Знаменитые цитаты сократа

Сокра́т — древнегреческий философ, учение которого знаменует поворот в философии — от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека и к собственно философской теории. Его деятельность открыла новое русло в развитии античной философии. Своим методом анализа понятий и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями он направил внимание философов не только на важное значение человеческой личности, но и на освоение теоретического знания как ведущей формы самостоятельного мышления. Сократа называют первым философом в собственном смысле этого слова. В лице Сократа философствующее мышление впервые обращается к себе самому, исследуя собственные принципы и приёмы.

Представители греческой ветви патристики проводили параллели между Сократом и Христом.

Сократ был сыном скульптора Софрониска и повитухи Фенареты, у него был старший брат по матери Патрокл, наследовавший имущество отца. Родившись 6-го фаргелиона в нечистый день афинского календаря, Сократ стал «фармаком», то есть пожизненным жрецом здравия афинского государства без содержания, и в архаическое время мог быть принесён в жертву по приговору народного собрания, чтобы решить возникшие общественные проблемы. В молодости учился искусствам у Дамона и Конона, слушал Анаксагора и Архелая, умел читать и писать, однако, никаких сочинений после себя не оставил. В начале своей жизни был неплохим скульптором, но победило ораторское искусство. Был женат вторым браком на женщине по имени Ксантиппа и имел от неё нескольких сыновей, младшему из которых на момент смерти философа исполнилось семь лет. Отличился в ряде сражений и был примером личной храбрости как афинский ополченец-гоплит. Вёл образ жизни афинского парасита и нищего мудреца и в мирное время никогда не покидал Аттику. Славился как непобедимый спорщик и бессребреник, отказывавшийся от дорогих подарков и всегда ходивший в старой одежде и босиком. Был высмеян как софист и платный учитель красноречия в комедии Аристофана «Облака» , на представлении которой встал, предлагая собравшимся сравнить себя с актёром.

«Собеседники Сократа искали его общества не с тем, чтобы сделаться ораторами…, но чтобы стать благородными людьми и хорошо исполнять свои обязанности по отношению к семье, слугам , родным, друзьям, Отечеству, согражданам» .

Сократ считал, что благородные люди смогут управлять государством без участия философов, но, защищая истину, часто вынужден был принимать активное участие в общественной жизни Афин. Участвовал в Пелопоннесской войне — сражался под Потидеей, при Делии, при Амфиполе.

Защищал от несправедливого суда демоса осуждённых на смерть стратегов, в том числе сына своих друзей Перикла и Аспазии.

Был наставником афинского политика и полководца Алкивиада, спас его жизнь в бою.

После установления в результате деятельности Алкивиада диктатуры Сократ осуждал тиранов и саботировал мероприятия диктатуры. После свержения диктатуры граждане, обозлённые тем, что, когда афинское войско бросило раненого главнокомандующего и разбежалось, Сократ спас жизнь Алкивиада , в 399 г. до н. э. предъявили Сократу обвинение в том, что «он не чтит богов, которых чтит город, а вводит новые божества и повинен в том, что развращает юношество». Как свободный афинский гражданин, Сократ не был подвергнут казни палачом, а сам принял яд. Wikipedia

✵ 470 до н.э. – 15. Февраль 399 до н.э.

Цитаты Сократа

Распаляется пламя ветром, а влечение — близостью.

Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя.

Человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит.

Идущий проторенным путем отвыкает творить.

Смерть может быть величайшим из всех человеческих благ.

Люди требуют свободы слова в обмен на свободу мысли, которая у них отсутствует.

Заговори, чтобы я тебя увидел.

Как много, однако, существует такого, в чём я не нуждаюсь.

Единственная истинная мудрость — в осознании, что мы по сути ничего не знаем.

Кто мудр, тот и добр.

Назначение философии не в умозрительных догадках и построениях картины мира, а в раскрытии того, как людям следует жить, чем руководствоваться, как оказывать воздействие на других и на самого себя. Повседневная жизнь человека – это искусство. Основное познание должно быть направлено на себя, на деятельность своей души по поиску истины и смысла жизни.

Быть ниже самого себя — невежественность, а быть выше самого себя не что иное, как мудрость.

Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души.

Мудрость — это знать, насколько мало мы знаем.

Хороший советник лучше любого богатства.

Хорошо было бы, чтобы человек осмотрел себя, сколько он стоит для друзей, и чтобы старался быть как можно дороже.

Знание не есть ум.

