Все будет правильно на этом построен мир смысл цитаты

Обновлено: 10.03.2024

Эти слова произнес Воланд в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Однако жизнь показывает, что ничего правильно не было, нет и похоже не будет. Разве правильно, что в этой жизни много зла, ненависти и боли? Разве правда, что сейчас деньги ценятся больше, чем любовь? Так в чем же смысл этих слов? Когда все будет правильно? И на чем же построен мир?

Лучший ответ

Скажем так все к чему то ведет. будь то безверие. предательство. помощь. а смысл. смыл нашей жизни в том, для кого мы есть смысл жизни. что приятнее любящих глаз. приятнее слов любимой «ты мой». разве перд смертью на нужны куча денег. мы хотим увидить в последний раз в жизни взгляд вечное и безмерной любви к нам, той одной.

ВсеволодМыслитель (6985) 13 лет назад

Но многое из всего перечисленного неправильно! Так не должно быть! Тогда получается слова Воланда полная чушь или я чего-то не понимаю?

Остальные ответы

он построен на внушениях.

Мир построен на мыслях!

мир построен на постоянных колебаних от плохого к хорошему,он также как и мы движет ,скачет туда сюда,все что назвал это не првильно,но ведь была и эпоха возрождения ,и в то же самое время были ужасные средние века,это своеобразный пульс показывающий жизнеспособность мира

Если вспомнить народную доволандовскую мудрость,то так и получается — что ни делается,всё к лучшему,но часто худшими способами.
Вообщем придётся всё делать самим и начинать делать с себя,тогда и способы будут не худшие :)

ну а кто в этом виноват? ? виноваты сами люди, мы сами, и даже ты лично, ведь тоже не святой и в своем маштабе тоже делаешь плохие и недобрые поступки, пусть мелочные, но делаешь свой вклад в мировое зло. (например, тебе дали сдачи в магазине больше чем положено, а ты заметил и прмолчал, или кого-то обсудил с друзьями)

А с чего Вы взяли. что есть здесь смысл?
Смысл в том, что Мир Справедлив
Всегда
И Миром правит Любовь
Просто увидеть это надо.
Когда ты сам любишь этот Мир. он тоже Любит тебя

ВсеволодМыслитель (6985) 13 лет назад

А за что любить этот мир?

А ты слушай сатану больше

Софья КрюковаПрофи (880) 3 года назад

Это-не классический сатана. В романе Воланд олицетворяет справедливость и если не смотреть на роман со стороны веры, то, блин, там он добрее некоторых людей. Вернее, нет. Это неверно. Он именно справедливый. К тому же, не сатана же это сказал, а Булгаков.

«Все будет правильно, на этом построен мир»- да, если что-то происходит, значит, это правильно, даже если нам это не нравится. Другое дело- справедливо ли? Несмотря на то, что Воланд-справедливость, справедливость и правильность это не одно и то же. Попробуйте посудить сами: возьмите любое событие из истории, а затем, не поддаваясь эмоциям, разберите на плюсы и на минусы, даже если это и трудно будет сделать. Что было бы и чего не было бы, если бы этого не случилось? И вы, я думаю, поймете, что все идет так, как это должно быть.

Также Воланд сказал, что каждый получает по своей вере) Если для вас этот мир такой, таким он и будет.

Читайте также:

      

  • Маркелова т в семантика оценки и средства ее выражения в русском языке
  •   

  • Что значит выражение аривидерчи
  •   

  • Откуда пошло выражение карл
  •   

  • Саид ты зачем убил моих людей фраза из фильма
  •   

  • Элизиум что это означает выражение

Сцена с этой фразой происходит в самом конце романа, когда подводятся итоги истории. Возрастной Воланд появляется и показывает Маргарите судьбу Понтия Пилата, который за своё предательство оказался заточен в некоем пространстве, где был вынужден вечно смотреть на Луну и страдать от головной боли вместе со своим гавгавычем.

Маргарита просит помиловать дедка, так как видимо считает, что персонаж Мастера заслужил большего, на что Воланд отвечает, что в этом нет смысла, так как «всё будет правильно, на этом построен мир»:

– Он говорит, – раздался голос Воланда, – одно и то же, он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же – лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га-Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что же поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какое-нибудь разнообразие, и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что он охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем.

– Двенадцать тысяч лун за одну луну когда-то, не слишком ли это много? – спросила Маргарита.

– Повторяется история с Фридой? – сказал Воланд, – но, Маргарита, здесь не тревожьте себя. Все будет правильно, на этом построен мир.

Весьма забавно, что про то, что якобы всё будет правильно и это основа мира говорит дьявол, то есть персонаж, который обычно старается учинить как можно больше зла и должен стараться сделать так, что всё было неправильно. Однако Воланд выступает в романе Булгакова как управляющий и наказывающий зло, то есть работает на благо.

