Причины убийства старухи процентщицы цитаты

prichiny-motivy-prestuplenija-raskolnikova
Раскольников
(актер Г. Тараторкин,
кадр из фильма 1969 г.)

Родион Раскольников является главным героем романа «Преступление и наказание» Достоевского.

В этой статье представлен анализ причин и мотивов преступления Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание».

Смотрите:
— Все материалы по роману «Преступление и наказание»
— Все статьи о Раскольникове

Причины и мотивы преступления Раскольникова в романе «Преступление и наказание»

Важно понимать, что ни одна из указанных ниже причин не может служить оправданием преступлению Раскольникова или любого другого преступника.

Главная причина преступления Раскольникова 

На первый взгляд можно подумать, что Раскольников идет на убийство ради денег старухи-процентщицы. Да, молодой человек беден и ему хочется выбраться из нищеты быстро и без усилий, но деньги не являются главной причиной и мотивом убийства.

Главной причиной преступления Раскольникова становится его теория об обыкновенных и необыкновенных людях.Суть теории заключается в том, что люди якобы делятся на два вида:

  • люди гениальные, особенные, великие
  • люди обычные, то есть «материал» для великих

Раскольников решает проверить свою теорию на практике и доказать себе, что он принадлежит к числу великих людей, как Наполеон, и не является «тварью дрожащей».

      Что еще подталкивает Раскольникова к преступлению?

      Неприязнь к старухе-процентщице

      Раскольников считает старуху-процентщицу «вошью», которая недостойна жить. Он находит оправдание будущему преступлению в том, что старуха:

      • злая, жестокая и жадная женщина 
      • наживается на чужой беде, давая деньги под залог на невыгодных условиях 
      • использует свою слабоумную сестру Лизавету в качестве рабыни 
      • написала завещание, согласно которому почти все ее состояние переходит не к ее сестре Лизавете, а какому-то монастырю

      Другие обстоятельства

      Незадолго до совершения убийства в жизни Раскольникова происходит несколько событий, которые подталкивают его к преступлению:

      • Незадолго до преступления герой подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой. Раскольников как бы убеждается, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла.   
      • Накануне преступления Раскольников знакомится с пьяницей Мармеладовым и узнает историю его жизни, а также печальную историю его дочери Сони Мармеладовой, которая вынуждена зарабатывать на жизнь непристойным ремеслом. Рассказ о Соне оставляет в душе Раскольникова удручающее впечатление. 
      • Накануне убийства Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в качестве гувернантки в семье Свидригайловых. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Молодой человек против того, чтобы сестра шла замуж за подлеца ради денег. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь.
      • Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет его задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное. 
      • Накануне преступления Раскольников случайно слышит, что сестра старухи-процентщицы, Лизавета, будет отсутствовать дома в определенное время («завтра в 7 часов вечера»). 
      • Каморка Раскольникова угнетает его психику и наводит на мрачные мысли. По мнению матери героя, его комната отчасти виновата в том, что тот чувствует себя несчастным. 
      • Последние месяцы Раскольников не дает частных уроков и бросает учебу в университете. Он ничем не занимается и целыми днями проводит в своей каморке. Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть «зацикленности» на своей теории об обычных и необычных людях. Когда мономания достигает апогея, он решается проверить свою ужасную теорию. 

      Еще раз подчеркиваем, что, каковы бы ни были причины и мотивы убийства, они не оправдывают преступления Раскольникова.



      Раскольников после преступления

      Сразу после совершения преступления Раскольников понимает, что глубоко ошибался в своей ужасной теории. Он понимает, что не является «Наполеоном» и не способен ценой преступления строить «светлое будущее». Раскольников понимает, что не может жить спокойно и счастливо с таким страшным грехом на душе.

      Наказание настигает Раскольникова не на каторге в Сибири, а сразу же после преступления: душевные терзания не покидают его ни на секунду. В конце концов герой сам является с повинной в полицию и отправляется на каторгу.

