Владимир ленский происхождение цитаты

vladimir-lenskij-harakteristika-evgenij-onegin
Онегин и Ленский.
Художник
Л. Тимошенко

Владимир Ленский – один из центральных персонажей знаменитого романа «Евгений Онегин» Пушкина.

Ленский впервые упоминается в главе 2 строфе VI романа.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин»: описание внешности и характера героя в цитатах и т.д.

Смотрите: 
— Все статьи о Владимире Ленском
— Все материалы по роману «Евгений Онегин»

Характеристика Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин»

Владимир Ленский – молодой дворянин, богатый помещик и завидный жених. Ленский является соседом главного героя романа Евгения Онегина. Его имение Красногорье находится недалеко от владений Онегина и от имения семьи Лариных:

«…В свою деревню в ту же пору 

Помещик новый прискакал…» (глава 2 строфа VI)

«…от Красногорья, 

Деревни Ленского…» (глава 6 строфа IV)

Возраст Владимира Ленского – 18 лет («осьмнадцать») на момент гибели:

«…Он пел поблеклый жизни цвет 

Без малого в осьмнадцать лет…» (глава 2 строфа X) 

«А во вторых: пускай поэт 

Дурачится; в осьмнадцать лет 

Оно простительно.» (глава 6 строфа X) 

О внешности Владимира Ленского известно, что это красивый молодой человек с черными кудрявыми волосами до плеч:

«…Красавец, в полном цвете лет…» (глава 2 строфа VI)

«…И кудри черные до плеч…» (глава 2 строфа VI)

Приехав из-за границы в свое имение, Владимир Ленский знакомится с новым соседом Евгением Онегиным. Молодые люди становятся друзьями:

«…Так люди (первый каюсь я) 

От делать нечего друзья…» (автор о Ленском и Онегине, глава 2 строфа XIII) 

«…Звал друга Ленский на дуэль.» (о Ленском и Онегине, глава 6 строфа IX)

          Смотрите: Сравнительная характеристика Ленского и Онегина  

Владимир Ленский является образованным человеком, он закончил университет в Германии. Автор называет героя «полурусским», вероятно, за то, что тот провел за границей много лет:

«…Он из Германии туманной 

Привез учености плоды…» (глава 2 строфа VI)

«…Все дочек прочили своих 

За полурусского соседа…» (глава 2 строфа XII)

Родители Владимира умерли, оставив его сиротой в юном возрасте:

«…И там же надписью печальной 

Отца и матери, в слезах,  

Почтил он прах патриархальный…» (глава 2 строфа XXXVIII)

Владимир Ленский с детства знаком с семьей Лариных, живущей неподалеку:

«…Он на руках меня держал. 

Как часто в детстве я играл 

Его Очаковской медалью!…» (Ленский об отце Татьяны, глава 2 строфа XXXVII)

Ленский давно любит Ольгу, младшую из сестер Лариных. Девушка отвечает ему взаимностью. Юные влюбленные собираются пожениться. Когда Ленский и Ольга еще были детьми, покойный старик Ларин уже говорил об их свадьбе (прочил Ольгу за Ленского):

«…Приехал Ольгин обожатель…» (глава 3 строфа XXXVI)

«Как часто в детстве я играл

Его Очаковской медалью!

Он Ольгу прочил за меня,

Он говорил: дождусь ли дня?..»» (Ленский о старике Ларине, глава 2 строфа XXXVII)

Владимир Ленский является поэтом. На досуге он сочиняет стихи о любви для своей возлюбленной Ольги:

«А во вторых: пускай поэт  

Дурачится…» (глава 6 строфа X)

«…Берет перо; его стихи, 

Полны любовной чепухи…» (глава 6 строфа XX)

«…Поклонник Канта и поэт…» (глава 2 строфа VI)

«…Его перо любовью дышит,  

Не хладно блещет остротой; 

Что ни заметит, ни услышит 

Об Ольге, он про то и пишет…» (глава 4 строфа XXXI)

Он является молодым мечтателем:

«…Поэт, задумчивый мечтатель…» (глава 6 строфа XL)

«…Он забавлял мечтою сладкой 

Сомненья сердца своего…» (глава 2 строфа VII)

Владимир Ленский – юный романтик, который искренне верит в любовь:

«…Он верил, что душа родная 

Соединиться с ним должна, 

Что, безотрадно изнывая, 

Его вседневно ждет она…» (глава 2 строфа VIII)

Он способен любить так, как редко кто любит:

«…Ах, он любил, как в наши лета 

Уже не любят; как одна 

Безумная душа поэта 

Еще любить осуждена…» (глава 2 строфа XX)

Владимир – пылкий, восторженный юноша с вечно вдохновенным взором:

«…Дух пылкий и довольно странный, 

Всегда восторженную речь…» (глава 2 строфа VI)

«…Простим горячке юных лет

И юный жар и юный бред.» (глава 2 строфа XV)

«… Поэта пылкий разговор,  

И ум, еще в сужденьях зыбкой, 

И вечно вдохновенный взор…» (глава 2 строфа XV)

Владимир в душе является философом:

«…Цель жизни нашей для него 

Была заманчивой загадкой, 

Над ней он голову ломал 

И чудеса подозревал…» (глава 2 строфа XVII)

Он ненавидит модный свет, балы и пиры. Ему больше нравится домашний круг общения:

«…Я модный свет ваш ненавижу; 

Милее мне домашний круг…» (глава 3 строфа II)

«…Господ соседственных селений 

Ему не нравились пиры;  

Бежал он их беседы шумной…» (глава 2 строфа XI)

В своей душе он является чистым молодым человеком, еще не развращенным светской жизнью в отличие от Онегина:

«…От хладного разврата света 

Еще увянуть не успев,  

Его душа была согрета 

Приветом друга, лаской дев…» (глава 2 строфа VII)

Владимир – наивный, доверчивый и простодушный юноша:

«…Он сердцем милый был невежда…» (глава 2 строфа VII)

«…Ни шум веселий, ни науки 

Души не изменили в нем,  

Согретой девственным огнем…» (глава 2 строфа XX)

«…Свою доверчивую совесть 

Он простодушно обнажал…» (глава 2 строфа XIX)

Романтик Ленский верит в дружбу. К сожалению, дружба с Онегиным имеет для него самые печальные последствия:

«Он верил, что друзья готовы

За честь его приять оковы,

И что не дрогнет их рука

Разбить сосуд клеветника;

Что есть избранные судьбами,

Людей священные друзья…» (глава 2 строфа VIII)

Юный и наивный Владимир верит в добро, в «совершенство мира». В нем живет «чистая любовь к благу»:

«…Да верит мира совершенству…» (глава 2 строфа XV)

«…Ко благу чистая любовь 

И славы сладкое мученье 

В нем рано волновали кровь…» (глава 2 строфа IX)

Он полон вдохновения и надежд на будущее, он является «питомцем вдохновения»:

«…В сем сердце билось вдохновенье, 

Вражда, надежда и любовь, 

Играла жизнь, кипела кровь…» (глава 6 строфа XXXII)

«…Где жил питомец вдохновенья…» (глава 6 строфа XL)

Владимир Ленский придерживается либеральных взглядов, у него «геттингенская душа». Геттингенский университет в Германии был одним из наиболее либеральных университетов Европы:

«…С душою прямо геттингенской…» (глава 2 строфа VI)

Ленский умеет играть в шахматы. Посещая семейство Лариных, он играет в шахматы с Ольгой:

«Они над шахматной доской,

На стол облокотясь, порой

Сидят, задумавшись глубоко,

И Ленский пешкою ладью

Берет в рассеянье свою.» (глава 4 строфа XXVI)

Владимир Ленский умеет играть на клавикордах, как многие молодые люди в дворянской среде:

«…Садился он за клавикорды 

И брал на них одни аккорды…» (глава 6 строфа XIX)

К сожалению, 18-летний романтик Владимир Ленский погибает на дуэли от выстрела своего друга Евгения Онегина. Невеста Владимира Ольга Ларина вскоре после его гибели выходит замуж за другого человека. Подробнее о дуэли смотрите статью «Дуэль Онегина и Ленского»:

«…Чуть из младенческих одежд, 

Увял!…» (глава 6 строфа XXXVI) 

«Онегин (вновь займуся им), 

Убив на поединке друга…» (глава 8 строфа XII)

Это был цитатный образ и характеристика Владимира Ленского в романе «Евгений Онегин» Пушкина, описание внешности и характера персонажа.

