Цитаты митрополита филарета вахромеева

Мысли сердца

Цитаты и высказывания митрополита Филарета (Вахромеева), первого Патриаршего Экзарха всея Беларуси

1.jpg

О БОГЕ

Сколько живет в мире человек, который размышляет о Боге, — столько желает он увидеть славу Божию.

Блажен тот, кто способен узреть славу Творца в премудрости сотворенной Им вселенной и в красоте земной природы.

Мудр тот, кто находит славу Господню в истинных знамениях и откровениях, которыми Создатель руководит человека к спасению.

Свят тот, для кого проповедь славы Божией пребывает образом мысли и образом жизни.

Но никто и никогда ни на йоту не приблизится к пониманию того, что есть слава Вседержителя, если не постарается исполнить главные заповеди Ветхого и Нового Заветов: «Возлюби Господа Бога твоего» и «Возлюби ближнего твоего» (ср.: Лев. 19: 18; Втор. 6: 5; Мф. 22: 37-40).

***

Свидетельство веры вызревало в мире людей долгие века и тысячелетия. Но лишь любимый ученик Христов, апостол Иоанн Богослов, сумел лаконично обосновать его: «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нём. Любовь до того совершенства достигает в нас, что мы имеем дерзновение в день суда, потому что поступаем в мире сем, как Он» (I Ин. 4: 16-17).

…Мы поступаем, как Он. Так мог сказать о себе апостол Любви, а нам, сегодняшним, более пристало отвечать о себе на вопрошание Божие словами Многострадального Иова: «Спроси у прежних родов и вникни в наблюдения отцов их; а мы — вчерашние и ничего не знаем, потому что наши дни на земле — тень» (Иов 8: 8-9).

2.jpg

***

Встреча каждого из нас друг с другом является уже не просто встречей человека с человеком. Ведь, встречаясь, мы приветствуем друг друга, — а в Церкви в таких случаях говорится: «Христос посреде нас!» — и отвечают: «И есть, и будет!»

А как вы думаете: разве это не встреча с Господом? Мы — образ и подобие Божие — приветствуем друг друга: «Христос посреде нас!» — и это и есть встреча с Ним.

Но мы всегда ждем чего-то чрезвычайного, необычного… Достойны ли мы чего-то необычного, когда мы естественной встрече друг с другом подчас не радуемся?..

***

Доверие — это с человеческой точки зрения столь же нелогичное состояние, как, например, любовь и самопожертвование. Почему мы доверяем тому или иному человеку? Почему и за что мы кого-то любим, почему жертвуем своим ради пользы другого?..

Ответы на эти вопросы не будут полноценными, не будут правдивыми, если в их основе лежит только человеческая логика.

Но они всегда честны и понятны, если основаны на логике Божественной, на том непостижимом человеческому уму предвидении Всевышнего, которое в христианстве называется Промыслом, или Промышлением Бога.

Творец всего объемлет Своей любовью и Своей творческой мыслью каждый миг жизни отдельного человека. И одновременно Он имеет попечение обо всём мире от первых до последних мгновений его бытия. Промышление Божие о человеке — это стремление сохранить человека в Вечности, вместив Вечность в сердце человека.

 О ЦЕРКВИ

 Христианство — это жизнь в Боге, это исполнение закона, данного Богом. Именно в Церкви человек обретает наибольшую степень свободы, когда-либо открывавшейся перед ним.

***

3.jpg

Церковь как сообщество учеников Христовых призвана являть миру возможность и реальность преображения как человека, так и общества силою благодати Божией, по слову Спасителя: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16).

***

Ответственность Церкви Христовой за творение — это прежде всего воспитание ответственности каждого человека за содержание собственного сердца, ибо из него исходят в мир помыслы, направленные как на его уничтожение, так и на его спасение.

***

С богословской точки зрения, Бог ─ прост, и потому вера также проста по своей природе. И отдельные люди, которых в хорошем смысле называют «простецами в вере», могут пребывать в общении с Богом помимо какого-либо богословия. Однако Церковь не призывает верующих к «опрощению», не предлагает им примитивных верований. В предельном смысле Церковь имеет дело со всеми людьми, с человеческим обществом в целом. Проповедуя всем, она встречается с высшими проявлениями человеческой мысли и культуры и призвана давать ответ о своем уповании на самом высоком интеллектуальном уровне.