      Смотрите:
      — Все материалы по «Преступлению и наказанию»
      — Все статьи о Раскольникове

      Почему Раскольников совершил преступление — убил старушку?

      В романе Фёдора Достоевского «Преступление и наказание» студент Родион Раскольников решает проверить, способен ли он на поступок, возвышающий его над «обычными» людьми. Он задумал совершить преступление, но не ради денег, а чтобы ответить на вопрос: «Тварь ли он дрожащая или право имеет?»

      Раскольников думает, что убийство скупой ростовщицы — это первый шаг на пути истребления зла, но вместе со старухой-процентщицей убивает её невинную сестру. Теория Раскольникова терпит крах. Ни одно преступление, а тем более убийство, не загладится и тысячей добрых дел.

      Вера в то, что благородная цель оправдывает ужасные средства, приводит молодого человека к отвратительному и жалкому преступлению. Убив процентщицу, он символически убивает себя самого. В конце романа у Раскольникова появляется надежда на обращение к Богу и воскресение к новой жизни.


      «Образовательный медиапроект „Минуты Чтения“» реализуется МООМС «Большая семья» с использованием гранта Президента Российской Федерации, предоставленного Фондом президентских грантов. Информационный партнер проекта — журнал «Фома».

      Почему Раскольников убил старуху-процентщицу?

      Чтобы разобраться, почему Раскольников убил старуху-процентщицу, нужно проанализировать все обстоятельства, которые подтолкнули героя к преступлению. Достоевский очень тонко сплетает все события в жизни главного героя таким образом, что у него не остаётся выбора, убивать или нет. Он двигается по единственно возможному пути – проверяет теорию, созданную самолично.

      Теория и её проверка

      Раскольников выносил и впитал своим сознанием теорию, которая стала его наваждением. Именно благодаря ей он решился на смертельный грех. Все люди, по его мнению, делятся на две группы: высшие существа, гении, великие люди, подобные Наполеону (они правят миром, вершат судьбы, добиваются успеха и богатства) и простые “твари”, которые служат “материалом” для достижения целей теми, кто сильнее и умнее. Детище Раскольникова не даёт ему покоя, он страстно желает проверить, относится ли он к первой категории людей, сможет ли он стать Наполеоном?

      Убийство не кажется ему чем-то противоестественным, греховным, если оно “приправлено” великими целями, достижением общих благ для большинства за счёт некоторого количества низших человекоединиц. Разрешив себе, таким образом, убить старуху, которая не просто “ненужный человек”, а скорее – “причина страданий” множества людей.

      Мораль, совесть и обострённое чувство справедливости подсказывает Раскольникову,что она будет идеальной жертвой. “Она жизнь чужую заедает” – говорит студент во время спора с офицером о ценности жизни “злой, жадной” старушонки. “Одна смерть и сто жизней взамен – да ведь тут арифметика!” на деньги, которые прячет старуха можно спасти множество людей от болезней нищеты, унижения и разбитых судеб. Тот факт, что Алёна Ивановна сама может помереть в любой момент, а её средства перейдут в монастырь, а не на благо неимущих подстёгивает Родиона выбрать именное её в качестве объекта проверки своей теории. Ему не жалко старуху, он искренне ненавидит её за жестокость, скупость, за образ жизни и за то, что она наживается на чужом горе.

      Нищета и бедственное положение семьи

      Сам Родион находится в крайне бедственном состоянии – у него нет работы, денег, зато есть огромный долг за жильё. Сестра Дуня вынуждена выйти замуж за подлеца Лужина, которого она не любит. Это “сделка” призвана улучшить положение семьи, спасти мать и брата от нищеты. Раскольников искренне любит сестру и страдает от невозможности спасти её от ужасного решения. Кроме того, накануне преступления Родион узнаёт о семье Мармеладовых, о Соне и её унизительном положении.