Смотрите: 

Характеристика Ленского

Характеристика Ленского

Одним из ключевых персонажей романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» является Владимир Ленский — молодой дворянин, богатый помещик, друг Онегина. Восторженный поэт и идеалист, он воспринимает жизнь открыто и доверчиво, словно ребёнок. Все поступки и помыслы Владимира чисты и бескорыстны. Характеристика Ленского необходима для более полного раскрытия образа главного героя, Евгения Онегина. Душевная чистота Ленского резко контрастирует с холодностью и равнодушием Онегина, уставшего от жизни. С помощью Ленского удаётся лучше понять внутренний мир Онегина, его жизненные ценности и моральные принципы.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Евгений Онегин.

Полное имя — Владимир Ленский.

Возраст — восемнадцать лет.

Род занятий — без определённого рода деятельности.

Семья — сирота, рано остался без родителей.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — из богатого и знатного дворянского семейства.

Воспитание — характерное для дворянских семей.

Образование — традиционное домашнее, затем — обучение в Гёттингенском университете.

Внешность — красивый юноша с чёрными кудрявыми волосами до плеч.

Характер — добрый, честный, мечтательный, эмоциональный, категоричный, наивный.

Положительные черты — романтичный, добрый, возвышенный.

Отрицательные черты — доверчивый, наивный, с ярко выраженными чертами юношеского максимализма.

Произведение — «Евгений Онегин».

Автор — Александр Сергеевич Пушкин.

Цитатная характеристика

Описание Ленского с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет Ленского основан на том, что он является дворянином, помещиком, который после долгого отсутствия вернулся в родную деревню.

«В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал:
По имени Владимир Ленской…»
Источник: Глава вторая, строфа 6

«В пяти верстах от Красногорья,
Деревни Ленского…»
Источник: Глава шестая, строфа 4

Владимир Ленский является круглым сиротой.

«И там же надписью печальной
Отца и матери, в слезах,
Почтил он прах патриархальный…»
Источник: Глава вторая, строфа 38

Портретная характеристика Ленского основана на том, что по своему призванию он является поэтом. Во время своего пребывания в Германии Ленский не на шутку увлёкся поэзией и стал писать возвышенные стихи.

«Он с лирой странствовал на свете;
Под небом Шиллера и Гёте
Их поэтическим огнём
И муз возвышенных искусства,
Счастливец, он не постыдил:
Он в песнях гордо сохранил
Всегда возвышенные чувства,
Порывы девственной мечты
И прелесть важной простоты».
Источник: Глава вторая, строфа 9

Владимир Ленский — завидный жених, особенно для провинциальных барышень. По приезде в деревню он сразу становится объектом «охоты» местных красавиц.

«Богат, хорош собою, Ленский
Везде был принят как жених;
Таков обычай деревенский;
Все дочек прочили своих
За полурусского соседа…»
Источник: Глава вторая, строфа 12

Внешность

Владимир Ленский — молодой человек, которому минуло восемнадцать лет.

«Без малого в осьмнадцать лет».

Источник: Глава вторая, строфа 10

Внешний вид Ленского располагает к себе. Это красивый брюнет с длинными кудрявыми волосами.

«Красавец, в полном цвете лет…»

Источник: Глава вторая, строфа 6

«…И кудри чёрные до плеч…»

Источник: Глава вторая, строфа 6

Черты характера и поступки

Владимир Ленский — пылкий, восторженный юноша.

«…Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь…»
Источник: Глава вторая, строфа 6

Ленский имеет чистую душу, не развращённую высшим светом.

«От хладного разврата света
Ещё увянуть не успев,
Его душа была согрета
Приветом друга, лаской дев;
Он сердцем милый был невежда,
Его лелеяла надежда,
И мира новый блеск и шум
Ещё пленяли юный ум».
Источник: Глава вторая, строфа 7

Ленский — наивный, доверчивый юноша с открытой душой. Не успев познать горечь разочарований, он идеализирует дружбу, любовь.

«Он верил, что душа родная
Соединиться с ним должна,
Что, безотрадно изнывая,
Его вседневно ждёт она;
Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника;
Что есть избранные судьбами,
Людей священные друзья…»
Источник: Глава вторая, строфа 8

«Поэт высказывал себя;
Свою доверчивую совесть
Он простодушно обнажал».
Источник: Глава вторая, строфа 19

Владимир Ленский полон чувств и эмоций, он открыт всему новому в жизни.

«Негодованье, сожаленье,
Ко благу чистая любовь
И славы сладкое мученье
В нём рано волновали кровь».
Источник: Глава вторая, строфа 9

Оказавшись в провинциальной глуши, Ленский быстро заводит дружбу с Евгением Онегиным, несмотря на то, что молодые люди являются полными противоположностями друг друга.

«…Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень
Не столь различны меж собой.
Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом>
И скоро стали неразлучны».
Источник: Глава вторая, строфа 13

Ещё в отрочестве Владимир Ленский влюбился в очаровательную Ольгу Ларину. Их родители были очень дружны и были не против, чтобы дети в будущем поженились.

«Чуть отрок, Ольгою пленённый,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умилённый
Её младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял её забавы,
И детям прочили венцы
Друзья-соседы, их отцы».
Источник: Глава вторая, строфа 21

«О свадьбе Ленского давно
У них уж было решено».
Источник: Глава третья, строфа 6

«Ольгин обожатель…»

Источник: Глава третья, строфа 36

Ленский очарован Ольгой, которая за это время из нежной девочки превратилась в красивую девушку. Всё своё время он проводит рядом с возлюбленной и не может ни думать, ни говорить о чём-то другом, кроме своей любви.

«Час от часу пленённый боле
Красами Ольги молодой,
Владимир сладостной неволе
Предался полною душой.
Он вечно с ней. В её покое
Они сидят в потёмках двое;
Они в саду, рука с рукой,
Гуляют утренней порой…»
Источник: Глава четвёртая, строфа 25

«Потом разговорился вновь
Про Ольгу: такова любовь!»
Источник: Глава четвёртая, строфа 49

«Он был любим… по крайней мере
Так думал он, и был счастлив.
Стократ блажен, кто предан вере…»
Источник: Глава четвёртая, строфа 51

Владимир Ленский — робкий, трепетный возлюбленный.

«…И что ж? Любовью упоённый,
В смятенье нежного стыда,
Он только смеет иногда,
Улыбкой Ольги ободрённый,
Развитым локоном играть
Иль край одежды целовать».
Источник: Глава четвёртая, строфа 25

Любовь Ленского к Ольге была столь велика, что он, несмотря на юный возраст, собирался как можно быстрее жениться на своей возлюбленной.

«Он весел был. Чрез две недели
Назначен был счастливый срок.
И тайна брачныя постели,
И сладостной любви венок
Его восторгов ожидали».
Источник: Глава четвёртая, строфа 50

Будучи человеком горячим, эмоциональным, Ленский сильно приревновал Ольгу к Онегину, с которым она открыто кокетничала.