Желание и любовь имеют объектами вещи или качества, которыми человек в настоящее время не обладает, но которых ему недостает.

Красота — это королева, которая правит очень недолго.

***

Статья

***

N.B.  В который раз  должен извиниться за большой размер поста. Но каждый раз удаляя некоторые цитаты, я останавлиыал себя. Нет. Они должны это прочитать. Извините. 

Высказывания Великих Людей. Сократ

Имя Сократа чаще всего ассоциируется со всей древнегреческой философской мыслью.  Он был философ, совершивший переворот в философии. Он пытался постичь устройство природы, мира и человека. Своим уникальным методом анализа понятий (майевтика, диалектика) он обратил внимание философов не только на постижение человеческой личности, но и на освоение теоретического знания, как ведущей формы мышления.

Сам Сократ не был единственным философом Греции. Более того, он не написал ни одной строчки, считая, что мысль, перенесенная на бумагу, искажается и неверно понимается.

Однако его ученики считали иначе, и его диалоги были описаны в работах Ксенофонта и, конечно же, Платона, тем самым повлияв на всю историю философии от древнего мира вплоть до наших дней.

***

Сокра́т — древнегреческий философ. Его учение разделило древнегреческую философию на «досократический» и «сократовский» периоды.

Место смерти : Афины

Дата смертиоколо 399 года до н. э. (70 лет)

Место рождения: Афины

Дата рождения: около 469 года до н. э.

***

Сократу было неважно, являлся его собеседник богатым государственным деятелем или бедным нищим, зажиточным торговцем или молодым учеником какой-либо философской школы. Благодаря своему особому методу ведения диалога, он пытался разрешить сложные философские проблемы, прибегая к придуманному им искусству рассуждения — диалектике.

Диалектика, по мнению Сократа — это искусство диалога, понимаемого как постижение истины путем постановки наводящих вопросов и методичных ответов на них.

Часто Сократа можно было найти на городской площади в окружении его учеников и просто тех, кто хотел прикоснуться к мудрости и познать истину. Нередко с ним вступали в дискуссии известные философы того времени, и Сократ, с должным к ним почтением, вел свои рассуждения и размышления.

Сократ был женат и имел трех детей: Лампрокла, Софроникса и Менексена. Его супруга, по имени Ксантиппа, обладала вздорным нравом и скверным характером. Неудивительно, что в культуре ее имя стало нарицательным для сварливых и дурных жен. Одним из самых известных примеров ее натуры служит история о том, как она, оскорбляя Сократа и досадуя на него и свою жизнь, в ярости вылила ему на голову ведро с помоями. В ответ на это Сократ лишь ответил: «После такой бури можно было ожидать, что гроза не пройдет без дождя».

Этот человек был невероятно мудр, но он был нищим оратором, который постоянно ходил босиком и в старой одежде.

***

Знаменитые цитаты Сократа

N.B. ЭТО МОЯ САМАЯ ЛЮБИМАЯ цитата СОКРАТА. Всем хамам, псевдо-знатокам, самовлюбленным павлинам и троллям посвящяяется!!!

Каков человек, такова его речь. 

— Я не могу никого научить. Я могу только заставить тебя задуматься.

-Сомнение — это начало мудрости. 

-Чтобы найти себя, думайте сами. 

-Образование — это зажигание пламени, а не наполнение емкости.

-Неисследованная жизнь не стоит того, чтобы жить. 

-Мы легко можем простить ребенка, который боится темноты; настоящая трагедия жизни — это когда люди боятся света.

-Жизнь — искусство, для овладения которым необходимо знание, знание цели, к которой следует стремиться.

-Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему.


Всем известно, что за деньги можно купить туфли, но не счастье, еду, но не аппетит, постель, но не сон, лекарство, но не здоровье, слуг, но не друзей, развлечение, но не радость, учителей, но не ум


-Не делайте другим того, что не нравится вам, когда это совершается по отношению к вам. 

-Странно ли, что тебе нет никакой пользы от странствий, если ты повсюду таскаешь самого себя?


-Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.


-Нужно есть для того, чтобы жить, а не жить для того, чтобы есть.

-Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.


-Природа наделила нас двумя ушами, двумя глазами, но лишь одним языком, дабы мы смотрели и слушали больше, чем говорили.


-Для человека лучше испытать несправедливость, чем совершить её.

-Поскольку мы не знаем что такое смерть, бояться ее нелогично.


-Самая высокая цель не может быть оправданием низких преступных средств.


-Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.


-Чем больше узнаю людей, тем больше ценю мою собаку.