***

По слову апостола Павла, Церковь свята и непорочна, ибо «Христос возлюбил Церковь и предал Себя за неё, чтобы освятить её»; Церковь не имеет «пятна или порока» (см.: Еф. 5: 25-27). Но я бы сказал, что великая драма для нас, христиан, заключается в том, что каждый из нас, членов Церкви, поражён грехом, — а мы­-то и составляем видимую, человеческую часть Церкви.

Поясню эту мысль глубоко справедливыми словами протоиерея Георгия Флоровского, ректора Свято-Владимирской православной семинарии в Америке († 1979). Объясняя кажущуюся антиномию (Церковь — свята и непорочна, а мы, её члены, — грешны), он говорил, что мы, члены Церкви, одновременно inpatriaetinvia (в отечестве и в пути — лат.), то есть: мы уже в Церкви — и мы ещё на пути к ней. Наша всеобщая греховность есть не «недостаток», а драма каждого из нас и общества в целом.

***

4.jpg

Сейчас не надо увлекаться внешним благолепием и благополучием Церкви. «Бог… не в рукотворенных храмах живет», — провозгласил апостол Павел в Афинах (Деян. 17: 24).

Прекрасны золотые купола! Мы Богу должны давать лучшее. Но большие требования сейчас предъявляются священству: помимо высокой нравственности, безупречной честности и истинно православной духовности — надо ещё и говорить языком современного человека, помогать в разрешении самых сложных проблем, которые ставит перед верующими действительность.

О ЧЕЛОВЕКЕ 

Дух, душа и тело — вот человек.

Дух, который от Бога, животворит в человеческой природе образ и подобие Творца и тем отличает человека от любого другого живого существа.

Бессмертная душа — как чувственная, интуитивная составная часть человеческой природы — обитает в крови и сосредотачивается в сердце. Поэтому сердце способно плакать и смеяться, мудрствовать и глохнуть, разрываться от горя и переполняться любовью, ненавидеть и миловать…

Тело — как физическая основа всего состава — тянет человека к земле, оно испытывает страсти и искушения, требует развития материальных условий и никогда не довольствуется тем, чем обладает.

Вот почему разумное сердце — это квинтэссенция человеческого естества.

***

В человеке никогда не умирает человек, потому что в нём неуничтожим образ Творца. А поэтому и человек является творцом, «автором» того, что он создает и совершает.

***

Человек человеку — брат и сестра. И каждый имеет своё лицо, свою индивидуальность. Само сознание личности, индивидуальности, казалось бы, должно способствовать разделению. Но — нет! Это должно привести нас к сознанию того, насколько же премудро устроен этот мир и человеческий род, что ни один человек не повторим. А если эта личность неповторима, — то какова же её ценность! И как можем мы эту неповторимую личность оскорбить, убить, просто не обратить внимания…

***

Преодолеть грех — значит разорвать замкнутый круг своей самости, быть готовым к самоотверженному общению с другими, ибо то богатство бытия, которое даровал нам Бог, может быть испытано и пережито только сообща.

***

Милосердие и благотворительность — это не услуга, не функция и не чреда социальных проектов. Милосердие и благотворительность — это встречное двустороннее движение сердец, которое происходит лишь при условии взаимности братской христианской любви и обоюдной жертвенности друг ради друга. Принимая, мы должны уметь благотворить своим благотворителям, по слову святого апостола Павла: «Не оставайтесь должными никому ничем, кроме взаимной любви; ибо любящий другого исполнил закон» (Рим. 13: 8).

О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Смысл существования человека — в том, чтобы превзойти свое «человечество» и стать человеком через общение с премирным Богом.

***

Призванием человека от его грехопадения вплоть до сего дня была и остается покаянная забота об уменьшении страдания земли за грехи рода людского. Если древние говорили: «Познай себя — и ты познаешь весь мир», то мы вправе осмыслить это изречение по-христиански: «Исправь себя — и ты послужишь исправлению среды, которая тебя окружает».