«…Ленский мой
Всё видел: вспыхнул, сам не свой;
В негодовании ревнивом
Поэт конца мазурки ждёт….»
Источник: Глава пятая, строфа 43

«Не в силах Ленский снесть удара;
Проказы женские кляня,
Выходит, требует коня
И скачет…»
Источник: Глава пятая, строфа 45

В пылу юношеского максимализма Ленский, не способный снести обиду, решает вызвать Онегина на дуэль.

«… Пистолетов пара,
Две пули — больше ничего –
Вдруг разрешат судьбу его»
Источник: Глава пятая, строфа 45

«Учтиво, с ясностью холодной
Звал друга Ленский на дуэль…»
Источник: Глава шестая, строфа 9

«Кипя враждой нетерпеливой,
Ответа дома ждёт поэт;
И вот сосед велеречивый
Привёз торжественно ответ.
Теперь ревнивцу то-то праздник!»
Источник: Глава шестая, строфа 12

Ленский — человек вспыльчивый, но отходчивый. Спустя время он убеждается в том, что Ольга по-прежнему его любит, и его желание свести счёты с обидчиком Онегиным было опрометчивым.

«Исчезла ревность и досада
Пред этой ясностию взгляда,
Пред этой нежной простотой,
Пред этой резвою душой!..
Он смотрит в сладком умиленье;
Он видит: он ещё любим;
Уж он, раскаяньем томим,
Готов просить у ней прощенье,
Трепещет, не находит слов,
Он счастлив, он почти здоров…»
Источник: Глава шестая, строфа 14

Владимир Ленский обладает природной интуицией — прощаясь с Ольгой накануне дуэли, он предчувствует что-то плохое.

«… к Ольге взоры устремив,
Шептал: не правда ль? я счастлив.
Но поздно; время ехать. Сжалось
В нём сердце, полное тоской;
Прощаясь с девой молодой,
Оно как будто разрывалось».
Источник: Глава шестая, строфа 19

Ленский, точно так же, как и Онегин, жалел о предстоящей дуэли, однако самолюбие не позволяет бывшим друзьям отказаться от поединка.

«Враги! Давно ли друг от друга
Их жажда крови отвела?..
…Не засмеяться ль им, пока
Не обагрилась их рука,
Не разойтиться ль полюбовно?..
Но дико светская вражда
Боится ложного стыда».
Источник: Глава шестая, строфа 28

Владимир Ленский погибает на дуэли от руки своего друга, Евгения Онегина.

«И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить — но как раз
Онегин выстрелил… Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет…»
Источник: Глава шестая, строфа 30

«…Его уж нет. Младой певец
Нашёл безвременный конец!..»
Источник: Глава шестая, строфа 31

«Недвижим он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен…»
Источник: Глава шестая, строфа 32

«Убит приятельской рукой!»

Источник: Глава шестая, строфа 40

Воспитание

Владимир Ленский прекрасно образован. Помимо домашнего образования, традиционного для дворянских семейств, он постигал науки в Германии, в Гёттингенском университете.

«…По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской…
Он из Германии туманной
Привёз учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь…»
Источник: Глава вторая, строфа 6

Ленский имеет природную склонность к философии и поэзии.

«Поклонник Канта и поэт…»

Источник: Глава вторая, строфа 6

Ленский разносторонне развит и прекрасно играет на музыкальных инструментах.

«…Садился он за клавикорды
И брал на них одни аккорды…»
Источник: Глава шестая, строфа 19

Характеристика Ленского другими героями

Онегин

Онегин, пресыщенный всеми удовольствиями света, покровительственно относился к юному пылкому поэту, чья восторженность и доверчивость развлекали его.

«Он слушал Ленского с улыбкой.
Поэта пылкий разговор,
И ум, ещё в сужденьях зыбкой,
И вечно вдохновенный взор, –
Онегину всё было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству;
И без меня пора придёт;
Пускай покамест он живёт
Да верит мира совершенству;
Простим горячке юных лет
И юный жар и юный бред».
Источник: Глава вторая, строфа 15

«Поэт в жару своих суждений
Читал, забывшись, между тем
Отрывки северных поэм,
И снисходительный Евгений,
Хоть их не много понимал,
Прилежно юноше внимал».
Источник: Глава вторая, строфа 16

Перед дуэлью Онегин укоряет себя в том, что посмел посмеяться над любовью Ленского, его нежной возвышенной душой.

«Он обвинял себя во многом:
Во-первых, он уж был неправ,
Что над любовью робкой, нежной
Так подшутил вечор небрежно.
А во-вторых: пускай поэт
Дурачится; в осьмнадцать лет
Оно простительно…»
Источник: Глава шестая, строфа 10

Подробная характеристика Онегина.

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Ленского вместе!

Биография

Владимир Ленский — 18-летний юноша, богатый и знатный дворянин, помещик. После смерти родителей он стал единственным наследником большого имения.

Получив традиционное для дворянских семейств домашнее образование, юный Владимир отправился в Германию, где продолжил обучение в Гёттингенском университете. Там он увлёкся философией и поэзией, стал писать стихи.

По возвращении в родную деревню Ленский быстро завёл дружбу со своим соседом, столичным повесой Евгением Онегиным. Несмотря на разный темперамент и отношение к жизни, молодые люди смогли найти общий язык и подружиться.

Соседями Ленского была семья Лариных, в чью младшую дочь, Ольгу, Владимир был влюблён с отрочества. По его приезде было решено как можно скорее сыграть свадьбу. Однако этим планам не суждено было сбыться.

На балу Ленский заметил, что Онегин от скуки стал флиртовать с Ольгой, а та в ответ стала кокетничать. Возмущённый двойным предательством, Ленский вызвал Онегина на дуэль. Вчерашние друзья понимали, что совершают чудовищную ошибку, но ни один из них не готов был признать свою неправоту. В итоге Ленский был убит Онегиным выстрелом в плечо.

Образ Ленского

В лице Владимира Ленского автор изобразил пылкий, восторженный характер, который совершенно чужд действительности. Это чистая, неиспорченная, страстная душа, открытая всему миру, но так и не сумевшая найти в нём место.

Во время своего пребывания в Германии Ленский не на шутку увлёкся философией и поэзией. Его восприимчивая душа смогла впитать вольнолюбивые и прогрессивные взгляды, склонность к поэзии позволила раскрывать свои чувства и переживания. Ленский витал в высших материях и был бесконечно счастлив. В родной деревне Ленский лишь с Онегиным мог дискутировать на философские вопросы бытия, обсуждать классиков.

Ещё с детства Ленский влюблён был в соседскую девочку, Ольгу Ларину. Наделив её всеми немыслимыми достоинствами, он не замечал её ветрености, легкомыслия, душевной пустоты.

Ленский идеализировал тех, кого любил, и потому безобидный флирт Онегина и Ольги он воспринял как кровную обиду. Будучи вспыльчивым, эмоциональным человеком, он вызвал на дуэль вчерашнего друга. Оба понимали, что это бессмысленный, глупый поступок, но из-за ложного самолюбия ни один из героев так и не смог сделать первый шаг к примирению. Так юный поэт погиб в самом расцвете лет.

5 фактов о Ленском

  • Прототипом Владимира Ленского литературные критики называют лицейского друга А. С. Пушкина, поэта Вильгельма Карловича Кюхельбекера, который имел славу романтического мечтателя.
  • Ленский, так же, как и Онегин, «получил» от автора свою фамилию благодаря северной реке — Лене.
  • Владимир Ленский, несмотря на юный возраст, был умным, прекрасно образованным человеком, который увлекался вольнолюбивыми идеалистическими теориями, был сторонником философии Канта.
  • Ленский в романе символизирует наивный романтизм в противовес Онегину с его зрелостью и жизненным опытом.
  • Непонимание людей, излишняя восторженность и эмоциональность Ленского приводят к трагическому столкновению с грубой реальностью. Пушкин, сочувствуя юному герою, «убивает» его: дальнейшие разочарования неизбежно сломили бы Ленского, у него не было ни единого шанса быть по-настоящему счастливым в этом циничном мире.