      Пытаясь спасти всех, борясь за правду и справедливость, молодой человек убеждает себя в неизбежности и великой необходимости избавления мира от ужасной старухи. Обстоятельства складываются так, что Раскольников случайно подслушивает разговор, в котором незнакомые обсуждают старуху-процентщицу, её жадность, говорят о том, как она издевается над собственной сестрой. Этот разговор становится знаком свыше, который приводит к окончательному решению. В тот же вечер Родион узнаёт, что на следующий день, около семи вечера, старуха будет дома одна. Паззлы складываются в общую картинку – дороги назад уже нет.

      Психологическое состояние

      Отсутствие постоянного занятия, возможность много времени проводить наедине с собой, чувство вины за страдания и нищету родных – всё это стимулирует развитие ситуации. В маленькой комнатушке, похожей на клетку, которая душит, давит на психику рождается зловещая теория, обретает силы и перерастает в ужасный план. Ряд причин становится мотивом к действию. Студент жаждет проверить свою теорию и, вместе с тем, он совершенно не готов к настоящей смерти, к убийству. Душа Раскольникова неистово сопротивляется, он слишком человечен, добр, сострадателен, имеет тонкую натуру – но механизм запущен и пути назад нет.

      В нашей статье даётся подробный ответ на вопрос, зачем Раскольников убил старуху-процентщицу. Этот материал будет полезен для полного понимания замысла автора и смысловой стороны произведения.

      Посмотрите, что еще у нас есть:

      Тест по произведению

      Доска почёта

      Доска почёта

      Чтобы попасть сюда — пройдите тест.

      • Яков Леонов

        15/16

      • Марина Шуралева

        15/16

      • Андрей Лещенко

        14/16

      • Оксана Семенова

        16/16

      • Александр Нихаев

        16/16

      • Елена Лазо

        16/16

      • Аслан Манеракрутимир

        16/16

      • Танзиля Гусейнова

        16/16

      • Сергей Кочуров

        13/16

      • Татьяна Бакунина

        16/16

      Главный герой романа «Преступление и наказание» (1866), Родион Раскольников, во время ограбления, убивает старуху процентщицу и ее сводную сестру Лизавету, ставшую случайной свидетельницей преступления. Основными причинами по которым образованный молодой человек решается на преступление являются его теория о «необыкновенных» людях, а также желание разбогатеть и помочь своей семье.

      Убил по теории

      Главной причиной преступления Раскольникова, по его собственным словам, стала его теория заключающаяся в фразе — «Тварь ли я дрожащая или право имею». По мнению Раскольникова, все люди делятся на две категории: на низших и на высших людей:

      «Я только в главную мысль мою верю. Она именно состоит в том, что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово.»
      — Раскольников в разговоре с Соней. Часть 3, глава V

      Высшие люди, такие как Цезарь или Наполеон, реализуют великие цели и идеи. Если такому человеку требуется для реализации своей идеи, перешагнуть хотя бы и через труп, через кровь, то он внутри себя, может дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Низшие люди живут в послушании и любят быть послушными.

      Этой теорией Раскольников оправдывает свое преступление перед посвященными в его тайну и, главное, перед самим собой. Тем не менее он никак не объясняет в чем именно заключаются его «великие цели и идеи».

      «Дверь за собой забыл притворить, а убил, двух убил, по теории. Убил, да и денег взять не сумел, а что успел захватить, то под камень снес.»
      — Следователь Порфирий Петрович. Часть 6, глава II

      Деньги

      Раскольников был очень бедным человеком. Из-за нехватки денег он был вынужден бросить университет, так же как и его друг Разумихин, но в отличии от последнего, Раскольников ничего не делает чтобы изменить свою жизнь. Ранее он давал частные уроки, но бросил и это занятие. С тех пор, он целыми днями лежит дома, «как мешок», и ничего не делает. Когда служанка Настасья упрекает его за это, Раскольников заявляет что не желает работать за копейки, а хочет разбогатеть одним разом:

      — Что делаешь?
      — Работу…
      — Каку работу?
      — Думаю, — серьезно отвечал он помолчав.
      — Денег-то много, что ль, надумал? — смогла она наконец выговорить.
      — Без сапог нельзя детей учить. Да и наплевать.
      — А ты в колодезь не плюй.
      — За детей медью платят. Что на копейки сделаешь? — продолжал он с неохотой, как бы отвечая собственным мыслям.
      — А тебе бы сразу весь капитал?
      Он странно посмотрел на нее.
      — Да, весь капитал, — твердо отвечал он помолчав.
      — Часть 1, Глава III

      Отсутствие занятости отчасти становится причиной его мономании, то есть «зацикленности» на своей теории.

