Жанры фольклора это сказка стихотворение пословица потешка

Жанры фольклора


Жанры фольклора

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1731.

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1731.

Фольклор – народное творчество, как устное, так и письменное, в котором отображается уклад жизни конкретного народа. К фольклору относятся различные жанры, каждый из которых имеет свои характеристики и особенности. Так какие жанры фольклора в литературе существуют?

Что такое фольклор?

Фольклор – искусство, создаваемое народом и бытующее в широких народных массах.

Фольклор зародился в древние времена, когда еще не существовало письменности и передавался из уст в уста. Он совмещал в себе все виды искусства: литературу, музыку,танец, театр и многое другое.

folk lore в переводе с английского означает «народная мудрость»

Термин «фольклор» впервые ввел английский ученый Уильямом Дж. Томсом в 1846 году.

В СССР к фольклору можно отнести частушки и анекдоты, которые стали очень популярны в результате поголовной цензуры. В этих произведениях завуалированно могла подвергаться критике действующая власть, а также политика, которой она придерживалась.

К фольклору относятся произведения всех трех видов: эпические, драматические, лирические.

Фольклорные жанры

К эпическим жанрам фольклора относятся былины, историческая песня, сказка, предание, сказ:

  • Былина – песня-сказание героического или исторического содержания. Главными героями здесь являются богатыри, которые отображали нравственные идеалы народа, а повествование ведется о жизни Древней Руси.
  • Историческая песня -рассказывает о событиях, произошедших в древние времена. Она похожа содержанием на былину, но является более достоверной, а объем ее, наоборот, меньше.
  • Сказка – повествование, в основе которого лежит фантастический вымысел. Это могут быть сказки о животных, бытовые или волшебные сказки.
  • Предание – рассказ о каких-либо событиях, произошедших в прошлом. Предание может быть и вымышленным, и достоверным.

К лирическим жанрам фольклора относятся пословицы, поговорки, колыбельные, песни, причитания, частушки:

  • Поговорка – краткое, но емкое высказывание, являющееся законченным суждением.
  • Пословица – краткое суждение, содержащее народную мудрость, например, чем богаты, тем и рады.
  • Частушка – жанр фольклора, чаще всего является четверостишием юмористического или сатирического содержания.
  • Колыбельная – песнь для убаюкивания младенца. Колыбельная является очень древним жанром фольклора. Это можно доказать по наличию в них заговоров-оберегов, так как древние люди верили, что таком образом они защитят свое дитя от темных сил.
  • Потешка – песенка-приговорка, где помимо стихотворные рифмы есть взаимодействие с ребенком. Например, “сорока-ворона Кашу варила, Деток кормила: Этому дала, Этому дала, Этому дала, А этому не дала”.
  • Пестушка -небольшой стишок, которым няни, мамы и бабушки сопровождали действия ребенка. Название произошло от слова “пестовать”, что означает “нянчить”.

Большое значение в лирическом роде имеет форма текста. Ведь все поэтические произведения написаны особым образом. Их отличает от прозы наличие особого стихотворного размера, ритма, рифмы, деления на строфы.

К драматическим жанрам фольклора относится народная драма.

  • Народная драма – произведение со сценическими элементами. Примером может служить произведение “Царь Максимильян”, “Театр Петрушки”.

Список жанры фольклора

Рис. 1. Список жанры фольклора.

Заключение

Что мы узнали?

Данная статья поможет школьникам узнать, что такое фольклор, его определение, и какие жанры фольклора существуют. Фольклорными могут быть все виды жанров: эпические, драматические, лирические.

Тест по теме

Доска почёта

Доска почёта

Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

  • Irina Afanaseva

    8/10

  • Алина Зайцева

    9/10

  • Галина Волкова

    10/10

  • Август Мандаринский

    10/10

  • Артемий Андреев

    10/10

  • Galina Kravtsova

    10/10

  • Даша Фролова

    10/10

  • Aliks Rim

    10/10

  • Азалия Суяшева

    9/10

  • Коля Беседин

    10/10

Оценка статьи

4.4

Средняя оценка: 4.4

Всего получено оценок: 1731.


А какая ваша оценка?

Литературное чтение, 2 класс

Урок 10. Оценка достижений по теме «Устное народное творчество»

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

Обобщение знаний по теме раздела «Устное народное творчество»

Глоссарий по теме

Устное народное творчество — это словесное творчество народа, передаваемое из уст в уста из поколения в поколение.

Фольклор – устное народное творчество.

Потешка — песенка, помогающая научить маленького ребенка понимать человеческую речь.

Прибаутка — шутливое выражение, обычно имеющее рифмованную форму или поговорочный характер и употребляемое для оживления речи, разговора.