Посмотрите, что еще у нас есть:

Вывод

Владимир Ленский — один из главных героев романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Это уникальный персонаж, который удивляет чистотой, искренностью своей души, восторженным восприятием мира, который он готов любить чистой беззаветной любовью. Отношение к нему не может быть предвзятым: он вызывает лишь самые положительные эмоции.

Роль героя заключается в том, чтобы на контрасте с ним продемонстрировать скептицизм, холодность, равнодушие Онегина. Цитатная характеристика Владимира Ленского наиболее полно дана во 2 главе произведения. Она позволит лучше подготовиться к уроку литературы, кратко составить анализ персонажа.

Собранный материал, включающий в себя цитаты из текста, позволяет самостоятельно дать характеристику герою по плану, поможет составить развёрнутую письменную работу или написать сочинение на заданную тему.

Тест

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Варвар Холодный

    10/10

  • Татьяна Пономарева

    10/10

История персонажа

Стихотворный роман «Евгений Онегин», принадлежащий перу Александра Сергеевича Пушкина, – это не просто история любви. Произведение затрагивает этические и моральные вопросы, важные для молодого поколения той эпохи. Изящный слог создает эстетичную архитектуру романа, а сюжет описывает жизнь разочарованных людей. Владимир Ленский, чья судьба оказалась трагичной, выступает протагонистом главного героя – Онегина. Его характеристика оправдывает поступки молодого человека и позволяет читателю понять сущность личности. Поэт-романтик, прототипом которого послужил сам автор, играет немаловажную роль в произведении, ставшем классикой мировой литературы XIX века.

История создания

«Евгений Онегин» создавался в течение семи лет, в период с 1823 по 1830 год. В это время Пушкин пережил ссылку, неспокойные времена в Петербурге, заточение в Болдине. Автор планировал написать 10 глав. В 1833 году свет увидело первое издание, состоящее из 8 частей. Роман опубликовали под названием «Отрывки из путешествия Онегина»

Александр Пушкин

Александр Пушкин

Поэт был скептически настроен по отношению к романтизму. Он стремился к инновациям в произведении, но не романтизировать сюжет не удалось. Пушкин представляет портрет человека, ценящего нравственные идеалы. Образ и натура героя собирательны. Многие друзья писателя подарили персонажу неповторимые качества. Пушкинисты отмечают и характерные поэту черты в описании Владимира Ленского.

Владимиру Ленскому суждено погибнуть. Причиной смерти становится не дуэль, а непонимание окружающих. Максималист не умел быть сдержанным и не скрывал эмоциональность. Здравый смысл не преобладал в его натуре, и в патовой ситуации Ленский не смог показаться хладнокровным и проявить стойкость духа. 

Персонажи романа «Евгений Онегин»

Персонажи романа «Евгений Онегин»

Пушкин решил убить героя, чтобы не дать тому стать простым мещанином, наблюдателем, испытывающим вечное разочарование в людях. Автор спас персонажа от момента, когда сентиментальность переросла бы в цинизм.

Ленский – особенный персонаж, который, располагая отличным воспитанием и образованием, оказывается бесполезным для общества. Его будущее призрачно, в отличие от Онегина.

Биография

Любовный роман «Евгений Онегин» не мог обойтись без мотива ревности, пускай и беспричинной. Ленский одновременно с новым приятелем Онегиным оказывается в деревне. Благодаря ему главный герой становится вхож в дом Лариных и узнает сестер Татьяну и Ольгу. Раздосадованный Онегин, стремясь задеть друга, начинает не всерьез ухаживать за его дамой сердца Ольгой и в порыве гнева вызывает Владимира на дуэль.

Владимир Ленский и Ольга Ларина

Владимир Ленский и Ольга Ларина

Задача Ленского в романе кроется в том, чтобы продемонстрировать нрав Онегина. Поэт не от мира сего не похож на приятеля мечтательностью, возвышенностью чувств и отсутствием трезвого взгляда на вещи. Его благородство столь же велико, сколь силен эгоизм Онегина. Роман написан с учетом специфичных пропорций, и Ленский является персонажем, уравновешивающим поэтичность образа Татьяны Лариной.

Ленский возвращается в родную деревню из Германии, где открыл в себе поэтические наклонности и увлекся Кантом. Внешность героя привлекательна. На момент знакомства с Онегиным его возраст не превышает 18 лет. Пылкий молодой человек кажется окружающим странным из-за восторженности и чувственности. Его поведение указывает на перспективы свободомыслия. В отличие от денди Онегина, Ленский, обладатель длинных кудрей, не козыряет высоким интеллектом и тонкой душевной организацией.

Владимир Ленский и Евгений Онегин

Владимир Ленский и Евгений Онегин

Пушкин описывает молодого помещика как человека, к которому невозможно не питать уважения и симпатии. Видный жених, который мог выбрать любую девушку, остановил свой выбор на той, кому он безразличен. Ольга Ларина видела в нем игрушку. Талантливый персонаж писал возлюбленной стихи и, очарованный ее прелестями, не замечал насмешек. Любовь к Ольге была первым серьезным романтическим чувством, которому не суждено было найти отклик.

Автор сблизил двух героев в лице Онегина и Ленского, чтобы, являясь антиподами, они оттеняли друг друга. Дружба строилась на отсутствии понимания со стороны общества. В ночь перед дуэлью Ленский не спал, то ли от волнения, то ли от предвкушения трагического финала схватки. Его неопытность, гордыня, романтичность не позволили избежать поединка. Не знавший жизни юнец оказался заложником обстоятельств и низменных человеческих проявлений. В его жилах, увы, не текла эльфийская кровь, поэтому недомолвка из-за пустяка привела героя к гибели.

Дуэль Онегина и Ленского

Дуэль Онегина и Ленского

Ленский был образованным, умным человеком, но Пушкин не объясняет, как он вел дела, применял ли знания на практике. Философские мысли, высказываемые героем, находили отражение только в диалогах с Онегиным. У судьбы Ленского было два пути развития. Он должен был стать великим литературным деятелем или погрязнуть в мещанском быту. Подчеркивая, что Ленский не одинок в своих принципах, поэт указывает на то, что в обществе полно подобных ему молодых людей. Но в них нет той чистоты и невинности, которой обладал герой произведения. Те, которые окружают Пушкина, имеют великое самомнение и ни толики таланта.

Интересные факты

  • В воображении читателя герои романа «Евгений Онегин» предстают зрелыми взрослыми людьми, успевшими пресытиться светом, чувствующими в себе силы для проведения дуэли, переживающие судьбоносные отказы. В реальности персонажи молоды. Например, Татьяне Лариной, судя по описанию, всего 13 лет, а Онегину исполнилось 26.
  • Произведение публиковалось по главам из финансовых расчетов. Поэт видел в этом выгоду, поэтому роман был разбит на главы и после только публикации стал единым.

Евгений Онегин и Татьяна Ларина

Евгений Онегин и Татьяна Ларина
  • В процессе написания книги картежник Пушкин проиграл рукопись пятой главы Загряжскому. Он поставил ее на кон с ценой 25 рублей за строчку. Следующей ставкой стали дуэльные пистолеты. Писателю повезло: он отыграл обратно часть произведения, пистолеты и деньги.
  • Дуэль, описанная Пушкиным в «Евгении Онегине», частично была пророческой. Идя на поединок с Дантесом, поэт не думал, что примет смерть, как его персонаж: от неожиданного выстрела, произошедшего, пока он целился. Именно так погиб Ленский, получив пулю от бывшего друга. Дантесу, как и Онегину, было 26 лет.