Еще более забавно то, что в реальности мир основан на разложении и энтропии, и крайне редко что-то бывает правильно, гораздо чаще же всё правильное распадается и поглощается жуками и личинками. Именно распад является основой мира — всё, что человек видит перед собой, прекратит своё существование за весьма короткие в масштабах мира сроки, от 10 до 100 лет.

Введение

Понятие «крылатое слово» очень древнее. Уже в эпических поэмах  «Илиада» и «Одиссея» Гомера многократно встречаются выражения «крылатое слово», «вдохновенное слово»…

Без крылатых слов и выражений невозможно представить себе наш язык, они составляют основу образной речи. Их источниками могут быть как краткие цитаты и меткие фразы мудрецов, исторических лиц, так и строки из Библии или художественной литературы.

Первоисточником данного словаря является роман М.Булгакова «Мастер и Маргарита», но не следует забывать и о том факте, что некоторые выражения, ставшие задолго до написания романа афоризмами, писатель просто использовал в своем произведении, и считать его их автором не следует.

Воспользовавшись афоризмами из романа «Мастер и Маргарита», можно умело подчеркнуть значимость своих слов и мыслей, что и является целью употребления крылатых выражений.

         …ведь вы мыслите, как же вы можете быть мертвы (Азазелло).

Так говорят тогда, когда человек разочаровывается в своей жизни, а  разум и рассудок все еще при нем.

·         Вопросы крови — самые сложные вопросы в мире! И если бы расспросить некоторых прабабушек и в особенности тех из них, что пользовались репутацией смиренниц, удивительнейшие тайны открылись бы, уважаемая Маргарита Николаевна. Я ничуть не погрешу, если, говоря об этом, упомяну о причудливо тасуемой колоде карт. Есть вещи, в которых совершенно недействительны ни сословные перегородки, ни даже границы между государствами…Кровь – великое дело.  (Коровьев Маргарите)

Этот афоризм употребляют в спорных вопросах науки генетики; во время определения отцовства и материнства; а также, чтобы подчеркнуть обусловленность характера, манеры поведения человека его наследственностью.

·         Все будет правильно, на этом построен мир. (Воланд Маргарите)

Так говорят, поддерживая человека в трудных жизненных ситуациях, подбадривая его мыслью о том, что кто-то свыше непременно похлопочет о «правильности» происходящих событий. 

·         Все люди добры. (Иешуа Га-Ноцри Понтию Пилату)

Это выражение, ставшее афоризмом, люди употребляют в моменты восхищения добротой и чуткостью людей; также его используют с целью оправдания кого-либо, имея в виду то, что, совершая поступок, который впоследствии признали нехорошим, человек не желал делать зла.  

·         …он не был многословен на этот раз. Единственное, что он сказал, это, что в числе человеческих пороков одним из самых главных он считает трусость. (Афраний, об Иешуа)

Обычно с помощью этого выражением упрекают трусов, признавая слабость характера пороком и недостатком самого человека, невзирая на внешние обстоятельства, которые могли спровоцировать именно такое поведение.

·       Поздравляю вас, гражданин, соврамши! (Фагот)

Так отзываются о лжеце, который,«не краснея», позволяет себе публично врать.

·       Домработницы всё знают — это ошибка думать, что они слепые. (кот Бегемот)

Этот афоризм сопоставим еще с одним: «И у стен тоже есть свои уши». Так говорят, чтобы подчеркнуть неоднозначное положение и обязанности домашней обслуги.  

·       зачем же гнаться по следам того, что уже окончено (Воланд).

Так говорят в тех случаях, когда что либо предпринимать уже нет смысла, поскольку ранее все было сделано так, что теперь ничего не подлежит исправлению.

·       Интереснее всего в этом вранье то, что оно — вранье от первого до последнего слова. (Воланд)

Так говорят о тех словах, неправдивость которых видна с закрытыми глазами и не подлежит сомнению.

·         История рассудит нас. (кот Бегемот)

Эту фразу употребляет тот, кто не в силах доказать правоту и необходимость своих действий сегодня, но уверен, что его старания оценят и поймут в будущем. Также под этими словами подразумевают то, что время обязательно расставит все точки над «І» и рассудит, кто прав, кто виноват.

·         Каждому будет дано по его вере. (Воланд)

Этот афоризм используют, обучая и наставляя на правильные, полезные мысли, которые должны выражаться в верованиях человека, привнося в его  жизнь именно то, во что он верит.

·         Каждый украшает себя чем может. (кот Бегемот Воланду)

Так можно сказать о безвкусном или небогатом внешнем виде человека, а также употребить его в контексте широты его кругозора и умений.

·         Кирпич ни с того ни с сего никому и никогда на голову не свалится. (Воланд)

Этим афоризмом подчеркивают неслучайность происходящих с людьми событий, их обусловленность и аргументированность либо жизнью самого человека, либо посланием свыше (а может, и того и другого).

·          Люди, как люди… Ну, легкомысленны… ну, что ж… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их(Воланд).

Так высказываются о всеобщей проблеме нехватки или недоступности жилья.