Если человек со всей ответственностью сознаёт себя носителем образа и подобия Божия, то он на деле становится хранителем того, что сотворил Господь. И тогда цельность его личности обусловливает равновесие в окружающей его природе.

6.jpg

 ***

Мы призваны и обязаны учиться понимать других, то есть «для всех сделаться всем» (см. I Кор. 9: 22), чтобы суметь найти в Библии, в Евангелии Христовом, в истории нашей Церкви и нашего Отечества, в личном духовном опыте ответ на любой вопрос человека и на любой вызов времени.

***

«Не бойся, малое стадо» (Лк. 12: 32), — сказал Спаситель и этим дал понять, что в обществе мы всегда будем оставаться в меньшинстве и не должны стремиться стать большинством любой ценой. Только будем со Христом! «Мужайтесь: Я победил мир» (Ин. 16: 33), — сказал Спаситель. Нужно одно — быть преданным Христу и не бояться смущений.

***

Христос нам заповедал радоваться, потому что мзда наша «многа на небесех» (Мф. 5: 12). И все наши житейские заботы, скорби, болезни душевные и телесные, — всё это земное, и оно здесь и останется. Всё это для того, чтобы вы нравственно укреплялись, совершенствовались, перенося груз страданий. Всё это ради Царства Небесного. Ведь мы же не возьмем туда ничего земного. И скорбей не возьмем. Возьмем только добрые дела. Вот наше богатство!

7.jpg

 ***

Божественное наследие неотделимо от чаши, которую необходимо принять и испить. Эта чаша триедина, ибо прообразована евангельскими событиями Тайной вечери, Гефсиманского моления и Голгофских страданий. Мы не призваны к выбору одной из них. Мы призваны принять и радость Евхаристии в Сионской горнице, и смертельную скорбь в саду на Елеонской горе, и Божественную Кровь, пролитую распинателями.

О ВЕРЕ

Вера в Бога и тоска по торжеству Его Закона составляет неотъемлемый метафизический элемент человеческого бытия, она экзистенциально укоренена в глубине нашего существа.

***

Мне кажется, что доверчивая вера Богу призвана сосредотачиваться в человеческом сердце как твердость знания. Когда Символ христианской веры становится смыслом всех иных знаний, которые обретают в нём свою перспективу, тогда человек плодоносит делами веры и благим ведением, оправдывая слова Спасителя: «Я есмь лоза, а вы — ветви; кто пребывает во Мне, и Я в нём, тот приносит много плода; ибо без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5).

8.jpg

***

 На чудо надеются те, кому недостаёт веры. Вера — это труд, порою столь тяжкий, что называется подвигом. В подтверждение приведу слова апостола Иакова о том, что «вера без дел мертва» (Иак. 2: 20). Самое большое чудо, которое всегда перед глазами человека, но которое нужно уметь различить в суете мира, — это личная встреча с Богом. Это воистину чудо из чудес, которое способно преобразовать жизнь одной личности и всего рода человеческого. А чудеса из области сказок суть не более чем грёзы: они так же отличаются от чудес веры, как детская игра в куклы от настоящей семейной жизни.

ОБ ЭТАПАХ ЖИЗНИ

По своей природе молодость ищет свободы… Хотя порою и не всегда представляет, в чем же она состоит. Но для нас, христиан, нет тайны в этом вопросе и не может быть блужданий на этом пути! Ведь эту стезю жизни проложил для рода человеческого Сам Христос Спаситель, Который сказал: «Если пребудете в слове Моем, то вы истинно Мои ученики, и познаете истину, и истина сделает вас свободными» (Ин. 8: 31-32).

***

Есть такое выражение в святоотеческой и житийной литературе: «твёрдо стоять в вере». То есть молодому человеку, а также его родителям следует стараться сызмальства утвердить в душе незыблемый духовный стержень, вокруг которого формируется личность, — начиная от характера и вкусов человека и заканчивая его пониманием таких явлений, как верность и честь, любовь и дружба, принципиальность и терпимость. Иными словами, у каждого человека должно быть внутреннее обоснование ответов на вопросы: ради чего он живёт и за что он готов отдать свою жизнь. Тот, кто затрудняется ответить на них, стоит на месте в своём личностном и духовном развитии… Духовное движение по своему направлению крестообразно — вверх, от земли к небу, и в стороны, от сердца к сердцу.