Закличка — песня, исполняемая хором детей и обращенная к силам природы.

Колыбельная песня — песня, исполняемая при укачивании ребенка.

Сказка — литературное повествовательное произведение с невероятным сюжетом. 

Докучная сказка — малый жанр фольклора; сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста.

Волшебная сказка – это повествование о необыкновенных событиях и приключениях, в которых участвуют нереальные персонажи.

Бытовые сказки — это сказки в которых все действо происходят в обычных жизненных условиях и ситуациях.

Сказки про животных — древнейший вид сказок, героями которых выступают дикие звери: лиса, волк, медведь, заяц и др.

Зачин – это начало сказки, которое знакомит нас со сказочными персонажами, отправляет во время и место описываемых событий.

Троекратный повтор — один из отличительных признаков волшебной сказки, когда похожие события происходят три раза; кроме того в сказке бывает три героя.

Концовка – заключительная часть сказки.

Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл.

Поговорка — фразеологизм, отражающий какое-либо явление жизни, не являющийся законченным высказыванием.

Загадка – это малый жанр фольклора. В ней предмет описывается, но не называется. Поэтому загадка всегда требует отгадки.

Считалка — небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания одного участника из множества.

Ключевые слова

Устное народное творчество; большие и малые жанры фольклора; сказки; песни; загадки; пословицы; поговорки; потешки; прибаутки; считалки.

Основная и дополнительная литература по теме урока:

1. Литературное чтение. 2 класс. Учеб. для общеобразовательных организаций. В 2 ч. /( Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова и др.) – 6-е изд. – М.: Просвещение,2016., — 223с.:ил. С.56-64

2. Бойкина М. В., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Рабочая тетрадь 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных организаций. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2012. С. 29

3. Литературное чтение: аудиоприложение к учебнику Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого, М.В. Головановой и др. [Электронный ресурс]. — М. : Просвещение, 2013. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM) — Загл. с экрана.

На уроке мы узнаем о жанрах фольклора, их особенностях; научимся их различать; сможем систематизировать свои знания о произведениях устного народного творчества.

Основное содержание урока

Произведения устного народного творчества(фольклор) есть у каждого народа. Это его живая память, передаваемая от поколения к поколению, от дедов к внукам. В этих произведениях отразились жизнь и обычаи народа, его взгляды на мир и человека, представления о добре и зле. Сегодня мы продолжим разговор об устном народном творчестве, о его различных жанрах. 

Народ веками копил мудрость, которую передавал из поколения в поколение в виде сказок, пословиц, загадок и других видов устного народного творчества. Они и сейчас живут в нашем языке, помогают растить, учить и воспитывать детей, радоваться и переживать неудачи. Народное искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.

Одним из жанров устного народного творчества является лирическая народная песня. Лирические песни выражают чувства и настроение поющих. Каждая мама поет своему ребенку колыбельные песни. В старину часто использовались специальные песенки-заклички. Помните?

Дождик, дождик, веселей

Капай, капай, не жалей!

Только нас не замочи!

Зря в окошко не стучи —

Брызни в поле пуще:

Станет травка гуще!

Дождик, дождик, пуще,

Будет травка гуще.

Дождик, дождик, посильней,

Огород ты наш полей!

Народная песня – летопись жизни русского народа. Видов народной песни много, потому что песня сопровождала людей на протяжении всей жизни.

Отгадайте загадку.

В ней всегда конец хороший,

Добрый молодец пригожий, 

Бабка Ёжка у окна… 

Догадайтесь, кто она?

Что вы знаете о народной сказке? Народная сказка — это история или небылица, которую сочинили люди. Такое повествование не имеет конкретного автора. Народная сказка, как и любая другая, включает в себя присказку, зачин, завязку, развитие сюжета, кульминацию, троекратный повтор, развязку, концовку. В народной сказке добро всегда побеждает зло.

Другой жанр устного народного творчества связан с весельем и игрой. Это загадка. В загадках нас спрашивают про какой-либо предмет, не называя его. Они заставляют нас задуматься, поразмышлять. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». Загадка развивает ум, сообразительность, смекалку. В будущем умение загадывать и отгадывать загадки вам пригодиться. Недаром есть такая поговорка «загадка – для ума зарядка». Загадка всегда требует отгадку. Отгадайте загадки.

Крашеное коромысло через реку повисло

Золотое решето черных домиков полно.

Серовато,

Зубовато,

По полю рыщет,

Телят, ягнят ищет.

«Без пословицы речь не молвится»,- говорили на Руси. Пословица – краткое мудрое изречение, имеющее поучительный смысл. Чаще всего пословица рифмуется. В них говорится о семье: «Вся семья вместе, так и душа на месте», о труде: «Жизнь измеряется не годами, а трудами», о материнской любви: «При солнышке тело, при матери – добро».

