Я гражданин мира кто сказал эту цитату

Фразы и цитаты Диогена Синопского, древнегреческого философа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Aразы и цитаты Диогена Синопского, древнегреческого философа

Диоген Синопский — древнегреческий философ (412 до н. э., Синоп — 10 июня 323 до н. э., Коринф), основателя школы киников, ученик Антисфена.

  • Я — гражданин мира.
  • Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
  • Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.
  • Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, Диоген ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь».
  • Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.
  • Я чихаю только тогда, когда мне в нос попадает соринка, в других случаях я не чихаю.
  • Увидев судачивших женщин, Диоген сказал: «Одна гадюка у другой берет яд взаймы».
  • Злодеи подчиняются своим страстям, как рабы хозяевам.
  • Когда Диоген грелся на солнце в Крании, Александр Македонский, остановившись над ним, сказал: «Проси у меня, чего хочешь». Диоген ответил: «Не заслоняй мне солнца».
  • Среди бела дня Диоген бродил с фонарем в руках, объясняя: «Ищу человека».
  • На вопрос, откуда он, Диоген сказал: «Я — гражданин мира».
  • Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.
  • Народу много, а людей немного.
  • Он просил подаяния у статуи; на вопрос, зачем он это делает, Диоген сказал: «Чтобы приучить себя к отказам».
  • Обращайся с сановниками, как с огнем: не стой ни очень близко, ни очень далеко от них.
  • Об одной грязной бане Диоген спросил: «А где мыться тем, кто мылся здесь?»
  • Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.
  • На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он сказал: «Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами никогда».
  • Сладострастие — занятие людей, ничем другим не занятых.
  • На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген ответил: «Молодым еще рано, старым уже поздно».
  • Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином.
  • Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец — самый опасный из ручных животных.
  • Увидев прихорашивающуюся старуху, Диоген сказал: «Если для живых — ты опоздала, если для мертвых — поторопись».
  • Если ты подаешь другим, подай и мне, если нет, то начни с меня.
  • Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.
  • Диоген, увидев, как ехавший на колеснице олимпионик Диоксипп все больше поворачивал назад голову, заглядевшись на красивую женщину, смотревшую на шествие, и не в силах оторвать от нее глаз, воскликнул: «Смотрите, как бы девчонка не свернула молодцу шею!»
  • Возвращаясь из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, Диоген ответил: «Народу много, а людей немного»

30.01.2018

31.01.2018 14:03

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

 Имя этого тролля, и некоторые факты о нем знает практически каждый. Зовут его Диоген Синопский, или просто Диоген.
Древнегреческий философ, один из ярчайших представителей школы киников, ученик ее основателя Антисфена.
 Вошел в историю как человек с крайне неординарным мировоззрением и поведением, свободный от предрассудков, не кланяющийся ни перед кем. В глазах своих сограждан его образ жизни был очень оригинальным и даже эпатирующим.
 Диоген ценил аскетическую добродетель и подражание природе. И считал это главной целью человека, путем достижения — труд, разум и упражнения.
 Его точку зрения можно разделять, отвергать и даже презирать. Но это был несомненно мудрейший человек, знаток человеческой психологии с великолепным чувством юмора. Многие его поступки и изречения вошли в историю.

Споры с Платоном

Диоген неоднократно спорил с Платоном. Однажды топча циновку, он восклицал: «Топчу спесь Платона». Когда Платон изрек, что человек — это «двуногое без перьев», то Диоген ощипал петуха и назвал его платоновским человеком. Платон, в свою очередь, называл его «сумасшедшим Сократом». Возражая учению Платона о сущности вещей, Диоген говорил: «чашу вижу, а чашности — нет». Видя скудный образ жизни Диогена, Платон заметил, что даже в рабстве у тирана Сиракуз Дионисия он не мыл сам овощи, на что получил ответ, что если бы мыл овощи сам, то не оказался бы в рабстве.

Рабство у Ксениада

Участвовал в Херонейской битве, но попал в плен к македонцам. На невольничьем рынке на вопрос, что он умеет, ответил: «властвовать людьми». Купил его некто Ксениад в качестве наставника своим детям. Диоген научил их верховой езде, метанию дротиков, а также истории и греческой поэзии. Умирая, он попросил своего хозяина похоронить его лицом вниз.