***

 «Не в долговечности честная старость, и не числом лет измеряется, — утверждает премудрый Екклесиаст, сын Псалмопевца. — Мудрость есть седина для людей, и беспорочная жизнь — возраст старости» (Прем. 4: 9). Признаюсь, я не только всегда помню наставления своих родителей, но и по сей день стараюсь учиться чистоте сердца и у детей, и у простых людей, и у малых мира сего, ибо все мы в свое время становимся спутниками на стезях нашего жизненного странствования.

О СЕМЬЕ

09.jpg

Любовь — это подвиг. Когда в Церкви совершается Таинство Браковенчания, Церковь поёт: «Святые мученики!» А почему? Потому что жизнь мужа и жены, молодых, неопытных, юных сердец, увлечённых друг другом, рассматривается как подвиг.

Это подвиг, дорогие мои! И потому научитесь хранить возникшее между вами чувство любви всю жизнь. Научитесь уступать друг другу. Брак — это не праздник и не прогулка по жизни! Это подвиг, который в Таинстве Брака венчается царскими венцами во образ будущего Божественного воздаяния. Кто этот подвиг осуществит и пройдёт всю жизнь в паре с любимым и любящим супругом, принося в жертву своё себялюбие ради единства и любви, — тот венчается Богом венцом истинным вовеки.

***

Разводятся не только молодые, но подчас и люди преклонного возраста, и не только те, у кого нет достойного жилья или достаточных финансовых средств, но и «богатые и знаменитые». Ответ на вопрос «почему?» кроется в сердцах людей, и он столь же многообразен, сколь многообразны человеческие судьбы.

Что же делать? Вспомнить о чести и славе. Да-­да! О тех самых дарах, которые во время церковного Таинства Венчания священнослужитель испрашивает для новобрачных у Бога: «Славой и честью венчай их!»

Не скрою, мне приходится рассматривать прошения о снятии церковного благословения с брака, когда супруги разводятся. Это очень прискорбная тема, потому что речь идёт о несоблюдении той чести и о расточении той славы, которую Бог, несомненно, дал им во время совершения Таинства.

Если бы мы действительно помнили, что каждый человек — это образ и подобие Бога, как бы мы были осторожны в словах и чувствах! Как больше бы заботились друг о друге, как боялись оскорбить Бога, уничижая другого человека!

Поверьте, это не риторические восклицания… Как же найти выход?

Помнить о чести и не пренебрегать славой любящего и любимого человека.

Ведь и … псалмопевец Давид, и его сын, премудрый Екклесиаст, говорили, что «начало мудрости — страх Господень» (Пс. 110: 10; Притч. 1: 7; 9: 10). И этот страх — отнюдь не панический ужас перед возможным наказанием, но именно опасение оскорбить Бога, страх перед возможностью вольно или невольно оттолкнуть Творца, отстранить Его хранящую десницу и остаться наедине со своими грехами и со смертью…

О СОВРЕМЕННОМ ВРЕМЕНИ

Господь наш Иисус Христос назвал Своих учеников и последователей «солью земли» (Мф. 5: 13). Важно, чтобы в наши дни христиане на уровне своих семей, общин, Церквей постоянно помнили о своём призвании свидетельствовать истины Христовы жизнью и делами своими. Эта их активность и способна придавать соответствующий «вкус» современному миру и способствовать его преображению.

***

010.jpg

Богословие не является «внутренним делом» Церкви. Оно призвано отвечать на вопросы и вызовы современности, обращаясь к живому человеку, учитывая его идеалы и сомнения, его интеллектуальные поиски и духовные потребности. Богословие по существу своему антропологично, потому что его адресатом является человек.

***

Если душа тянется к духовному, если тело обуздано духом, тогда и сам человек, и создаваемая им культура просветляются и навечно остаются яркими звездами на темном небосклоне.

Человек одновременно является и творцом и творением культуры, и потому его личная духовность или бездуховность могут служить определением исторического качества времени, в котором он живет.

