «Моя мама» (пословицы о маме); «Школьная мастерская» (пословицы о  труде); «Уборка урожая» (пословицы об уборке урожая);

Для 4 класса: «Времена года» (пословицы о лете, зиме, осени, весне, о календарных месяцах); «Москва – столица»; «Наша Родина»; «Мои друзья» (пословицы о дружбе).

  Работа над сочинением, в котором используются пословицы, учит детей вводить их в свою речь.

  Так, во 2-4 классах на уроках чтения ученики пересказывают прочитанное. Такую работу в отдельных случаях следует усложнить, предложив ученикам при пересказе прочитанного текста применить пословицу, которую приводит учитель или  подбирают сами ученики.

  Учить использовать пословицы в своей речи следует при опросе или беседе на ту или иную тему. Так, беседуя о зиме, учитель спрашивает, в каком месяце она начинается, и предлагает на этот вопрос ответить пословицей (декабрь год кончает, зиму начинает). 

Если такая работа проводится систематически, то дети постепенно сами начинают вводить в свою речь пословицы и поговорки.

5)Соотнесение пословиц – «орешков» с  их «ядрышками»-мыслями.

У короткого ума длинный язык.          Деньги добываются трудом.

Яблочка нет, съешь и морковку.         Болтливый не отличается умом.

Трудовая копейка дорого стоит .       Довольствуйся тем, что имеешь.

6)Обозначение концепта в сжатом виде.(«О  чем  пословица?»)

Глазами  плачет, а  сердцем  смеется. (Лукавство)

Не стыдись, а  поклонись. (Признательность)

По горло в воде, а пить просит .(Жадность)

7)Работа с  деформированными  пословицами, в которых перепутались части.

 В своем болоте летит  и мотылек.

На хороший цветок и лягушка поет.

Чтобы в сети попасть ,нужно в воду лезть.

На то и перепел, чтобы рыбку есть.

Не торопись отвечать, а гляди на себя.

Не кивай на соседа, торопись слушать.

8)Дополните  пословицы 

Сколько волка ни корми….

….а гостей нет

Век живи….. 

….кто не смыслит ничего

Лучше поздно…

 ……когда денег нет

Мороз не велик….

…..он и ноги на стол

У кого густо…

…..людей насмешишь

Семь бед……

 …..тот ходит в серебре 

9)Найдите среди данных пословиц лишнюю.

И на солнце есть пятна  (русская)

Даже в пруду с лотосами водятся лягушки  (сенегальская)

И на хорошем нефрите есть пятна  (вьетнамская)

Всяк молодец  на свой образец (русская)

И в коралле и в жемчуге можно найти изъян (тамильская)

И в слоновой кости есть трещинка  (индонезийская)

10)Подберите к каждой русской пословице английскую.

 Русские 

Что с возу упало, то пропало .

У семи нянек дитя без глазу.

Рыбак рыбака видит издалека.

Ум хорошо, а два лучше.

Английские 

Слишком много поваров портят бульон.

Нельзя из яичницы снова сделать яйцо.

Четыре глаза видят больше, чем два.

Птицы с одинаковым оперением  собираются вместе.

11) Работа исследовательского характера 

Дмитрий да Борис за огород  подрались.

Богат Ермошка: есть козел да кошка.

В дому у Макара – кошка, комар да мошка.

Тарас есть пряники горазд, а Филат и каше рад.

Добро к Фоме пришло, да промеж рук ушло.

Миленок Ивашка в белой рубашке.

На бедного Макара и шишки валятся.

Наш Андрей никому не злодей.

Наш Афоня в одном балахоне и в пир, и в мир, и в подоконье.

Можно исследовать пословицы , в которых используются имена собственные, так как народная мудрость в аналогичных выражениях связана с человеком и его именем.

Наиболее употребляемыми мужскими именами оказались следующие: Николай, Иван, Егорий, Илья, Пётр, Фома, Семён, Еремей, Савва, Кузьма, Касьян, Михаил, Афанасий, Макар, Пахом, Сидор, Яков.

Наиболее популярными и любимыми женскими именами русского народа, отмеченными в пословицах, являются: Варвара, Мария, Акулина, Федора, Анастасия.

Ребятам будет интересно узнать , почему используются в пословицах числа  , и какие из них встречаются  чаще всего.

         Двойка – это символ разделения целого на части. Двойка – символ взаимоотношений и взаимодействий человека с тем, что его окружает.

Старый  друг лучше новых двух. 

Два медведя в одной берлоге не уживутся. 

За двумя зайцами   погонишься  – ни  одного  не  поймаешь. 

Два сапога – пара. 