·         Я буду молчаливой галлюцинацией. (кот Бегемот)

Так говорят люди, которые хотят убедить окружающих в том, что они ничуть не помешают им своим присутствием.

·         Он не заслужил света, он заслужил покой (Левий Матвей).

Так говорят в адрес того, кто в чем-то виноват, но все таки достоин снисхождения и помилования, хотя и не полного.

·         Нет документа, нет и человека. (Коровьев)

Обычно эту фразу употребляют люди тех профессий, что напрямую связаны с обработкой документов, бумаг и т.д., при отсутствии или неподобающем состоянии документации их клиентов.

·         Не шалю, никого не трогаю, починяю примус. (кот Бегемот)

Так выражаются те, кто отрицает свои проступки, ссылаясь на полное повиновение, послушание и свою  смиренность.

·         Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! (Воланд Маргарите)

Таким образом человеку напоминают о его гордости. А также о том, что если ему действительно что либо нужно, это непременно у него будет.

·          Никогда не разговаривайте с неизвестными. (Автор)

Поучительный афоризм. Зачастую родители говорят эти слова своим детям, прививая им правила поведения в людных местах и предупреждая о возможной опасности со стороны незнакомцев. 

·         Праздничную полночь иногда приятно и задержать. (Воланд)

Так могут говорить тогда, когда очень хочется продлить момент наступления знаменательного дня. А также при окончании хорошего вечера, и нежелании его прекращать.  

·         Правду говорить легко и приятно. (Иешуа Га-Ноцри)

Употребляется в случаях, когда говорящий хочет объяснить легкость и мелодичность своей речи, подтверждая факт ее правдивости.

·         Помилуйте… разве я позволил бы себе налить даме водки? Это чистый спирт! (кот Бегемот)

Может употребляться за застольем, когда разнообразие алкогольных напитков оставляет желать лучшего.

·         Я не хотела бы быть на той стороне, против которой этот Абадонна. (Маргарита) Результаты для обеих сторон всегда бывают одинаковы. (Воланд)

Афоризм говорит о равноценности последствий как для победителя, так и для проигравшего, о преимуществах и недостатках для обоих. Например, его могут употреблять в криминалистической практике (потерпевший и обвиняемый).

·         Рукописи не горят. (Воланд Мастеру)

Равноценно пословице «Что написано пером, не вырубишь топором». Подчеркивает значение информации на бумаге, ее отображение в материальном.

·         Свежесть бывает только одна — первая, она же и последняя. А если осетрина второй свежести, то это означает, что она тухлая! (Воланд)

Так говорят внимательные и требовательные покупатели, когда продавец может позволить себе подобную несуразицу по отношению к качеству продукта.

·         Ну что ж, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит. (Воланд)

Может употребляться в качестве напутствия влюбленным, для их поддержки и во имя осознания ими той ответственности друг за друга, которая теперь лежит у них на плечах.

·         Факт — самая упрямая в мире вещь. (Воланд голове Михаила Александровича Берлиоза)

Этот афоризм употребляют, характеризуя события, поступки, слова, которые не подлежат опровержению, поскольку их однонозначность  не вызывает никаких сомнений. Его часто используют журналисты, адвокаты, критики, педагоги…

·         Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! (Воланд)

Об этом афоризме вспоминают в случаях неожиданных летальных исходов, которые случаются не там, где полагалось бы, и не с теми, для кого можно было бы их вполне ожидать.

·                     (Воланд — Бегемоту: Пошёл вон.) Я ещё кофе не пил, как же это я уйду? (кот Бегемот)

Такую фразу может употребить как желанный, так и нежеланный гость тогда, когда всерьез либо в шутку его вежливо просят уйти.

Просмотр содержимого документа

«Словарь крылатых выражений из романа «Мастер и Маргарита» (творческая работа ученицы)»

Данный текст отражает субъективное мнение автора поста,
основан на предположениях и домыслах.

Все будет правильно, на этом построен мир.

I

Роман «Мастер и Маргарита» за годы его существования был буквально разобран на цитаты. Многие из которых давно живут своей собственной жизнью. Однако, их исходный смысл заложенный автором может помочь понять суть известного романа.

Булгаковский мир романа построен исключительно правильно. В нём нет случайностей и повисших линий брошенных в никуда. Сказаное — сказано намерено, с определённой целью и логикой. Квинтэссенцией романа можно считать фразу о противопоставлении добра и зла:

Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла,и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?

Именно так представляет себе автор вынужденную противоположность сил добра и зла. Зло не представляется чем-то плохим, но является лишь неизбежным противовесом добра и обеспечения справедливости.
Сам роман так же представляется равновесием жанров. Выведены противопоставление комедии (Москва) и трагедии (Ершалаим). Олицетворение борьбы добра со злом и воплощением фразы: «То, что в первый раз происходит как трагедия, повторяется как комедия.»  В Москве вновь  предают Христа, но теперь это больше похоже на фарс, а потому вместе с ним «хоронят» и Сатану. Роман написан именно таким каким был задуман. Всё на своих местах, поэтому каждая сюжетная линия равнозначна и важна для понимания  замысла автора.