      О том, что решающее значение для совершения преступления имели деньги пишет и сам Достоевский в письме к издателю М. Н. Каткову:

      «Молодой человек, исключенный из студентов университета, мещанин по происхождению, и живущий в крайней бедности, по легкомыслию, по шатости в понятиях поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения. Он решился убить одну старуху, титулярную советницу, дающую деньги на проценты. »
      — Ф. М. Достоевский, письмо к М. Н. Каткову. 10 (22) — 15 (27) сентября 1865 г

      Мнения о том, что первостепенную роль играла именно нажива, придерживался и знаменитый критик Д.И. Писарев:

      «Всю свою теорию Раскольников построил исключительно для того, чтобы оправдать в собственных глазах мысль о быстрой и легкой наживе. Он почувствовал желание прибегнуть, при первом удобном случае, к бесчестным средствам обогащения. В его уме родился вопрос: чем объяснить себе это желание? Силой или слабостью? Объяснить его слабостью было бы гораздо проще и вернее, но зато Раскольникову было гораздо приятнее считать себя сильным человеком и поставить себе в заслугу свои позорные размышления о путешествиях по чужим карманам.»
      — Д. И. Писарев, «Борьба за жизнь» (1867)

      Помощь семье

      Накануне преступления Раскольников получает письмо от матери, в котором говорится о предстоящей свадьбе его сестры Дуни с подлецом Лужиным, а также о страданиях Дуни в качестве гувернантки в доме Свидригайловых из-за того, что взяла в задаток деньги чтобы выслать их брату. Раскольников чувствует свою вину за то, что вынуждены терпеть его мать и сестра. Раскольников злится на себя за то, что не может дать матери и сестре достойную жизнь:

      «Это всё ведь вздор, почти одна болтовня! Видишь: ты ведь знаешь, что у матери моей почти ничего нет. Сестра получила воспитание, случайно, и осуждена таскаться в гувернантках. Все их надежды были на одного меня. Я учился, но содержать себя в университете не мог и на время принужден был выйти. Если бы даже и так тянулось, то лет через десять, через двенадцать (если б обернулись хорошо обстоятельства) я все-таки мог надеяться стать каким-нибудь учителем или чиновником, с тысячью рублями жалованья… (Он говорил как будто заученное). А к тому времени мать высохла бы от забот и от горя, и мне все-таки не удалось бы успокоить ее, а сестра… ну, с сестрой могло бы еще и хуже случиться!..»
      — Раскольников в разговоре с Соней Мармеладовой. Часть 5, глава IV

      Незадолго до преступления Раскольников видит на улице пьяную обманутую девушку на бульваре. Это печальное зрелище заставляет его задуматься о судьбе своей бедной сестры Дуни. Раскольников переживает, что из-за нищеты с Дуней может случиться что-то подобное.

      При этом, зная о бедственном положении его родных, Раскольников не работает и принимает деньги которые присылает ему мать, беря их в под процент у местного купца.

      «Наполеоном сделаться»

      Сам Раскольников подчеркивает, что главной причиной его преступления являются не деньги, и не благородные мотивы, а желание доказать самому себе, что согласно его теории он относится к «необыкновенным» людям:

      «Не для того я убил, чтобы, получив средства и власть, сделаться благодетелем человечества. Вздор! Я просто убил; для себя убил, для себя одного: а там стал ли бы я чьим-нибудь благодетелем или всю жизнь, как паук, ловил бы всех в паутину и из всех живые соки высасывал, мне, в ту минуту, всё равно должно было быть!.. И не деньги, главное, нужны мне были, Соня, когда я убил; не столько деньги нужны были, как другое… Я это всё теперь знаю… Пойми меня: может быть, тою же дорогой идя, я уже никогда более не повторил бы убийства. Мне другое надо было узнать, другое толкало меня под руки: мне надо было узнать тогда, и поскорей узнать, вошь ли я, как все, или человек? Смогу ли я переступить или не смогу! Осмелюсь ли нагнуться и взять или нет? Тварь ли я дрожащая или право имею…»
      — Раскольников. Часть 5, глава IV

      Главным мотивом его притупления, становится желание доказать самому себе, что он «право имеет»:

      «— А что и в самом деле! — сказал он, как бы надумавшись, — ведь это ж так и было! Вот что: я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил… Ну, понятно теперь?»
      — Раскольников. Часть 5, глава IV

      Неприязнь к старухе-процентщице

      Незадолго до преступления герой подслушивает разговор двух незнакомцев в трактире. Незнакомцы обсуждают злую старуху-процентщицу, которая портит людям жизнь и плохо обращается со своей сестрой Лизаветой. Раскольников как бы убеждается, что многие люди ненавидят процентщицу и желают ей зла. Раскольников считает старуху-процентщицу «вошью», которая недостойна жить:

      Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную.
      — Раскольников. Часть 5, глава IV.

      Примечательно и то, что хотя в конце романа Раскольников сознался в содеянном, он не раскаивался в своем преступлении:

      «Ну чем мой поступок кажется им так безобразен? — говорил он себе. — Тем, что он — злодеяние? Что значит слово «злодеяние»? Совесть моя спокойна. Конечно, сделано уголовное преступление; конечно, нарушена буква закона и пролита кровь, ну и возьмите за букву закона мою голову… и довольно!»
      — Раскольников. Эпилог. Часть 2

      ­­Достоевский, описывая убийство старухи-процентщицы показывает,что,
      уверенный в своей идее, Раскольников вовсе не уверен в том, что сможет
      реализовать ее. Отсутствие ясности в мыслях и страх пронизывают его
      тело: “Он вошел к себе, как приговоренный к смерти…

      Всем
      существом своим вдруг почувствовал, что нет у него более ни свободы
      рассудка, ни воли v что все вдруг решено окончательно”. Мы видим, что
      Раскольников идет на преступление, как человек, потерявший господство
      над самим собой. Он настолько сжился со своей теорией, что вопреки
      сомнениям поддался соблазну её практического осуществления.

      Достоевский
      утверждает: над душами людей могут властвовать не только чувства и
      страсти, но и отвлечённые теории; они обладают способностью воспламенять
      душу человека, порабощать его сознание и волю. Раскольниковым
      теоретически был продуман каждый его практический шаг.

      Были
      сосчитаны шаги от каморки Раскольникова до квартиры старухи. Была
      сделана «проба», во время которой герой запомнил расположение комнат и
      подсмотрел, куда старуха прячет деньги. Все шаги к преступлению, которое
      готовил герой, приводят его к мысли: он прав, отступать нельзя.
      Но
      Раскольников не может сосредоточиться, его отвлекают посторонние
      соображения. Нелепо и его поведение в дверях квартиры
      старухи-процентщицы («он чуть не вытащил её, вместе с дверью, на
      лестницу»).

      Стихийность и в самом убийстве («расстегнул пальто и
      высвободил топор, но не вынул совсем… руки были слабы… ему слышалось,
      как они …немели и деревенели… он боялся… вдруг голова как бы
      закружилась… вынул топор…, взмахнул его обеими руками, едва себя
      чувствуя, …почти машинально опустил на голову обухом»Состояние страха и
      ужаса, которые ощущает герой, закономерны. Само действие убийства
      человеком человека уже
      противоестественно. Раскольников пока не понимает, что совершил ошибку.

      На
      мгновение герою захотелось всё бросить и уйти. Затем ему показалось,
      что старуха ожила, и он возвращается в комнату и замечает на шее старухи
      кошелёк; долго возится с ключами, забыв о наблюдениях на пробе. Старуха
      убита.