***

Христианское вероучение всегда противопоставляло дикому облику национализма подлинный патриотизм. Эти два понятия не имеют ничего общего между собой! Если национализм не хочет знать братства между людьми, стремится к преобладанию над другими и приводит к худшим формам деспотии, то патриотизм, требуя от человека любви к Родине и своему народу, никогда не отвергает достоинства других наций и ценности их культур. Человек, проникнутый чувством патриотизма, с любовью и уважением относится к достижениям других народов. Для него необходимость сотрудничества, доверия и взаимообщения с людьми других национальностей становится жизненной потребностью.

***

011.jpg

Одной из главнейших причин тех трагедий, которые постигли народы Европы в ХХ веке, была именно эта, произнесенная и записанная в Священном Писании три с четвертью тысячелетия назад, — «надмилось сердце твое, и забыл ты… Бога» (ср.: Втор. 8: 14).

***

Хотелось бы напомнить нашему времени, сменившему так много ценностных ориентаций, о великой триаде христианских ценностей: о вере, о надежде и о любви.

Они пребывают в чудесной гармонии, и каждая поддерживает другую. В самом деле: если ты больше не любишь и не надеешься — то разве всё еще веришь? Если не веришь и не надеешься — то можешь ли любить? И если не любишь и не веришь — то на что надеешься?

По материалам книги «Мысли сердца»

(Издательство Свято-Елисаветинского монастыря города Минска, 2010 год).

Собор Белорусских святых… Это единое дивное созвездие. Это древние и новые мученики за имя Христово, это примеры аскетического делания и просветительского служения, это подвижники и подвижницы самых разных возрастов. Каждый из них в свое время оставил всё, взял свой крест и последовал за Христом.

Православие есть созидание мостов, а не стен, даже если это стены храмов.

Нет сомнений в том, что благополучие нашего Отечества связано с его всесторонним духовным возрождением. Только тот народ, который сохранил и сохраняет веру своих отцов, народ, объединенный многовековой христианской традицией, может смело смотреть в будущее.

Красота для меня – это прежде всего чистая и благородная душа, миролюбие, благочестие, любовь а ближнему, желание творить добро. Это высокая нравственность, стремление к возвышенному. Мир может совершенствоваться, если люди захотят стать лучше. Только в таком аспекте можно говорить о Красоте как о силе, спасающей и возрождающей мир и прежде всего самого человек.

Я верю в благое будущее нашей Церкви — ведь Спаситель обещал, что «врата адовы не одолеют ее» (Мф. 16: 18).

“Для меня понятие Родины никогда не было связано ни с государственной идеологией, ни с патриотической риторикой. В духовном смысле Родина состоит из тех мест, где мы повстречались с Богом и обрели свободу. Свободу в самом высоком, я бы даже сказал, священном смысле, о котором святой апостол Павел сказал коротко и ясно: “Где Дух Господень, там свобода””.

Для христианина движение вперёд в духовном смысле заключается не в окаменевшей неподвижности, но и не в стремлении во что бы то ни стало пролететь сквозь все хитросплетения человеческого духа. И то и другое в равной степени бесплодно. Духовное движение выражается в стремлении исполнить две наибольшие заповеди: о любви к Богу и о любви к человеку. Вот почему духовное движение по своему направлению крестообразно — вверх, от земли к небу, и в стороны, от сердца к сердцу.

Мы, христиане, не можем оправдывать смертную казнь, ибо это грех убийства.

Жизнь любого человека принадлежит его Творцу, Богу. Не мы, грешные люди, даровали бытие человеку – не нам и лишать человека существования. Ведь за жизнь каждого из нас Господь Иисус Христос отдал Свою жизнь, претерпев страдания, унижения, издевательства и смерть на Кресте. В Римской империи распятие было самой унизительной и позорной казнью. Государство, казня своих граждан, каждый раз заново распинает Христа. С другой стороны, принять закон, отменяющий смертную казнь, может только достаточно сильное государство. Ибо в этом случае оно должно обеспечить такое положение дел, при котором, к примеру, преступник-убийца будет надежно изолирован в определенных условиях для его исправления.

Убиение человека немыслимо в христианстве. Церковь не мстит убийством за убийство, ибо это грех пред Богом

Служить духовно-нравственному возрождению и преображению людей — это изначальная и постоянная миссия Церкви. Церковь живет, действует, растёт среди всех народов мира. И свидетельством тому служит двухтысячелетняя история Церкви — от первой проповеди апостолов до наших дней.