Какие два жанра похожи между собой? Это потешки и прибаутки — это веселые, забавные, смешные стишки, придуманные для маленьких детей.

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Народное искусство – достояние нашей культуры. Необходимо беречь его, изучать и передавать будущим поколениям.

Разбор типового тренировочного задания

Текст вопроса

Малые жанры фольклора – это:

1. пословица

2. народная сказка

3. загадка

4. стихотворение

5. потешка

6. басня

7. рассказ

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

1. пословица

3. загадка

5. потешка

Разбор типового контрольного задания.

Текст задания.

Зачеркните слова, не относящиеся к сказкам:

лирическая, докучная, колыбельная, волшебная, зачин, закличка, потешка.

Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):

лирическая, докучная, колыбельная, волшебная, зачин, закличка, потешка

Колыбельные, потешки, прибаутки, пестушки, загадки – все это знакомо с детства каждому. На протяжении долгих лет произведения, созданные народом, передаются от одного поколения к другому. Наши бабушки, мамы, воспитывались на них, затем воспитывали и нас, а мы, в свою очередь, делимся багажом устного народного творчества со своими детьми. Фольклор для малышей подходит как нельзя лучше, его произведения легки для запоминания, образны и так им нравятся!
Воспитываем, обучаем и развиваем при помощи устного народного творчества.

Важность фольклора для малышей

У фольклорных произведений две важные функции – обучающая и развивающая. Знакомя детей с фольклорными произведениями, мы:

  • приобщаем их к народным традициям, знакомим с истоками;
  • обогащаем их духовный мир;
  • прививаем правильные ценности: любовь к семье родине, друзьям, трудолюбие, бережное отношение к природе;
  • в увлекательной форме учим жизни и ее премудростям;
  • развиваем речь, память, мышление, логику;
  • соотносим художественный текст с игрой;
  • формируем фонематический слух и развиваем речь (сначала ребенок просто ловит темп и ритм, а чуть позже начинает вникать и в слова, пытается воспроизвести услышанные звуки);

Образность, краткость, эмоциональность, живость языка, мудрость – все это устное народное творчество.

Жанры детского фольклора

Давайте рассмотрим каждый из жанров и его роль в жизни маленького человека.

1. Народные сказки

Они открывают малышу новый мир, наполненный богатством слов и выражений, поэтичностью языка, художественной выразительностью. Их легко можно разыгрывать по ролям. Сказки учат морали, впервые знакомят с такими понятиями, как добро и зло, жадность и щедрость, хитрость и глупость, смелость и трусость. Герои четко поделены на положительных и отрицательных. Поступки характеризуют каждого и них, благодаря чему кроха начинает понимать, что такое хорошо, а что такое плохо.

2. Пословицы и поговорки

Пословицы — образные поучительные изречения с выводом, поговорки — краткие устойчивые красноречивые выражения. Они отличаются емкостью и глубоким смыслом. Для ребенка помладше лучше использовать пословицы и поговорки с прямым значением. Например, пословица «Яблоко от яблони недалеко падает» вряд ли будет ему ясна, ведь он не поймет подтекста. А вот смысл пословиц «Без труда не вытащишь и рыбки из пруда», «Сделал дело – гуляй смело» поймет даже трехлетка, ведь тут смысл прозрачен.

3. Потешки

Название «потешки» говорит само за себя. Это короткие стишки, созданные ради потехи малышей, с целью их развеселить. Они, как правило, сопровождаются различными движениями. «Ладушки», «Сороку-ворону», «Козу рогатую», конечно, знают все.

4. Прибаутки

Прибаутки – это короткие веселые истории, помогающие в познании мира. От потешек они отличаются тем, что не сопровождаются игровыми действиями, но при наличии подходящих игрушек, их можно инсценировать.

5. Пестушки

Пестушки тоже получили свое название не зря, ведь пестовать – значит, холить и лелеять. Это ласковые приговоры в виде коротких стишков, направленные на ребенка. Пестушки предназначены для малышей, которые начинают активно двигаться, изучать свое тело и все, что окружает.

Фольклор очень важен для малышей. Он помогает в игровой форме расширить кругозор, развивает речь, память, образное мышление и даже физические навыки. Взрослый находится в контакте с крохой, взаимодействует с ним, дарит внимание и позитивные эмоции, что немаловажно для полноценного развития. Помимо перечисленных жанров устного народного творчества, существуют еще колыбельные, заклички, приговорки, считалки, дразнилки, скороговорки, перевертыши, припевки, небылицы, частушки, о которых мы поговорим в других статьях. Не забывайте о фольклорных традициях. Они помогут воспитать ребенка гармоничной личностью.