Есть версия, что Афраний, начальник тайной стражи, является воплощением Сатаны в эпоху Понтия Пилата и он так же является проводником справедливости и воздаяния в том мире и хронотопе. События в Ершалаиме и Москве имеют временное совпадение — происходят в Страстную Седьмицу. С одной стороны описываются события положившие начало религиозной традиции, с другой — во что в итоге превратили эту священную для христиан неделю в советскую эпоху. Вместо строжайшего поста увеселительные заведения, рестораны, фокусы, варьете, алкоголь и чревоугодие. И именно на участников этого земного шабаша находится управа. Именно против этих грешников работает Воланд и несёт возмездие. Зло побеждает зло. По народным представлениям в Страстную неделю с того света отпускаются все умершие. Поэтому Воланд посещает Москву как центр отрицания Бога и разгула Зла и проводит ежегодный Бал Королей (самых страшных грешников).

Писатель представляет идею противостояния добра со злом как аналогию с судебным процессом, прениями, поединком между Богом и Сатаной, хотя в виду эпохи отрицания  Бога, в Московское время тот остаётся практически за рамками романа. Исходно Сатана — это еврейское слово, означающее «противник» или «обвинитель». В Ветхом Завете это слово никогда не используется в качестве имени и часто применяется по отношению к людям. Так в Ветхом Завете Бог позволяет сатане испытать Иова, чтобы проверить, останется ли тот верным ему даже после того, как потеряет всё. Такому же испытанию был подвергнут Фауст, и теперь Мастер. Поэтому автор постоянно обращается к образам и сюжетным линиям «Фауста» Гёте. Цитирует бессмертное:

«Ты кто?

Часть силы той, что без числа

Творит добро, всему желая зла.»

(я в курсе, что Булгаков приводил другие слова, но эти мне приятнее)

Именно в «Фаусте» Гёте, как в первоисточнике, Булгаков желает, чтобы читатель искал основу для ответов на свои вопросы. Подчёркивает: «Всё уже сказано, умейте увидеть.»
Воланд приехал на работу и за одно испытать Мастера. Это предпасхальная неделя. Когда по народным повериям отпускаются души всех мёртвых и они могут погулять на земле. Бал Сатаны это тягостная обязанность для Воланда и его свиты, но он должен её исполнять. П
редполагается, что по поводу Мастера у Воланда заключён некий договор с Богом.  Проверяется верность Мастера божественному началу, которое воплощается в его писательском таланте ( чем у Фауста выступала наука).

По сути Воланд заказывает, пусть и не напрямую, роман Мастеру.

Начинается с того, что Мастер выигрывает в лотерею большую сумму денег. Безусловно очевидно, что такой выигрыш был подстроен Сатаной, который покровительствует азартным играм. Как и Берлиоз для Бездомного Воланд является заказчиком романа об Иисусе Христе.   Точнее не об Иисусе, а о Понтии Пилате, так как фигура Иешуа должна быть незначительной и замыленной. Сатана играется с человечеством, насмехается, видя что оно катиться в отрицание Бога и его величия, ему нужна книга-документ о ничтожности фигуры Христа, чтобы перетащить ещё больше людей на сторону зла. Свидетельством того что слова книги это слова Дьявола состоит в том что Дьявол называет участников тех событий, которыми он помнит они именовались тогда как реальные люди, а не персонажи Евангелий. В Иешуа не остаётся ничего божественного, он просто нищий юродивый вздумавший баламутить людей. Однако, Мастер слышит не только голос дьявола, но и голос Бога, когда пишет свою книгу. Поэтому замысел Сатаны остаётся нереализованным, а писатель разрывается и решает сжечь свою книгу. Воланд возвращает рукопись из небытия.

II

Кровь — великое дело!

В книге Булгаков делает отсылки к книге А. Дюма «Королева Марго». По книге Маргарита оказывается родственницей королевы Екатерины Медичи, саму её постоянно сравнивают с Маргаритой Наварской (дочерью Екатерины Медичи). Обе Маргариты бездетны, замужем за нелюбимыми, но при этом уважаемыми ими мужчинами. Обе личности живут в кровавый период истории и если у королевы это было время борьбы католиков с гугенотами, «кровавая свадьба» с её мужем Генрихом Наварским гугенотом, за которой последовала страшнейшая Варфоломеевская ночь с резнёй гугенотов. То Маргарита Николаевна тоже живёт во времена богоборчества, только в её мире религия уничтожается под корень.

— Намекну: одна из французских королев, жившая в шестнадцатом веке, надо полагать, очень изумилась бы, если бы кто-нибудь сказал ей, что ее прелестную прапрапраправнучку я по прошествии многих лет буду вести под руку в Москве по бальным залам.

Маргариту так и называют в романе —  светлая королева Марго. В антитезу её матери Екатерине Медичи, которую называли Черной королевой. Вероятно, в романе есть отсылка к роду Медичи которые могли наградить Волонда хромотой.