Дуэль Пушкина и Дантеса

Дуэль Пушкина и Дантеса
  • Роман имеет открытый финал. Первоначально автор хотел завершить его отправкой главного героя на Кавказ или в ссылку с декабристами, но дал публике возможность придумать конец истории самостоятельно.
  • 10 глава, содержащая преддекабристскую хронику, не увидела свет. Автор сжег ее, решив недостойной книги. До современного читателя дошли лишь отрывки из этой части произведения, записанные на черновиках. В современных сборниках 10 глава не публикуется.

Цитаты

Многие называют «Евгения Онегина» энциклопедией русской жизни. Описательное произведение позволяет составить впечатление о нравах эпохи, одежде, этикете и исторических нюансах. Характеристику героям поэт дает в нескольких емких фразах. Так, веру Ленского в добрые дружеские чувства он описывает четверостишием:

«Он верил, что друзья готовы
За честь его приять оковы,
И что не дрогнет их рука
Разбить сосуд клеветника».

Трогательную наивность, чистоту побуждений и пылкость чувств влюбленного поэта Пушкин обрисовывает словами:

«Ах, он любил, как в наши лета
Уже не любят; как одна
Безумная душа поэта
Еще любить осуждена…»

Всю сущность души героя писатель заключил в словах: 

«…Он сердцем милый был невежда…»; 

«… Ни шум веселий, ни науки души не изменили в нем, согретой девственным огнем…»; 

«…Свою доверчивую совесть он простодушно обнажал…»

Трогательное описание Ленского созвучно его образу и роли, отведенной персонажу в литературном произведении.

Характеристику Ленского в романе «Евгений Онегин» Пушкин дает не так развернуто, как у главного героя. Он — один из самых безобидных персонажей произведения, парень оттеняет холодного Онегина, ведь он — полная его противоположность. Но Владимир слишком чист и добр, чтобы жить в настоящем мире.

Оглавление:

  • Внешность и характер
  • Дружба с Онегиным
  • Отношения с Лариными
  • Смерть ради любви

Роман «Евгений Онегин»

Внешность и характер

У Владимира Ленского, как и у Онегина, слишком рано умерли родители. О его семье автор рассказывает очень мало, но дает понять, что по происхождению парень был дворянских кровей, а также единственным ребенком в семье.

В начале описываемых Лермонтовым событий Владимиру было 18 лет. Герой только вернулся на родину после обучения в Германии. Он был молод, красив и имел хорошее тело. Его черные кудрявые волосы доставали до плеч.

Владимир Ленский

Владимир богат, красив, получил хорошее образование, а таким манерам жителям глубинки стоит поучиться. Ленскому рады в любом доме, ведь он завидный жених и «полурусский» помещик. У него было имение в Красногорье, где он, видимо, и жил с родителями.

Ленский ни капли не похож на обычного парня из обеспеченный семьи, что носят модные короткие прически и необычные наряды — у него совершенно другой стиль и иной взгляд на жизнь. Отличает Владимира от других представителей золотой молодежи его равнодушие и даже нелюбовь к модному свету, балам и пиршествам. Всему этому шуму он охотнее предпочел бы домашний круг. Он еще не был развращен светской жизнью.

Поэт- мечтатель по своей натуре и романтик: он верит в настоящую любовь и крепкую дружбу. Владимир был переполнен надеждами на будущее и верил в совершенство мира. А его внешний облик — прическа и поведение — придают образу поэта романтичности и загадочности. Говорит герой восторженно, очень эмоционально и горячо.

По натуре своей Владимир очень открыт к людям и душевен, его порядочность и чистые мысли не позволяют молодому человеку видеть в окружающих их истинное лицо. Такие черты, как злость, лицемерие и гордыня, еще незнакомы герою, он слышал о них лишь из литературных произведений.

Дружба с Онегиным

Евгений жил по соседству с Ленским в Красногорье. Их отношения с самого начала неплохо складывались, хоть молодые люди и были абсолютно разными. Они были хорошими собеседниками и стали дружить. Но юный поэт не знал жизни и был очень доверчив, в отличие от Евгения.

Ленский, общаясь с Онегиным, не анализирует их отношения и искренне верит во взаимность дружбы. Он не видит ничего плохого в Евгении и не считает опасным то, что в его давно знакомый мир вошел этот чужой человек. Владимира из-за его простодушия также не напрягает, что друг не делает ничего, чтобы стать ближе к нему:

  • не предостерегает его от возможных ошибок;
  • не делится своим прошлым;
  • и не рассказывает о жизненном опыте и детских годах.

Дружба с Онегиным

Онегин и сам не знает, какой Ленский по натуре, что он чувствует и как живет. Ему вряд ли было что-то интересно о нем. Отсутствие между ними уважения и привязанности, знаний о друг друге приводит Владимира к гибели. Ведь герой не имел ни малейшего понятия о том, как обычно поступает Евгений по отношению к близким и как ценит любовь и верность. Зная все это, он, возможно, не подпускал бы его столь близко и не знакомил с возлюбленной и ее семьей.

Отношения с Лариными

С самого своего детства Владимир тесно общался с семьей Лариных. Он вспоминал, как, будучи маленьким, играл с Очаковской медалью главы семейства. Особенно тесно юноша общался с дочерьми — Татьяной и Ольгой. В последнюю он был давно влюблен и, вернувшись из Европы, был признан ее кавалером. Молодые люди собирались пожениться.

Автор дал читателю описание Ольги как девушки необычайной красоты:

  • у нее были золотые игривые локоны;
  • кожа была чистой, белой;
  • щеки горели румянцем, а голубые глаза завораживали.

Владимир тесно общался с семьей Лариных

Девушка была кокетливой и имела легкий нрав, в отличие от своей младшей сестры Татьяны.

Ленский очень романтично относится к представительницам слабого пола. Он считает, девушка сама по себе уже почти что ангел, спустившийся на землю.

Возможно, именно из-за такого поэтического обожествления женщин Ленский смущается и краснеет при их виде. Он каждый раз робел и оказывался не в состоянии вести разговор спокойно, а лишь бросал краткие реплики. По натуре своей Владимир — поэт, воспевающий любовь. Он влюблен настолько, что полностью поглощен своими чувствами. Поэтому молодой человек, романтик по натуре, не видит изъянов в своей избраннице.

Смерть ради любви

Евгений Онегин решил поиграть чувствами своего друга и начал флиртовать с невестой Владимира — Ольгой Лариной. Ленский воспринимал все в этом мире слишком серьезно, а потому вызвал противника на дуэль. Ему казалось это единственной возможностью отстоять свою честь и доказать что-то окружающему миру и людям. Помимо самого главного героя все вокруг понимали, что Евгений — не противник ему, он лишь неудачно пошутил.

Но Онегин был слишком эгоистичен и ни капли не любил своего товарища, а потому поставил мнение окружающих выше чувств и жизни юноши. Он вообще никого не любил, помимо себя, и его ничего не волновало, кроме собственных интересов. И Евгений вместо того, чтобы все остановить и предотвратить чью-либо смерть, соглашается на дуэль. В результате молодой поэт умер. Жертва эта была неоправданной. Ольга вскоре забыла про свои чувства к Ленскому, как об очередной части своей биографии, и вышла замуж за другого мужчину.

Смерть ради любви

Герой Владимира Ленского в течение всей поэмы противопоставляется Онегину и показывает его изъяны. Но по-настоящему образ обнажает всю сущность Евгения лишь в конце своей судьбы. Он показывает самому герою, что такое настоящая дружба и чувства.