Иван Билибин, «Богатирь Вольга». Иллюстрация к былине «Вольга», 1903 г.
Иван Билибин, «Богатирь Вольга». Иллюстрация к былине «Вольга», 1903 г.Фото: Allpainters.ru

Для начала давайте разберёмся, что такое «жанр». Этот термин происходит от латинского слова generis – «род, вид, племя, поколение». В русский язык слово «жанр» (genre) попало из французского в XVIII веке, и оно сразу же закрепилось за сферой художественного творчества, хотя его изначальный смысл, скорее, генеалогический. Когда мы говорим о жанрах живописи, литературы или фольклора, мы обычно подразумеваем что-то вроде «родословной» или иерархической системы, наподобие родов-видов-классов-семейств животных в биологии или периодической таблицы химических элементов. Однако произведения культуры и искусства сложнее классифицировать, чем живые существа и явления природы.

Что такое фольклорные жанры

Это разные виды художественных высказываний с общими особенностями. Фольклорные жанры складываются сами собой, исходя из жизненных ситуаций и человеческих потребностей. Как мы определяем, что разные тексты относятся к одному и тому же жанру?

  • По общей функции: у них одни и те же область применения и цель. Например, колыбельные мы поём по вечерам ребёнку, чтобы он уснул, а анекдоты рассказываем в компании, чтобы посмеяться.
  • По общему набору тем и сюжетов. Например, в сказках обычно рассказывается про победу Иванушки над волшебным врагом и его женитьбе на царевне, а про несчастную любовь – нет. Для этого существуют другие жанры – лирические песни, романсы, баллады и т.п.
  • По общей стилистике: по стихотворному размеру, словесным формулам, типичным зачинам и концовкам и т.п. Например, по словам «ой, ты гой еси добрый молодец» мы легко узнаём былину, а по словам «у милёнка чёрны бровки» – частушку.

Все эти признаки позволяют понять, что за текст перед нами, чего от него ждать, как правильно реагировать на его содержание – тихо сидеть и слушать, подпевать или готовить ответное выступление; смеяться, пугаться или плакать; верить рассказанному или не верить.

Сколько жанров в фольклоре

Сказочные персонажи русских сказок

Сказочные персонажи русских сказок. Фото: Shutterstock / FOTODOM

Как мы знаем, фольклор – это не только словесные произведения, но и «народная мудрость» в самом широком смысле. Но даже если сузить понятие фольклора только до «устной литературы», жанров в нём всё равно окажется очень и очень много. Даже одно их перечисление может занять не одну страницу.

Более того, каждый фольклорный жанр имеет множество поджанров и разновидностей. Например, сказки бывают волшебные, о животных, новеллистические; песни – обрядовые, трудовые, плясовые, хороводные и др.; легенды – этиологические (о происхождении природных объектов и их названий), религиозные, исторические, городские. И так практически с каждым фольклорным жанром.

Чтобы ориентироваться в жанрах, их делят на «роды» и другие крупные категории. Обычно говорят о «жанровой системе» той или иной фольклорной традиции, то есть обо всей совокупности разных типов произведений для разных случаев жизни.

Эпос, лирика и драма

Классифицировать жанры можно по-разному, в зависимости от наших целей и от того, как мы трактуем понятие «фольклор». Один из самых старых способов – делить виды устного народного творчества так же, как делят жанры литературы. Ещё Аристотель придумал систему «эпос, лирика и драма» – её очень часто механически экстраполируют на жанры фольклора, но работает это далеко не всегда.

Скажем, к какому «роду» отнести сказку? Это точно не «лирика», поскольку она в прозе, хотя в сказках иногда попадаются и стишки, и песенки. Это и не «эпос», поскольку сказки короткие и несерьёзные, в их достоверность никто никогда не верил. В отличие от них, поэмы Гомера и любые другие эпические произведения раньше имели очень высокий статус, и их содержание считалось правдой. К тому же эпические сказители обычно пели свои произведения, в то время как сказки рассказывают. «Драмой» сказку тоже не назовёшь, хотя искусные сказочники могли исполнять их очень артистично и говорить за персонажей на разные голоса.

Другой подобный пример – народные игры. Их часто относят к «драматическому» фольклору, поскольку там иногда бывают персонажи и диалоги, например: «Бояре, а мы к вам пришли!» – «Бояре, а зачем вы пришли?» – «Бояре, нам невеста нужна!» и т.д. Но ведь есть много игр почти совсем без персонажей и без слов – «салочки», «лапта» и т.п. Есть и хороводные игры под песни – чем же они тогда не «лирика»?