      Вроде всё, что хотел герой, сделано. Но тут возвращается
      домой Лизавета – одно из тех беззащитных существ, ради которого герой
      допускал «кровь по совести».
      Убивая Лизавету, Раскольников вопреки
      расчетам превращается не в благодетеля, а во врага слабых людей.
      Получается, что Раскольников ударил топором
      не только по
      старухе-процентщице, но и по своей теории: он неожиданно убивает и
      Лизавету — ту самую “униженную и оскорбленную”, ради которой, как он
      пытается внушить себе, и был поднят топор.

      С этого времени в душе
      Раскольникова, раздираемой муками совести, поселяется страх перед
      разоблачением, который травит его изо дня в день и не дает почувствовать
      ту свободу, к которой он так стремился.

      Ощущение превосходства
      над всеми так и не приводит к желаемому.

      Желание чем-то заполнить
      душевный вакуум начинает принимать болезненные, извращенные формы,
      напоминающие тягу к самоистязанию. Героя тянет в дом старухи, и он идет
      туда, еще раз слушает, как отзывается мучительным, но все-таки живым
      чувством в иссохшей душе звон колокольчика, который в момент
      преступления глубоко потряс его.


      Анализ эпизода «Убийство старухи процентщицы» (2 пример)

      Основа
      всего романа «Преступление и наказание» заключатся в «преступлении», а
      именно в убийстве. Этот момент в произведении играет ключевую роль, ведь
      именно он «включает» основную цепочку действий, поэтому достаточно
      важно правильно сделать анализ этого эпизода. Убийство Раскольниковым
      старухи-процентщицы происходит в самом начале романа, и после него уже
      идёт основное действие с тем самым «наказанием».

      В основе
      преступления лежит теория Родиона Раскольникова о делении людей на
      «право имеющих» и «тварей дрожащих». Именно эта идея в голове героя
      привела его к жестокому убийству и, как следствие, наказанию за
      содеянное. Саму теорию воспринимает и одобряет «тёмная сторона»
      персонажа, которая презирает слабых людей и восхищается такими, как
      Наполеон. Светлая же пытается бороться с заблуждениями разума и привести
      к искуплению, к примеру, при помощи снов, которые достаточно важны в
      романе.

      Сама теория направлена на выявление в обществе якобы
      слабых и сильных людей, а Раскольников стремится доказать себе, что он
      относится ко вторым. Вся его идея заключается в том, что человечество
      делится на два лагеря: на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Первые
      якобы живут без смысла и нужны как какое-то «топливо» для вторых,
      которые будто бы важнее остальных. В реальности это не так, и
      Достоевский доказывает это примером главного героя, который спустя время
      и испытания смог разубедиться в своих заблуждениях.

      То, почему
      Раскольников покушается на жизнь старухи-процентщицы, лучшим образом
      демонстрирует, на что способны спровоцировать человека заблуждения его
      разума. Родион был готов совершать страшнейшие поступки ради теории и
      собственного эгоизма:

      Герой принёс бабку и её сестру, как он
      считал, «в жертву» во благо чужого счастья, хотя на самом деле сделал
      это исключительно для себя самого.
      Никакого альтруизма в теории
      Раскольникова нет, им двигало только желание «оправдать» себя и
      причислить к «право имеющим», к таким, как его кумир Наполеон.

      Теория
      с самого начала неверна, так как люди не могут делиться на «тех, кого
      убивают» и «тех, кто убивает». Часть самого героя старается разубедить
      его в верности теории, большую роль в этом играют сны Родиона.
      Человеческая
      жизнь ценна абсолютно одинаково, и совершенно не имеет значения,
      хороший человек или плохой, он, так же, как и все, имеет право на жизнь,
      и никто не может её у него забирать.