Лишь после смерти Ленского Евгений смог понять весь ужас своего поступка и как важен был для него друг.

Сам Пушкин очень двойственно рассуждал о возможном будущем своего героя. Ведь если рассмотреть кратко образ Ленского, у него были все необходимые качества, чтобы стать общественным деятелем, но с был и риск, что Владимира мог поглотить быт помещика. Но это никогда не станет известно. Ведь в реальности Ленского погубила жестокая реальность этого мира, из-за которой он не смог стать ни великим поэтом, ни счастливым семьянином.

 Л. Собинов в партии Ленского в опере «Евгений Онегин», 1916.

Л. Собинов в партии Ленского в опере «Евгений Онегин», 1916.

Фото М. Сахарова и П. Орлова / Источник: https://2011.bolshoi.ru/about/press/articles/exhibition/7084/

Судьба Ленского соотносится с ролью романтизма в жизни Пушкина: герой умирает именно тогда, когда автор разочаровывается в идеалах этого направления и переходит к реалистическому мировоззрению. Смерть Владимира, таким образом, является литературным эквивалентом изменений, произошедших с автором «Евгения Онегина». Образ Ленского важен также по причине того, что в дружбе с ним раскрывается та сторона души Евгения, которую он привык прятать и подавлять в высшем обществе.

Хоть романтизма тут нимало не вижу я, да что нам в том

Со школьных времён мы знаем, что Ленский – это герой-романтик, причём один из самых известных в русской литературе: с его популярностью могли бы сравниться только Чацкий и Мцыри, но они не были поэтами, поэтому до уровня Ленского им далеко. Кажется, будто этот персонаж – русская квинтэссенция романтизма, и мы охотно в это верим по ходу чтения: Ленский молод, наивен, чист душою, полон высоких порывов и всюду странствует со своей лирой, обнаруживая поэзию даже в самых прозаических вещах. К тому же он получил образование не где-нибудь, а в Германии, на родине романтизма.

Ленский даже умирает по законам этого направления: внезапно, самоотверженно, из-за любимой женщины и верности своим принципам, не прожив даже четверти века и в обязательном порядке оставив предсмертные записки. Всё это указывает читателю на то, что Ленский – романтический герой, и по задумке Пушкина это действительно так. И всё же стоит разобрать его образ по конкретным “критериям” романтизма, чтобы увидеть скрытую пародийность этого персонажа.

Противопоставление реального мира идеальному

В рамках романтизма на авансцену выводится герой, – как правило, юноша – которому чужда действительность. Он не может найти себе места в жизни, поскольку идеальный мир, куда он стремится, существует только в его мечтах. У Ленского ни той, ни другой проблемы нет: его вполне устраивает сельская глушь, он пишет стихи и созерцает красоту природы, а Ольга отвечает взаимностью на его чувства. У Ленского есть всё, о чём он мог бы мечтать.

Стремление к свободе и ощущение одиночества в обществе

Романтический герой чувствует духовное единство с природой и стремится к ней, потому что только так он может обрести свободу, ведь общество людей для него невыносимо. Ленский же проводит вечера у Лариных и не ощущает себя чужаком даже на шумных именинах Татьяны, куда съехалось всё село. Природу он любит, но не как единственного друга, а как «почему бы её не любить?»

Бунтарская личность

Герой-романтик «просит бури, как будто в бурях есть покой». А Ленский, за исключением дуэли с Онегиным, живёт мирно, его единственное приключение – съездить на учебу в Геттинген, из которого он всё равно возвращается в деревенскую глушь.

Мы не будем пренебрегать пылким и благородным сердцем Ленского, его детской наивностью, открытостью всему прекрасному и возвышенному, юношеским очарованием и местами проявляющейся склонностью к страданиям – подобные черты действительно позволяют отнести его к категории героев-романтиков. И всё же важно понимать, что Ленский – совсем не образец такого персонажа, скорее даже пародия на него.

Сам Пушкин относится к своему герою по-доброму снисходительно, местами с некоторой насмешкой, поэтому всерьёз воспринимать характеристику и поступки Ленского нельзя. При всей своей образованности и вере в высокие идеалы он всего лишь «милый невежда», ведущий обычную, праздную жизнь. Об этом очень дипломатично выразился литературный критик Писарев:


В чём заключались геттингенские свойства его души и в чём проявлялось его уважение к Канту, – это остаётся для нас вечной тайной. О его вольнолюбивых мечтах мы также ровно ничего не узнаем, потому что во время своих свиданий с Онегиным геттингенская душа только и делает, что тянет шампанское да врёт эротические глупости. [4]

На ироничность образа Ленского указывает и тот факт, что его избранницей становится не чуткая и умная Татьяна, а легкомысленная Ольга – «существо простое, непосредственное, которое никогда ни о чём не рассуждало, ни о чём не спрашивало, которому все было ясно и понятно по привычке». [2]

Ещё один миф, который важно развеять, касается творчества Ленского: это романтический герой, но не романтический поэт. Пушкин напрямую говорит об этом в тексте романа:

Так он писал темно и вяло,
Что романтизмом мы зовём,
Хоть романтизма тут нимало
Не вижу я. Да что нам в том…

Вероятно, Пушкин возлагал на эти строки очень большие надежды. Тем не менее, в массовой культуре за Владимиром Ленским успешно закрепилось звание главного поэта-романтика среди персонажей русской литературы. Правда, это явление можно легко объяснить. Как известно, первое впечатление – самое запоминающееся, а Ленский появляется на страницах «Евгения Онегина» под очень обманчивые слова:

С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привёз учёности плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри чёрные до плеч.

В этом описании Ленский, несомненно, предстаёт героем-романтиком. Героем. Но нам ведь ничего не известно о нём как о поэте: его стихи просто существуют. Из первой статьи мы помним, что Пушкин любил играть с воображением читателя, и эту игру он пронес сквозь все главы «Евгения Онегина», каждый раз выбирая новую жертву, чтобы читатель не заскучал. Во второй главе выбор пал на Ленского: будучи романтическим персонажем, он пишет совсем не романтические стихи.

Французская элегия

В 1923 году литературовед Степан Савченко выпускает статью под названием «Элегия Ленского и французская элегия» [5], в которой детально разбирает стихи поэта и по ходу анализа доказывает, что литературным прототипом стихотворений героя является та самая французская элегия.


Этот стиль древнее собственно романтического стиля <…> так писали французские поэты-элегики конца XVIII – начала XIX в., поэты, которых никоим образом к романтикам причислить нельзя. [5]

Как литературный жанр французская элегия восходит к античной элегии Тибулла, Проперция и Овидия. Ее задачи, согласно Буало, – «скорбеть над гробом и воспевать радости и печали влюбленных». Расцвет французской элегии приходится на середину XVIII века, когда свои стихотворения начинает публиковать Эварист Парни. Её задача по-прежнему заключается в воспевании любви и скорби, при этом до революции процветает элегия любовная, а после – жалостная, которая и нашла отражение в поэзии Ленского в виде «неопределённой меланхолии».

Эту меланхолию как пафос литературного произведения позже переняли ключевые романтики, в числе которых были Гёте и Шиллер, и всё же мотив неопределенной тоски не является исконно романтическим, так как он появляется намного раньше и унаследован от французских элегиков.