Фольклор включает и музыку, и действие, и визуальную составляющую.

Фольклор включает и музыку, и действие, и визуальную составляющую. Фото: Freepik.com

Таких «противоречивых» фольклорных жанров очень много. Дело в том, что фольклор – это всё-таки не литература, то есть это не чисто словесное творчество. Фольклор по своей природе синкретичен – это значит, что, наряду со словами, он включает и музыку, и действие, и визуальную составляющую. Фольклором может быть и жест, и прозаический рассказ, и краткий возглас, и многое другое.

Как ещё можно делить фольклорные жанры

По размеру

Есть «большие» серьёзные, солидные жанры, например, былины и исторические песни, в которых воспеваются подвиги богатырей или рассказывается о деяниях известных людей прошлого (о Стеньке Разине, о взятии Казани Иваном Грозным). Такие произведения можно слушать долго, а исполнителями, как правило, бывают профессиональные сказители. «Средние» жанры – это песни, сказки, мифологическая внесказочная проза (былички, бывальщины, легенды). Такие тексты слушать приходится недолго, а рассказать или спеть их может более-менее каждый. А «малыми» жанрами фольклора, такими как пословицы, поговорки, анекдоты, тосты, потешки, загадки, мы так щедро сыпем каждый день, что даже их не замечаем.

По темам и областям применения

Здесь выделяют, например, обрядовый фольклор – свадебные, календарные песни, похоронные причитания, заговоры, молитвы, духовные стихи. Есть довольно большой раздел детского фольклора – игры, небылицы, дразнилки, страшные истории. Есть материнский фольклор – колыбельные, пестушки, потешки. Свой фольклор есть у любой социальной группы или субкультуры: у школьников, студентов, рабочих, бурлаков на Волге, заключённых тюрем, охотников, спелеологов, хиппи.

Жанровых классификаций можно придумать много, и фольклористы с удовольствием этим занимаются. Но не стоит забывать, что такие классификации довольно-таки условны – ни одну из них нельзя разработать раз и навсегда.

Почему так сложно?

Современные жанры фольклора

Рассказ о контакте с приведением заменяет сегодня былички о встрече с домовым или лешим. Фото: Shutterstock / FOTODOM

Фольклорные жанры не получается свести в какую-то единую систему потому, что их состав и отличительные особенности всё время меняются. Это происходит из-за того, что меняется сама жизнь, ситуации, запросы людей. Поскольку мы больше не водим хороводы на Троицу, не причитаем над покойниками и не устраиваем праздники в честь сбора последнего снопа ржи, соответствующие фольклорные жанры отмирают за ненадобностью. Нам больше незачем слушать сказки и былины, гораздо проще сходить в кино, театр или посмотреть сериал.

Но эти жанры не то чтобы совсем исчезли – они просто перестали быть фольклором и превратились в литературные произведения, которые мы читаем в книжке. А вот, например, внесказочная мифологическая проза по-прежнему живее всех живых, хотя этот жанр изменился: раньше в быличках рассказывали о встрече с домовым или лешим, а теперь – о контакте с инопланетянами, полтергейстом или снежным человеком.

Постоянно появляются и совершенно новые фольклорные жанры. Юмористические мемы, праздничные открытки из «Одноклассников», граффити, конспирологические истории, народные рецепты лечения коронавируса (имбирём, чесноком, водкой), городские легенды об отравленных СПИДом иглах в сидениях, воспоминания об исторических событиях (о войне, Чернобыльской катастрофе, «лихих 1990-х»), семейные предания – вот неполный список жанров, которые сегодня изучают фольклористы.

Итак, жанры фольклора – это живая и подвижная система, которая чутко реагирует на то, что важно для людей прямо сейчас. Раньше учёные выделяли жанры из общего массива народного творчества для того, чтобы сравнивать тексты между собой и находить лучшие образцы для прославления, подражания и увековечивания. Теперь же мы делаем это, чтобы понять, на какие проблемы из реальной жизни реагирует тот или иной фольклорный жанр, что он даёт людям и как характеризует наше общество.

Фото на анонс: Freepik.com

План урока:

Понятие о фольклоре

Разнообразие жанров фольклора

Понятие о сказке, отличительные черты жанра

Сказка «Царевна-лягушка»

Сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо».

Сказка «Журавль и цапля»

Сказка «Солдатская шинель»

Этический смысл русских народных сказок

Понятие о фольклоре

Нравственные идеалы народа. Хранители фольклора: сказатели, певцы, рассказчики

Творчество народа называют фольклором. Это понятие английского происхождения, переводится: «folk» — народ, люди; «lore» – мудрость, познание. Большая часть человечества на протяжении своей истории не ведало грамоты, но создавало устную народную культуру. Произведения фольклора – это итог многовековой человеческой мудрости, творчество многих поколений. Неписаная литература народа имеет коллективное авторство, тем не менее кажется, что творил ее один человек с устоявшимися нравственными идеалами. Потому народ считается автором фольклорных произведений, в них даны основы народных нравственных законов.