…Но я сильно подозреваю, что эта боль в колене оставлена мне на память одной очаровательной ведьмой, с которой я близко познакомился в 1571-м году в Брокенских горах, на Чертовой Кафедре.

В 16 века именно Екатерина Медичи славилась своими связями с нечистой силой, и многие слухи были совсем не беспочвенны, вплоть до того что она устроила жертвоприношения младенца в попытке спасти от смерти своего сына. Клану Медичи было присуще генетическое заболевание характеризующееся эрозивным артритом периферических суствов, проявление которого называли «Синдромом Медичи». https://valkiriarf.livejournal.com/698466.html


Будучи врачом, Булгаков мог намекать именно на этот  наследственный недуг протягивая тонкую ниточку к той самой королеве чьей внучкой была Маргарита Николаевна. И именно поэтому так важна кровь (наследственность) Маргарита не обращённая ведьма, а ведьма потомственная. И Воланд видить доказательства этому в поведении Маргариты.

Эдуар Деба-Понсан. Екатерина Медичи смотрит на протестантов, убитых после расправы в Варфоломеевскую ночь. 1880

III

Ещё один интересный вопрос, почему свите Волонда нужна именно женщина с именем Маргарита.

—  Установилась  традиция, — говорил далее Коровьев,  — хозяйка бала должна  непременно носить имя  Маргариты, во-первых, а во-вторых, она должна быть местной уроженкой. А  мы, как  изволите видеть, путешествуем и в данное время  находимся в Москве.  Сто  двадцать  одну  Маргариту  обнаружили  мы в Москве, и, верите ли, — тут Коровьев с отчаянием хлопнул себя по  ляжке, —  ни одна не подходит. И, наконец, счастливая судьба…

Нигде не говориться, что королева бала должна быть королевских кровей. Это счастливая случайность. А вот имя несёт большое значение. С одно стороны, конечно, это отсылка к немецкой Гретхен (Маргарите) из Фауста. С другой, намёк на Маргариту Наварскую, но могут быть ещё более глубокие аналогии. Католическая святая Маргарита (в православии Марина Антиохийская) известна победой на диаволом и змеем.
Согласно «Золотой легенде» и другим текстам, Маргарита (в правосл. традиции Марина) родилась в Антиохии  и была дочерью языческого жреца Эдессия. Выгнанная отцом из-за принадлежности к христианству, дева поселилась в полях вместе со своей кормилицей и её стадами. Олимврий, римский епарх (префект), увидал Маргариту-пастушку и предложил ей брак, при условии, что она отречется от Христа. Отказ Маргариты привел к тому, что её жестоко пытали и, после череды чудес, в 304 году она была убита.

В первый раз дьявол является Марине в темнице, в ночь после первого дня пыток, когда она молится. В русской агиографии подчёркивается, что в этой молитве сама Марина испрашивает Господа: «Дай мне увидеть врага рода человеческого, воюющего против меня. Пусть он лицом к лицу станет предо мной. Ты Судия и Властитель живых и мертвых; так суди между мной и диаволом. Избавь меня от погибели. Помоги мне одолеть его. Твоей непобедимой силой и отправь сатану в преисподнюю». Приняв образ змея (дракона), сатана поглощает пленницу. Марине же удаётся сотворить в его чреве молитву и крестное знамение, что поглотившего её разрывает на части. Вновь оказавшись на полу в темнице, Марина замечает в углу самого сатану; лично Веельзевула. Признав, что в образе дракона Марина повергла Руфа, своего сородича, князь бесовский, приступает ко второму натиску, физическому. Особенность, отличающая вмц. Марину от других святых дев и даже мужей, состоит здесь в том, что сатане, в отличие от людей, перед которыми девушка бессильна, Марина оказывает активное физическое сопротивление. Она не только молится, но ещё и атакует дьявола всеми подручными средствами, и победа оказывается на её стороне. Вступив с Вельзевулом в физическое единоборство, Марина продолжает творить молитвы, и вдруг замечает лежащий в углу темницы медный молот. Схватив него, она начинает бить им сатану по голове, удерживая его за волосы (или за рога). Наступив сатане на шею, Марина произнесла:»Отступи от меня, беззаконный отец геенны!» После этого небеса раскрылись, тело мученицы получило исцеление от вчерашних ран; голос свыше ободрил её ничего не бояться, призвав: «А теперь, Марина, изучи помышления сатаны, испытай его сердце и свяжи навеки». Беседа, в которую Вельзевул вступает с девушкой, представляет собой третий натиск сатаны. Здесь под личиной откровенности рассказа о своих злодеяниях он вновь пытается увлечь её в те грехи, которым юная девушка противостоит. Но и здесь Марина побеждает диавола (с) Вики

Возможно, Булгаков использует имя Маргариты как отсылку к персонажу с подобным именем, который однажды уже попрал дьявола и дьявол хочет насладиться новой игрой с теми же участниками. Побороть не только Мастера, но и женщину что наречена христианским именем его победительницы. И именно из этого может возникать проивопоставление Крови и Имени. Маргарита в этом случае более ведьма и королева, чем воплощиние и последовательница святой Маргариты. Противопоставление телесного и духовного.