Однако перманентная тоска – не единственный повод причислить Ленского к французским элегическим поэтам: в их стихах чрезвычайно распространены мотивы разочарования в жизни и предчувствия скорой смерти. Они выражены в переживаниях юного поэта, который также:

– бродит в роще при свете луны;

– скорбит о закате счастливых дней своей весны;

– думает о близкой смерти;

– «меланхолически бряцает» на лире, выражая скорбь и разочарование в жизни;

– гадает, придут ли к урне с его прахом друзья, в особенности «она»;

– иногда зовёт друзей похоронить его и посещать его гроб (в таком случае описывается его одинокая, унылая могила);

Теперь посмотрим на Ленского. Он тоже «с лирой странствовал на свете», тоже «пел разлуку и печаль, и нечто, и туманну даль», а также «поблёклый жизни цвет без малого в осьмнадцать лет» – половину черт увядающего юноши Пушкин вводит сразу, в описании вернувшегося из Германии Ленского.

Остальные черты раскрываются, когда Пушкин показывает читателю предсмертные записки героя. Они начинаются с оплакивания безвозвратно ушедшей молодости (напомним, что Ленскому 18 лет):

Куда, куда вы укатились,
Весны моей златые дни?..

Следом перед поэтом отворяются двери гроба:

А я, быть может, я гробницы
Сойду в таинственную сень…

Наконец, смиренно принимается грядущее забвение и выражается надежда на появление возлюбленной:

Забудет мир меня; но ты
Придешь ли, дева красоты…

Единственное, чего мы не видим в предсмертных стихах Ленского, – описание своей будущей могилы: поэт не успевает закончить элегию и засыпает. Однако здесь на помощь приходит Пушкин; после сцены с дуэлью он пишет такие строки:

Но ныне… памятник унылый
Забыт. К нему привычный след
Заглох. Венка на ветви нет;
Один, под ним, седой и хилой,
Пастух по-прежнему поёт
И обувь бедную плетёт… 

Сходство с французскими элегическими пейзажами наблюдается и здесь. По мнению литературоведа Незеленова, Пушкин заимствует изображение одинокой «урны» у Мильвуа: тот написал три версии на тему забытой могилы, одна из которых, переведенная К.Н. Батюшковым, очень схожа с описанием могилы Ленского:

Лишь пастырь, в тихий час денницы,
Как в поле стадо выгонял,
Унылой песнью возмущал
Молчанье мёртвое гробницы…

И правда, судьба одинокой «урны» Ленского аналогична: его могила располагается в глуши, а единственным её гостем оказывается блуждающий неподалеку пастырь, что говорит о полном забвении поэта другими людьми.

Мы не можем однозначно утверждать, что описание гробницы Ленского взято Пушкиным у Мильвуа, поскольку оно отвечает обычным традициям элегического стиля (сельская глушь, забвение, время от времени появляющийся пастырь). Но если это правда, то Пушкин таким образом в очередной раз по-доброму подшучивает над Ленским, заимствуя образ его могилы именно у этого француза: «Millevoye ни то, ни сё, но хорош только в мелочах элегических» [5].

Дружба с Онегиным

Онегин и Ленский традиционно рассматриваются как антитеза друг другу. Они как «волна и камень», «стихи и проза», «лёд и пламень» – Пушкин мог бы развить это противопоставление на конкретных примерах из жизни героев, но вместо этого он пишет: «Не столь различны меж собой». Если с антитезами всё понятно, то что подразумевается под «не столь различны»? 

Среди пушкинистов достаточно популярной является теория о том, что Ленский – это прошлое Онегина, хотя в тексте не очень много информации для обоснования такой идеи. Из характеристики Евгения мы знаем, что Пушкину нравилась его «мечтам невольная преданность», также автор чувствовал сходство с героем в том, что «в сердцах обоих жар угас». Получается, что некогда Онегин тоже был восторженным идеалистом с пылким сердцем, как теперь его новый сосед Владимир. Поэтому они духовно притягиваются друг к другу, несмотря на внешнее различие.

Объяснить слова «не столь различны меж собой» можно, правда, и без превращения Онегина в Ленского – просто речь идет не о характерах, а о потребностях. Если мы разберём следующие несколько строк, то поймем, что именно потребность в общении стала причиной взаимной симпатии Ленского и Онегина.

Сперва взаимной разнотой
Они друг другу были скучны;
Потом понравились; потом
Съезжались каждый день верхом
И скоро стали неразлучны.
Так люди (первый каюсь я)
От делать нечего друзья.

Ключевые слова (настолько ключевые, что Пушкин в тексте выделяет их курсивом) – «от делать нечего»: и Евгений, и Владимир страдали от скуки в сельской глуши и пытались хоть чем-то себя занять, поэтому «лёд и пламень» оказались «не столь различны меж собой», несмотря на наглядную разность характеров.


Онегину эта недоучившаяся пифия, разумеется, очень понравилась по той простой причине, что Онегину прежде всего было необходимо <…> дать какую-нибудь работу или глазам, или ушам. А так как Ленский болтал восторженно и неудержимо, то, стало быть, участь онегинских ушей была вполне обеспечена. [4]

Нам очень повезло с литературным даром Писарева, которому принадлежит приведенная цитата и который в силу довольно ощутимой личной неприязни к Ленскому настолько досконально критикует общение двух героев, что практически переворачивает с ног на голову традиционное представление об их беседах. И хотя сначала совсем не хочется соглашаться с доводами Писарева, осознание его правоты под конец все-таки приходит.

По сюжету романа Онегин и Ленский всё свободное время ведут философские беседы:

Меж ими всё рождало споры
И к размышлению влекло:
Племён минувших договоры,
Плоды наук, добро и зло,
И предрассудки вековые,
И гроба тайны роковые,
Судьба и жизнь в свою чреду,
Все подвергалось их суду.

Интересно, что ни одной такой беседы Пушкин не представляет читателю, несмотря на то, что в этих беседах намного полнее «могли бы обнаружиться и особенности геттингенской души, и охлаждённости онегинского ума» [4]. Писарев рассматривает это как повод усомниться в содержательности на первый взгляд очень серьезных споров Онегина и Ленского: были ли это вообще споры? Ведь Пушкин, желая показать доброту онегинского сердца, практически «уничтожает возможность серьезных споров, влекущих к размышлению» [4]:

Онегину всё было ново;
Он охладительное слово
В устах старался удержать
И думал: глупо мне мешать
Его минутному блаженству –
И без меня пора придёт;
Пускай покамест он живёт
Да верит мира совершенству…

Получается, что чуткий и сдержанный Онегин большую часть времени просто молчит, чтобы не разрушить иллюзии Ленского, потому что герои с очень большой вероятностью имеют противоположные точки зрения на темы, которые занимают их умы.

Возьмём, например, «племён минувших договоры», то есть исторические события: здесь, по мнению Писарева, без охладительных слов было бы не обойтись, потому что Ленский, согласно своей натуре, строил бы «красивые и трогательные теодицеи», а Онегин разрушал бы их реальными аргументами. «Плоды наук» – здесь мнения должны расходиться ещё сильнее, потому что наука – высшая степень рационального, то есть того, что чуждо Ленскому и близко Онегину. «Добро и зло» – на этом этапе спора герои уже смело могли бы вызывать друг друга на дуэль.

Со всеми остальными темами ситуация похожая: Пушкин предлагает Евгению и Владимиру спорить о таких вещах, на счёт которых они просто не могут иметь одинакового мнения. Получается, что один всегда что-то утверждает, а другой отрицает, но возможно ли это, если Онегин постоянно старается сдержать «охладительное слово» (то есть своё настоящее мнение)?


При этой политике совершенно невозможны серьёзные разговоры о предметах, вызывающих на размышление. И так как Пушкин нам действительно не сообщает ни одного подобного разговора, то мы имеем полное право утверждать, что Онегин и Ленский были совершенно не способны к серьёзным рассуждениям. [4]

Мы могли бы упрекнуть Писарева в излишней придирчивости и напомнить, что литературный сюжет не терпит сослагательного наклонения, а наши аргументы – всего лишь предположения. Однако сложно оспорить тот факт, что герои в силу «взаимной разноты» в большинстве случаев будут иметь разное мнение на тот или иной счёт, что рано или поздно приведёт их к разногласиям.