Фольклорные произведения отличаются особым сказовым стилем. Исполнители фольклора: гусляры-певцы[1], сказители и рассказчики испокон веков хранили традиции, которые переходили от поколения к поколению. Произведения фольклора передавались из уст в уста, даже когда на Руси появилась письменность. Происходило это потому, что христианская церковь старалась искоренить языческие верования, хранившиеся в народном творчестве, запрещала «в гусли гудеть и песни петь». Только с конца XVII в. фольклор, который считали примитивным творчеством, стали записывать со слов сказителей, певцов и рассказчиков, а со второй половины XVIII в. печатать. С середины XX в. словесное творчество народа окончательно уступило место письменному авторскому творчеству. Только в детской среде и для детей продолжают создаваться малые жанры фольклора.

skaziteli

Разнообразие фольклорных жанров

Особенности детского фольклора

Жанры русского фольклора многообразны: предания, легенды, сказания, былины, песни и сказки. Есть еще малые фольклорные жанры, некоторые из них принято называть детскими. Рассмотрим некоторые примеры фольклорных жанров небольших форм.

Потешки для маленьких детей – это занимательные стишки, сопровождающиеся игровыми действиями, их предназначение – развлечение и развитие ребенка. Вспомните «Ладушки, ладушки…», «Сороку-ворону» и пр. Прибаутками называют шутливые рассказики с простенькими сюжетами для забавы детей. Колыбельные для малышей создавались для убаюкивания (от слова «баять» – рассказывать), а сами песни называли байками. Мелодичный рассказ помогал детям уснуть. Страшилками называют придуманные детьми мистические истории, которые рассказываются с пугающей интонацией. Считалки нужны в игре, чтобы выбрать водящего или выбывающего участника. Дразнилки придумываются для высмеивания чьих-то негативных качеств. Эти насмешливые стишки часто сопровождаются гримасами и жестикуляцией. Скороговорки, труднопроизносимые фразы, являются упражнением для навыков правильного произношения. Загадка представляет собой иносказательное описание предмета, служит для развития сообразительности. Среди народных загадок есть такие, которые обучали умению считать, они похожи на математические задачи. Например, загадка «Летела стая гусей» и др.

zagadka pro gusei

Относятся к малым жанрам фольклора пословицы и поговорки, их цель донести при помощи художественных образов мудрую мысль в предельно краткой форме. Так, например, образ воробья стал иносказательным предостережением болтливому человеку в пословице:«Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь». Пословицы отличаются завершенностью мысли, поговорки являются лишь частью фразы. Столетиями жили и продолжают жить эти изречения, подтверждая народную мудрость: «Пословица век не сломится».

Понятие о сказке, отличительные черты жанра

Виды сказок

Сказка – это рассказ необычайного содержания, основанный на вымысле. Сказочный мир – не пустопорожний вымысел. Суть народной небылицы отражена в сочиненной А.С. Пушкиным присказке:«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок». Сказки учат главным жизненным принципам: борьбе со злом, доброте, преданности, справедливости, честности.

Неизвестно, когда на Руси появились эти древнейшие произведения. Слово «сказка» стали употреблять с XVII в., ранее их называли «басни», «байки» (от слова «баять»). Первые записи русских сказок были сделаны во второй половине XVII в. врачом царя Алексея Михайловича, англичанином С. Коллинзом, который в 1667 г. в Лондоне опубликовал несколько русских преданий и сказок в своей книге о России. Со времен Петра I, когда ослабло влияние церкви, запрещавшей «басни баять», сказки начали активно собирать и записывать, с XVIII в. стали издавать, появились литературно обработанные фольклорные сказки.

Простота и естественность сказок – признак произведений высочайшего мастерства. Отличительные черты народной сказки были определены особенностями ее композиции. Традиционной частью был сказочный зачин: «Жили-были» и др. Более развернутый зачин у волшебных сказок: «В некотором царстве…» Иногда предисловием была у сказки присказка, шутливая прибаутка, создававшая настрой слушателей. Присказки вставлялись и в середину повествования: «Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается». Присказка могла завершать сюжет: «Вот и сказочке конец, а кто слушал – молодец». Традиционны для сюжетов сказок концовки с упоминанием веселого пира или счастливого будущего героев: «Стали жить-поживать и добра наживать».