Эпатаж

Диоген эпатировал современников, принимая пищу на площади и публично мастурбируя, говоря при этом: «Вот кабы и голод можно было унять, потирая живот!». Однажды Диоген на городской площади начал читать философскую лекцию. Его никто не слушал. Тогда Диоген заверещал по-птичьи, и вокруг собралась сотня зевак. «Вот, афиняне, цена вашего ума», — сказал им Диоген. — «Когда я говорил вам умные вещи, никто не обращал на меня внимания, а когда защебетал, как неразумная птица, вы слушаете меня разинув рот». Диоген считал афинян недостойными называться людьми. Он насмехался над религиозными церемониями и презирал верящих снотолкователям. Демагогов и политиков он считал льстецами черни. Себя объявил гражданином мира; пропагандировал относительность общепринятых норм морали.

Случаи из жизни Диогена

  • Однажды, уже будучи стариком, Диоген увидел, как мальчик пил воду из горсти, и в расстройстве выбросил из сумы свою чашку, промолвив: «Мальчишка превзошёл меня в простоте жизни». Он выбросил и миску, когда увидел другого мальчика, который, разбив свою плошку, ел чечевичную похлебку из куска выеденного хлеба.
  • Диоген просил подаяние у статуй, «чтобы приучить себя к отказам».
  • Когда Диоген просил у кого-нибудь взаймы денег, то говорил не «дайте мне денег», а «дайте мои деньги».

  • Когда Александр Македонский пришёл в Аттику, то, разумеется, захотел познакомиться с прославленным «маргиналом» как и многие прочие. Плутарх рассказывает, что Александр долго ждал, пока сам Диоген придет к нему выразить свое почтение, но философ преспокойно проводил время у себя. Тогда Александр сам решил навестить его. Он нашёл Диогена в Крании (в гимназии неподалёку от Коринфа), когда тот грелся на солнце. Александр подошёл к нему и сказал: «Я — великий царь Александр». «А я, — ответил Диоген, — собака Диоген». «И за что тебя зовут собакой?» «Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой человек — кусаю». «А меня ты боишься?» — спросил Александр. «А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?» «Добро», — сказал тот. «А кто же боится добра?» Наконец, Александр сказал: «Проси у меня чего хочешь». «Отойди, ты заслоняешь мне солнце», — сказал Диоген и продолжил греться. На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые потешались над философом, Александр якобы даже заметил: «Если бы я не был Александром, то хотел бы стать Диогеном». По иронии судьбы Александр умер в один день с Диогеном 10 июня 323 года до н. э.

  • Когда афиняне готовились к войне с Филиппом Македонским и в городе царили суета и волнение, Диоген стал катать по улицам туда и сюда свою глиняную бочку, в которой жил. На вопрос, для чего он так делает, Диоген отвечал: «У всех сейчас хлопоты, потому и мне нехорошо бездельничать, а пифос я катаю, потому что ничего другого у меня нет».
  • Диоген говорил, что грамматики изучают бедствия Одиссея и не ведают своих собственных; музыканты ладят струны на лире и не могут сладить с собственным нравом; математики следят за солнцем и луной, а не видят того, что у них под ногами; риторы учат правильно говорить и не учат правильно поступать; наконец, скряги ругают деньги, а сами любят их больше всего.
  • Фонарь Диогена, с которым он бродил среди бела дня по людным местам со словами «Ищу Человека», стал хрестоматийным примером ещё в античности.