Дуэль

Онегин и Ленский становятся врагами по той же причине, по которой стали друзьями – «от делать нечего». Критик Писарев высказался очень ёмко и на этот счёт:


Читатель решительно не знает, кому отдать пальму первенства по части тупоумия – Онегину или Ленскому. Единственное возможное объяснение этого нелепейшего случая состоит в том, что оба они, Ленский и Онегин, совершенно ошалели от безделья и от мертвящей скуки. [4]

Действительно, если проанализировать всё произошедшее на именинах Татьяны, мы увидим, что повод для дуэли практически притянут Ленским за уши. Как всё было: на праздник съехалось очень много гостей, в то время как Ленский обещал Онегину, что они проведут вечер в узком семейном кругу Лариных. Это вывело Евгения из себя, и он решил в отместку Владимиру пригласить Ольгу на котильон. Соответственно, когда Ленский предложил своей невесте танец, она отказалась по той простой причине, что уже пообещала котильон Онегину.

Растерянный Ленский наблюдает за их танцем и видит, как Онегин жмёт Ольге руку и шепчет «пошлый мадригал». Это обескураживает молодого поэта, он в отчаянии покидает праздник и по дороге домой решает вызвать Онегина на дуэль.

Но прежде, чем осуждать Евгения за непристойное на первый взгляд поведение, важно учесть нормы и традиции дворянского общества XIX века: женщины могли танцевать не только с мужьями или женихами, но и с другими кавалерами, и это никоим образом не было предательством или дурным тоном. Разговоры и комплименты во время танцев были традицией, намного страннее было бы видеть Онегина с Ольгой, танцующих молча. Наконец, рукопожатия были если не актом приветствия, то элементом танца. Получается, что все поступки Онегина никак не нарушают нормы приличия.

Важно ещё понимать, что читателю известно намного больше, нежели Ленскому: Пушкин сообщает нам про «пошлый мадригал» (причём пошлый здесь – «обыкновенный, ничем не примечательный, заурядный» [3]) и крепкое рукопожатие, после которого у Ольги появляется румянец, поэтому мы знаем, что Онегин не просто танцевал с невестой друга, но и тешил таким образом своё самолюбие. Но сам Ленский просто не мог этого видеть: мадригал Евгений говорил шепотом, поэтому в шумной гостиной услышать его было невозможно. Румянец на лице Ольги появился бы и без мадригалов Онегина, потому что во время энергичного котильона к лицу приливает кровь.

Что касается рукопожатия, то это, наверно, единственное, что Ленский мог заметить – и этого хватило ему для того, чтобы вызвать на дуэль друга и усомниться в верности девушки, в которую он влюблен с детства и с которой у него свадьба через неделю.

Мы могли бы понять мотивы Ленского, который «верил в мира совершенство», если бы не его разговор с Онегиным в третьей главе. Возвращаясь от Лариных, Евгений открыто называет невесту Владимира глупой:

Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне…

Такое высказывание является чуть ли не прямым оскорблением чести Ольги и довольно веским поводом для дуэли. Но что делает Ленский? Всего лишь прекращает разговор и замолкает, хотя на самом деле должен отстоять честь любимой женщины. Зато когда Онегин несколько минут танцует с Ольгой, у Ленского рушится весь мир:

Не в силах Ленский снесть удара…

Получается, что по-настоящему обидные вещи задевают его намного меньше, чем поступки, сделанные в шутку. По причине такого не поддающегося логике поведения мы не можем воспринимать обиду Ленского всерьёз: не исключено, что «геттингенская душа» в тот вечер перебрала с алкоголем или брусничной водой, что негативно повлияло на её дальнейшую судьбу.

Соответственно, мы видим, что на именинах Татьяны не происходит почти ничего криминального, вопреки традиционной трактовке происходящих там событий. Поэтому искать причину дуэли стоит не только в недальновидности Онегина, но и в напускной впечатлительности Ленского.

Сама дуэль обыгрывается Пушкиным очень интересно. Намёк на то, что она однажды произойдет, содержится в тех же словах, что и рассказ о начале дружбы героев:

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень…

Пушкин пишет «они сошлись» – а где обычно сходились люди в 19 веке? На дуэли. Судьба дружбы Ленского и Онегина с самого начала была предрешена и, более того, известна. Но если внимательно изучить события, происходящие перед самым поединком, мы поймем, что он никак не должен был состояться из-за серьёзных нарушений дуэльного кодекса:

– Онегин опаздывает на дуэль более чем на час;

– в качестве секунданта Онегин выбирает лакея, который не является благородным человеком, следовательно, не может принимать участие в поединке;

– Зарецкий должен был предложить противникам примириться, но он этого не делает;

– секунданты перед дуэлью не встречаются и не проговаривают правила [6].

Самым странным в сложившейся ситуации является тот факт, что Зарецкий, «в дуэлях классик и педант», игнорирует все нарушения кодекса, хотя мог отменить дуэль уже на этапе опоздания Онегина:

И человека растянуть

Он позволял не как-нибудь,

Но в строгих правилах искусства.

Пушкин даёт своим героям все шансы для того, чтобы предотвратить кровопролитие, но в итоге всё равно убивает Ленского. Почему? Значит, смерть поэта была неизбежна. Рассуждая о том, какая судьба ждала Владимира в случае, если бы он не погиб, Пушкин сначала предрекает герою великое будущее поэта, лира которого «гремучий, непрерывный звон в веках поднять могла». Однако допускается и совсем иной расклад событий, согласно которому Владимир превратился бы в обычного семьянина и «в деревне счастлив и рогат, носил бы стёганый халат»:

А может быть и то: поэта
Обыкновенный ждал удел.
Прошли бы юношества лета,
В нём пыл души бы охладел…

По мнению Белинского, с Ленским бы непременно случилось последнее:


В нём было много хорошего, но лучше всего то, что он был молод и вовремя для своей репутации умер. Это – повторяем – был романтик, и больше ничего. Останься он жив, Пушкину нечего было бы с ним делать, кроме как распространить на целую главу то, что он так полно высказал в одной строфе. [2]

Смерть Ленского, таким образом, – это смерть романтизма, который разбивается вдребезги при столкновении с прозой жизни – Онегиным. Этим сюжетным поворотом, как и всем образом Ленского, Пушкин иллюстрирует неприменимость философии романтизма к реальности.

Виктория Бурлакова

Источники

1. Пушкин А. С. Полное собрание сочинений. В 16 томах. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1937–1949.

Научная литература

2. Белинский В. Г. Собрание сочинений: в 3 т. Т 3: Статьи и рецензии 1843-1848 // Под ред. Ф. М. Головенченко. М., 1948.

3. Лотман Ю. М. Пушкин: Биография писателя. Статьи и заметки (1960–1990). «Евгений Онегин»: Комментарий. СПб.: Искусство-СПб, 1995.

4. Писарев Д. И. Пушкин и Белинский // Сборник ст. / Сост., вступ. ст. и примеч. А. М. Гордина. — М.: Гослитиздат, 1958. С — 387.

5. Савченко С. В. Элегия Ленского и французская элегия // Пушкин в мировой литературе. СПб.: Гос. изд-во, 1926. С. 64—98.

Дальше

Другие темы курса

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Красивые слова на 14 февраля маме
  • Дайте определение слову пословицы
  • Красивые слова про живопись
  • Михаил генин цитаты
  • Пословица добро по миру не рекой течет а семьей живет значение пословицы