-Поменьше думайте о Сократе, но главным образом — об истине.


-Если человек сам следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для его здоровья, чем он сам.

-Зная правду, невольно ей следуешь. И отсюда принимаешь верные решения.


-У солнца есть один недостаток: оно не может видеть самого себя


-Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим.


-Лучший брак: когда женщина слепая, а муж глухой.


-Когда рассуждаешь, подумай о прежде бывшем и сравни его с нынешним; и все, что не явно, явным сразу окажется.


-К родителям относись так, как ты желал бы, чтобы твои собственные дети относились к тебе.


-Не важно, чем ты занимаешься, важно, как ты об этом говоришь.


-Тот у кого честный образ мыслей и острый ум, тот счастливый.


-Лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать.


-Когда слово не бьёт, то и палка не поможет.

-У многих язык опережает мысль.
Нетрудно хвалить афинян среди афинян.

-Все профессии — от людей, и только три — от бога: педагог, судья и врач.


-Нужно есть, чтобы жить, а не жить, чтобы есть.

-Кто мудр, тот и добр.


-Мудрость — царица неба и земли.


-Воин действует. А глупец протестует.

-Быть ниже самого себя — невежественность, а быть выше самого себя не что иное, как мудрость.

-Ошибка — это привилегия философов. Только глупцы никогда не ошибаются.
Высшая мудрость — различать добро и зло.

-Обычная логика утверждает: если ты несчастлив, значит, у тебя нет счастья. А раз его у тебя нет, то иди и ищи. 

-Парадоксальная же логика говорит: если ты пойдёшь искать счастье, то ты его потеряешь! Просто сядь и пойми, что оно у тебя есть.

-Человеческая мудрость стоит немногого или вовсе ничего не стоит.

-Добрым людям следует доверяться словом и разумом, а не клятвой.

-Из вас, о люди, мудрейший тот, кто знает, что ничего-то по правде не стоит его мудрость.

-В одежде старайся быть изящным, но не щеголем; признак изящества — приличие, а признак щегольства — излишество.

-Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

-Есть много путей преодоления опасностей, если человек хоть что–то готов говорить и делать.

-Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.

-Зависть – это язва души.


-Когда кто-то заметил Сократу, сколь великое благо достичь того, чего желаешь, он возразил такими словами: «Ещё большее, однако, не пытаться что-нибудь желать».


-Человек как мыслящий есть мера всех вещей. Если ты мыслишь – ты свободен!


-Какой человек, будучи рабом удовольствий, не извратит своего тела и души?


-Государство растит людей, прекрасное — хороших, противоположное — дурных.


-Знание — это добродетель.


Человеку скорее надлежит надеяться, чем отчаиваться.

-Знание не есть ум.


Сколько же есть вещей, без которых можно жить!


Знание, отделенное от справедливости и другой добродетели, представляется плутовством, а не мудростью.


Никто не может ничему научиться у человека, который не нравится.


Точное логическое определение понятий — условие истинного знания.


Почему люди, зная, как надо поступать хорошо, поступают всё же плохо?


Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного.


Всё, что человек говорит не из собственного опыта, то недостойно доверия. Даже если он цитирует меня.


Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного как образование самого себя и своих ближних.


Когда хочешь посоветоваться с кем-нибудь о своем деле, обрати прежде всего внимание на то, как он устраивает свои собственные дела.


Никто тебе не друг, никто тебе не враг, но всякий человек тебе учитель.


Если бы удалось заглянуть в душу тиранов, то нам представилось бы зрелище ран и язв, ибо как бичи разрывают тела, так жестокость, любострастие и злобные помыслы раздирают душу.


Если человек, взявшись быть пастухом стада коров и убавляя и ухудшая их, не сознаётся, что он плохой пастух; то что ещё более для него странно, если человек, взявшись быть начальником в государстве и убавляя и ухудшая граждан, не стыдится этого и не сознаёт, что он плохой начальник.


Если бы я мог взойти на самое высочайшее место в Афинах, я бы возвысил голос и заявил: «Сограждане мои, почему вы 
переворачиваете и скребете каждый камень, чтобы скопить богатство, и так мало заботитесь о своих детях, которые в один прекрасный день унаследуют все это богатство?»


Подобно тому как один человек получает наслаждение от заботы о своей земле, другой — от заботы о своем коне, так и я каждый день наслаждаюсь тем, что становлюсь лучше.


Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя!


Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом.


Лучшая семья — это когда жена слепая, а муж глухой.