Рафаэль. Святая Маргарита.

IV

Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами всё дадут!

Очень расхожая фраза из книги, которую цитировали к месту и не к месту и забывали о её исходном смысле. Эта фраза антитезой отсылает нас к евангельскому:

11:9. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам;
ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
11:10. ибо всякий просящий получает, и ищущий
находит, и стучащему отворят.

Только смиренный может просить. А Сатана культивирует грех гордыни с одной стороны, а с другой вообще подвергает сомнению смысл молитвы. Именно в  молитве святая Маргарита просит Бога уничтожить Сатану. С Маргаритой Николаевной разыгрывается обратная игра. Она не просит Воланда за себя и тем самым не обменивает своей души. Именно поэтому кровь имеет такое большое значение. С одной стороны в Маргарите сильно ведьмовское начало, а с другой в ней течёт королевская кровь, а короли являются помазанниками божими и не могут склонить ни перед кем головы или просить о чём-либо.

V
— Он не заслужил света, он заслужил покой, — печальным голосом проговорил Левий.

Многие считают, что роман закончился тем, что Мастер и Маргарита умерли и со свитой Волонда покинули этот мир, чтобы достигнуть какого-то места где их будет ждать вечный дом и сад. Однако, это совсем не конец истории, если читать внимательно и понимать какие новые литературные параллели прокладывает автор. Итак, действительно Левий Матвей передаёт просьбу Иешуа дать покой Мастеру и Маргорите.

Он [Иешуа] прочитал сочинение Мастера… и просит тебя, чтобы взял с собою Мастера и наградил его покоем. Неужели это трудно тебе сделать, дух зла?


— Мне ничего не трудно сделать, — ответил Воланд, — и тебе это хорошо известно… — Он помолчал и добавил: — А что же вы не берете его к себе, в свет?

— Он не заслужил света, он заслужил покой, — печальным голосом проговорил Левий.

Так становиться понятно, что есть свет — обитель Ангелов и Бога, есть Тьма подвластная Сатане и есть Покой, так же находящийся в ведении последнего. Такую тройственную систему загробного мира представил в своей «Божественной комедии» Данте Алигьери. Ад, Рай, Чистилище. Это разделение не соответсвует христианской традиции . По всем законам жанра максимум на что могут расчитывать Мастер с Маргаритой это Чистилище и преодолевая его круги они должны искупить свои грехи и достигнуть его вершины, которая представляет собой Земной Рай. Тот самый Сад, который засадил Господь, где запретил есть от Древа Познания Адаму и Еве, а  дальше вы в курсе что случилось. Змей совратил людей и стал хозяином сада, а Адам с Евой  были оттуда изгнаны.

Теперь  прежде чем вознестить в Рай Небесный грешники, пройдя все круги Ада, Чистилища попадают в  Рай Земной. Именно, туда просит Иешуа поместить Мастера с Маргаритой. Именно в саду встречает Беатриче своего Данте и там они забывают свои грехи, очищаются от них. То есть Господь просит для героев наиболее мягкого наказания в их ситуации. На рисунке снизу можно видеть схему Дантевского Ада, он воронкой пронизывает всю толщу Земли. С другой стороны Земли находится гора Чистилище и её вершиной является Земной Рай. Оттуда души могут попасть в Рай Небесный. Изображён как радуга из благодетелей за которые можно достигнуть его. Туда входят Наука, Духовная любовь, Сила духа, Благословение, Размышления, Христианское мучиничество.

Подробное изображение Чистилища Данте
Вершина — тот самый Замной Рай или Райский Сад или покой по Булгакову.

VI

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

Зная это, можно внимательнее присмотреться к окончанию романа и понять, что Мастер и Маргарита, как до них Фауст с Гретхен и Данте с Беатриче вознеслись на Небо. Сатана как справедливый участник Высшего суда не хочет приводить в исполнение несправедливый приговор, слишком много настоящих грешников он видел на своём веку. Воланд  считает, что эта пара заслуживает Рая, поэтому в конце он предлагает Мастеру последний шанс, исправить свой главный грех. Мастер как создатель героя (персонажа романа) Понтия Пилата обрёк его в своём романе на бесконечное ожидание прощения и отпущения грехов. Освободить Пилата, как Создатель, может только Мастер.  Именно поэтому за Пилата по сути просит  с одной стороны Иешуа, а с другой стороны Воланд. Потому что Понтий Пилат был нужен этому миру, чтобы Иешуа мог искупить грехи человечества. Именно поэтому было написано: Все будет правильно, на этом построен мир. 

Мастер нарушил эту максиму.