Используется в сказках прием троекратного повторения, повторяются трижды даже целые эпизоды. Число «три» в древности считалось магическим числом. Присущи языку сказок устойчивые эпитеты: конь добрый, удаль молодецкая, девица красная, леса дремучие, солнце ясное и пр. Выделяют три основные разновидности народных сказок: волшебные, бытовые, о животных.

Сказка «Царевна-лягушка»

Образы Василисы Премудрой и Ивана-царевича. Образы сил зла. Вера в торжество добра

Волшебные сказки – это своеобразная приключенческая народная литература. Сказочный герой совершает опасное путешествие в «тридевятое царство, тридесятое государство», где ему нужно пройти испытания, одержать победу над злом. Заканчиваются приключения всегда благополучно. Основные черты волшебных сказок определены мифическим мировоззрением древних людей, их магическими обрядами. В сказке «Царевна-лягушка» много магии, загадок, превращений. Скрытый смысл сказки раскрывает представления народа о добре и зле, мудрости и глупости.

В «Царевне-лягушке» есть троекратное повторение: на три года заколдована Василиса Премудрая; царь, у которого три сына, трижды испытывает своих невесток. Старшие царские сыновья корыстолюбивые и зловредные, младший сын – добродушен и бескорыстен. Иван-царевич в обыденной жизни скромен, мухи не обидит. Он беспрекословно подчинился воле отца, женившись на лягушке, терпеливо сносил обиды от старших братьев, которые зло подшучивали над ним. Неразумный поступок он совершил, когда, не спросив жены, сжег ее лягушачью шкуру. Чтобы вернуть Василису Премудрую, он решительно отправляется на ее поиски. В пути, несмотря на голод, царевич проявил милосердие и пощадил медведя, зайца, селезня и щуку, которые отплатили ему добром. Проявив удаль и бесстрашие, он справился с Кощеем Бессмертными спас Василису. В образе Ивана-Царевича отражены черты положительного героя, история которого присутствует во многих других сказках. Он всегда побеждает нечисть и зло, делает все для преумножения добра. Сказочный герой представляет собой образец правильного поведения честного, готового постоять за правду человека.

carevna lyagushka i ivan
 

Василиса Премудрая из-за заклятья Кощея Бессмертного должна была носить лягушачью шкурку, которая скрывала ее настоящую красоту. Красавица впала в немилость отца, потому что ему не нравилось, что дочь стала умнее его. Она для Ивана-царевича стала верной и заботливой женой, помогала решать мужу все проблемы. В образе Василисы Премудрой дан пример хорошей хозяйки и искусной мастерицы.

В сказке череда чудес основана на бытовых понятиях и представлениях русских людей. Об умении печь хлеб сказочник поведал с восхищением крестьянина, знающего толк в выпечке. По повелению царя жёны сыновей испекли по караваю. У жены старшего сына, боярской дочери, каравай подгорел. Жена среднего сына, купеческая дочь, каравай недопекла. У Василисы Премудрой каравай получился такой, какой царю доводилось лишь по праздникам есть. Потому и раскрываются подробности хлопотного дела: Василиса просеяла муку пшеничную через«частые решета, мелкие сита», тесто белое долго замешивала – вот и получился мягкий и рыхлый хлеб, который умелица разукрасила узорами мудреными.

Столь же уважаемо в глазах крестьянина искусство тканья и вышивания, которым владеет мастерица Василиса: где кольнет иглой – там «цветок зацветает», «хитрые узоры» появляются, «птицы летят». Высоко ценилось и считалось чудесным умение танцевать. Махнула левым рукавом Василиса – появилось озеро, махнула правым – поплыли по озеру белые лебеди. Закончила плясать, пропали и озеро, и птицы. Так изображено в сказке чудо танца, напоминающего движения лебедей с их медленным скольжением и плавным покачиванием.

Злое начало воплощено в отвратительных фантастических чудищах.Обычно в сказках Баба Яга предстает коварной похитительницей или зловещей ведьмой, враждующей с людьми. Жилище Яги представляет собой избушку на курьих ножках в глухом лесу, вдали от всего живого. Она словно живет на границе волшебного мира, стоит на его страже. Попавшему к Яге человеку грозит гибель, только сообразительность и смекалка помогают спастись. Но в этой сказке образ Бабы Яги предстал иным: она помогает доброму молодцу в поисках Василисы Премудрой, дает совет, как справиться с Кощеем.

carevna lyagushka i kashchei
 

Образ Кощея Бессмертного представляет собой могущественную враждебную людям силу, властелина царства темных сил. Он жесток даже к собственной дочери, не приняв ее превосходства. В образе этого сказочного персонажа воплощены самые негативные черты человека. Это хитрый, коварный, жестокий и агрессивный злодей, которого не убить «ни стрелой, ни пулей». Свою смерть злой чародей спрятал на острие иглы, которая была в яйце, хранившемся в утке. Утка спрятана в зайце, запертом в сундуке, подвешенном на цепях к вершине огромного дуба. Победить Кощея Бессмертного можно, только добравшись до его тайника. Непобедимого злодея смог одолеть с помощью животных Иван-царевич. Такой финал демонстрирует торжество сил добра над злым началом.