Совершеннейшим из людей можно считать того человека, который стремится к совершенству; счастливейшим же из людей можно считать того, кто сознает, что он уже достигает своей цели.


Познай себя, познаешь космос и богов.


Кто хочет — ищет способ, кто не хочет — ищет причину.


Загляните в свои собственные души и найдите в них искру правды, которую боги поместили в каждое сердце и из которой только вы сами сможете раздуть пламя.


Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена — станешь исключением, если плохая — философом.
В каждом человеке солнце. Только дайте ему светить.


Надо принимать даже насмешки комиков; если они по делу, то это нас исправит; если нет, то это нас не касается.


Единственное, чем всякий честный человек должен руководиться в своих поступках, это справедливо или несправедливо то, что он делает, и есть ли это деяние доброго или злого человека.

Люди требуют свободы слова в обмен на свободу мысли, которая у них отсутствует.


Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже: только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком.


Я просматриваю сокровища древних мудрых мужей, которые оставили нам последние в своих сочинениях; и если мы встретим что-либо хорошее, заимствуем и считаем великой для себя выгодой
.


Сварливая жена для меня — то же, что норовистые кони для наездников: как они, одолев норовистых, легко справляются с остальными, так и я на Ксантиппе учусь обхождению с другими людьми.


Кто хочет сдвинуть мир, пусть сдвинет себя.


Но уже пора идти отсюда, мне — чтобы умереть, вам — чтобы жить, а что из этого лучше, никому неведомо, кроме Бога.


Хорошее начало — не мелочь, хотя и начинается с мелочи.


Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает.


Только тупые люди ищут смысл во всём.


Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит.


Как-то на рынке на Сократа накинулась с кулаками его жена Ксантиппа. Друзья стали призывать его к должному отпору. «Зачем? — возразил философ. — Чтобы мы дрались, а вы подбадривали: «Так ее, Сократ! Так его, Ксантиппа!»?».


Обычная логика утверждает: если ты несчастлив, значит, у тебя нет счастья. А раз его у тебя нет, то иди и ищи. 
Парадоксальная же логика говорит: если ты пойдёшь искать счастье, то ты его потеряешь! Просто сядь и пойми, что оно у тебя есть.


Злой человек вредит другим без всякой для себя выгоды.


Самый счастливый человек тот, кого душа вообще не затронута злом.


Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает.


Тот у кого честный образ мыслей и острый ум, тот счастливый.


Не протягивай к человеку руки — отпугнёшь. Сделай так, чтобы тот, кого ты хочешь привлечь, сам протягивал руки к тебе.


Наслаждение, роскошь — вот что вы называете счастьем, а я думаю, что ничего не желать — вот блаженство богов, и потому нуждаться лишь в небольшом есть приближение к этому высшему счастью.

«Ты умираешь безвинно», — говорила Сократу жена; он возразил: «А ты бы хотела, чтобы заслуженно?»

Только глупцы никогда не ошибаются.

Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом.

Совершенство человека — это состояние души.

Любовь к душе выше любви к телу.

Брак, если уж говорить правду, зло, но необходимое зло.

Любви женщины следует более бояться, чем ненависти мужчины. Это яд, тем более опасный, что он приятен.

-Женишься ты или нет — все равно раскаешься.

***

Материал из Викицитатника

Сокра́т (др.-греч. Σωκράτης, ок. 469—399 г. до н. э.) — древнегреческий философ, учение которого знаменует переход в греческой философии от рассмотрения природы и мира к рассмотрению человека.

Цитаты[править]

По Платону[править]

  •  

«Желать вам всякого добра — я желаю, о мужи афиняне, и люблю вас, а слушаться буду скорее бога[комм. 1], чем вас, и, пока есть во мне дыхание и способность, не перестану философствовать, уговаривать и убеждать всякого из вас, кого только встречу, говоря то самое, что обыкновенно говорю: о лучший из мужей, гражданин города Афин, величайшего из городов и больше всех прославленного за мудрость и силу, не стыдно ли тебе, что ты заботишься о деньгах, чтобы их у тебя было как можно больше, о славе и о почестях, а о разумности, об истине и о душе своей, чтобы она была как можно лучше, — не заботишься и не помышляешь?» —

  — «Апология Сократа»
  •  

— Я, – сказал Агафон, – не в силах спорить с тобой, Сократ. Пусть будет по-твоему.
— Нет, милый мой Агафон, ты не в силах спорить с истиной, а спорить с Сократом дело нехитрое. —

  •  

Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного. —

По Ксенофонту[править]

  •  

Перед началом суда над Сократом один из его друзей спросил: «Не следует ли подумать тебе и о том, что говорить в свою защиту?» Сократ отвечал: «А разве <…> вся моя жизнь не была подготовкой к защите?»