— Ваш роман прочитали, — заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, — и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя. Около двух тысяч лет сидит он на этой площадке и спит, но когда приходит полная луна, как видите, его терзает бессонница. Она мучает не только его, но его верного сторожа, собаку. Если верно, что трусость — самый тяжкий порок, то, пожалуй, собака в нем не виновата. Единственно, чего боялся храбрый пес, это грозы. Ну что же, тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит…

…Он говорит, — ответил Воланд, — одно и то же. Он говорит, что и при луне ему нет покоя и что у него плохая должность. Так говорит он всегда, когда не спит, а когда спит, то видит одно и то же: лунную дорогу, и хочет пойти по ней и разговаривать с арестантом Га- Ноцри, потому что, как он утверждает, он чего-то не договорил тогда, давно, четырнадцатого числа весеннего месяца нисана. Но, увы, на эту дорогу ему выйти почему-то не удается, и к нему никто не приходит. Тогда, что ж поделаешь, приходится разговаривать ему с самим собою. Впрочем, нужно же какое-нибудь разнообразие, — и к своей речи о луне он нередко прибавляет, что более всего в мире ненавидит свое бессмертие и неслыханную славу. Он утверждает, что охотно бы поменялся своею участью с оборванным бродягой Левием Матвеем….

Не надо кричать в горах, он все равно привык к обвалам и это его не встревожит. Вам не надо просить за него, Маргарита, потому что за него уже попросил тот, с кем он так стремится разговаривать. — Тут Воланд опять повернулся к мастеру и сказал: — Ну что же, теперь ваш роман вы можете кончить одной фразой!
Мастер как будто бы этого ждал уже, пока стоял неподвижно и смотрел на сидящего прокуратора. Он сложил руки рупором и крикнул так, что эхо запрыгало по безлюдным и безлесым горам:
—Свободен! Свободен! Он ждет тебя!
Горы превратили голос мастера в гром, и этот же гром их разрушил. Проклятые скалистые стены упали. Осталась только площадка с каменным креслом. Над черной бездной, в которую ушли стены, загорелся необъятный город с царствующими над ним сверкающими идолами поверх пышно разросшегося за много тысяч лун сада. Прямо к этому саду протянулась долгожданная прокуратором лунная дорога, и первым по ней кинулся бежать остроухий пес. Человек в белом плаще с кровавым подбоем поднялся с кресла и.что-то прокричал хриплым, сорванным голосом. Нельзя было разобрать, плачет ли он или смеется, и что он кричит. Видно было только, что вслед за своим верным стражем по лунной дороге стремительно побежал и он.

И незамедлительно  Мастер и Маргарита получают прощение и их принимают в рай, так как Мастер искупил свой главный грех:

…Так говорила Маргарита, идя с мастером по направлению к вечному их дому, и мастеру казалось, что слова Маргариты струятся так же, как струился и шептал оставленный позади ручей, и память мастера, беспокойная, исколотая иглами память стала потухать. Кто-то отпускал на свободу мастера, как сам он только что отпустил им созданного героя. Этот герой ушел в бездну, ушел безвозвратно, прощенный в ночь на воскресенье сын короля-звездочета, жестокий пятый прокуратор Иудеи, всадник Понтий Пилат.

Ещё по теме https://stihya.livejournal.com/253533.html

Шедевр русской литературы подарил миру множество гениальных высказываний – они заставляют задуматься.

Культовый, мистический, немного таинственный роман о любви и смерти, о добре и зле заставляет нас чаще задумываться о вечном, неизбежном и скоротечном.

Булгаков трудился над книгой более 10 лет и, возможно, сам не подозревал, что диалоги разойдутся на цитаты. Можно десятки раз перечитывать «Мастера и Маргариту» и каждый раз находить в произведении что-то новое для себя.

Я о милосердии говорю… Иногда совершенно неожиданно и коварно оно проникает в самые узенькие щелки.

Невозможно до конца знать человека. Иногда невозможно и самого себя познать до конца.

И даже если нам кажется, что в ком-то нет ничего светлого, это не значит, что так и есть. В самый неожиданный момент человек может сильно удивить и проявить доброту к ближнему, причастность к чужому горю.

Несчастный человек жесток и черств. А все лишь из-за того, что добрые люди изуродовали его.

Не бывает исключительно добрых или даже полностью злых людей. Всему и всегда есть причины.

Зачастую злыми и жестокими становятся от тяжелой жизни, несчастий, предательств и прочих тягот от руки человека или самой судьбы.

Правду говорить легко и приятно.

Мудрость для всех любителей соврать или приукрасить для красного слова. Как бы ни была сладка и безопасна ложь, правда всегда лучше. И дело не только в спасении души от обмана и греха.

Дело в облегчении, которое ощущает человек, который не несет тяжелый груз лжи на душе, которому не придется придумывать новую ложь, чтобы скрыть первую.

Никогда и ничего не бойтесь. Это неразумно.

Мария Дац

Мария Дац Эксперт в сфере «Психология»

Страх — это всего лишь эмоция. Но многие люди его очеловечивают, превращают в нечто реальное и страшатся самого страха.