  • Однажды, помывшись, Диоген выходил из бани, а навстречу ему шли знакомые, которые только собирались мыться. «Диоген, — спросили они мимоходом, — как там, полно народу?». «Полно», — кивнул Диоген. Тут же ему встретились другие знакомые, которые тоже собирались мыться и тоже поинтересовались: «Привет, Диоген, что, много людей моется?». «Людей — почти никого», — покачал головой Диоген. Возвращаясь как-то раз из Олимпии, на вопрос, много ли там было народу, он ответил: «Народу много, а людей совсем мало». А однажды он вышел на площадь и закричал: «Эй, люди, люди!»; но когда сбежался народ, напустился на него с палкой, приговаривая: «Я звал людей, а не мерзавцев».
  • Диоген то и дело занимался рукоблудием у всех на виду; когда афиняне по этому поводу замечали, мол, «Диоген, всё понятно, у нас демократия и можно делать что хочешь, но не перегибаешь ли палку?», он отвечал: «Вот бы и голод можно было унять, потирая живот».
  • Когда Платон дал определение, имевшее большой успех: «Человек есть животное о двух ногах, лишённое перьев», Диоген ощипал петуха и принёс к нему в школу, объявив: «Вот платоновский человек!» На что Платон к своему определению вынужден был добавить «…и с плоскими ногтями».
  • Однажды Диоген пришёл на лекцию к Анаксимену Лампсакскому, сел в задних рядах, достал из мешка рыбу и поднял над головой. Сначала обернулся один слушатель и стал смотреть на рыбу, потом другой, потом почти все. Анаксимен возмутился: «Ты сорвал мне лекцию!» «Но что стоит лекция, — сказал Диоген, — если какая-то солёная рыбка опрокинула твои рассуждения?».
  • Диоген, увидев, как рабы Анаксимена Лампсакского носили много­численные пожитки, спросил, кому они принадлежат. Когда ему ответили, что Анаксимену, он возмутился: «И не стыдно ему, владея таким имуществом, не владеть самим собой?».
  • На вопрос, какое вино ему пить вкуснее, он ответил: «Чужое».
  • Однажды кто-то привёл его в роскошное жилище и заметил: «Видишь, как здесь чисто, смотри не плюнь куда-нибудь, с тебя станется». Диоген осмотрелся и плюнул ему в лицо, заявив: «А куда же плеваться, если нет места хуже».
  • Когда кто-то читал длинное сочинение и уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!».
  • К надписи одного новобрачного, написавшего на своём доме: «Зевесов сын, Геракл победоносный, здесь обитает, да не внидет зло!» Диоген приписал: «Сперва война, потом союз».
  • Увидев неумелого стрелка из лука, Диоген уселся возле самой мишени и объяснил: «Это чтобы в меня не попало».
  • Однажды Диоген просил подаяния у человека со скверным характером. «Дам, если ты меня убедишь»,— говорил тот. «Если бы я мог тебя убедить,— сказал Диоген,— я убедил бы тебя удавиться».
  • Кто-то попрекал его порчей монеты. «То было время,— сказал Диоген,— когда я был таким, каков ты сейчас; зато таким, каков я сейчас, тебе никогда не стать». Кто-то другой попрекал его тем же самым. Диоген ответил: «Когда-то я и в постель мочился, а теперь вот не мочусь».
  • Увидев сына гетеры, швырявшего камни в толпу, Диоген сказал: «Берегись попасть в отца!».
  • В большой толпе народа, где также находился Диоген, какой-то юноша непроизвольно выпустил газы, за что Диоген ударил его палкой и сказал: «Послушай, мерзавец, неужели не сделав ничего, чтобы дерзко вести себя на публике, ты начал показывать нам здесь свое презрение к мнениям (большинства)?».
  • Однажды философ Аристипп, который нажил состояние, восхваляя царя, увидел, как Диоген промывает чечевицу, и сказал: «Если бы ты прославлял царя, тебе не пришлось бы питаться чечевицей!» На что Диоген возразил: «Если бы ты научился питаться чечевицей, то тебе не пришлось бы прославлять царя!».
  • Однажды, когда Антисфен замахнулся на него палкой, Диоген, подставив голову, сказал: «Бей, но ты не найдешь такой крепкой палки, чтобы прогнать меня, пока ты что-нибудь не скажешь». С этих пор он стал учеником Антисфена и, будучи изгнанником, повел самую простую жизнь.

Афоризмы

  • Обращайся с вельможами, как с огнём; не стой ни очень близко, ни слишком далеко от них.
  • Протягивая руку друзьям, не сжимай пальцы в кулак.
  • Бедность сама пролагает путь к философии; то, в чём философия пытается убедить на словах, бедность заставляет осуществлять на деле.
  • Неграмотных и непросвещенных вы обучаете так называемым изящ­ным искусствам, чтобы у вас, когда понадобятся, под руками были образованные люди. Почему же вы не перевоспитываете дурных, чтобы потом воспользо­ваться ими, когда появится нужда в честных людях, так же как вы нуждаетесь в головорезах, захватывая чужой город или лагерь?
  • Злословец есть самый лютый из диких зверей; льстец — самый опасный из ручных животных.
  • Быстрее всего стареет благодарность.
  • Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных; гадание и астрология — самым безумным; суеверие и деспотизм — самым несчастным.
  • Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
  • Смерть — не зло, ибо в ней нет бесчестья.
  • Философия даёт готовность ко всякому повороту судьбы.
  • Я — гражданин мира.