Одна голова – хорошо, а две лучше. 

Скупой платит дважды. 

Двум смертям не бывать, а одной не миновать. 

Из двух зол выбирай меньшее. 

Единица – изобретение математиков, она нужна для счета. 

  В некоторых пословицах единица означает  что-то очень малое, незначительное. 

Один в поле не воин. 

Семь бед – один ответ. 

Один за всех и все за одного. 

Лучше один  раз увидеть, чем сто раз услышать. 

От великого до смешного – один шаг. 

Одна голова – хорошо, а две лучше. 

Один  дурак  пятерых  умных  ссорит. 

Из глубокой древности до нас дошли поверья о том, что Земля держалась на трёх китах. Число три у многих народов священное.  В Библии упоминается самое известное число три – это Троица, которая представляет Бога в трёх личностях: Бог-отец, Бог-сын и Святой дух.

Заблудиться в трёх соснах. 

Бог любит троицу. 

Не узнавай друга в три дня – узнавай в три года. 

Обещанного три года ждут. 

От горшка три вершка. 

Плакать в три ручья. 

Согнуться в три погибели. 

12)Прием  «Третий лишний».

Слева  написана  пословица, а  справа  значение пословицы. Нужно  вычеркнуть  лишнюю  историю.

Хорош садовник-хорош и крыжовник

                                                                                                  1.Вера любит красивые вещи.

                                              2.У способного учителя дети могут   многому научиться.

                                                             3.У талантливого портного вся одежда красивая

13)Прием  «Перевертыши».

Отгадай пословицу

  • От смелости затылок мал (У страха глаза велики) ;
  • Чужая ботинки дальше от ног (Своя рубаха – ближе к телу);
  • Ниже пяток не опустишься (Выше головы не прыгнешь);
  • Скрыл, что водоросль – выходи из аквариума (Назвался груздем – полезай в кузов);
  • Курица – кабану подружка (Гусь свинье не товарищ);
  • Борщ соусом поправишь (Кашу маслом не испортишь);

14)Прием  « Создание продукта –алгоритма составления пословиц ».

     Разделив пословицы на группы по форме их написания, я попробовала составить алгоритм составления пословиц.  За основу я решила взять пословицы, основанные на противопоставлениях. Для этого я взяла какое-то свойство характера человека, т.е. признак объекта, например добрый, и записала это в первую графу, во второй графе должно быть действие этого объекта, но сначала, я заполнила третью графу при помощи антонимов, у слова добрый, антоним – злой, далее во 2й и 4й графе я придумывала действие для первого объекта и для второго так, чтобы они подходили по смыслу и рифмовались. Например:

П       Признак 

объекта 1

Действие или свойство объекта 1 Признак объекта2  (антоним) Действие или свойство объекта 2
д добрый любит злой губит

         А для того, чтобы пословица была более выразительной и законченной, в середину я вставила союз а, благодаря которому и получается противопоставление и поучительный оттенок.

Алгоритм составления пословиц:

  1. Записать слово, обозначающее характер человека (признак объекта 1)
  2. Подобрать к этому слову антоним (признак объекта 2)
  3. К признаку объекта 1 подобрать действие, которым он обладает
  4. Для второго объекта подобрать действие так, чтобы оно подходило по смыслу и рифмовалось с действием для объекта 1
  5. Поставить в середину союз «а».

        Тем самым в своем алгоритме я объединила 2 вида пословиц: рифмованные и те, в которых есть противопоставление.

Голодный хочет есть, а сытый лечь.

Весёлый улыбается, а грустный мается.

Щедрый даёт, а жадный берет.

Красивый наряжается, а страшный обижается.

Добрый любит, а злой губит.

Вот такие пословицы у меня получились. С помощью этого алгоритма и картотеки антонимов такие пословицы может придумать каждый, главное  уметь фантазировать и рифмовать.

15)Прием  « Сочиняем пословицы из данных частей».

Раздаю карточки. На них написаны половины пословиц. Задача — подобрать часть от другой пословицы так, чтобы составленная пословица приобрела смысл (новое содержание). Составившие наиболее интересные варианты и должны объяснить их смысл.

Например: «Сколько волка не корми, а он ноги на стол».

«Любишь кататься — имей сто рублей»

   Работая над этим исследованием, я поняла, что пословицы – это неотъемлемая часть нашего языка, в нашей речи их использовать можно и

нужно, так как это украшает нашу речь, делает ее более выразительной. Эта работа помогла мне узнать много нового о пословицах, создать картотеку и даже алгоритм их сочиненияТаким образом, моё предположение оказалось верным:   основываясь на знаниях о пословицах можно научиться сочинять их самой.