Оттого они готовы прятаться за этой эмоцией и ничего не делать. Но страх только в нашей голове, и если мы его сможем побороть и прогнать, жизнь покажется совсем иной. А страшная ситуация окажется не такой уж м страшной.

Фото: кадр из сериала «Мастер и Маргарита» (2005)

Что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени?

О борьбе и в то же время связи добра и зла сказано немало. Кто упрямо верит, что без зла в мире жить было бы лучше, глубоко ошибаются.

Это как день и ночь: добро и зло неразрывно связаны. И если не будет зла, то и мерило доброты просто исчезнет.

Будьте осторожны со своими желаниями — они имеют свойство сбываться.

Воланд не зря предупреждал Маргариту о действиях и последствиях. Ведь он понимал всю суть человеческой натуры и знал, что многие люди сами не ведают о том, чего желают.

Мария Дац

Мария Дац Эксперт в сфере «Психология»

И правда, бывает так, что получив желаемое, люди не испытывают удовлетворение. Рушатся ожидания, нет никакого послевкусия от сбывшейся мечты. Тут одно из двух: либо мечты были не те, либо исполнение желаний достается слишком суровой ценой, которую человек не готов был заплатить.

Я тебе сказку расскажу. Была на свете одна тетя. И у неё не было детей и счастья вообще тоже не было. И вот она сперва долго плакала, а потом стала злая.

Озлобленность не всегда рождается на свет вместе с человеком. Иногда это следствие того, что люди несчастны, и нет в этом мире никакой отдушины: того, что послужило бы оплотом и маяком в этом сером мире.

Зачем же гнаться по следам того, что уже давно окончено?

Иногда людям сложно признаться самим себе что все прошло, наступил финал. Будь то отношения, чувства или что-то еще.

Жить в розовых очках проще и безболезненнее, чем признавать хоть и суровую, но реальность. А отпускать — это вообще удел сильных. «Слова только мешают понимать друг друга». 10 вдохновляющих цитат из «Маленького принца»

Да, человек смертен, но это было бы еще полбеды. Плохо то, что он иногда внезапно смертен, вот в чем фокус! И вообще не может сказать, что он будет делать в сегодняшний вечер.

Мария Дац

Мария Дац Эксперт в сфере «Психология»

Не все в силах это признать, но жизнь никому ничего не обещает. Нам не обещано ни завтра, ни даже сегодня. Но многим кажется, что кирпич свалится с крыши или трамвай переедет кого-то другого. А наша жизнь словно застрахована.

Отсюда и вечные перекладывания важных дел на потом, синдром отложенной жизни, упущенное попусту время.

Поймите, что язык может скрыть истину, а глаза — никогда! Встревоженная вопросом истина со дна души на мгновение прыгает в глаза, и она замечена, а вы пойманы.

Недаром говорят, что глаза — зеркало души. По невербальным сигналам считывается больше информации, чем по вербальным.

И как бы ни был хитер и ловок человек, как бы страстно он не хотел обмануть и провести вас, в истинный момент в его глазах можно прочитать всю правду.

Фото: кадр из сериала «Мастер и Маргарита» (2005)

Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится… Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом… она была счастлива? Ни одной минуты!

Мария Дац

Мария Дац Эксперт в сфере «Психология»

Деньги, добропорядочный и интеллигентный муж, высокое положение и защита от всех в мире неудобств — гарант комфорта, но не счастья. Маргарита прочувствовала это на своей шкуре, идя по улице с букетом желтых цветов. С виду идеальная жизнь для нее была настоящей мукой. Все потому, что не было любви.

Люди склонны придавать богатству и деньгам слишком большое значение, а потому откладывают или отодвигают личное счастье на второй план. Что в корне неверно.

«Не думайте слишком много»: цитаты из «Мэри Поппинс», которые помогут смотреть на жизнь проще

Всё будет правильно, на этом построен мир.

Даже Воланд — князь тьмы и повелитель теней, понимал, что мир устроен правильно. Он не черный, не белый. Он правильный.

В нем соседствуют свет и тень, день и ночь, добро и зло, любовь и ненависть, жизнь и смерть. Все это нужно для баланса: без одного не было бы и другого. Поэтому не нужн осетовать на жизнь, нужно принимать все, что она преподносит, ведь в этом ее великий замысел.

Тот, кто любит, должен разделять участь того, кого он любит.

«И в горе, и в радости» — по великому замыслу именно так должны жить два любящих человека. Быть вместе не только, когда все хорошо, комфортно, есть достаток, но и когда ради любимого придется чем-то поступиться и пожертвовать.

Мария Дац

Мария Дац Эксперт в сфере «Психология»

Главное: чтобы эта жертва и это желание было искренним, идущим изнутри, чтобы в этом была потребность вашей души, а не требованием партнера.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Красивые слова воспитателям от родителей на день воспитателя
  • Пословица про помощь старикам
  • Нострадамус цитаты и афоризмы
  • Мастер и маргарита фразы и цитаты кота
  • Цитаты про возвращение любви