Смерть

Умер, согласно Диогену Лаэртскому, в один день с Александром Македонским (по иронии судьбы). На его могиле был воздвигнут мраморный памятник в виде собаки, с эпитафией:

Пусть состарится медь под властью времени — всё же
Переживёт века слава твоя, Диоген:
Ты нас учил, как жить, довольствуясь тем, что имеешь,
Ты указал нам путь, легче которого нет.

Материал из Викицитатника

Картина Иоганна Тишбейна «Диоген искал человека»

Диоге́н Сино́пский (др.-греч. Διογένης ὁ Σινωπεύς, около 412 до н. э. — 323 до н. э.) — древнегреческий философ, ученик Антисфена.

Цитаты[править]

  • Бедность сама пролагает путь к философии. То, в чем философия пытается убедить на словах, бедность вынуждает осуществлять на деле.
  • Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.
  • Злодеи подчиняются своим страстям, как рабы хозяевам.
  • Злословец есть самый лютый из диких зверей, а льстец — самый опасный из ручных животных.
  • На вопрос, почему люди подают милостыню нищим и не подают философам, он сказал: «Потому что они знают: хромыми и слепыми они, может быть, и станут, а вот мудрецами никогда».
  • Обращайся с сановниками, как с огнем: не стой ни очень близко, ни очень далеко от них.
  •  

вопрос: Почему атлеты почти что лишены чувств или разума?
— Потому что состоят из свиного и бычьего мяса.[1][2]

  • Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.
  • Сладострастие — занятие людей, ничем другим не занятых.
  • Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином.
  • Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.
  • Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.
  • Я — гражданин мира.
  • Я чихаю только тогда, когда мне в нос попадает соринка, в других случаях я не чихаю.
  • Если в жизни нет удовольствия, то должен быть хоть какой-нибудь смысл.

О Диогене[править]

Клавдий Элиан, «Пёстрая история»[править]

  •  

Диоген из Синопы любил говорить, что обычные в трагедиях несчастья обрушиваются на него, потому что он
Страны родной лишен, скиталец, нищ и сир,
Без крова и в лохмотьях, днем живет одним.[3]
Однако всеми этими бедствиями Диоген был горд не меньше, чем Александр своей властью над миром, когда после покорения Индии возвратился в Вавилон. —

  •  

Диоген из Синопы, смертельно больной, едва передвигая ноги, добрёл до моста вблизи гимнасия, упал там и велел сторожу, когда тот заметит, что он уже не дышит, бросить его в Илисс. Столь равнодушен был философ к смерти и погребению. —

  •  

Диоген из Синопы был всеми покинут и одинок: из-за бедности он никого не мог принимать, а другие не хотели оказывать ему гостеприимство, страшась его страсти обличать и вечного недовольства словами и поступками ближних. Вынужденный питаться листьями, — это только и было у него — Диоген впал в уныние. Однажды, когда он закусывал хлебом, прибежала мышь и стала лакомиться падающими на пол крошками. Диоген внимательно наблюдал за ней, затем улыбнулся, повеселел и сказал: «Этой мышке ни к чему все афинские роскошества, ты же печалишься из-за того, что не можешь трапезовать с афинянами». С этих пор Диоген обрёл ясность духа. —

  •  

Рассказывают, что Платон называл Диогена сумасшедшим Сократом. —

Примечания[править]

  1. Примечание Юста Липсия к XV Нравственному письму Сенеки к Луцилию.
  2. С. А. Ошеров. Примечания // Луций Анней Сенека. Нравственные письма к Луцилию. — М.: Наука, 1977. — Серия «Литературные памятники». — С. 357.
  3. Источник цитаты не установлен. Речь идёт о мотивах, характерных для многих трагедий, хотя бы «Царя Эдипа» Софокла.

Диоген Синопский

Ок. 404—323 гг. до н. э.