  — «Апология Сократа», 3

По Клавдию Элиану[1][править]

  •  

Когда в старости Сократ захворал и кто-то спросил его, как идут дела, философ ответил: «Прекрасно во всех смыслах: если мне удастся поправиться, я наживу больше завистников, а если умру — больше друзей». —

  •  

Когда кто-то заметил Сократу, сколь великое благо достичь того, чего желаешь, он возразил такими словами: «Ещё большее, однако, не пытаться что-нибудь желать». —

  •  

Сократ обратил внимание, что Антисфен старается выставить напоказ дыры на своей одежде, и сказал: «Перестань красоваться». —

  •  

Сократ утверждал, что бездеятельность — сестра свободы. В доказательство он приводил мужество и свободолюбие индийцев и персов, народов, которые весьма непредприимчивы, и, наоборот, в высшей степени оборотистых фригийцев и лидийцев, привыкших к игу рабства. —

  •  

Рассказывают, что Платон называл Диогена сумасшедшим Сократом. —

По Диогену Лаэртскому[2][править]

  •  

Если бы меня лягнул осёл, разве стал бы я подавать на него в суд? —

  •  

Что я понял — прекрасно; чего не понял, наверное, тоже: только, право, для такой книги нужно быть делосским ныряльщиком. —

  •  

Сколько же есть вещей, без которых можно жить! —

  •  

Лучше всего ешь тогда, когда не думаешь о закуске, и лучше всего пьёшь, когда не ждёшь другого питья: чем меньше человеку нужно, тем ближе он к богам.

  •  

Я ем, чтобы жить, а другие люди живут, чтобы есть.

  •  

Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, — настолько они не в цене.

  •  

Есть одно только благо — знание и одно только зло — невежество. Богатство и знатность не приносят никакого достоинства — напротив, приносят лишь дурное.

  •  

Мой демоний [комм. 2] предсказывает мне будущее.

  •  

Делай, что хочешь, — всё равно раскаешься. —

  •  

Надо принимать даже насмешки комиков: если они поделом, то это нас исправит, если нет, то это нас не касается

  •  

Сварливая жена для меня — то же, что норовистые кони для наездников: как они, одолев норовистых, легко справляются с остальными, так и я на Ксантиппе учусь обхождению с другими людьми.

  •  

— Ты умираешь безвинно, — говорила ему жена; он возразил:
— А ты бы хотела, чтобы заслуженно? —

  •  

Неужели мой собственный плащ годился, чтобы в нем жить, и не годится, чтобы в нем умереть? —

  •  

Сам Сократ, говорят, послушав, как Платон читал «Лисия», воскликнул: «Клянусь Гераклом! сколько же навыдумал на меня этот юнец!» — ибо Платон написал много такого, чего Сократ вовсе не говорил. —

Из «Пчелы»[править]

  •  

Подобает основанию дома и корабля быть крепким, но также и дела началу справедливым и верным быть.

  •  

Вот увидел ученика своего, отдающего силы пашне, а к учению нерадивого, и сказал: «Берегись, друг, если только пашню хочешь возделать, а душу пустынной оставишь и необработанной».

  •  

Когда рассуждаешь, подумай о прежде бывшем и сравни его с нынешним; и все, что не явно, явным сразу окажется.

  •  

Этот, увидев врата Коринфа прочно замкнутыми, сказал: «Разве женщины здесь живут?»

  •  

Этот, спрошенный, кто тайну может хранить, отвечал: «Тот, кто уголь горячий держать на языке сумеет».

  •  

Этот, спрошенный, что заботит хороших, сказал: «Слава плохих».

  •  

Этот, спрошенный, какой город хорошо живет, отвечал: «В котором живут по закону, а несправедливых наказывают».

  •  

Лучше мужественно умереть, чем жить в позоре.