Сказка «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо»

Подвиги главного героя. Идея защиты своей земли от врагов

Сказку называют героической или богатырской, если в основе ее сюжета лежит повествование о подвигах во имя Родины. Герой богатырской волшебной сказки «Иван-крестьянский сын и Чудо-Юдо» вместе со своими старшими братьями отправился на защиту русской земли от набегов неведомой силы. Из-за беспечности братьев юному Ивану пришлось в одиночку сразиться с тремя многоголовыми чудищами, и он победил. Уничтожил Иван их жен и мать – змеиху, задумавших своим колдовством отомстить и погубить Ивана с братьями. Благодаря бдительности и самоотверженности Ивана люди стали жить без страха, потому что ни одно Чудо-Юдо больше не смело появляться в их краях. В сказке прославляется мирный труд крестьян на своей земле, поднимается тема защиты Родины.

skazki russkie narodnie ivan krestjyanskij sin i chudo yudo
 

Сказка «Журавль и цапля»

Простые законы житейской мудрости

В сказках про животных персонажи наделены человеческими качествами. В сказке «Журавль и цапля» две птицы жили уединенно на болоте. Решив скрасить свое одиночество, журавль пошел к цапле свататься, но пришелся ей не по вкусу. Ей показалось, что жених «долговязый», «летает худо», прокормить ее не сможет. После строптивая одинокая цапля пожалела о своем отказе, и сама отправилась к журавлю. Он же не забыл обиду, отказался общаться. С той поры так друг к другу и ходят. В сказке тонко очерчены человеческие характеры, отражены отношения самолюбивых людей, для которых существует неразрешимая проблема выбора идеального спутника. Они забыли, что у всех есть свои недостатки. Потому у сюжета сказки нет конца, гордецы не найдут выхода из сложившейся ситуации. Чувствуется насмешка сказочника над поведением героев.

zhuravl i caplya

Сказка «Солдатская шинель»

Отражение народной морали в тексте

Бытовые сказки часто имели социальную направленность, ее главным положительным героем был бедный человек: крестьянин, работник или солдат. В этих сказках нет чудес, магии или волшебства. К бытовой сказке относится «Солдатская шинель», сюжет представляет собой случай из обыденной жизни. Неунывающий солдат похвалился перед барином своей шинелью, которая служила ему и удобной постелью. Барин захотел приобрести такую хорошую вещь, которая заменит ему перины и подушки. Дома он попробовал уснуть на шинели, но не смог и пошел жаловаться к командиру солдата. Командир понял, что со стороны солдата не было обмана: после тягот службы находчивый солдат крепко засыпал на шинели, подложив рукав под голову и укрываясь ее полой. Бездельнику барину тяжело засыпалось и в удобной кровати. Народная мораль выражена в словах командира в конце сказки: кто устает от работы, заснет крепким сном, а «кто ничего не делает, тот и на перине не уснет». В бытовых сказках высмеиваются недостатки людей, утверждаются нравственные понятия.

soldatskaya shinel

Этический смысл русских народных сказок

А.С. Пушкин некогда сказал, что словесному творчеству народа присуще «какое-то веселое лукавство ума, насмешливость и живописный способ выражаться». Восторженно оценил поэт истории, услышанные от своей няни: «Что за прелесть эти сказки!» Слушая рассказы крепостной крестьянки, он считал, что восполняет «недостатки своего воспитания» в дворянской среде. Поэт В.А. Жуковский писал, что в сказках заключаются народные мнения,эти суеверные предания дают понятие о нравах. Сказки назидательны и нравоучительны. Эти невероятные рассказы имеют глубокий этический смысл, они учат человека быть твердым в жизненных испытаниях, не мириться с несправедливостью, дают примеры не только сказочных, но и настоящих способов борьбы со злом. В сказках реализованы помыслы народа о торжестве правды, честности и труда над ложью, коварством и бездельем.

Словарь

Гусляр – древнерусский певец, исполнявший произведения с помощью струнного музыкального инструмента – гуслей

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Пословицы о морозе ветре солнце
  • Красивые слова про родные места
  • Красивые слова до глубины души
  • Доброе имя лучше богатства значение пословицы
  • Пословица про коня и водопой