«На чудо надеются те, кому недостает веры», — сильные цитаты почетного Патриаршего экзарха Беларуси митрополита Филарета

12 января 2021 года в возрасте 85 лет отошел ко Господу митрополит Филарет (Вахромеев). Многие люди называют его человеком-эпохой: будущий владыка родился в 1935 году, пережил войну, а свое служение в Церкви начал сразу после школы, став иподиаконом патриарха Алексия I (Симанского). За свою долгую жизнь он сменил много послушаний: был ректором Московских Духовных школ, председателем отдела внешних церковных сношений (ОВЦС), Патриаршим экзархом Западной Европы, а в 2009 году был одним из трех кандидатов на патриарший престол. 

«На чудо надеются те, кому недостает веры», — сильные цитаты почетного Патриаршего экзарха Беларуси митрополита Филарета

Отдельная и важная часть жизни владыки — управление Белорусской Церковью. С 1992 по 2013 год он был митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим экзархом всея Беларуси. При нем были восстановлены все исторические епархии, возобновили деятельность монастыри, а также духовные школы, которым митрополит особо уделял внимание. «Фома» публикует подборку его цитат и высказываний о себе и Церкви.  

 
… В воскресенье 22 июня (1941 года) отец взял меня с собой в магазин на Добрынинскую площадь, чтобы исполнить моё давнишнее желание — купить мне большой мяч. Здесь, на площади, мы и услышали выступление Молотова с сообщением о том, что немецкие войска нарушили нашу западную границу и бомбят многие населённые пункты. Вместо мяча я получил маленький заплечный мешок, в который мама собрала самое необходимое для тех случаев, когда объявляли воздушную тревогу.

В школе сидел за одной партой с Алёшей Ушаковым, с которым только мы вдвоём из всего класса носили на груди кресты. Мы их не снимали никогда, и все, в том числе и педагоги, знали, что мы — «верующие учащиеся». По этому поводу, правда, у нас не возникало никаких проблем…

С большим драматизмом мое решение стать монахом восприняла мама — не смогла удержаться от слёз: «А я-то думала, что понянчу твоих деток», — и так далее… Но такие настроения, естественные материнские переживания, со временем сменились радостью. Однако, присутствуя на постриге, она горько плакала, — сердце её материнское чувствовало: не всё будет гладко и радостно, ещё предстоят скорби в нашей жизни, в жизни её сына… А отец принял эту новость, как и прежде, спокойно.

«На чудо надеются те, кому недостает веры», — сильные цитаты почетного Патриаршего экзарха Беларуси митрополита Филарета

У меня нет своей жизни. Я — монах.

Конечно, я вспоминаю студенческие годы. И чем дальше от них, тем слаще эти воспоминания.

На рабочем столе в моей келии стоят портреты отца и матери. Я с ними прощаюсь, отходя ко сну, и здороваюсь утром, прося у них благословения на день грядущий.

Во время подготовки к экзаменам всегда очень много давало написание таких пособий… вы понимаете, о чём я говорю… Потом они как бы и не нужны были, потому что и без того всё помнишь. Хотя иногда на курсе распределялось: тебе вот это сделать, а тебе то… Видимо, все студенты одинаковы во все времена.

Ну, ладно: я думаю, что талантливо составленная шпаргалка действительно достойна хорошей оценки.

Можно всегда оставаться самим собой. Это мой жизненный девиз. Нечего все списывать на обстоятельства! 

«На чудо надеются те, кому недостает веры», — сильные цитаты почетного Патриаршего экзарха Беларуси митрополита Филарета

Когда я был назначен на Минскую кафедру, в городе было всего два православных прихода!

К сожалению, на светские книги просто нет времени. Но я обязательно читаю Жития святых, творения Феофана Затворника, Иоанна Златоуста, Григория Богослова. Это важно для внутреннего настроя. Необходимо читать литературу, защищающую и укрепляющую в вере.

Убежден, что жизнь каждого человека складывается промыслительно, особенно жизнь тех, кто вступил на путь служения Богу. Мне предначертан этот путь, и я должен его оберегать. Не разочаровываться в нем, а оберегать его.