Цитаты о Сократе[править]

  •  

Более всего, по-моему, он [Сократ] похож на тех силенов, какие бывают в мастерских ваятелей и которых художники изображают с какой-нибудь дудкой или флейтой в руках [комм. 3]. Если раскрыть такого силена, то внутри у него оказываются изваяния богов. Так вот, Сократ похож, по-моему, на сатира Марсия. Что ты сходен с силенами внешне, Сократ, этого ты, пожалуй, и сам не станешь оспаривать. А что ты похож на них и в остальном, об этом послушай.
<…> и речи его больше всего похожи на раскрывающихся силенов. В самом деле, если послушать Сократа, то на первых порах речи его кажутся смешными: они облечены в такие слова и выражения, что напоминают шкуру этакого наглеца сатира. На языке у него вечно какие-то вьючные ослы, кузнецы, сапожники и дубильщики, и кажется, что говорит он всегда одними и теми же словами одно и то же, и поэтому всякий неопытный и недалекий человек готов поднять его речи на смех. Но если раскрыть их и заглянуть внутрь, то сначала видишь, что только они и содержательны, а потом, что речи эти божественны, что они таят в себе множество изваяний добродетели и касаются множества вопросов, вернее сказать, всех, которыми подобает заниматься тому, кто хочет достичь высшего благородства. —

  — Платон, «Пир»
  •  

Сократ сперва ходил, потом сказал, что ноги тяжелеют, и лёг на спину: так велел тот человек. Когда Сократ лёг, он ощупал ему ступни и голени и немного погодя — ещё раз. Потом сильно стиснул ему ступню спросил, чувствует ли он. Сократ отвечал, что нет. После этого он снова ощупал ему голени и, понемногу ведя руку вверх, показывал нам, как тело стынет и коченеет. Наконец прикоснулся в последний раз и сказал, что когда холод подступит к сердцу, он отойдёт.
Холод добрался уже до живота, и тут Сократ раскрылся — он лежал, закутавшись, — и сказал (это были его последние слова):
— Критон, мы должны Асклепию петуха. Так отдайте же, не забудьте.
— Непременно, — отозвался Критон. — Не хочешь ли ещё что-нибудь сказать?
Но на этот вопрос ответа уже не было. Немного спустя он вздрогнул, и служитель открыл ему лицо: взгляд Сократа остановился. Увидев это, Критон закрыл ему рот и глаза.
Таков, Эхекрат, был конец нашего друга, человека — мы вправе это сказать — самого лучшего из всех, кого нам довелось узнать на нашем веку, да и вообще самого разумного и самого справедливого.[3]

  — Платон, «Федон»
  •  

… Сократ исследовал нравственные добродетели и первый пытался давать их общие определения (ведь из рассуждавших о природе только Демокрит немного касался этого и некоторым образом дал определения теплого и холодного; а пифагорейцы — раньше его — делали это для немногого, определения чего они сводили к числам, указывая, например, что такое удобный случай, или справедливость, или супружество. Между тем Сократ с полным основанием искал суть вещи, так как он стремился делать умозаключения, а начало для умозаключения — это суть вещи: ведь тогда еще не было диалектического искусства, чтобы можно было, даже не касаясь сути, рассматривать противоположности, а также познает ли одна и та же наука противоположности; и в самом деле, две вещи можно по справедливости приписывать Сократу — доказательства через наведение и общие определения: и то и другое касается начала знания). Но Сократ не считал отделенными от вещей ни общее, ни определения. Сторонники же идей [комм. 4] отделили их и такого рода сущее назвали идеями, так что, исходя почти из одного и того же довода, они пришли к выводу, что существуют идеи всего, что сказывается как общее, и получалось примерно так как если бы кто, желая произвести подсчет, при меньшем количестве вещей полагал, что это будет ему не по силам, а увеличив их количество, уверовал, что сосчитает.[4]

  — Аристотель
  •  

Алкивиад подарил Сократу большой, красиво испечённый пирог. Ксантиппа сочла, что подношение, посланное любимым любящему, ещё сильнее разожжёт его чувства, по своему обыкновению обозлилась и, швырнув пирог на пол, растоптала ногами. Сократ же со смехом сказал: «Ну вот, теперь и тебе он не достанется». Кому покажется, что я, рассказывая эту историю, говорю о не стоящих внимания пустяках, не понимает, что и в поступке такого рода познаётся истинно достойный человек, ибо он презирает то, что все считают главным украшением трапезы.[1]

  — Клавдий Элиан, «Пёстрая история» (книга XI, 12)
  •  

Речи Сократа уподобляли картинам Павсона[5]. Однажды Павсон получил от кого-то заказ изобразить коня, катающегося на спине, а нарисовал коня на бегу. Заказчик остался недоволен тем, что Павсон не выполнил его условия; художник же ответил на это: «Переверни картину, и скачущий конь будет у тебя кататься на спине». Сократ в своих беседах тоже не говорил прямо, но стоило перевернуть его слова, и они становились вполне понятными. Он боялся навлечь на себя ненависть собеседников и поэтому говорил загадочно и излагал мысли прикровенно.[1]