 Работа с пословицами на уроках литературного чтения по описанной в данной работе методике, показала, что у детей развивается образное мышление, речь, обогащается их словарный запас, большую роль пословицы играют в культурном и нравственном воспитании учащихся.

И независимо от того, какое количество пословиц войдет в активный и пассивный запас младших школьников, благодаря систематической работе с данным жанром фольклора у детей развивается уверенность в себе, положительная самооценка. Дети начинают адекватно оценивать свои действия и действия другого.

«Делу время, а потехе час», «Семь бед — один ответ», «Чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало» … Эти и другие известные выражения мы часто используем в своей обыденной речи, даже не задумываясь – когда и где они появились.
Всё это — пословицы и поговорки, широко распространённый жанр устного народного творчества. А появились они в глубокой древности, когда ещё не было письменной грамоты, передавались «из уст в уста», «от старого поколения к молодому».
Темы пословиц и поговорок бесчисленны.
В них говорится об учении, о знании, о семье, о трудолюбии и мастерстве.

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»
«Вся семья вместе, так и душа на месте»
«Знает не тот, кто много жил, а тот, кто знания нажил»

В этих кратких и мудрых изречениях запечатлены любовь к родине, мужество, храбрость, вера в торжество справедливости, понятия чести.

«Человек без Родины, что соловей без песни»
«Мужество создает победителей»
«Ум дает силу, сила дает храбрость»

Пословицы и поговорки помогают лучше понять национальный характер людей, их интересы, их быт и традиции.

«Каков характер, таковы и поступки»
«Обычай крепче закона»
«В каком народе живешь, такого обычая и держишься»

В пословицах и поговорках содержится вся народная мудрость, которая несет в себе актуальную информацию, прямой совет или подсказку, как следует поступать в конкретной ситуации. Через пословицы и поговорки народ передает житейскую мудрость и заветные правила подрастающему поколению.

Россия – многонациональное государство. На территории РФ проживают представители свыше 160 национальностей и у каждого народа есть свои собственные пословицы, которые составляют важную часть национального и культурного наследия.
Часто пословицы разных народов очень похожи друг на друга, потому что во все времена и у всех народов всегда осуждались такие человеческие пороки, как трусость, жадность, лень, а такие качества, как находчивость, трудолюбие, доброта, напротив, приветствовались и вызывали уважение. К примеру, русской пословице «Как волка не корми, он все в лес смотрит» соответствует немецкая «Посади лягушку хоть на золотой стул, все равно она опять в лужу прыгнет». А вот с казахской пословицей «В знакомых местах уважают человека, а в незнакомых – шубу» можно сравнить русскую – «Встречают по одежке, провожают по уму».

Пословицы и поговорки не упоминают без причины или повода. Сказанные к месту, они помогают избежать лишних слов, кратко выразить свою мысль или отношение к происходящему, дать совет или подсказку. Это связано с тем, что каждая пословица и поговорка содержит краткий и образный смысл.

Значение пословиц и поговорок невозможно переоценить. Они представляют собой сгусток народной мудрости, выражают истину, обобщают различные явления окружающей нас действительности, помогают понять историю народа. Подтверждение этому дают сами пословицы о пословицах и поговорках:

«Пословица недаром молвится»
«Пословица вовек не сломится»
«Пословица беседу красит»
«Поговорка – цветочек, пословица – ягодка»
«Без пословицы речь не молвится»
«Без пословицы не проживёшь»
«Красна речь поговоркою»
«Старинная пословица не мимо молвится»
«Добрая пословица не в бровь, а прямо в глаз»
«Из поговорки слов не выкинешь»

Пословицы и поговорки — незаменимая вещь в повседневной  разговорной речи. Они придают ей яркость и образность, делают более эмоциональной. Пословицы помогают развивать  речь и память, мышление и логику, прививать трудолюбие и взаимопомощь, дружелюбие и аккуратность. Регулярное использование пословиц  учит понимать  народную мудрость, окружающий  мир, различные явления  и события.

Пословицы и поговорки являются неотъемлемой частью народного фольклора и частью культуры каждого народа. Они многообразны и находятся вне временного пространства. Поэтому, в какое бы время мы не жили, пословицы и поговорки всегда останутся актуальными.
Познакомиться с пословицами и поговорками разных народов можно с помощью онлайн-игры «Народная мудрость в пословицах и поговорках».

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Цитаты для фрилансера
  • Мы замятин описание государства цитаты
  • Притчи пословицы песни
  • Развлечения цитаты и афоризмы
  • Характеристика мальчика из рассказа конь с розовой гривой с цитатами