Когда блаженной памяти Митрополит Никодим (Ротов) сообщил, что мне определено быть ректором Московских Духовных Школ, я сказал ему: «Владыка, ведь я никогда не был ректором…» На это он мне ответил: «Э-э, братец, тяни сам себя за уши…» Вот вам ответ и совет.

«На чудо надеются те, кому недостает веры», — сильные цитаты почетного Патриаршего экзарха Беларуси митрополита Филарета
Фото foto.patriarchia.ru

Человек приходит в мир с одной целью — постоянно работать над собой, и жизнь его надо рассматривать как процесс совершенствования, то есть преодоление трудностей и соблазнов, глубокое личное духовное дерзание.

Человек смотрит на себя и на свою жизнь из своего же времени, а Господь видит его в вечности.

На чудо надеются те, кому недостаёт веры. Вера — это труд, порою столь тяжкий, что называется «подвигом». В подтверждение приведу слова апостола Иакова о том, что «вера без дел мертва» (Иак 2, 20). 

Самое большое чудо, которое всегда перед глазами человека, но которое нужно уметь различить в суете мира, — это личная встреча с Богом. Это воистину чудо из чудес, которое способно преобразовать жизнь одной личности и всего рода человеческого. А чудеса из области сказок суть не более чем грёзы: они так же отличаются от чудес веры, как детская игра в куклы от настоящей семейной жизни.

«На чудо надеются те, кому недостает веры», — сильные цитаты почетного Патриаршего экзарха Беларуси митрополита Филарета

Фото church.by

Самая замечательная историческая личность — Господь и Бог наш Иисус Христос — Сын Божий, Сын Человеческий, рождённый, не сотворённый, единосущный Отцу.

Люди моего возраста, как правило, связывают отпуск с решением проблем здоровья.

Особых заслуг никто себе приписывать не должен.

По материалам из открытых источников.

 «Главной целью человеческого стремления найти смысл своего существования призван стать поиск той правды Божией, которая дает смысл жизни как отдельному человеку, так и человеческому роду и всей вселенной. Не в том наша забота, чтобы доказать современность Православия, но именно в том, чтобы жизнь наша была всегда правой, то есть православной в очах Божиих».

***

«Ответственность Церкви Христовой за творение — это прежде всего воспитание ответственности каждого человека за содержание собственного сердца, ибо из него исходят в мир помыслы, направленные как на его уничтожение, так и на его спасение».

***

«Господь питает, а святыня воспитывает, то есть сопровождает Божественное Таинство, способствует принятию его человеком, восполняет земными ценностями небесный дар и преподает его в совершенной полноте».

***

«Когда мы, христиане, оказываемся способными с евангельской твердостью сказать «да» и «нет», — мы побеждаем; но если мы чаще произносим «да, но…» или «нет, но…», — то неизбежно терпим поражение».

***

«Как жить?

Жить с чувством ответственности перед Богом за каждый свой — прежде всего свой! — поступок, за каждое свое — прежде всего свое! — слово».

***

«Любовь Бога к человеку не ограничивается людскими разделениями, какую бы природу они ни имели. И поэтому любовь человека к Богу измеряется способностью оказывать милость — в самом широком смысле этого слова».

***

«Доверие человека Богу есть осознанная необходимость, в рамках которой человек ограничивает свою личную свободу и доверяет все обстоятельства своей жизни в Божественное управление. Ибо никто, кроме Господа, не может спасти человека от небытия для Вечной Жизни».

***

«Дружба — это больше, чем одно из проявлений привязанности, чем один из видов любви. Дружба представляет собой состояние, которое до грехопадения было естественным для первозданного человека в его отношении ко всем и ко всему».

***

«Человек — это разумное, свободное, личностное существо, способное к бесконечному совершенствованию. Целью этого совершенствования является не приобретение каких-то сверхвозможностей, но достижение внутренней целостности духа, души и тела, или целомудрия».

***

«Совесть бессмертна, как и душа: она может в мгновение ока вспыхнуть в сердце самого закоренелого грешника и в считаные мгновения привести его к такой степени покаяния, которая иному праведнику дается трудом всей его жизни».