  — Клавдий Элиан, «Пёстрая история» (книга XIV, 15)
  •  

Продик впоследствии, сделавшись гнусным сребролюбцем, свои уроки продавал подобно столовым запасам. Всякой слушатель за каждое из риторических творений должен был платить ему пятьдесят драхм. Наконец он уморён афинянами цикутою за мнимое развращение малолетних; и таким образом, будучи Учителем Сократа, был его предшественником и в смерти. Жил, по свидетельству Евсевия, около 85-й Олимпиады т. е. в 436 году пред Рождеством Христовым.[6]

  — Платон (Левшин), «Рассуждение против ужасов смерти», 1805
  •  

Перед нами переполненный зрителями амфитеатр; «Облака» Аристофана отравляют толпу ядом остроумного издевательства. Со сцены осмеивают — и с нравственной, и с физической стороны — замечательнейшего мужа Афин, спасшего народ от тридцати тиранов, спасшего в пылу битвы Алкивиада и Ксенофонта, осмеивают Сократа, воспарившего духом выше богов древности. Сам он тоже в числе зрителей. И вот, он встаёт с своего места и выпрямляется во весь рост, — пусть видят хохочущие Афиняне, похожа ли на него карикатура. Твёрдо, несокрушимо стои́т он, возвышаясь надо всеми.
Сочная, зёленая, ядовитая цикута! Тебе служить эмблемою Афин, а не оливковой ветви!

  — Ганс Христиан Андерсен, «Тернистый путь славы», 1855
  •  

Кто этот человек, дерзающий в одиночку отрицать греческую сущность, которая в лице Гомера, Пиндара и Эсхила, Фидия, Перикла, Пифии и Диониса неизменно вызывает в нас чувства изумления и преклонения, как глубочайшая бездна и недостижимая вершина?

  — Фридрих Ницше, «Рождение трагедии, или эллинство и пессимизм»
  •  

Ученики Сократа распадаются на две довольно четко разграниченные группы: одни видели в нем учителя жизни, другие — вождя на пути философских исканий. [Каждый] брал у него то, в чем сам нуждался…[7]

  — Фаддей Зелинский
  •  

Сократ вместе с софистами открыл новую эпоху истории античной философии, обратившись от космологии и натурфилософии к проблеме человека, и в частности к проблеме разума. В свое время это, несомненно, было чем-то вроде философской революции. А всякая революция требует героев и по необходимости должна идти на великие жертвы. Таким героем и такой жертвой как раз и оказался Сократ. Его постоянное стремление анализировать традиционные человеческие понятия, добиваться их ясности, стараться сохранить все лучшее и сокрушить все худшее в них естественно вызывало у многих его современников недоумение или боязнь, а некоторые даже испытывали ужас и испуг перед такого рода еще небывалым в Греции критицизмом.[8]

  — А. Ф. Лосев
  •  

Перспектива и контекст неотделимы от подлинного понимания и представления истории. Мы не сможем глубоко и исторически понять Сократа, если забудем о том, как сказывалось на позднейшей греческой философии влияние его идей и личности. Если же мы попытаемся увидеть его, так сказать, в вакууме, вне целостного исторического фона, включающего и то, что для самого Сократа было далеким и непредсказуемым будущим, ― мы будем знать об «истинном», то есть историческом, Сократе гораздо меньше. История не зрелище и не панорама. Это процесс.

  — протоиерей Георгий Флоровский, «Положение христианского историка», 1959
  •  

Исследование может вызвать гибель корней желания и страсти. … Зло не в силах противостоять знанию. Сократ сказал: «Знание есть добродетель». Скорее всего, он имел в виду именно это.

  Ошо. Путь к совершенству (1964)
  •  

Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом.

 

I would trade all of my technology for an afternoon with Socrates.