      Может показаться, что
      рассуждение на тему, кого же убил Раскольников, немного нелепо, ведь
      понятно же, что старушку и её сестру, однако не всё так просто. Само
      убийство лишь начало цепочки событий, ведущих к гибелям ни в чём не
      виновных людей. Можно сказать, что этих двух Родион убил
      собственноручно, но есть и другие жертвы:

      • Старуха-процентщица.
        Единственная «запланированная» жертва героя, которую он зарубил топором
        якобы, чтобы помочь семье, забрав у неё свой заклад и деньги.
      • Сестра
        бабки, Лизавета. Становится случайным свидетелем убийства, за что
        Родион её убивает, хотя изначально не планировал этого делать. Возможно,
        именно её смерть сильно подкосила героя и запустила процесс
        развенчивания всей теории.
      • Ребёнок Лизаветы. Существуют мнения и
        версии, что сестра процентщицы была беременна, поэтому, убив девушку,
        Раскольников, возможно, ещё и убил нерожденного младенца.
      • Мать
        героя, Пульхерия Раскольникова. Не выдержав наказания сына, скончалась.
        Таким образом, можно понять, что сам Родион довёл мать до смерти своими
        действиями, поэтому его также можно назвать её убийцей.
      • Сам
        Родион. Убив старуху, Раскольников полностью переменился и в конце даже в
        каком-то роде переродился. Получается, что он убил «старого» себя или
        же свою «тёмную» личность. Это доказывают слова самого персонажа: «Я
        ведь не старушонку убил, я себя убил!».
      • Действия Родиона в сцене
        с убийством старухи запустили основной механизм всего произведения.
        Преступление дало старт наказанию, которое, в первую очередь, сам
        Раскольников создавал для себя.

      Он начал активную борьбу с
      самим собой и пришёл к искуплению, на пути к которому ему сильнейшим
      образом помогла Соня Мармеладова и немаловажную роль сыграли Порфирий
      Петрович и Аркадий Свидригайлов.


      Убийство старухи-процентщицы Раскольниковым

                                  В
      романе “Преступление и наказание” Ф.М. Достоевский тщательно прорисовал
      время и общество, которые толкают человека на совершение преступления.
      Доведённый до отчаяния человек создаёт собственную теорию, которая
      должна изменить его жизнь, а вседозволенность – решить проблемы других
      страдающих. Совершённое Раскольниковым убийство старухи-процентщицы –
      это результат крайнего отчаяния загнанного  жизнью в угол
      человека.            

                  Вынашивая свою теорию,
      Раскольников с каждым днём всё больше убеждается в своей правоте, ему
      кажется откровением то, что поначалу он считал шуткой. Герой причисляет
      себя к числу исключительных людей, которым разрешено всё – даже
      убийство. Если цель принесёт благо большинству, то можно преступить
      через то, что считается законом – божьим и человеческим. Жестокость
      теории не смущает Родиона, ведь не все человекоединицы одинаково ценны.
      Он сам разрешает себе выбрать жертву, которая будет участвовать в
      эксперименте. Цель этого действа – подтвердить, что он тоже “великий”,
      не “материал” и не “вошь”.

      Ошибка Раскольникова в том, что
      человеческая жизнь одинакова ценна, кем бы ни был другой человек –
      злодеем или святым. Люди не должны решать, кому жить, а кого можно
      лишить жизни; не они создали этот мир, не им и вершить судьбы.
      Обстоятельства складываются таким образом, что всё будто бы подталкивает
      Родиона к убийству старухи: он случайно подслушивает разговор Лизаветы,
      становится свидетелем беседы людей, осуждающих Алёну Ивановну,
      встречает пьяную обманутую девушку и ему становится страшно за судьбу
      своей сестры.

      Нельзя сказать, что Раскольников готовился к
      убийству хладнокровно и бесчувственно: он переживает, его разрывают на
      части мысли о необходимости что-то изменить, помочь всем знакомым,
      которые крайне нуждаются в деньгах, спасти сестру от брака с нелюбимым.
      Накануне преступления он видит сон о лошади, где её, маленькую и
      беззащитную забивает насмерть пьяная толпа. Человечность старается
      победить, подсознание кричит о том, что он совершает ошибку, но механизм
      не остановить. Родион приходит к старухе, вручает ей заклад, его голос
      срывается…Раскольников убивает старуху-процентщицу. Фатальность этой
      сцены просто гениальная: автор показывает убийство глазами убийцы,
      который по сути является жертвой… Жертвой своей философии, которая
      заставит его страдать гораздо страшнее, чем может представить себе
      герой.           