Древнегреческий философ. Диоген презирал роскошь, выглядел как бродяга, жил в огромной бочке для вина.

Йорданс, Диоген ищет человека.

Все находится во власти богов; мудрецы — друзья богов; но у друзей все общее; следовательно, все на свете принадлежит мудрецам.

Для того чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.

Из этой жизни хорошо уйти, как с пира: не жаждая, но и не упившись.

Льстец — самое опасное из ручных животных.

Народу много, а людей немного.

Отцы и дети не должны дожидаться просьбы друг от друга, а должны предупредительно давать потребное друг другу, причем первенство принадлежит отцу.

Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем настроении.

Протягивая друзьям руку, не сжимай пальцы в кулак.

С правдой надо жить, как при огне: ни сильно приближаться, чтобы не ожег, ни далеко отходить, чтобы холодно не было.

Смерть не зло, ибо в ней нет бесчестья.

Те безрассуднее скотов, кто утоляет жажду не водой, а вином.

Те, кто содержит животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.

Торжество над самим собой есть венец философии.

Философия дает готовность ко всякому повороту судьбы.

Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.

Я — гражданин мира.

Диоген 79 цитат

Древнегреческий философ

Диоген

79
+122

Диоген Синопский (ок. 412 — 323 до н. э.) — Древнегреческий философ ученик Антисфена, основателя школы киников. Практиковал крайний аскетизм. Считал себя гражданином мира. По преданию жил в бочке.

Лучшие цитаты Диогена:

Льстец — самый опасный из ручных животных.

  • Лесть

Те, кто содержат животных, должны признать, что скорее они служат животным, чем животные им.

  • Животные

Протягивая руку друзьям, не надо сжимать пальцы в кулак.

Любовь можно заслуженно называть трижды вором — она не спит, смела и раздевает людей догола.

  • Любовь

Причинять муки своим завистникам — это быть в хорошем настроении.

Надежда — последнее, что умирает в человеке.

Я не сумасшедший, просто ум у меня не такой, как у вас.

Злодеи подчиняются своим страстям, как рабы хозяевам.

Философия и медицина сделали человека самым разумным из животных, гадание и астрология — самым безумным, суеверие и деспотизм — самым несчастным.

  • Астрология Суеверия

Для того, чтобы жить как следует, надо иметь или разум, или петлю.

Об одной грязной бане Диоген спросил: «А где мыться тем, кто мылся здесь?».

Человеку, спросившему, в какое время следует завтракать, Диоген ответил: «Если ты богат, то когда захочешь, если беден, то когда можешь».

Диоген просил подаяния у статуи; на вопрос, зачем он это делает, он сказал: «Чтобы приучить себя к отказам».

На одном ужине всем изрядно надоел своей плохой игрой арфист. Только Диоген громко хвалил его. На недоумение присутствующих он ответил: «За то молодец, что, будучи таким плохим музыкантом, все же продолжает играть, а не делается вором».

Торжество над самим собой есть венец философии.

Торжество над самим собой есть венец философии.

Однажды кто-то читал длинное сочинение, и когда уже показалось неисписанное место в конце свитка, Диоген воскликнул: «Мужайтесь, други: виден берег!»

На вопрос, в каком возрасте следует жениться, Диоген ответил: «Молодым ещё рано, старым уже поздно».

Диоген, увидев, как ехавший на колеснице олимпионик Диоксипп все больше поворачивал назад голову, заглядевшись на красивую женщину, смотревшую на шествие, и не в силах оторвать от нее глаз, воскликнул: «Смотрите, как бы девчонка не свернула молодцу шею!»

Однажды, принимая участие в разговоре о том, почему люди так охотно помогают нищим и так неохотно философам, Диоген заметил: «Это потому, что каждый предвидит возможность самому стать убогим, калекою, пьяницей, но никто про себя не думает, что он сделается философом».

— Я дам тебе милостыню, Диоген, если ты убедишь меня сделать это.
— Если бы я мог хоть в чем-то тебя убедить, я бы убедил тебя повеситься!

Плохих не люблю за то, что творят зло, хороших — что позволяют это делать

  • Зло

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пословицы о физических качествах
  • Если мужчина поднимает руку на женщину цитаты
  • Как красиво украсить слова на бумаге
  • Самое красивое сочетание слов
  • Призма восприятия цитаты