  — Стив Джобс[9]

Комментарии[править]

  1. Часто упоминаемый платоновским Сократом бог — некое божество, близкое к монотеистическому. (Прим. А.А.Тахо-Годи)
  2. Внутренний божественный голос, запрещающий человеку те или иные поступки: на него часто ссылается Сократ у Платона и Ксенофонта (Прим. ред.)
  3. Силены, или сатиры, в мастерских ваятелей – забавные смешные фигурки козлоногих спутников бога Диониса. В этих фигурках, состоящих из двух половинок и сделанных часто из дорогого материала, а иной раз из терракоты, хранились флаконы с ароматическими веществами, драгоценности или изваяния богов. О том, что Сократ действительно был похож на силена, упоминает в своем «Пире» Ксенофонт (IV 19). Сократ мудр, значит, он похож на мудрого сатира, или силена, Марсия (см.: т. 1, Евтидем, прим. 29 и Алкивиад I, прим. 9). Скрытая за безобразной внешностью силена мудрость Сократа, завораживающего своими речами, как флейтой, слушателей, – опять-таки блестящий пример создания Платоном выразительной символики. (Прим. А. А Тахо-Годи)
  4. Т. е. Платон.

Источники[править]

  1. 1 2 3 Элиан. Пёстрые рассказы / перевод С. В. Поляковой. — М.-Л.: Издательство АН СССР. 1963. — Серия «Литературные памятники».
  2. 1 2 Диоген Лаэртский. Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Кн. II. 5 Сократ.
  3. Платон, диалог «Федон» в переводе С.П.Маркиша
  4. «Метафизика», кн. XIII, гл. 4
  5. Pauson (лат.) — живописец V–IV вв. до н. э.
  6. Е. Булгар, С. Платонов (перевод). «Рассуждение против ужасов смерти»: Платон (Левшин) митрополит Московский, «Из глубины воззвах к тебе, Господи…» ― М.: Паломник Русский дом, 1996.
  7. Зелинский Ф. Ф. Древнегреческая литература эпохи независимости. 1919 г., ч. 1, с. 149.
  8. Платон. Собрание сочинений. Т. 1. СПб., 2006. С. 503
  9. The Classroom Of The Future // Newsweek (29 October 2001)

См. также[править]

  • Сократ в художественной литературе
  • «Сократ», симфоническая драма Эрика Сати

Своим методом анализа понятий (майевтика, диалектика) и отождествлением положительных качеств человека с его знаниями, Сократ направил внимание философов на важное значение человеческой личности.

Мыслитель излагал свои мысли в устной форме, в разговорах с разными лицами. До нас дошли сведения о содержании этих разговоров в сочинениях его учеников — Платона и Ксенофонта. «Вечёрка» предлагает вашему вниманию подборку знаменитых изречений Сократа, до сих пор заставляющие нас переосмысливать свою жизнь.

— Кто хочет сдвинуть мир, пусть сначала сдвинет себя!

— Это удивительно: всякий человек без труда скажет, сколько у него овец, но не всякий сможет назвать, скольких он имеет друзей, — настолько они не в цене.

— Человек не достигает счастья не потому, что он его не хочет, а потому, что не знает, в чем оно состоит.

— Людям легче держать на языке горячий уголь, чем тайну.

— Удивление есть начало всякой мудрости.

— Чем меньше человеку нужно, тем ближе он к Богам.

— Пьянство не рождает пороков: оно их обнаруживает. Счастье не меняет нравов: оно их подчеркивает.

— Не слушайся ничьих советов, в том числе и этого.

— Чем больше узнаю людей, тем больше уважаю собак.

— Воин действует, а глупец протестует.

— Тот наиболее богат, кто доволен малым, ибо такое довольство свидетельствует о богатстве натуры.

— Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить.

— Кто хочет делать — ищет способ, кто не хочет — ищет причину.

— Лучшая семья — это когда жена слепая, а муж глухой.

— Если намерен посоветоваться с кем-то по поводу своих дел, посмотри сначала, как этот человек управляется с собственными.

— Довольствуйся настоящим, но стремись к лучшему.

— Женишься или не женишься — все равно раскаешься.

— У Солнца есть один недостаток — оно не может видеть себя самого.

— Люди дурные живут для того, чтобы есть и пить, люди добродетельные едят и пьют для того, чтобы жить.

— Для человека лучше испытать несправедливость, чем совершить её.

— Женись, несмотря ни на что. Если попадется хорошая жена, будешь исключением, а если плохая — станешь философом.

— Мир скучен для скучных людей.

— Когда слово не бьет, то и палка не поможет.

— Жизнь без испытаний — это не жизнь.

— Я знаю то, что ничего не знаю. Многие не знают и этого.

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Марья болконская внешность цитаты война и мир
  • Цитаты чеширского кота нормальный
  • Цитата про горы из смешариков
  • Пословицы о созвучии
  • Собачье сердце примеры сатиры цитаты