                              Душевные терзания,
      сны, осознание собственной слабости, несостоятельности убивают героя на
      протяжение долгих лет. Такое наказание страшнее любой казни, любого
      приговора. Раскольникову приходится убить не только старуху, но и её
      сестру Лизавету, которая случайно вернулась домой и стала невольной
      свидетельницей. Всё, что он делает в этот момент происходит будто бы во
      сне, молодой человек находится на грани потери сознания, не отличает
      реальность от забытья. Взяв драгоценности, он покидает дом старухи и
      прячет их, чтобы после воспользоваться добром во благо нуждающихся.

      Теория
      терпит провал, все последующие дни Раскольников проводит в страшных
      муках: ему мерещится неотвратимость наказания, все кажутся
      подозрительными, даже родные становятся чужими и далёкими, ведь теперь
      его со всем миром разделяет страшная тайна. Раскольникову снится сон,
      где он пытается убить старуху, а она смеётся над ним, смех слышен
      повсюду. Мучимый совестью, после разговора с Сонечкой Мармеладовой он
      решает пойти с повинной в полицию и осуществляет задуманное. В последней
      главе романа герой всё таки понимает, как он был не прав, видит ужасные
      плоды своей философии. Любовь к Соне меняет его жизнь и даёт шанс на
      исцеление.

      Нельзя сказать, что Раскольников готовился к
      убийству хладнокровно и бесчувственно: он переживает, его разрывают на
      части мысли о необходимости что-то изменить, помочь всем знакомым,
      которые крайне нуждаются в деньгах, спасти сестру от брака с нелюбимым.
      Накануне преступления он видит сон о лошади, где её, маленькую и
      беззащитную забивает насмерть пьяная толпа. Человечность старается
      победить, подсознание кричит о том, что он совершает ошибку, но механизм
      не остановить. Родион приходит к старухе, вручает ей заклад, его голос
      срывается…Раскольников убивает старуху-процентщицу. Фатальность этой
      сцены просто гениальная: автор показывает убийство глазами убийцы,
      который по сути является жертвой… Жертвой своей философии, которая
      заставит его страдать гораздо страшнее, чем может представить себе
      герой.           

                              Душевные терзания,
      сны, осознание собственной слабости, несостоятельности убивают героя на
      протяжение долгих лет. Такое наказание страшнее любой казни, любого
      приговора. Раскольникову приходится убить не только старуху, но и её
      сестру Лизавету, которая случайно вернулась домой и стала невольной
      свидетельницей. Всё, что он делает в этот момент происходит будто бы во
      сне, молодой человек находится на грани потери сознания, не отличает
      реальность от забытья. Взяв драгоценности, он покидает дом старухи и
      прячет их, чтобы после воспользоваться добром во благо нуждающихся.

      Теория
      терпит провал, все последующие дни Раскольников проводит в страшных
      муках: ему мерещится неотвратимость наказания, все кажутся
      подозрительными, даже родные становятся чужими и далёкими, ведь теперь
      его со всем миром разделяет страшная тайна. Раскольникову снится сон,
      где он пытается убить старуху, а она смеётся над ним, смех слышен
      повсюду. Мучимый совестью, после разговора с Сонечкой Мармеладовой он
      решает пойти с повинной в полицию и осуществляет задуманное. В последней
      главе романа герой всё таки понимает, как он был не прав, видит ужасные
      плоды своей философии. Любовь к Соне меняет его жизнь и даёт шанс на
      исцеление.

      Понравилась статья? Поделить с друзьями:
    • Люди строят стены вместо мостов цитата
    • Арабские пословицы и поговорки по темам
    • Цитаты вовы братишкина
    • Смысл пословицы спать без задних ног
    • Цитаты о медицинских работниках