***

«Человек — больше мира, если под миром понимать всё, что вне человека».

***

«В человеке никогда не умирает человек, потому что в нем неуничтожим образ Творца».

***

«История творится людьми, а не безличными законами».

***

«Нам жизненно необходимо уметь молиться Богу и уметь молчать перед Богом, чтобы услышать Его слово, которое Он может сказать очень тихо именно для того, чтобы мы потрудились его услышать».

***

«Цель нашей жизни и нашей веры состоит в том, чтобы жизнь и вера были насыщены Духом Святым».

Подготовила инокиня Ольга (Великая)

20.01.2021

Христос Воскресе, дорогие!

Мы сделали подборку цитат из пасхальных посланий митрополита Филарета, которые напомнят нам о величии Праздника праздников и Торжества из торжеств –  праздника Воскресения Христова и о призвании христианина.

Художественный портрет митрополита Филарета: Варвара Иванова

1989 г.

Будем же и мы неустанно воссылать благодарение Христу, за нас умершему и Воскресшему! Будем чаще вкушать Хлеба Небесного и Чаши Жизни во святом причащении во оставление грехов своих и в жизнь вечную! Будем помнить, что все мы, пастыри и миряне, в каждом приходе нашего благословенного Белорусского края составляем единую христианскую семью, единый духовный организм, в котором, по апостолу Павлу, «…страдает ли один член, страдают с ним все члены; славится ли один член, с ним радуются все члены» (1 Кор. 12: 26). Поэтому и между нами да не будет ничего, что бы могло нарушить наше единство! Будем всегда пребывать в общей молитве, в общей надежде, любви и радости о Воскресшем Господе!

Пасха Христова3

2001 г.

Так и в нынешнее неспокойное время мы призваны объединиться и в свете Воскресения Христова уже не вспоминать обид и взаимных прегрешений, но всё простить друг другу. Ведь иначе пасхальный свет, который должен быть в нас, замещается тьмою. Но этого никогда нельзя допускать, ибо Христос Спаситель сказал о Своих последователях: «Вы — свет мира» (Мф. 5: 14).
Вспомним также и слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго, обращённые к чадам Матери-Церкви в Великопостном послании: «…Судьба мира и судьба нашего Отечества сегодня в значительной степени зависит от нас, христиан, от нашего духовно-нравственного состояния, от нашей молитвы и покаяния, от нашей способности нести благую весть и творить дела милосердия».

Пасха Христова4

2008 г.

Возлюбленные братья и сестры! Храните свою радость о Воскресении Христовом во все дни и мгновения вашей жизни! Несите её людям и щедро делитесь с ними её плодами! Ведь Христос воскрес для всех, и нам следует помнить, что лишь Ему принадлежит право избирать Себе наследие из среды людей. Будем укрепляться пасхальной радостью в испытаниях и в скорбях, потому что они пройдут, а радость Воскресения Христова не отнимется от нас!

Пасха Христова5

2012 г.

Именно к утверждению любви направлен призыв Христов: «Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди» (Ин. 14: 15). Господь зовёт нас в дерзновенной любви преодолеть собственную гордыню и в смирении сердца подняться выше собственных страстей. Только так мы приобщимся к заветному единству, которое Господь стяжал на Кресте и утвердил Своим Воскресением. Только так наше «Воистину воскресе!» из формального приветствия становится подтверждением подлинности свершившегося события — победы над смертью, победы над грехом.

Пасха Христова6

2013 г.

Дорогие мои! Подражайте Богу… и живите в любви, как Христос возлюбил нас (Еф. 5: 2). Несите радость о Воскресшем Господе в окружающий вас мир: в семьи, к соседям, родственникам и коллегам. Не бойтесь превратностей жизни века сего, но побеждайте их силой любви и молитвы, непрестанно памятуя о том, что Христос воскресе! — Воистину воскресе Христос!

Понравилась статья? Поделить с друзьями:
  • Как оформлять пословицы в тексте
  • Красивые слова с добрым утром всем
  • Русско английские пословицы и афоризмы
  • Кто придумал пословицу не в деньгах счастье
  • Пословица какой это жанр фольклора